В неоднозначно воспринятой многими просьбе президенту РФ Владимиру Путину от челнинского экс-депутата Максима Федорова — насчет того, что русский драмтеатр в автограде должен быть открыт не позже татарского, — сам спикер не видит никакой национальной подоплеки. Федоров поясняет, что вопрос сегодня тормозится на уровне минкульта РФ, отсюда и обращение к Путину как бы «через голову» республиканских властей. Наиль Магдеев, по словам экс-депутата, прислал ему СМС с благодарностью.
Федоров пояснил, что предоставить новые помещения власти обещали обоим драмтеатрам — и русскому, и татарскому, но конкретные действия предпринимаются пока только в отношении последнего
ОТ ЛИЦА ВСЕГО ГОРОДА?
Вопрос от челнинского общественника Максима Федорова (сопредседателя регионального отделения «Деловой России»), прозвучавший на публичной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Казани, удостоился разных, в том числе и критичных, оценок наблюдателей. Во время дискуссии, состоявшейся в центре культуры и спорта «Московский», сопредседатель регионального отделения «Деловой России», напомним, обратился к президенту со словами: «От лица всего города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр был построен одновременно с татарским». Федоров говорил о Набережных Челнах, пояснив, что предоставить новые помещения власти обещали обоим драматическим театрам — и русскому, и татарскому, но конкретные действия предпринимаются пока только в отношении последнего.
Путин ответил на просьбу однозначно: «Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом, не сомневайтесь». Короткий диалог с президентом вызвал понятное удивление в среде политически подкованных очевидцев: неужели развитию русского театра в автограде кто-то ставит подножки? Зачем делегат «Деловой России» обращается с неделовым вопросом напрямую к президенту страны, а не республики, да еще и с национальным подтекстом? И в чем принципиальная необходимость сдать оба театра одновременно?
Напомним, судьба татдрамы решилась, когда муниципалитет выменял у владельца строительной компании «Авангард-Ч» Александра Константинова здание бывшего развлекательного комплекса «Колизей» за участок 4,6 тыс. кв. метров. Осенью главное инвестиционно-строительное управление РТ объявило тендер на проект реконструкции «Колизея» стоимостью 17 млн рублей. И проект, и последующее строительство, которое оценивается в 600–800 млн рублей, взялся оплачивать республиканский бюджет, а позже стало известно, что татдрама вошла и в программу подготовки Челнов к 50-летию КАМАЗа, по которой федеральный бюджет выделит на социальные и культурные объекты города 6–8 млрд рублей. По техзаданию общая площадь здания после реконструкции увеличится с 4,9 тыс. кв. м до 7 тыс. кв. метров, оно обзаведется выставочным пространством, студиями вокала и хореографии, не считая традиционных гримерок и костюмерных. Вместимость увеличится с нынешних 200 посадочных мест до 300–350 — сейчас театр занимает здание бывшего райкома партии.
Директор челнинской татдрамы Рашат Файзерахманов в январе на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» выразил полное удовлетворение проектом. «Если реконструкцию „Колизея“ выполнят строго по техническому заданию, это будет один из лучших театров в Татарстане и за его пределами», — оценивал Файзерахманов. По его расчетам, следующий театральный сезон может стартовать уже под новой крышей.
Осенью главное инвестиционно-строительное управление РТ объявило тендер на проект реконструкции «Колизея» стоимостью 17 млн рублей
Что касается переезда «Мастеровых» — русского драмтеатра, то этот вопрос остается в подвешенном состоянии: власти как города, так и республики согласились с идеей обновления, мэр города Наиль Магдеев двигает вопрос, но источники финансирования и даже конкретная дислокация будущей русдрамы пока не определены. Более 10 лет театр размещается в бывшем здании «Интерклуба» — в прошлом камазовского полуадминистративного помещения. Русдрама сегодня может предложить зрителям чуть менее 150 мест.
«ЭТО ВСЕ, ЧТО Я УСПЕЛ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗА ПАРУ МИНУТ»
Федоров в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» напрочь отвергает национально-соревновательный контекст своего вопроса. «При желании в любых словах можно заподозрить провокацию, — отмечает спикер. — В моей душе нет места национальному вопросу, у меня вообще смешанная семья, тестя зовут Нурислам Миргарифанович, если что».
