Владимир Осташко решил воплотить в Татарстане свою «американскую мечту» – коттеджный поселок со взлетно-посадочной полосой, ангарами и прочей авиационной атрибутикой Владимир Осташко решил воплотить в Татарстане свою «американскую мечту» — коттеджный поселок со взлетно-посадочной полосой, ангарами и прочей авиационной атрибутикой

билет в небо от 5 млн рублей

Рай для авиаторов-любителей собирается создать в Лаишевском районе Татарстана московский застройщик, генеральный директор АО «Девелоперская корпорация „Антей“» Владимир Осташко. Будущая авиадеревня по-лаишевски — это 30 каркасных коттеджей площадью в 102, 145, 258 и 280 кв. м, большой искусственный водоем, парковая часть вокруг него, земля под теплицы и другие сельхозугодья, культурный и бизнес-центры, кафе.

Но самое главное — буквально в 200 м от жилой зоны протянется 800-метровая взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, способная принимать самолеты массой до 5 т, а также большой ангар для летательных аппаратов и командно-диспетчерский пункт.

Проект разрабатывает собственное архитектурное бюро Осташко.

Неподалеку от Александровского предпринимателю понравилось место — ничто не мешает полетам и при этом относительно недалеко (60 км) от КазаниЧтобы увеличить, нажмите

В поселке Александровском, что неподалеку от Лаишево, предпринимателю понравилось место — ничто не мешает полетам и при этом относительно недалеко (60 км) от Казани. Кроме того, по данным «БИЗНЕС Online», проект авиадеревни пришелся по душе главе Лаишевского района Михаилу Афанасьеву

По нашим данным, проект поддерживает глава Лаишевского района Михаил Афанасьев (справа)Фото: Ирина Ерохина

Заметим, в последнее время уже несколько глав районов РТ продемонстрировали повышенный интерес к авиационным проектам. Так, администрацию Елабуги не покидает надежда на восстановление старого аэродрома, причем в виде авиационно-промышленного комплекса. О строительстве новой ВПП задумалось руководство Спасского района. Но пока движения по обеим идеям нет. Продолжение получила лишь инициатива снизу в Арском районе, где при содействии администрации авиаторы-любители арендовали и восстановили заброшенную площадку сельхозавиации.

У Афанасьева есть явное преимущество: в районе уже имеется аэропорт («Казань»), минимум пара аэродромов (например, «Караишево»), сервис по обслуживанию и тюнингу воздушных судов («Тулпар Аэро Групп»), учебное заведение с авиатехническим уклоном (Лаишевский технико-экономический техникум) и даже немного авиастроение (площадка фирмы «МВЕН»).



В Лаишевском технико-экономическом техникуме среди прочих готовят и авиационных технарейФото: Сергей Елагин

На кого рассчитан проект авиадеревни? Осташко отмечает, что Казань — город авиационный; хотя малая авиация здесь по сравнению с Москвой развита слабо, интерес к ней большой, летает немало частных самолетов и вертолетов. «Вместе с тем человек, который купил воздушное судно, приобрел кучу проблем: где его держать, обслуживать, заправлять, — говорит Осташко. — И мы предлагаем все это, плюс жилье поблизости, которое можно купить или взять в аренду, а можно и в гостинице поселиться (там будет номеров 40)».

По словам Осташко, купить дом в авиадеревне сможет любой желающий, то есть человек не обязательно должен владеть воздушным судном. Правда, многих может отпугнуть немалая стоимость входного билета в «небесную» деревню. Цена самого маленького коттеджа, 102-метрового, будет начинаться от 5 млн рублей. Причем сам автор проекта не советует далеким от авиации людям селиться рядом с энтузиастами воздухоплавания. «Непривычно им будет — шумно, — предупреждает Осташко. — Я-то и мне подобные к шуму самолетов и вертолетов привыкли. Да и какой смысл обычному человеку покупать там дом, разве что он неравнодушен к авиации и ему нравится смотреть за полетами».

На реализацию проекта необходимо приблизительно 250 млн рублей, около 50 млн из которых уже вложено


Увеличения интенсивности частных полетов автор проекта намерен добиться благодаря транзиту и подмосковной авиабазе «Воздушная гавань» в районе Серпухова, построенной Осташко некоторое время назад. «Ребята, которые у меня там базируются, говорят: мы обязательно к тебе полетим в Казань, — рассказывает бизнесмен. — Можно организовать серьезный транзит для тех, кто летит из Челябинска, Красноярска, Новосибирска и других городов — как с востока на запад, так и наоборот». Плюс Осташко уверен, что столица РТ сегодня всем интересна: «Казань — это научный, промышленный, спортивный, туристический и культурно-религиозный центр. В нее много вкладывали, и сегодня это один из лучших городов России».

Одним из привлекательных моментов может стать и возможность обучения в авиадеревне на пилота авиации общего назначения (АОН) — сейчас об этом договариваются с домодедовским учебным центром авиакомпании S7. «Желающих летать очень много, в том числе в Татарстане», — уверен Осташко.

