Марс Валиев — директор ГБУ «Республиканская ветеринарная лаборатория» РТ

ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ НЕСТАБИЛЬНАЯ

— Марс Мулланурович, с какими итогами республиканская ветеринарная лаборатория завершила 2018 год?

— Основные данные по деятельности республиканской ветеринарной службы были озвучены в ходе итоговой совместной коллегии управления Россельхознадзора по Республике Татарстан и Главного управления ветеринарии Кабинета Министров РТ. Если говорить конкретно о деятельности республиканской ветеринарной лаборатории, то лучше всего это проиллюстрируют цифры, особенно в сравнении с данными за 2017 год. Так, ветеринарными лабораториями республики (а их всего 40, включая нашу, республиканскую) в 2018 году было проведено более 4535 лабораторно-диагностических исследований, тогда как в 2017 году этот показатель был ниже почти на 110 тысяч — порядка 4425. Что касается республиканской лаборатории, то мы увеличили количество исследований почти на 32 тысячи — было проведено 567 тысяч против 536 тысячи в 2017 году. Это действительно серьезная, кропотливая работа наших специалистов.

— А с чем связано такое увеличение количества исследований?

— Мы увеличили мониторинг по африканской чуме свиней (АЧС) и птичьему гриппу, а также пищевой продукции. К примеру, в отношении АЧС было проведено на тысячу больше исследований, а вот по птичьему гриппу количество исследований в республиканской лаборатории в прошлом году выросло почти в 6 раз!

— В чем заключается мониторинг?

— Нам поступают материалы животных — кровь, патматериалы — с хозяйств всех форм собственности. Это и холдинги, и фермерские хозяйства, и частные подворья. Кровь — максимально информативный материал, исследования которого позволяют обнаружить в нем наличие антител к АЧС. То есть на стадии, когда заболевание попало в хозяйство, но пока не дало о себе знать, наши исследования позволяют оперативно реагировать, чтобы не допустить распространения заболевания. Также проверяем диких кабанов, отстреленных охотниками, нередки случаи, когда животные выбегают на дорогу, их сбивают машины, а биоматериалы доставляют в лабораторию. Ну и конечный этап исследований — пищевая продукция в магазинах, на рынках. Колбаса, фарш, сардельки — мы проверяем продукцию, которая содержит в себе свиное мясо.

— Были случаи обнаружения антител АЧС в прошлом году?

— К счастью, таких случаев выявлено не было. 2018 год по АЧС был чистым.

— Почему же тогда увеличили количество исследований?

— Потому что эпизоотическая ситуация в стране нестабильная. Вспышки различных заболеваний происходят периодических в разных регионах. Как только мы получаем информацию об очередной вспышке, сразу же увеличиваем количество исследований готовой мясной продукции на оптовых базах. Потому что были случаи в регионах: карантин по инфекции введен, но какую-то партию мяса уже успели переработать и готовый продукт пустить на рынок. При этом нет никакой разницы, где случилось заболевание — хоть во Владивостоке. При современных условиях и скоростях расстояния становятся незначительными. Так что если вчера АЧС покосил животных где-нибудь на окраине страны, то через пару дней продукция оттуда может попасть в ее центр, на прилавки нашей республики. И мы оперативно начинаем реагировать — усиливать проверку на оптовых продуктовых базах.

— С птичьим гриппом такая же ситуация?

— К сожалению, в прошлом году птичий грипп Татарстан не обошел стороной. Весной и летом в Заволжской зоне Татарстана были обнаружены случаи заражения птицы в ЛПХ 6 муниципальных районов. Выяснилось, что инфекция попала через перекупщиков, поставивших живую, уже инфицированную птицу из соседних регионов — этот факт подтвержден. А птичий грипп — опасная болезнь, летальность достигает 100 процентов поголовья.

— Этот вирус опасен для человека?

— Тот тип вируса, который мы обнаружили, — тип А, подтип H5, — не опасен для людей. Тем не менее мы еще в течение полугода после этих случаев мониторили окружающие территории. Все близлежащие поселения были предупреждены, да и сами жители, напуганные известием о птичьем гриппе, несли нам всю подряд птицу, даже ту, которая погибла случайно — к примеру, под колесами проезжающего трактора.

КАК ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО КОРМОВ? ТОЛЬКО ЛАБОРАТОРНЫМ ПУТЕМ!

— Республиканская лаборатория по своему оснащению находится на высоком уровне. Говорят, вам даже завидуют коллеги из соседних регионов. Тем не менее вопрос: появилось ли новое оборудование на вооружение лаборатории?

— К уже двум имеющимся приобрели новый, третий ПЦР-анализатор — прибор, с помощью которого мы исследуем животных на АЧС и птичий грипп. Это приобретение позволяет нам проводить еще большее количество исследований. Кроме того, мы приобрели прибор, который существенно упрощает процедуру микробиологического исследования молока, при этом сокращая время определения. Ну и главная наша новинка — автоматический биохимический анализатор, определяющий биохимию крови животных по 23 показателям. Параллельно мы проводим исследования кормов хозяйств — насколько они сбалансированы. Сравнивая два показателя — результаты тестов крови и кормов — можно подобрать эффективный, сбалансированный рацион для животных. Польза для хозяйств очевидна. Ведь нередко бывает так: корма для животных приобретаются вроде хорошие, а продуктивность стада падает. Почему? Все просто — нередки случаи, когда продавцы кормов занижают содержание в них, к примеру, протеина. А как проверишь, если в документе написано «высокое процентное содержание питательного элемента»? Никак! Только лабораторным путем.

— Как оцените эпизоотическую обстановку в Татарстане сегодня?

— Обстановка стабильная. Но идет весна, а это время пробуждения многих инфекций. Плюс ко всему начинается активная миграция диких животных и птиц. Так что для нас наступает горячая пора — вплоть до осени.

— Что вас тревожит, а что — радует?

— В нашей работе всегда приходится быть начеку. Но это скорее не тревожность, а профессиональная особенность. Что радует?

Радует то, что руководство республики понимает наши чаяния, слышит нас. Буквально накануне нового года районные лаборатории были обеспечены специальной лабораторной мебелью — она не боится реактивов, не подвержена коррозии. Мы получаем достаточное финансирование на реактивы, расходные материалы. Казалось бы, что такого? Но вот коллеги из других регионов говорят, что оборудование у них есть, а вот эффективно использовать его они не могут: нет средств на реактивы, химию, расходники…

За четыре года в республике полностью обновился автопарк ветеринарной службы — в конце года коллеги из районов получили 101 новый автомобиль. И, конечно же, радует, что к нам приходят молодые кадры. В прошлом году коллектив нашей лаборатории пополнился шестью специалистами. Кстати, мы подтвердили свои компетенции и расширили область аккредитации. Так что в новом, наступившем году планов много. В первую очередь это практическая помощь нашим хозяйствам по исследованиям кормов. Также планируем проводить больше токсикологических исследований, для чего в ближайшее время намерены прибрести специальный прибор. Есть идеи по исследованиям воды, молока, для чего направим на специальное обучение сотрудников. Так что обороты в нашей работе будут только расти.