Федоров — опытный политик, во времена предыдущего мэра он занимал ни много ни мало пост зампредседателя горсовета Набережных Челнов. Однако он утверждает, что вопрос Путину родился спонтанно, но, по его мнению, прозвучал своевременно и к месту. «Вопросы от общественных организаций, которые задают Путину, как правило, прорабатываются в комитетах, они заранее известны, к ним готовятся материалы. На этот раз у нас не было никакой ясности по формату встречи, никто и не предполагал, что будет возможность задать вопрос. Я вообще полагал, что еду на расширенную сессию Госсовета, куда общественников обычно приглашают посидеть 25-м штыком в 50-м ряду. А тут нас собрали в зале — были делегаты и от ОНФ, и от „Опоры России“, мы просидели час, а за пять минут до начала зашел представитель администрации Путина и сообщил, что нам дадут слово для вопроса — мол, тяните руки. У меня, конечно, был животрепещущий вопрос, но отраслевой — у меня бизнес попал под санкции. Стоило ли о личном спрашивать? Я посоветовался с делегатами — они говорят, не стоит поднимать посторонние вопросы, раз на повестке дня тема строительства и общественных пространств. Ну что волнует челнинцев в части общественных пространств? Парковки, дороги — эти проблемы должны решаться на местном уровне. Культура же — это вопрос федерального значения, и если с татарским драмтеатром вопрос решается, то с русским — нет. Это все, что я успел сформулировать за пару минут».
Наиль Магдеев: «Федоров, как житель города, поднял актуальную тему, получив хорошую возможность для этого»
Что касается формулировки о непременно одновременном завершении строительстве национальных театров, то к месседжу Федоров предлагает определенную логику. При положительном решении к вопросу о всяком новом проекте должны обозначаться сроки, но, прося театр у Путина, спикер не хотел сковывать какими бы то ни было датами муниципальные и региональные власти. Стройка — это ресурсы, и, чтобы их куда-то привлечь, нужно сначала их откуда-то отвлечь. Хотя вопрос с татдрамой принципиально решен, о конкретных сроках сдачи его в эксплуатацию официально не заявлялось. Привязка проекта русского драмтеатра к проекту татарского, таким образом, означает скорейшее решение вопроса, но с определенной свободой для маневра. Кроме того, отмечает автор вопроса, такая формулировка позволила озвучить пожелание максимально лаконично, а это залог того, что посыл будет услышан.
«Я надеюсь, что помог своей просьбой и городу, и республике, — говорит Федоров. — Я ведь знаю, что Наиль Гамбарович обивает пороги, пытаясь решить задачу с „Мастеровыми“, но если в республике все согласны с необходимостью переезда театра, то на уровне федерального минкульта вопрос тормозится. Потому я и обратился к президенту России, что толчок нужен в Москве, а не в регионе. После моих слов Наталия Львовна (Наталия Фишман — помощник президента РТ — прим. ред.) обернулась и знаками выразила благодарность за то, что поднял эту тему. От Наиля Гамбаровича тоже СМС пришло — спасибо сказал».
«ФЕДОРОВ, КАК ЖИТЕЛЬ ГОРОДА, ПОДНЯЛ АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ»
Мэр автограда подтвердил «БИЗНЕС Online» актуальность поднятого Федоровым вопроса и не нашел ничего провокационного в его подаче. «Вопросом строительства русского драмтеатра мы занимаемся уже давно, — пояснил Магдеев. — В рамках подготовки к юбилею КАМАЗа он рассматривается, с директором „Мастеровых“ обсуждается. Я неоднократно говорил в интервью, что место мы ищем, даже проекты уже смотрели. В том, что делегат от общественной организации поднял этот вопрос на встрече с президентом страны, ничего особенного я не вижу — горожане проблему знают и активно участвуют в ее решении. Федоров, как житель города, поднял актуальную тему, получив хорошую возможность для этого. Обманутые дольщики, „мусорная“ реформа, театр — все это важные вопросы, они волнуют людей, и ничего сенсационного в этом нет».
«Сейчас наш театр занимает 2,7 тысячи квадратных метров, а нормальный стандарт — 6 тысяч, — говорит Диаманте о параметрах здания. — Нам нужно два зала, на 350 мест и на 150 мест. Это тоже стандарт, ничего особенного мы не просим»
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Федоров, кстати, отметил, что обновление требуется не только татарскому и русскому драмтеатрам, но и кукольному, и молодежному театру «Ключ», и было бы неплохо, если бы всем труппам города вообще предоставили единый имущественный комплекс — некий общий дом под одной крышей, но с отдельными помещениями. Сами театралы к такой идее относятся скептически, хотя в целом публичный посыл Федорова поддерживают.
Директор татдрамы Файзерахманов, в частности, напомнил, что решить вопрос с русской драмой власти обещали сразу после новоселья его труппы. «Два культурных объекта могут строиться одновременно, если на это есть республиканский или федеральный бюджет. Рано или поздно оба театра должны получить собственные здания, но с практической точки зрения два объекта строить одновременно не начнут. Мы ждем постановления, после которого начнется реконструкция „Колизея“, пока реконструируется прилегающий парк — его челнинцы увидят, скорее всего, к лету».
Файзерахманов отмечает большой прогресс Челнов в плане театрального движения и выражает уверенность в том, что со временем театров будет больше, но собирать их под одной крышей — не лучший план. «Это просто нереально. Такую практику пытались осуществить в Казани, разместив под одной крышей театр кукол, современный и татарский ТЮЗ, — напомнил Файзерахманов. — Ничего не вышло из этого. В итоге реконструировали бывшее здание Дома офицеров, и сегодня там прекрасно располагается татарский ТЮЗ с приставкой «государственный». В России не практикуется совместное размещение, театры должны быть в разных зданиях. Есть такая поговорка: «В одном казане две бараньи головы не сваришь».
