«Когда Универсиада в 2013 году прошла, появилась пустота», — вспоминал накануне президент РТ Рустам Минниханов на московском урбанистическом форуме. В это время мэр Казани Ильсур Метшин объявил конкурс на должность главного архитектора города. О том, какой видит себе замену сама Татьяна Прокофьева и почему, по мнению Наталии Фишман-Бекмамбетовой, это должен быть человек в возрасте, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин дал старт конкурсу на должность главного архитектора Казани. Татьяна Прокофьева покидает свой пост, который занимала последние десять лет
«МЫ ОБЕЩАЕМ БЫТЬ ВУЛКАНОМ АРХИТЕКТУРНЫХ ИДЕЙ»
Накануне мэр Казани Ильсур Метшин дал старт конкурсу на должность главного архитектора города. Площадка для этого была выбрана самая что ни на есть подходящая — московский урбанистический форум, который собрал в «Зарядье» весь цвет архитектурной мысли России и, пожалуй, едва ли не всего мира. «Хочу объявить и пригласить для участия в конкурсе на пост главного архитектора Казани все самые лучшие силы страны и зарубежья, — заявил Ильсур Раисович. — Мы открыты к самым новым идеям. Казань сегодня вслед за лучшими городами России показывает развитие. Мы строим серьезные планы, в которых роль главного архитектора будет важной. Мы обещаем быть вулканом архитектурных идей в столице Татарстана».
Как пояснил градоначальник в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», вскоре на сайте мэрии появится подробная информация об условиях конкурса. Портфолио и заявки от претендентов, по его словам, будут рассматриваться до середины августа, из них выберут пять-семь лучших, которых к середине сентября пригласят на очную встречу с членами комиссии. «Возглавлять комиссию буду я как мэр. Я попросил участвовать в комиссии министра строительства и архитектуры Ирека Файзуллина. Соответственно, будут приглашены наши ведущие архитектурные светила. Мы постараемся в сентябре принять решение», — пообещал Метшин.
В середине июня, напомним, стало известно, что Татьяна Прокофьева покидает пост главного архитектора Казани, который занимала последние 10 лет. Вчера же мэр признался нашему изданию, что не был готов к этому. «Между тем, когда она сказала, что хочет уйти, и ушла, прошло три месяца. Я дал время ей подумать, она съездила, отдохнула, мир посмотрела. Вернулась и сказала: „Давайте дадим дорогу новому дыханию в архитектуре“. На что мы с нашим президентом согласились», — вспоминал Метшин. А на публике он не переставал гордиться, как удачно в свое время «схантил» Татьяну Георгиевну. «Человек, который родился в Казани, вырос, получил советское мощное образование, поездил по миру, поработал в лучшем архитектурном бюро и вернулся на родину. Есть алмазы, а есть бриллиант, когда все грани дошлифованы», — расхваливал мэр засмущавшуюся Прокофьеву.
Сама же она рассказывала, что такой должности, как главный архитектор, никто не учит. «Когда я пришла 10 лет назад, конечно, хотелось сразу делать все, чтобы наш город был еще более прекрасным. Было и много проблем у города. Но для себя выбираешь то, что ближе. Я составила стратегию», — вспоминала Прокофьева. По ее словам, на тот момент главным вызовом для города была подготовка к Универсиаде. «На тот момент Казань была другой… — пыталась она подобрать правильные, но не обидные слова. — Но было очень много проблем с историческим центром города, он был фактически в руинах». Чуть позже Метшин в разговоре с нашим корреспондентом напомнил, что к Универсиаде за короткий срок больше 300 объектов в центре города удалось восстановить. В свою очередь, Прокофьева подчеркивала, что пришлось серьезно поработать за эти 10 лет с законодательной базой, чтобы она была четкой, исключала субъективизм и создавала прозрачное поле игры для застройщиков. «Это было для меня, видимо, самое важное поле деятельности», — отметила она.
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» Прокофьева уточнила, что официально увольняется лишь на следующей неделе, однако «эмоциональные связи с городом» прерывать не собирается. «У меня есть дела, которые я должна завершить, есть определенные обязательства с вещами, которые мы совместно делали по концепции и т. д.», — отметила она, добавляя, что прошедшие 10 лет были для нее «очень интересным, динамичным, эмоциональным путешествием по жизни».