Среди прочих воздушных судов, в собственности Владимира Осташко итальянский Tecnam P2006T Среди прочих воздушных судов в собственности Владимира Осташко итальянский Tecnam P2006T

«ГЛАВНОЕ — НАЧАТЬ ЛЕТАТЬ»

Почему вообще идея авиадеревни родилась у застройщика? Осташко — поклонник авиации. В детстве хотел быть военным летчиком, но из-за хоккейной травмы путь в летное училище оказался закрыт. Зато сын, по словам бизнесмена, «летает на всем». Впрочем, в Осташко-старшем мечта о небе не умерла: в 59 лет (сейчас ему 64) он освоил пилотирование одно- и двухдвигательных самолетов, а в 60 — вертолета. В собственности бизнесмена — самолеты Tecnam P2002 Sierra, Tecnam P2006T, вертолеты Robinson R-44 и Ми-2.

Осташко уверяет, что, хотя у него есть строительные проекты в Подмосковье, дальнейшую свою жизнь он связывает с Татарстаном. В строительных кругах РТ известен стартовавшим в 2006 году мегапроектом поселка «Светлое» на 28 тыс. жителей в Пестречинском районе. Как рассказал «БИЗНЕС Online» сам предприниматель, проект очень масштабный, идет непросто, но, несмотря на все сложности, постепенно продвигается. Построено почти 200 многоквартирных и односемейных домов, в которых уже проживают примерно 7 тыс. человек. По всей видимости, у Осташко налажено неплохое взаимодействие с властями РТ — судя по косвенным данным, идея «Светлого» изначально была поддержана руководством Татарстана. Видимо, некое «благословение» есть и в отношении лаишевской авиадеревни.

В планах — 800-метровая взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, способная принимать самолеты массой до 5 тонн, а также большой ангар для летательных аппаратов и командно-диспетчерский пункт


Идеей создания коттеджного поселка для пилотов-любителей Осташко проникся в США, когда в 90-х ездил туда за малоэтажными домостроительными технологиями: «Там примерно 600 поселков для авиаторов, — говорит бизнесмен. — И у нас можно сделать не хуже».

Нет ли у него сомнений? Ведь подобные проекты в России уже заявлялись, но не пошли. К примеру, пять лет назад инвесторы из Петербурга намеревались построить авиадеревню в Новгородской области, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. «Этим проектом занимались летчики, а не строители, экономисты и финансисты, поэтому многое изначально не учитывали, — отмечает наш собеседник. — У нас же идеальное сочетание — девелоперы с 30-летним опытом работы в отрасли, увлекающиеся авиацией». К слову, Осташко — доктор экономических наук.

Будущая авиадеревня — это 30 коттеджей, большой искусственный водоем, парковая часть вокруг него, земля под теплицы и другие сельхозугодья, культурный и бизнес-центры, кафе


По словам президента Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) Владимира Тюрина, ни одного проекта классической авиадеревни в России до сих пор не реализовано, хотя идеи были. Как более-менее схожую концепцию он в беседе с «БИЗНЕС Online» привел только Доброград во Владимирской области, но уточнил, что авиационная часть там находится в нескольких километрах от поселения.

В авиадеревне планируется построить 30 каркасных коттеджей площадью в 102, 145, 258 и 280 кв. метров. Стоимость дома начинается от 5 млн рублей


В Александровском же планируется полноценная и при этом компактная воздушная гавань малой авиации. Купленные Осташко 5 лет назад 47 га земли сельхозназначения поделены на три части: одна такой и осталась, вторая переведена в земли ИЖС, третья — в земли транспорта. «Необходимые бюрократические процедуры пройдены, проект планировки авиадеревни согласован и утвержден, осталось завершить проект ВПП, которую мы уже отсыпали,  — рассказывает Осташко. — На сегодня почистили водоем, весной начнем делать дома, парк, гостиницу и твердое покрытие полосы. Получены технические условия на электроснабжение, газоснабжение, выполнена скважина для водоснабжения, в Лаишево построен дом для будущих работников авиадеревни… Принцип такой: что-то сделали и тут же начали эксплуатировать. Главное — начать летать».

Большой искусственный водоем


На реализацию проекта отводится примерно три года. «Одномоментно такое количество денег не получится привлечь», — объясняет бизнесмен. По его словам, необходимо приблизительно 250 млн рублей, около 50 млн из которых уже вложено.

Азат Хаким: «Аэродром ведь правильного ухода требует, и для чего — чтобы один раз в месяц взлететь с него?» Азат Хаким: «Аэродром ведь правильного ухода требует, и для чего — чтобы один раз в месяц взлететь с него?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ У ВСЕХ АВИАТОРОВ ЕСТЬ ДЕНЬГИ. СКОРЕЕ НАОБОРОТ»

В Татарстане зарегистрировано лишь несколько десятков частных легких самолетов и вертолетов. Достаточно ли это «критическая масса» для реализации подобных проектов?

