Река УграАвтор: Laim из русский Википедия - Перенесено с ru.wikipedia на Викисклад участником Geanixx при помощи CommonsHelper., Общественное достояние, commons.wikimedia.org

«История – не учительница, она ничему не учит, она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки»
(президент Владимир Путин процитировал месяц назад историка XIX века Василия Ключевского)

ОЧЕРЕДНАЯ ПЕРЕМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕКОРАЦИЙ — ЧТО ЗА НИМИ СПРЯТАНО?

Друзья-коллеги попеняли на ироничный очерк «стояния на Угре» в предыдущей статье. Мол, не все «догоняют», почему так долго стояли по разным берегам русские и татары, о чём думали, и почему быстро разбежались в разные стороны, как только речку сковал лёд, и появилась возможность прямого боестолкновения…

Классический аргумент о том, что люди всегда, смеясь, расстаются со своим прошлым, на сей раз не подействовал. Ну, что ж, надо признать, что немало ещё среди нас тех, кто думает и понимает историю «задним умом». И надеется попасть в завтрашний день пятками вперёд, и потому постоянно запинается.

Таким, упёртым в черно-белое прошлое, объяснять бесполезно. Но помочь историкам ещё раз обнародовать давно известные факты всё же стоит. Используя не только источники (чыганак), но и проверенный метод исторической реконструкции. Об этой технологии «Ни-Хэл-Булган» (Что же было и есть на самом деле?) сказано в прошлый раз. Потому что по этому алгоритму, если взялся за восстановление своей исторической памяти, ты сам лично отвечаешь за её достоверность. А не прячешься за исторические декорации, догмы и прочие лживые маски «засланного анонима».

И тогда человеку с пытливым умом и добрым, неожесточённым в лихое время сердцем открывается неожиданная и многоцветная историческая картина. Окажется вдруг — вот уж чудо из исторических чудес! — что русские с татарами никогда по-настоящему не воевали. Хотя с другими — инородными по духу — часто бились не на жизнь, а на смерть. При этом прото-русские славяне очень часто вступали в союз с тюрко-татарами. Гораздо чаще, чем инородной вражьей силе удавалось их противопоставить друг другу. Потому и Орден Александра Невского — высочайшая отечественная награда — для памяти об этом.

Да, было время, когда прото-русские славяне безбожно резали и жгли друг друга, пополняя мартиролог святых великомучеников, не считая массы погубленного при этом простого народа. Это же ни из каких летописей не выкинешь, редактируй их — не редактируй.

Как и тюрко-татарские племена, ведомые своими полевыми командирами и вовлекаемые в борьбу за власть среди Великих монгол, беспощадно истребляли друг друга. Монгольский историк Санан-Сесен отмечает, что во времена Чингисхана монголы (не этнос, а воинская масса, сословие) делились на три группы, в том числе — Еке-монгол, Великие монголы (это указывает на родовое единство верховной вертикали) и Су-монголы или татары — мангыт, унгут, чарыт, а также кереи, упомянутые в 9 веке в китайской хронике (указание на племенное разнообразие предшественников золотоордынских татар).

Кстати, подсказка для пытливых, приставка «СУ» (образ библейской послепотопной Живой воды) роднит дальних предков татар и русских. По загадочному алтайскому преданию русские — это «люди с водной душой». Источник-чыганак информации — Николай Андреевич Шодоев, собиратель и хранитель Билика — древней мудрости народов России. Ему на днях исполнилось 85 лет. Дай Бог ему здоровья! — Алтай-Кудай, су-кадык болоор! По циклической алтайской хронологии человек, переваливший за 84 (12×7) достигает высшей мудрости и приобщается к тайнам Неба.