«Реализовались даже те вещи, в которые я не верила, но я очень счастлива. Например, то, что сейчас такая роль у благоустройства общественных пространств. Мы начинали об этом говорить еще до Универсиады. Уже тогда творческий клуб организовали, со студентами работали. Я не думала, что это может дойти до таких высот. Это вышло за пределы всех моих представлений, — признавалась Прокофьева. — А то, что касается архитектуры, то нет предела совершенству. Всегда хочется, чтобы что-то было лучше. Я и сейчас считаю, что некоторые вещи надо было делать лучше, ошибки какие-то тоже были. Но есть опорные точки, которые произошли».
Рустам Минниханов: «Надеюсь, что найдется такой человек, который придет в Казань. Мы хотим, чтобы наш город стал еще лучше, краше, удобнее»
«ТАТЬЯНА — ЧЕЛОВЕК НЕУДОБНЫЙ. АРХИТЕКТОР УДОБНЫМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ»
«Татьяна — человек неудобный, — откровенничал президент РТ Рустам Минниханов. — Архитектор удобным не может быть. Я надеюсь, что найдется такой человек, который придет в город. Мы хотим, чтобы наш город стал еще лучше, краше, удобнее».
Действительно, теперь главный вопрос в том, каким же должен быть новый главный архитектор Казани. Прокофьева считает, что ее преемник должен иметь стратегическое мышление, быть креативным, обладать быстрым умом и оперативно отвечать на нестандартные ситуации, должен хорошо работать в условиях стрессовых ситуаций, быть мужественным и уметь говорить нет.
«Вам часто приходилось говорить нет?» — поинтересовались мы.
«Больше, чем я хотела», — улыбнулась Татьяна Георгиевна, как будто подтверждая слова Минниханова. Она уверена, что главным вызовом для нового человека станет необходимость «критично посмотреть на то, что было сделано на сегодняшний день».
В свою очередь Метшин ничуть не сомневался в важности роли главного архитектора, то и дело подчеркивая значимость этого поста. «Если какие-то смелые, но ошибочные решения могут быть исправлены в любом управлении через год или какое-то время, то все, что выходит из-под пера согласования главного архитектора, предопределяет развитие города не на десятилетия, а на еще более длинный срок. Поэтому это ключевая фигура в команде любого мэра, тем более таких городов, которые имеют тысячелетнюю историю, которые проектировались в разное время разными людьми и школами. Главный архитектор — это, наверное, правая рука в механизме, который можно с часами сравнить: минутная стрелка, которая показывает будущее города», — рассуждал он.
Мэр надеется, что на этот важный пост придет профессионал в одной из трех областей: архитектура, урбанистика, градостроительство. «Мы хотели бы, чтобы это был архитектор с серьезным опытом работы в этой отрасли, человек, которого признают наше архитектурное сообщество и наши главные игроки на этом рынке. Человек должен задавать тон, моду и завтрашний день Казани. Главный архитектор — это дирижер, который объединит и сделает синергию развития города. Главный архитектор — тот Моисей, который покажет нам путь, куда идти, а мы приложим усилия», — описал он свой идеал в беседе с нашим корреспондентом.
Сергей Кузнецов: «Каким должен быть главный архитектор, во многом руководитель определяет. Если он готов делать амбициозные вещи, он доверит архитектору многое»
«Каким должен быть главный архитектор, во многом руководитель определяет. Если он готов делать амбициозные вещи, он доверит архитектору многое», — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. И Метшин вчера дал однозначно понять, что в Казани «готовы доверять такому человеку».
А вот помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, которая, как отмечал Кузнецов, не будучи архитектором, тем не менее влияет на происходящее в Татарстане, считает, что главный архитектор не должен быть молодым. «Потому что он не должен реализовывать свои ранее не реализованные творческие амбиции. Или он должен быть молодым, но достаточно уверенным в себе человеком. Если у него есть нереализованные творческие амбиции, он будет стараться их продвигать», — пояснила она нашему изданию.