«Я не вижу в Татарстане 30 частных самолетов и уж точно не вижу 30 состоятельных людей со своими воздушными судами, кто бы по достатку мог заинтересоваться таким предложением, как жилье и обслуживание воздушного судна в авиадеревне, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ один из основателей аэроклуба „Авиатор“ (аэродром „Казанбаш“, Арский район) Тимур Умаров. — Не у всех авиаторов есть деньги. Скорее наоборот: для большинства из них самолет идет в ущерб благосостоянию. Транзит? Для этого надо, чтобы в России была хотя бы тысяча активно летающих, зарегистрированных по всем правилам самолетов малой авиации. Аренда? Кто-то, конечно, будет прилетать, но не массово: даже на профильные фестивали если прилетает 30 бортов, это уже много. И потом с точки зрения туризма Лаишево место совершенно не выдающееся — люди, которые могут себе позволить перелет, предпочтут, например, Крым».

Эксперт отметил, что лаишевский проект отличается от аналогичных зарубежных тем, что там их реализуют изначально договорившиеся единомышленники, «а не так, что я придумал, построил, а резиденты найдутся».

Умаров считает, что проект вряд ли окупится, во всяком случае, в обозримом будущем. Разве что часть инвестиций удастся вернуть за счет продажи коттеджей обычным людям, для которых наличие ВПП станет своего рода бонусом. «У самого Осташко самолет, видимо, есть, вот он и будет летать-кайфовать, — говорит один из основателей аэроклуба „Авиатор“. — А когда-то и другие смогут присоединиться… Наверное, у инвестора просто денег много и не жалко потратить их на полосу».

Схожей с Умаровым точки зрения придерживается председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким. Он уверен, что такой проект в России может жить только в формате достаточно разорительного хобби: максимум — самоокупаемость, и то только при условии объединения сил многих любителей.

При этом в беседе с «БИЗНЕС Online» Хаким высказал неожиданную для авиатора мысль о том, что появление в последнее время немалого количества находящихся поблизости друг от друга частных аэродромчиков — зло: «Сегодня каждый человек с деньгами старается заиметь свой аэродром. В Лаишевском районе их уже штук пять. Это неправильно, бардак! По-хорошему договориться бы и сделать один нормальный аэродром, а не кучу площадок в радиусе 100 километров. Но у нас, видно, нужна еще смена одного-двух поколений, чтобы люди научились договариваться, сотрудничать в таких интересных проектах. Это и вопросы безопасности, к тому же рано или поздно все равно придется деньги считать, даже если они дурные. Аэродром ведь правильного ухода требует, и для чего — чтобы один раз в месяц взлететь с него?»

В прошлом году в районе Александровского уже начались строительные работы. Всего на реализацию проекта отводится примерно три годаЧтобы увеличить, нажмите

«ТАТАРСТАН ВЫДЕЛЯЛСЯ НА АВИАЦИОННОЙ КАРТЕ, НО СИТУАЦИЯ РЕЗКО ПОМЕНЯЛАСЬ»

По мнению Хакима, дело не только в том, что люди не умеют договариваться, но и в том, что в Татарстане сегодня нет силы, объединяющей авиаторов. Ранее, напомним, они группировались вокруг местного управления Росавиации и конкретно его руководителя Шавката Умарова, который много сделал для развития АОН в республике и заодно организовал собственный семейный бизнес в этой отрасли — создал в Куркачах авиационный учебный центр «Авиатор». Но татарстанское управление Росавиации было расформировано после катастрофы Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», а его функции переданы в Самару.

Шавкат Умаров много сделал для развития АОН в республике и заодно организовал собственный семейный бизнес в этой отрасли — создал в Куркачах авиационный учебный центр «Авиатор» Шавкат Умаров много сделал для развития АОН в республике и заодно организовал собственный семейный бизнес в этой отрасли — создал в Куркачах авиационный учебный центр «Авиатор» Фото: «БИЗНЕС Online»

На былую прогрессивную роль управления указали и другие эксперты «БИЗНЕС Online». «Татарстан выделялся на карте АОН, когда у вас было свое управление, руководитель которого активно помогал малой авиации, — говорит Тюрин. — Но его отдали под Самару — и ситуация резко поменялась». «Сейчас местным авиаторам-любителям никто не помогает, поэтому Татарстан уравнялся с другими регионами», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор казанской авиакомпании «Вектор» (аэродром «Вишневка») Марат Фазлеев

По словам Тюрина, если принять во внимание размеры ВВП, территории страны и численности населения, малая авиация в России должна быть развита в 4–5 раз лучше, чем сегодня. Почему же такого не наблюдается? «Мы это относим к регулирующему давлению госорганов, которые не позволяют развиваться авиации общего назначения, — говорит президент АОПА-Россия. — Оптимизм у нас есть, вопрос — в сроках». «Проектов у властей выше крыши, — отмечает Хаким. — Реформы, программы, конференции… Трутнев с Левитиным в Татарстане совещания проводили, но так ничего и нет. Пока дело не отдадут реальным практикам, ничего не будет».

В итоге все эксперты «БИЗНЕС Online», положительно оценив инициативу Осташко, отметили, что это скорее задел на будущее. «Невозможно желать быть авиатором и ждать, чтобы тебе все сделали, — подытожил Умаров. — Такие фанаты и начинают создавать основу для малой авиации».