На территории музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась уникальная выставка «Великая степь: история и культура» — в рамках международного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира». Коллекция экспонатов из фондов Нацмузея Казахстана расскажет посетителям о сенсационной находке прошлого века — иссыкском «Золотом человеке». Крылатые кони-тулпары, золотые барсы и нерасшифрованные древние руны — подробности в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
В конце этой рабочей недели в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась уникальная выставка «Великая степь: история и культура», привезенная специально из Казахстана в рамках международного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира».
-
Как рассказала министр культуры РТ Ирада Аюпова, первым из татарстанцев, кто познакомился с проектом «Шествие Золотого человека по музеям мира», стал президент РТ Рустам Минниханов. В ходе его последних визитов в Казахстан он «просто загорелся» идеей привезти эту выставку в Казань. На переговоры ушло порядка трех месяцев, и вот результат — выставка приехала в столицу РТ.
-
При этом изначально Казани в маршруте международного шествия этого «Золотого человека» не было. Выставка стартовала в прошлом году в Москве и уже посетила 6 государств (Россию, Беларусь, Китай, Азербайджан, Польшу и Южную Корею). И как символично, что второй год своего существования наравне с Москвой она открывается именно в столице РТ, откуда экспонаты вновь отправятся в зарубежное турне. Как рассказал и. о. директора Национального музея Казахстана Алмаз Нуразхан, в 2019 году выставка посетит Турцию, Узбекистан, Малайзию, Испанию и Италию. «Начали с Казани, потому что у нашего президента есть особое отношение к этому городу — все-таки тюркоязычный мир…» — отметил директор Нацмузея РК.
-
Основная цель экспозиции — ознакомление посетителей с богатым историко-культурным наследием Казахстана. Выставка «Великая степь: история и культура» из фондов Национального музея данной страны, как объяснил главный научный сотрудник историко-культурного заповедника «Берел» Зайнолла Самашев, родилась после программной статьи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи».
-
«Эта выставка о том, что будущее невозможно без взгляда в прошлое. Эта выставка о том, что, на каком бы пути развития ни находились, мы всегда должны помнить о тех корнях, с которых вырастает будущая поросль. Эта выставка о том, что, каким бы медийным ни был наш мир, какими бы ни были современными технологии, есть артефакты, наше наследие», — отметила Аюпова на официальной церемонии открытия экспозиции.
-
«У нас общая история. Мы должны друг друга знать», — вторил ей генконсул Казахстана в Казани Еркин Тукумов.
-
На церемонию открытия выставки специально из Казахстана прилетел казахский инструментальный оркестр, который встретил гостей национальными лейтмотивами.
-
И вот она — официальная процедура разрезания ленточки, символизирующая старт экспозиции.
-
Привезенная экспозиция состоит из трех основных частей. На самом входе — первая зона, которая знакомит посетителей с различными регионами Казахстана, их историей и природными особенностями. Помогает в знакомстве с историей интерактивный стол, где можно получить справку о любой интересующей области.
-
Вторая зона с головой погружает посетителей выставки в этнографию казахов. Слева можно увидеть Алашу — безворсовый постилочный ковер из прошлого века, Сырмак — постилочный ковер из Южного Казахстана середины прошлого века, «Самаурынгуль» — ворсовый ковер оттуда же.
-
А здесь расположена казахская юрта, в которой наравне с поясами конца XIX века, почти современным кобызом и домброй (национальными струнными музыкальными инструментами) разместили женское седло конца XIX века со стременами, потником и нагрудником. Как рассказали организаторы выставки, в общую концепцию экспозиции уже после ее старта по просьбе казахстанских властей внесли коррективы, добавляя экспонаты, рассказывающие о развитии коневодства Великой степи.
-
Директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева и Аюпова с большим интересом прогуливались по выставке…
-
По словам экскурсовода, сопровождавшего в день открытия Валееву и Аюпову, стенды справа второй зоны и по центру можно отнести к этнографии казахов, преимущественно современной.
-
Там представлены женские украшения: ониржиек (нагрудное), шолпы (для кос), застежки, амулетницы, кольца перстни — все в основном конца XIX века. Стенды с данными экспонатами по центру прохода в основной зал расположились по регионам их обнаружения: Южный, Западный, Северный Казахстан.
-
Но главным гвоздем всей выставки, давший ей и название, конечно, является «Золотой человек». В центре зала установили витрину с макетом-реконструкцией одного из властителей Великой степи — Иссыкского воина в золотом одеянии. Как рассказал руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Берик Абдыгалиулы, эту археологическую находку обнаружили в 1969 году в окрестностях Алма-Аты в кургане Иссык. В нетронутом человеком кургане нашли останки сакского царя — «Золотого человека», которого объявили символом Казахстана и «казахским Тутанхамоном». Датируется находка примерно IV–III веками до нашей эры. Предположительно, останки принадлежали молодому человеку правящей династии Кушанской империи.
-
Разумеется, значительная часть одеяния этого правителя не сохранилась. Реконструкцию составил известный археолог Кемаль Акишев, обнаруживший находку. Сохранились предметы роскошного золотого убранства костюма: различные подвязки, пластины, бляхи и другие элементы декора. Их собрали воедино, сшили на красной кожаной основе и теперь выставляют по всему миру.
