Если история Казани, по легенде, началась тысячу лет назад с кипящего котла-казана, то современные ее тепловые сети родились в середине прошлого века из обветшавших труб и маломощных котельных — и это уже не легенда, а документальный факт. О том, что выросло из слияния «Казэнерго» с «Казгорсветом», куда потратили миллионы долларов от европейских банкиров, об эволюции центрального отопления татарстанской столицы и охране автоматизированных котельных от атак хакеров — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
В одноэтажном доме в пять окошек на улице Горького, 27 в 1965 году свободно разместился весь штат созданного распоряжением Совета Министров ТАССР Предприятия объединенных котельных и тепловых сетей жилищного управления Казанского горисполкома — 15 человек. Через два месяца работы эксплуатацию 50 километров тепловых сетей и 85 городских котельных, которые отапливали казанские дома, заводы, больницы и школы, обеспечивал почти четырехсотенный коллектив. До сих пор добрым словом вспоминают Рауфа Кафиатуллина, возглавившего предприятие в 1977 году и начавшего техническое перевооружение энергетического хозяйства.
-
С момента создания предприятия оно неоднократно переименовывалось в связи с изменением законодательства и специфики выполнения работ данной организации. В 2016 году АО «Казэнерго» впервые приступило к выполнению работ, связанных с обслуживанием наружной системы освещения города Казани. Сегодня в АО «Казэнерго» трудятся почти полторы тысячи специалистов. Они обеспечивают теплом и горячей водой более 3,7 тысячи объектов, в том числе 1 970 многоквартирных домов, 327 объектов социальной сферы, освещают городские улицы, объекты благоустройства Казани.
-
Аварийно-диспетчерская служба предприятия изначально размещалась в 18-метровой комнате на Карла Маркса, 53 — в дореволюционном доме в стиле эклектики, бывшем владении товарища прокурора по Чистопольскому участку, коллежского асессора Б.А. Сапожникова.
-
Как вспоминают старожилы, единственной связью с объектами теплоснабжения был номер городского телефона и одна аварийная машина. Для сравнения — недавно полностью обновленный автопарк «Казэнерго» насчитывает теперь 128 специализированных машин.
-
При этом вызовов и нештатных ситуаций хватало — в середине прошлого века котельные в Казани в основном были мелкими, маломощными, оснащенными изношенными котлами, топились они мазутом, углем, а то и дровами. А тепловые сети — настолько обветшавшими, что часто находились в аварийном состоянии. Так что около сотни неэффективных и морально устаревших котельных по Казани постепенно закрыли. Кстати, один из последних таких «раритетов» работал до начала 80-х прямо у самого Кремля — в подвале на Миславского, 3.
-
Сегодня аварийно-диспетчерская служба АО «Казэнерго» — это большие площади современных производственных и бытовых помещений, создающие комфортные условия для персонала. Центральный диспетчерский пункт оснащен всем необходимым для обеспечения контроля за работой 135 котельных и 26 ЦТП. На интерактивной карте города Казани отражается информация о состоянии оборудования 58 котельных, работающих без присутствия персонала. Любые отклонения в режимах — изменение давления, температуры теплоносителя, скачки напряжения, признаки загазованности и задымления, несанкционированное открывание двери — отражаются на мониторе Зеленая точка на карте становится моргающей красной.
-
А вот устранять проблему мобильная бригада, как и прежде, выезжает по тревожному сигналу в полном составе. Хотя современные котельные позволяют дистанционно управлять их работой, но во избежание риска хакерских атак данная функция дублируется. И поэтому после тревожного сигнала в «дежурке» раздается сакраментальное: «Аварийная бригада, на выезд!»
-
«Вообще, спокойных ночей у нас не бывает, — утверждают диспетчеры „Казэнерго“. — Лопнула в квартире батарея, прорвало водопровод и затопило теплосеть, засорилась канализация, в подвале „парит“ — звонят сразу именно нам, мы находимся на самом острие любой проблемы. Если ее решение зависит от нас — устраняем, нет — передаем заявку соответствующим службам, информируем комитет ЖКХ, управляющие компании, коллег из „Водоканала“».
-
В световом хозяйстве «Казэнерго» — управлении наружного освещения — диспетчерская сегодня тоже компьютеризована. На ее мониторах, как на ладони, отражается состояние 88 тысяч светоточек и 2 628 километров сетей наружного освещения, то есть вся система уличного освещения, находящаяся на балансе города. Инженер по организации эксплуатации Федор Парамонов вспоминает, что, когда почти 20 лет назад он начинал работу простым монтером, точек было в два раза меньше. А в поселках и дворах Казани стояли деревянные опоры, по которым монтеры ловко карабкались на «кошках», держа за плечами запас «лампочек Ильича», которые часто перегорали. «Молодые специалисты уже и не знают, что такое наши „когти“, привыкли работать на вышках, — с ноткой ностальгии говорят ветераны службы. — И огромные 700-ваттные ртутные лампы уличного освещения, размером с пятилитровое ведро, многие, наверное, только на картинке в учебнике видели».
