Многие предприниматели вынуждены закрывать компании по причине собственных ошибок. К таковым можно отнести слабые знания в области налогов, нарушение законодательства, затраты на сотрудников в штате, которые могли бы работать на аутсорсинге, и т. д. Предприниматель Мария Макеева в своей авторской статье раскрыла топ-8 ошибок начинающих бизнесменов и подсказала, как их избежать. Подробности — в нашем материале.
У индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог
НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДЕНЕГ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ — ОШИБКА ВЫЙДЕТ ДОРОЖЕ
Есть несколько простых секретов, которые помогут спасти ваш бизнес на ранних этапах от штрафов или сэкономить на налогах. Например, у индивидуальных предпринимателей (ИП) на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог. Бизнесмены без сотрудников, не знающие о вычете, только в 2020 году могут потерять на этом более 40 тыс. рублей. Рассказываю, какие еще ошибки совершают начинающие предприниматели и как их избежать.
№1. Открыть ИП на стадии бизнес-идеи
Что может пойти не так. От идеи до реализации проекта проходит несколько месяцев, а страховые взносы предприниматели платят сразу после регистрации. В 2020 году фиксированная сумма страховых взносов — 40 874 рубля, значит, в месяц вы платите 3406,16 рубля. Затягиваете начало работы на три месяца — и уже должны более 10 тыс. рублей.
Как правильно. Зарегистрировать ИП можно за три рабочих дня. Не спешите с визитом в налоговую — сначала подготовьте все для работы. Например, договоритесь с поставщиками, закупите оборудование, выберите помещение, найдите первых клиентов и только потом регистрируйте бизнес. Так не окажетесь в минусе сразу на старте.
№2. Неправильно выбран налоговый режим
Что может пойти не так. ИП может работать на общей системе налогообложения (ОСНО) или выбрать специальный режим: упрощенку (УСН), патентную систему (ПСН), вмененку (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и налог на профессиональный доход (НПД).
По умолчанию всем новым предпринимателям назначают общую систему налогообложения. При этом нужно перечислять НДФЛ по ставке 13%, НДС — до 20%, платить налог на имущество и другие местные налоги. Обычно предприниматели на ОСНО не могут сами справиться с документами и нанимают бухгалтера.
На спецрежиме вас освобождают от НДФЛ, НДС и налога на имущество, вы платите только налог на доходы. Вам подходит один из спецрежимов — нужно в течение месяца с даты регистрации уведомить налоговую о своем выборе. Если не подадите уведомление вовремя, то останетесь на ОСНО. Будете постоянно переплачивать, что затормозит развитие бизнеса.
Сравните: с дохода в 100 тыс. рублей предприниматель на общей системе налогообложения платит 13 тыс. НДФЛ и 20 тыс. НДС, если применяет ставку 20%. То есть всего тратит 33 тыс. рублей. В то же время ИП на УСН «Доходы» — всего 6 тысяч. Фактически налоги в 5 раз меньше.
Как правильно. Задумайтесь о выборе режима налогообложения до регистрации ИП. Можно самостоятельно сравнить системы на сайте ФНС или проконсультироваться с опытным бухгалтером. Не жалейте денег на консультацию — ошибка обойдется дороже.
Сравнение общего налогового режима и специальных режимов для ИП на сайте ФНС.
№3. Сразу нанимать сотрудников
Что может пойти не так. Статус ИП без работников дает предпринимателям льготы. Например, они могут работать без онлайн-кассы до 2021 года, если оказывают услуги. Им не нужно сдавать отчеты в фонды, вести кадровый учет, платить налоги и взносы за сотрудников.
Как правильно. Пока есть возможность, лучше работать в одиночку, отдавая непрофильную работу на аутсорсинг. Обычно легко обойтись без бухгалтера, юриста, маркетолога, переводчика, водителя или курьера в штате, заключив договоры подряда. Работу выполнят другие ИП, самозанятые или специализированные фирмы.
Исключение — работники на ключевых позициях с постоянной занятостью. Так, нанимать водителей и курьеров понадобится, если доставляете грузы или возите пассажиров. А бухгалтер потребуется, если оказываете услуги по бухучету.
Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5–10 тыс. рублей, при повторном нарушении — 30–40 тысяч
МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БУХГАЛТЕРА
№4. Платить серую зарплату или не оформлять работников официально
Что может пойти не так. Еще одна ошибка — скрывать наличие сотрудников, чтобы сэкономить на налогах и страховых взносах. Если нет трудового договора, то работник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Причем к вам может устроиться и засланный конкурентами человек — специально, чтобы обратиться в контролирующие органы и рассказать о нарушениях.
Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5–10 тыс. рублей, при повторном нарушении — 30–40 тысяч. Дополнительно придется заплатить все налоги и страховые взносы, которые утаили. Если сумма недоимки превысит 5 млн рублей, предпринимателю грозит уголовная ответственность.