-
Отличительная особенность золотого одеяния правителя, сразу бросающаяся в глаза, — это его головной убор. Его высота составляет около 60–65 см, сам он конусовидного типа. Но, конечно, куда больше размеров и формы убора поражает воображение его украшение. Главную часть всего убранства составляют две длинные золотые пластины в виде птичьих крыльев и пара длинных стреловидных украшений. Тут же можно спереди увидеть золотые протомы крылатых коней с рогами козла, скульптуры птиц на дереве, а также, что наиболее интересно, бляхи в виде барса…
-
…и головы тигра, которые больше похоже на головы свиней. Все золотые элементы одеяния представляют V–IX век до нашей эры.
-
«Золотой человек», как установили археологи, был одет в кожаный кафтан красного цвета. Наряд был обшит фигурными треугольными золотыми бляшками. Поверх кафтана — наборный пояс, также украшенный 16 золотыми бляхами-накладками в виде фигур и головы оленя с рогами. И конечно, главный атрибут любого воина — длинный железный меч в красных ножнах с одной стороны, железный кинжал-акинак — с другой. Как отмечал Акишев, такое одеяние сака из кургана Иссык было одеждой для праздничных приемов, массовых собраний или парадных смотров. Для повседневной носки одежда с таким большим количеством золота слишком неудобна.
-
Значительную часть всей экспозиции в третьей зоне составляют как раз элементы этого богатого убранства костюма «Золотого человека», выставленные по отдельности. Вот, например, те самые протомы крылатых коней с рогами козла из золота.
-
Или целые ряды треугольных золотых бляшек, составляющих основу оформления одеяния «Золотого человека».
-
Более мелкие элементы костюма можно рассмотреть внимательно через специальную лупу. Например, вот эта статуэтка архара размером всего 16 на 19 мм — без лупы тут просто не обойтись. Древние казахские мастера были весьма искусны: на статуэтке можно разглядеть хорошо проработанные глаза, уши и даже ноздри архара.
-
Разумеется, в кургане Иссык нашли не только самый главный экспонат выставки — «Золотого человека», здесь были и многие другие предметы, раскрывающие быт и культуру древних жителей территории Казахстана. Один из таких важных с исторической точки зрения предметов — это малая серебряная чаша V–IV веков до нашей эры. Ее уникальность в том, что на ней высечена надпись, выполненная руническим письмом, а это — ни много ни мало — один из древнейших памятников письменности, найденных на территории Казахстана, свидетельство высокого уровня образованности предков современных казахов. Правда, эти рунические 26 символов на чаше никто толком на сегодня так и не смог перевести. Может, кто-то из пытливых казанцев сумеет разгадать эту загадку?
-
О высоком уровне развития древней цивилизации саков говорят и иные археологические находки, представленные на выставке. Их нашли в других курганах: Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область). Например, этот искусно выполненный кинжал и наконечники стрел датированы аж VIII–VI веками до нашей эры.
-
А костяное ритуальное изделие датируется и вовсе II — началом I тысячелетия до нашей эры. Резные линии подтверждают высокий уровень развития степной цивилизации.
-
Янтарные полированные бусы II–IV веков до нашей эры из Западного Казахстана.
-
А вот и глиняная табличка с рунической надписью VIII–IX веков нашей эры. Такие тексты являются уникальным источником по истории и культуре древних тюрков, раскрывающим периоды становления их государственности.
-
Декоративный кирпич XIV–XV веков нашей эры, разрисованный цветными эмалями.
-
Отдельное внимание уделено еще одному важному направлению — горному делу и металлургии Древнего Казахстана. На выставке можно встретить и экспонаты, доказывающие высокий уровень развития горного дела в древности. Вот, например, кусок брекчии халькопирита, медный колчедан. Изучение рудных выработок показывает, что древние металлурги блестяще знали о свойствах металлов, виртуозно владели навыками геологоразведки. Поговаривают даже, что на руинах древней Месопотамии находили предметы, отлитые из металла, добытого на территории древнего Казахстана.
-
Выставка «Великая степь: история и культура» вызвала широкий интерес с первых же минут ее открытия. Посмотреть на 127 предметов декоративно-прикладного искусства пришли порядка сотни человек.
-
В день открытия удалось встретить генконсула Венгрии в Казани Адама Штифтера, который внимательно осматривал каждый стенд выставки.
-
Его быстро заметил коллега — генконсул Казахстана в Татарстане Тукумов. Они о чем-то спорили у «Золотого человека». Наверное, о том, к кому же все-таки принадлежат венгры — к финно-угорским народам или тюркским...
-
Кажется, остановились на том, что все-таки к тюркским, судя по дружескому рукопожатию двух консулов. Наверное, было бы глупо отрицать, что у венгров и казахов много родственных связей. Любят мадьяры говорить о своих этнокультурных связях с древними гунно-тюркскими племенами…
-
В день открытия вход для всех желающих был свободным. Но так только в этот день. Как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» Валеева, стоимость билета на выставку стандартная для музея-заповедника «Казанский Кремль». Согласно прайсу, входной билет для взрослых обойдется в 200 рублей, для пенсионеров и студентов — 150 рублей, для школьников — 100 рублей (для организованных школьных групп — 80 рублей с человека). Можно отдельно заказать себе экскурсионное обслуживание за 400 рублей, а если на английском, то надо будет выложить все 1000 рублей.
-
Хотя вряд ли кому-то понадобится экскурсовод по выставке — у каждого стенда есть QR-код, при сканировании которого со смартфона можно прочитать справки об экспонатах.
-
В столице РТ «Золотой человек» пробудет только месяц — ровно до 15 апреля, а дальше уже отправится в свое зарубежное турне. Найти экспозицию можно в выставочном зале «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль» каждый день с 10:00 до 18:00 (по пятницам — до 20:00).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.