Рашат Файзерахманов: «Рано или поздно оба театра должны получить собственные здания, но с практической точки зрения два объекта строить одновременно не начнут»
Директор «Мастеровых» Армандо Диамантэ выступления Федорова в прямом эфире не видел и уж подавно не помогал делегату в выборе вопроса. «Я даже не знал, что он туда едет, — заверил Диамантэ. — Это была личная инициатива Федорова как зрителя, никакой спецоперации. Там вообще велик фактор случайности, ведь ему могли не предоставить слово. Но очень приятно, что у театра есть такие зрители и в какой-то степени лоббисты».
В «Мастеровых» считают, что одновременно строить здания для двух театров не столь принципиально, хотя некая политическая логика в таком подходе есть. «Когда говорят „русский театр“, это же не значит театр русских людей или только русских пьес. Это просто театр на русском языке. Поэтому языковые моменты играют роль и выглядело бы логично: два основных языка — два театра. Было бы три основных народности в Челнах — было бы три театра», — считает Диаманте. По словам директора, пока кроме большого личного желания мэра построить русский драмтеатр иных подвижек по теме не наблюдается. «Мэр приходил к нам в театр на спектакли раз пять, мы с ним проблему обсуждали, — добавил Диамантэ. — Желание руководителя города — это уже большой позитив, а обращение Максима Федорова дает нам и новый повод для надежд».
По мнению Диамантэ, который довел число премьер «Мастеровых» с пары в год примерно до одной в каждые два месяца, будь у театра специализированное здание, труппа смогла бы проводить в Челнах фестивали
«ПУТИН СКАЗАЛ, ЧТО ВОПРОС РЕШИТСЯ, НО ОН ЖЕ НЕ СКАЗАЛ, КОГДА»
По мнению Диамантэ, который довел число премьер «Мастеровых» с пары в год примерно до одной в каждые два месяца, будь у театра специализированное здание, труппа смогла бы проводить в Челнах фестивали — как минимум привезти фестиваль театров малых городов, в которых челнинская русдрама участвует и регулярно берет призы. Будущий театр по итогам дискуссий с мэром должен располагаться в новой части города, иметь подъездные пути и просторную парковку. Обсуждался, в частности, вариант за проспектом Чулман, поскольку парковка в центре проблематична — в период гастролей иногородних трупп к театру нужно и фуры с реквизитом подгонять.
«Сейчас наш театр занимает 2,7 тысячи квадратных метров, а нормальный стандарт — 6 тысяч, — говорит Диамантэ о параметрах здания. — Нам нужно два зала — на 350 мест и на 150 мест. Это тоже стандарт, ничего особенного мы не просим. Сейчас у нас сцена 50 квадратов, а должна быть 250–300. Из-за этого многие театры к нам не едут — не могут втиснуть декорации. И, конечно, жизненно необходимы подъемные механизмы — декорации не должны подниматься вручную по лестницам, как у нас. Нужны специальные дебаркадеры, ниши, большие пространства под и над сценой, инфраструктура для инвалидов. Пока что мы соответствуем статусу театра только творчески, но никак не технически».
В решении вопроса Диаманте не сомневается, но прогнозировать сроки не берется. «Путин сказал, что вопрос решим, но он же не сказал, когда», — уточнил директор театра
По прикидкам директора, на все про все понадобится от 800 млн рублей до 1 миллиарда. Зато зрителю вышла бы скидка: одно дело — обилечивать 150 мест, другое — 350. При нынешней вместимости цена билета варьируется в пределах 700–1000 рублей, что не каждому любителю театра по карману. Вариант единого здания для всех театров Диамантэ, как и его коллега из татдрамы, не рассматривает — слишком разные концепции, реальной необходимости в их смешении нет, кроме того, решение одной проблемы высвобождает ресурсы для следующей. Здание «Мастеровых», по мнению директора, можно передать молодежному театру — так же, как кукольный займет место татарского после переезда.
В решении вопроса Диамантэ не сомневается, но прогнозировать сроки не берется. «Путин сказал, что вопрос решим, но он же не сказал, когда, — уточнил директор театра. — Проблема со зданием для кукольников решилась бы автоматически, потому что они, как и татарский драмтеатр, подчинены минкульту РТ. Но вообще смешно выходит, если учесть, что с Путиным уже второй раз говорят о Челнах в театральном аспекте. У Владимира Владимировича может создаться впечатление, что у нас здесь беда с театрами и что здесь живут сплошные театральные фанаты».
Поясним, что еще в 2017 году о плачевном состоянии челнинского театра кукол президенту РФ докладывал актер Сергей Безруков после визита в Челны и встречи с руководителем театра, которая жаловалась, что артистам некуда возвращаться после учебы. Театр кукол в Челнах 30 лет делил типовое школьное здание со спортивными секциями и автошколой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.