Наталия Фишман-Бекмамбетова, не будучи архитектором, тем не менее влияет на происходящее в Татарстане
Более того, Фишман-Бекмамбетова уверена, что задача главного архитектора вовсе не в том, чтобы быть хорошим архитектором или «рисовать красивые фасады». «Это человек, который определяет долгосрочное градостроительное видение тех или иных территорий. Человек, который увязывает на себе множество горизонтальных процессов, то есть собирает на совещания все ведомства, все с ним разговаривают у него в кабинете и друг с другом. По-другому быть не может. Человек должен обладать уникальными коммуникативными навыками. Задача главного архитектора — увязывать интересы. Для этого он должен быть хорошим дипломатом и коммуникатором», — рассуждала помощник президента РТ. Кроме того, по ее мнению, главному архитектору вовсе не обязательно быть по профессии архитектором. Вполне подойдут социологи, юристы и прочие. «Это вообще неважно, потому что главный архитектор — человек, который управляет процессами, которые образуют потом город. Города, в которых мы живем, это не совокупность дизайнерских решений», — объяснила она.
«Но вкус же у него должен быть…» — мы попытались поспорить.
«В идеальном мире мы должны прийти к тому, что у него есть инструмент в виде грамотного градостроительного совета. Вкус есть у градостроительного совета, а не только лично у главного архитектора, иначе это вкусовщина», — резюмирует Фишман-Бекмамбетова.
Сергей Собянин вовсю пытался развенчать миф о том, что город — это «место стресса, дискомфорта, тяжелой экологии», а единственное, что влечет туда, — высокая зарплата и карьерный рост
«У НАС ОЧЕНЬ ВКУСНАЯ ЕДА И ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ДЕВУШКИ»
В целом же на московском урбанистическом форуме преобладали столичные столичные темы. Мэр Сергей Собянин вовсю пытался развенчать миф о том, что город — это «место стресса, дискомфорта, тяжелой экологии», а единственное, что влечет туда, — высокая зарплата и карьерный рост. «Я не согласен и считаю, что такого рода проблемы имеют место быть, но их можно изменить и решить, но нельзя решить в один день и час», — уверенно заявил Сергей Семенович. А далее он с особым удовольствием рассказывал, как все эти годы делает из Москвы город, комфортный для жизни. А это и реновация промзон, и строительство дорог, развязок, транспортно-пересадочных узлов, метро и прочих объектов.
Далее уже на следующей дискуссии заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заверял, что именно вложения в транспортную инфраструктуру являются ключевым фактором развития Москвы. «Около 70 процентов бюджетных инвестиций, вкладываемых в строительную отрасль в Москве, направляется в строительство транспортных объектов. Такой подход уже в ближайшие годы даст результат — к 2023 году мы создадим самую современную и лучшую транспортную систему в мире», — поставил амбициозную задачу Хуснуллин.
Марат Хуснуллин (слева) заверял, что именно вложения в транспортную инфраструктуру являются ключевым фактором развития Москвы
Сидящий рядом Минниханов подчеркнул, что «все время должны быть серьезные вызовы». Для Татарстана, по его словам, серьезным вызовом стал 2005 год, когда проводили тысячелетие Казани. «Все начиналось с Казани. Это был первый шаг, когда город начал формироваться по-другому. Это и программа ликвидации ветхого жилья, и создания транспортной инфраструктуры», — вспоминал президент РТ. Вторым шагом стала Универсиада, которая тоже дала толчок, чтобы изменить столицу республики.
«Когда Универсиада в 2013 году прошла, появилась пустота — чего-то не хватает. Мы обратили взор, как меняются другие города, в первую очередь Москва», — польстил хозяевам Минниханов. После этого, по его словам, появилась программа развития общественных пространств. «Мы должны сделать так, чтобы наши люди не уезжали из малых городов. Казань должна быть комфортной и гостеприимной. Я сам приезжал в Москву, мне проводили экскурсию, мы пригласили Наталию Фишман на работу», — вспоминал он. В итоге, по словам президента РТ, за пять лет в республике создали 328 объектов, появились малые предприятия, которые делают элементы для благоустройства не только для РТ, но и других регионов. «После того, как эти пространства появляются, появляется бизнес, возможности создавать. А наши муниципалитеты должны понимать, что пространства надо содержать», — добавил он.
Владимир Соловьев (слева): «А какая главная изюминка Татарстана?»
«А какая главная изюминка Татарстана?» — поинтересовался модератор дискуссии основатель и управляющий партнер «Эврико» Владимир Соловьев.
«У нас очень вкусная еда и очень красивые девушки», — улыбнулся Минниханов под аплодисменты зала.
«Да, я пробовал, действительно», — согласно кивнул модератор.
«А первое или второе?» — хитро прищурился Минниханов.
Соловьев закашлялся и, смущаясь, молча вытянул вперед указательный палец — мол, только первое.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 119
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.