ИЗВЕЧНАЯ ТРЕТЬЯ СИЛА, НАПРАВЛЕННАЯ ПРОТИВ БРАТСТВА НАРОДОВ

Итак, во-первых, не эта ли самодержавная модель власти повторяется потом, после Орды, в империи Романовых? Но при этом, в результате «генно-модифицирующих технологий», в «онемеченном», вестернизированном царском роду осталась только капля русской крови, а татарскую, похоже, вовсе стёрли. А во-вторых, понятно, что русские и татары, как и другие обрусевшие инородцы, всегда оставались для имперской власти только «пушечным мясом» или — во время коротких мирных передышек — способом пополнения казны для очередных военно-оборонительных приготовлений.

Можно по-разному относиться к военно-исторической судьбе России и бюджетным тратам на оборону. Но оставим публично-символические «тёрки» Алексея Кудрина с Сергеем Шойгу — это всё временное и не суть. Суть же в том, чтобы личным усилием обрести состояние «Ни-Хэл», мобилизовать родовую память и ответить себе на следующие вопросы.

Почему почти во всех больших войнах Россия воевала на стороне Англии? Причем, Англия, в основном, вела «штабную войну», выгадывая свои стратегические цели, а Россия воевала «пушечным мясом» и несла несоизмеримые потери в людях.

Почему Сталин в ноябре 1945 года одёрнул Молотова за политическую ошибку — тот опубликовал в «Правде» хвалебный спич Черчилля в адрес вождя. Сталин объяснил членам Политбюро, что похвала из уст противника является лицемерным лукавством и указывает на слабость. А через 5 месяцев после этого Уинстон Черчилль выступил с «Фултонской речью», объявив начало Холодной войны, которая через 40 лет завершилась распадом СССР.

Почему в решающие войны страна вступала, как правило, ослабленной — и не столько в ресурсном, сколько в кадровом отношении? И в лучшем случае могла противопоставить стратегическому противнику оперативного лидера первого поколения с небольшой командой соратников — против 2–3 эшелонов отборных и веками откалиброванных элит.

И куда эти элиты делись в настоящее время? Ведь только дежурному пропагандисту может показаться, что президент Владимир Путин на международной «цирковой арене» имеет дело с «клоунами». И что кроме политических марионеток остались только Дональд Трамп (реинкарнация царя Бориса-разрушителя) и император Си (лидер поднимающейся новой Орды).

На самом же деле старые элиты «глубокого залегания» никуда не ушли — они создали адекватные времени перемен структуры наднационального управления. А разговоры о многополярности — это прикрытие того, что глобальные управляющие группировки раскинули свои сети влияния в структурах существующих государств, ослабляя и дискредитируя их в своих интересах.

В этих сетях и следует искать третью силу управления миром — подлинных противников многообразия народов и культур. А как её найдёшь, если у тебя историческая память разорвана, а родовая память не работает, отключена?

Народы России — братья не на век, а на всю историческую судьбу. Продлится ли она или окажется короткой? Русские с китайцами в 50–60-е годы прошлого советского века искренне считали себя братьями навек, но что-то не заладилось — хватило лишь на одно поколение, из которого теперь мало кто остался. Некоторые «разумные от русского народа» теперь полагают, что «Россия — женская душа» может и должна войти в новую китайскую Орду на правах старшей сестры… Непонятно только, куда при этом девать татар? Уж не в уйгурские ли резервации на севере Китая?

Правильно поставленный вопрос — половина ответа. Пусть каждый додумает самостоятельно, сводя разорванные концы исторической памяти и опираясь на состояние «Ни-Хэл-Булды» — Что же на самом деле случилось и произошло в действительных обстоятельствах времени, судьбы и предназначения народов?

УГРА ИЛИ ОРДА?

На фоне реальной исторической картины формирования российского государства должно быть ясно, что приуроченная к Дню народного единства «инициатива  с Угрой» («Губернатор Калужской области заявил о поддержке Путиным идеи отмечать окончание татаро-монгольского ига») попала в разряд неудавшихся аппаратных интриг.