-
С 2015 года в Казани провозглашен курс на полный отказ от токсичных ртутных ламп. Комитет внешнего благоустройства исполкома Казани заключил с «Казэнерго» уже второй энергосервисный контракт, в рамках которого происходит замена на безопасные и гораздо более экономичные натриевые и светодиодные лампы. Так, благодаря исполнению этого контракта в 2019 году удалось сэкономить 23,8 миллиона рублей за счет снижения потребления электроэнергии. (Фото: «БИЗНЕС Online»)
-
Ушли в прошлое и деревянные столбы — их повсеместно заменили железобетонными, стальными, а на отрезке дороги на Салмачи сейчас тестируются опоры из композитных материалов. Одно из их преимуществ заключается в том, что при наезде автомобиля полимерные опоры частично поглощают силу удара и рассыпаются, что снижает вероятность фатального исхода прежде всего для самого лихача, ведь фонарные столбы по вине водителей в Казани падают чуть ли не через день. А вот с другой напастью — портящими облик городских магистралей объявлениями на столбах — в «Казэнерго» пока не придумали, как справиться. Что только ни делали — и штрафами за порчу имущества абонентам номеров грозили, и «глушили» все эти «досуги» и «квартиры посуточно» автодозвоном, но борьба с нарушителями пока идет с переменным успехом.
-
К концу XX столетия, когда на предприятии эксплуатировалось более 140 котельных, 160 центральных тепловых пунктов и 800 километров тепловых сетей от них, покатилась волна новых проблем в виде ветхих котельных и тепловых сетей, сбрасываемых со своих плеч различными ведомствами. «Пик» их пришелся на вторую половину 90-х, когда в условиях отсутствия денег и общего кризиса МУП КПТС в большом количестве принял этот балласт. Главный инженер «Казэнерго» Юрий Никоноров вспоминает, как принимали ведомственную котельную на Оренбургском тракте, 130: зашли — а там сталактиты ледовые висят, насосы разморожены, котлы нерабочие. «Собрались со специалистами — электриками, киповцами-слесарями, каждый прошелся по своему участку, разработали план, поставили сроки. Решили, что нам нужен один котел, один насос сетевой, один подпиточный, коллектор, тепловая сеть, газовиков вызвали с газовым оборудованием. Через два дня растопили первый котел, все начало оттаивать — надо было срочно согревать больницу МВД, которую из-за холодов даже на время расселяли, воинскую часть, школу милиции…»
-
В начале 2000-х к модернизации самых проблемных котельных Казани был привлечен даже Европейский банк реконструкции и развития, который выделил около 10 миллионов доллара кредита. Большой объем работ по модернизации энергетического хозяйства города, недостаток собственных и бюджетных средств вынудили предприятие искать инвесторов на стороне. Предприятие приняло участие в конкурсе по инвестиционным проектам и выиграло его. В результате конкурсного отбора был выбран вариант, предусматривающий реконструкцию и модернизацию котельных, тепловых сетей и индивидуальных тепловых пунктов. В итоге после реализации проекта удавалось экономить 1,6 миллиона долларов в год — через снижение непроизводительного потребления газа, электроэнергии и воды.
-
Не умрет ли профессия оператора котельной вслед за работой кочегара? Начальник подразделения Приволжского энергорайона Марат Зиятдинов уверен — в ближайшем будущем нет, но станет более интеллектуальной. В 2016 году «Казэнерго» провел реконструкцию котельной на Оренбургском тракте, 138, которую энергетики по-свойски называют «РКБ-1», так как обслуживает она весь больничный городок. Оборудование, простоявшее здесь с 70-х годов прошлого века, заменили полностью на энергоэффективное. «Человеческий фактор сведен к минимуму, — говорит наш собеседник. — Пуск, розжиг, тестирование систем происходят в автоматическом режиме. Если раньше в котельной дежурили одновременно два оператора, то теперь достаточно, чтобы процесс контролировал один».
Внутри современных котельных сейчас чистота, свет, простор и спокойствие, лишь мерно гудят тысячеградусные горелки в печах за толстыми кирпичными стенами. Думается, Виктору Цою, немало перекидавшему уголька в бытность кочегаром в питерской котельной «Камчатка», наверняка здесь бы понравилось.
-
«А работа с людьми, с теплом вообще, по-моему, творчеству способствует, у нас на конкурсы самодеятельности записываться уговаривать не надо, такие все таланты», — уверен старший мастер Советского энергорайона Артем Микалев. В 2012 году он пришел сюда после окончания энергоуниверситета слесарем, оценив возможность набираться уникального опыта и строить карьеру. Мастер отмечает, что на предприятии немало молодых ребят, которые работают слесарями и параллельно учатся в вузах заочно.
-
Сам Артем по совместительству еще и зампредседателя молодежной организации «Казэнерго», ведь на предприятии почти четверть коллектива — люди в возрасте до 35 лет. С приходом на предприятие молодого энергичного руководителя Рустама Абдулхакова кадровому продвижению молодежи и социальной поддержке сотрудников стали уделять еще больше внимания. Так, у работников есть возможность получить жилье по программе социальной ипотеки, в которой участвует «Казэнерго».
-
На почетном месте в административном здании «Казэнерго» висит портрет, который редко кого оставляет равнодушным. «Кто это изображен, за какие заслуги? — удивляются гости. Что ж, знакомьтесь — Григорий Журков. Вот уже 9 лет он работает сварщиком на одном из самых сложных участков Вахитовского энергорайона — в центре, где дворы заставлены машинами, так что рабочий день начинается с вызова эвакуаторов, а проезды настолько узкие, что техника не проходит, многокилометровые трубы приходится разрезать, затаскивать на руках, и потом сваривать заново. Журков, как и сотни его коллег в «Казэнерго», день за днем приходит на свою работу, чтобы обеспечивать бесперебойное функционирование тепловых систем, а значит — качество, комфорт и безопасность жизни тысяч казанцев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.