Некоторые работодатели выдают основную часть заработка на руки, официально проводя только установленный минимум. Это плохая идея, сейчас такие уловки отслеживают и пресекают лучше, чем в 90-е. В любой момент налоговая и трудовая инспекции могут прийти с проверкой и штрафами.
Как правильно. Если вы наняли сотрудника, то обязаны оформить приказ о приеме на работу и заключить трудовой договор в трехдневный срок. И затем в течение 30 дней встать на учет в ФСС как работодатель.
По закону платить нужно не меньше МРОТ, если сотрудник работает полный рабочий день. Эта сумма меняется раз в год — ее увеличивает правительство. В 2020 году она поднялась на 7,5% и достигла 12 130 рублей. Причем в некоторых регионах областные власти устанавливают свой МРОТ, на который нужно ориентироваться.
№5. Нанимать в штат бухгалтера
Что может пойти не так. Бухгалтер в штате стоит дорого — нужно платить зарплату, перечислять страховые взносы и НДФЛ, оборудовать рабочее место, покупать бухгалтерские программы и оплачивать курсы повышения квалификации.
Как правильно. Малый бизнес на большинстве спецрежимов может обойтись без собственного бухгалтера. Сдать отчетность и посчитать налоги можно самостоятельно с помощью интернет-бухгалтерии. Программы автоматически рассчитывают налоговые платежи и страховые взносы, формируют отчетность.
Если не хотите заниматься бухгалтерией самостоятельно, можно делегировать эту работу компании на аутсорсе. Стоимость их услуг в разы ниже затрат на штатного бухгалтера, поскольку вы платите за фактически выполненную работу, а не среднюю зарплату. Плюс ответственность по договору застрахована — за ошибки привлеченного бухгалтера вы не будете платить сами.
№6. Некорректно обращаться с деньгами
Что может пойти не так. Многие ИП неправильно распоряжаются своим заработком. Да, доход — личное дело предпринимателя, но тратить его нужно, учитывая рекомендации банков. Если снимать много наличных в банкомате или перекидывать все деньги на карту физлица в тот же день, то можно привлечь внимание Росфинмониторинга. Такие операции — признаки обналичивания средств, а нарушение закона об отмывании нелегальных доходов грозит блокировкой счета.
Как правильно. Узнайте из инструкции Росфинмониторинга, на каких основаниях бизнес подозревают в отмывании доходов. Чаще расплачивайтесь корпоративной картой, не снимайте часто наличные и не переводите все деньги себе на личную карту.
Обязательно прислушивайтесь к советам банка. Например, сервис «Ревизор» от (ПАО) Ак Барс Банка отслеживает риски и дает рекомендации о том, как именно вам защитить себя от сомнительных операций.
№7. Работать без кассы, хотя она нужна
Что может пойти не так. Не все маленькие магазинчики, небольшие компании и точки на рынках обзавелись кассовыми аппаратами, хотя многим они положены по закону. Отсутствие кассы грозит штрафом: заплатить придется до 50% от средств, полученных без кассы. Минимальный штраф для ИП — 10 тыс. рублей.
Как правильно. В 2020 году большинство ИП обязаны применять онлайн-кассы. Исключений мало, а нюансов много. Например, если ИП оказывает услуги сам, то ему можно пока работать без кассы — отсрочка действует до 1 июля 2021 года. Но, если у такого предпринимателя появится хотя бы один сотрудник, он уже обязан установить кассовый аппарат.
Обязательно уточните, обязаны ли вы подключить онлайн-кассу или можете обойтись без нее. Проконсультироваться можно у опытного бухгалтера или в компании, поставляющей кассовую технику.
№8. Задерживать налоги и страховые взносы
Что может пойти не так. Некоторые ИП стараются по максимуму оттянуть момент расчетов с государством, думая, что остальные траты важнее. Но государство четко следит за исполнением ваших обязательств: контролирует сроки и суммы, требует вовремя сдавать отчетность.
Откладывать расчеты с бюджетом на потом просто невыгодно. Банк по требованию налоговой блокирует счет должника и снимает деньги с учетом пеней и штрафов, когда возникает просрочка.
Есть и штрафы за не вовремя сданную или неправильно заполненную отчетность. Например, если не предоставить декларацию вовремя, то оштрафуют на тысячу рублей. А если еще и неправильно ее заполнить, пытаясь снизить сумму к уплате, то это добавит как минимум 40 тыс. штрафа, или 20% от неуплаченных налогов.
Как правильно. Чтобы не оказаться таким нарушителем, пользуйтесь помощью опытного бухгалтера или подключайтесь к сервису по ведению учета и подготовке отчетности. Создайте свой платежный календарь с указанием всех сроков уплаты налогов и страховых взносов. Так вы сможете заранее узнавать о предстоящих платежах и декларациях, ничего не упуская.
Еще больше полезного материала для предпринимателей на сайте Life.Profit.
Мария Макеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.