Подобные казусы всё чаще возникают по мере обострения так называемого «трансфера власти». Однако заявление губернатора было оперативно опровергнуто пресс-секретарём президента. И не мудрено — ведь в начале ноября президент показательно высказался о важности единства народов страны и рассказал о том, как этнический татарин спас Россию от смуты. И хотя нельзя не заметить периодические колебания верховной линии по национальному вопросу (повторение мифа о заложенной Лениным «мины», разорвавшей СССР), тем не менее, на сей раз — Угра миновала…

Важнее то, что — нет худа без добра — в российском «политическом классе» постепенно формируется более трезвый взгляд на алгоритм российской государственности. И это позволяет лучше понять и снять некоторые надуманные проблемы. А в перспективе — задействовать для обновления России ресурс многообразия народов, накопленного опыта и культур.

Вот характерная оценка опытного несистемного политолога, который редко появляется в СМИ (если не ошибаюсь, «БИЗНЕС Online» лишь дважды за два года перепечатывал его посты), но весьма популярен в сетевом сообществе.

Алексей Чадаев, 12 ноября, 2019. «Пара слов про празднование „освобождения от татаро-монгольского ига“. Тема всплывала еще в 2004 году, как альтернатива 4-му ноября, и тогда поддержки в АП не получила. Надо понимать, что это очень коварная тема, и вовсе не из-за дежурно обижающихся казанских татар. Штука в том, что на момент прихода Батыя политическое единство русских земель отсутствовало, и возникло оно именно в период этого самого „ига“ и во многом благодаря ему. В этом смысле раскачка тема „избавления от ига“ (напоминаю, речь идёт о пропагандистской концепции конца XVIII века, эпохи насильственной европеизации страны) опасна потому, что пробуждает к жизни сепаратистские вожделения — для этого достаточно вспомнить, что у значительного числа русских земель в своё время юридическим основанием для вхождения в Великое Княжество Московское послужил… ордынский ярлык. Хотя, пожалуй, одну вещь я бы таки сделал. В порядке борьбы за дружбу народов, а заодно и за Крымнаш, поставил бы на Угре памятник крымскому хану Менгли-Гирею. Чей тогдашний удар в направлении на Киев как раз и не позволил Казимиру прийти на помощь золотоордынскому хану Ахмату, чтобы вместе воевать нашего Ивана Васильевича. Да, именно так: решающую роль в вопросе о политической независимости Руси от Орды сыграли крымцы и их атака ВКЛ, куда входила большая часть нынешней Украины».

Итак, «стояние на Угре», как и предшествующая Куликовская битва, если оценивать в евразийском, а не местечковом масштабе, это лишь периферийные эпизоды в процессе борьбы за власть в Ордынской империи и в ходе перетекания этой верховной власти из одного центра в другой. Это не умаляет значения событий для становления Московского царства, но вносит системные коррективы в привычную картину.

К этому следует добавить, что вплоть до начала 18 века Московское царство, хотя и усиливалось, но формально оставалось улусом Орды и платило дань Крымскому хану. И только Петр Первый, инициированный духом Ингерманландии и прошедший личную трансформацию в элитных «мастерских» западной Европы (отсюда легенды о подмене царя на Антихриста), смог, опираясь на команду западных инородцев, поднять царство на дыбы и повернуть страну от Орды к Ордену. Он и завершил формирование русского народа в качестве «чернорабочих империи».

Ключом к пониманию фигуры Петра являются вовсе не его «реформы», итоги которых были разрушительны для страны, а история его войн, во-первых, с армией шведского короля Карла 12, а во-вторых, с Османской империей. Надо понимать цену этих «побед» и значение «Северного союза», на который опирался Петр и за которым стояла Англия.

Это противоречие между вольной кочевой Ордой и рационально-осёдлым Орденом с его жестким разделением на господ и крепостных — оно не изжито и по сей день, проявляясь в методах управления, формах государственности и структурах повседневности. Символом неизжитой двойственности власти и идейного двоеверия является изображение двуглавого орла на государственном гербе. Хотя представители нынешних элитных кругов вряд ли до конца осознают свои исторические корни и специфику нынешней ситуации.

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции