«Сейчас мы стоим, не можем продавать туры никуда. Так что обратите внимание на агентов внутри Казани, наша работа нацелена на активности внутри столицы и региона», — говорили турагенты на онлайн-встрече с представителями бизнес-омбудсмена РТ. Нет худа без добра: с большой вероятностью отдыхающие побоятся лететь за рубеж и переключатся на местные красоты. Но есть и проблемы — въехать в Татарстан можно лишь со справкой о здоровье, а требования Роспотребнадзора к бизнесу выливаются в копеечку.
Вчерашняя видеоконференция с представителями аппарата Фарида Абдулганиева была посвящена тому, с какими проблемами сталкиваются турагенты
«СЕЙЧАС НАША РАБОТА НАЦЕЛЕНА НА АКТИВНОСТИ ВНУТРИ КАЗАНИ И РЕСПУБЛИКИ»
Если на онлайн-встрече представителей аппарата бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева на прошлой неделе обсуждали общепит, на этот раз черед дошел как раз до представителей туристического сообщества. Вчерашняя видеоконференция была посвящена тому, с какими проблемами сталкиваются турагенты, какие требования Роспотребнадзора они видят странными и какие перспективы и выводы нужно будет получить от коронавирусной самоизоляции.
Онлайн-встреча началась с предложений, основанных на опыте других стран. Гульназ Мухаметшина, представитель развлекательного комплекса «Туган Авылым», рассказала, что в Японии иностранным туристам государство будет платить по $185 в день. «Эти деньги станут выдавать в виде ваучеров, которые люди могут использовать в отелях и ресторанах. Хотела бы предложить применять данный опыт в республике для туристов, которые приезжают из других регионов. К сожалению, иностранных туристов будет мало, так что рассчитывать на них не стоит», — отметила она. В ответ на это исполнительный директор ассоциации отелей РТ Александра Юшутина вспомнила, что в Италии тоже есть подобная программа. «На сайте Vizit Sicilia указано, что государство оплатит 50 процентов от стоимости билетов или каждую третью ночь в гостинице или хостеле. Также предоставят билеты в музеи. Было бы неплохо, если бы и в России поездки субсидировались, тем более что у нас и ранее имелся такой опыт, в частности с детскими турами», — сказала Юшутина.
Специалист аппарата бизнес-омбудсмена РТ Филипп Зарубин на это заметил, что такие предложения действительно могут поддержать конкуренцию и запустить отрасль, так что они будут переданы в вышестоящие инстанции. Но вот насколько в реальности ждать от властей денег на туристов — большой, конечно, вопрос.
Как же завлечь туристов в Татарстан после полного окончания самоизоляции? Генеральный директор VIA Tourism Ильдар Тазиев отметил, что как только все ограничения снимут, он ожидает туристического бума. «Сейчас главное, чтобы наша компания и отрасль в целом были готовы к такому развитию событий», — сказал спикер. Ведь ситуация потенциально может очень положительно сказаться на внутритатарстанском бизнесе: у людей не будет ни желания, ни денег уехать куда-то далеко. Так что не исключено, что многие жители республики для себя откроют берега Камского Устья, Свияжские холмы или же выберутся в исторические и санаторные места республики.
«Сейчас мы стоим, не можем продавать туры никуда, находимся в поиске новых идей, достаем проекты, которые были на полке. Так что обратите внимание на агентов внутри Казани, сейчас наша работа нацелена на активности внутри столицы и региона», — сказал Тазиев. Он отметил, что сейчас важно проводить тимбилдинги для своих сотрудников — для морального духа после затяжной самоизоляции. После этого заявления некоторые из спикеров попросили друг у друга контакты, чтобы впоследствии списаться для конкретных предложений.
«Обратите внимание на агентов внутри Казани, сейчас наша работа нацелена на активности внутри столицы и региона»
«ВОЗМОЖНО ЛИ ТУРИСТИЧЕСКИМ КОМПАНИЯМИ САМИМ ТЕСТИРОВАТЬ ТУРИСТОВ?»
Ключевая проблема, которая мешает турбизнесу республики в данный момент, — это необходимые для приезжающих справки об отсутствии у них коронавируса. Напомним, что по правилам нынешнего времени любой въезжающий в республику из другого региона без теста автоматически попадает под самоизоляцию на 14 дней. Разумеется, на туристический отдых это никак не похоже. А по мнению предпринимателей, высокая цена тестов, 2,5 тыс. рублей, — серьезный ограничивающий фактор, который удержит человека от туристического отдыха.
Комментарий гендиректора агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президента ассоциации туристских агентств РТ Рамиля Мифтахова по этому поводу зачитала представитель бизнес-омбудсмена Лилия Талипова. «Цена поездки и отдыха в Казани составляет 10–12 тысяч рублей на человека, а справка по COVID-19 стоит от 2,5 тысячи рублей. То есть сейчас семьям из других регионов неактуально и очень затратно ехать отдыхать в республику», — делает вывод Мифтахов. Как отметила Елена Илькун, директор и основатель компании «Бюро путешествий», на данный момент невозможно полноценно запустить работу всей отрасли, пока это требование Роспотребнадзора не будет отменено.
Алмаз Зиятдинов, организатор бизнес-путешествий «Единение», предложил сделать послабления для жителей соседних с Татарстаном регионов, которые зачастую отдыхают в республике. А совсем оригинальный выход из этой ситуации предложила Мухаметшина. «Возможно ли туристическим компаниям самостоятельно тестировать туристов в своих зданиях? Например, человек заплатил 2,5 тысячи рублей, а взамен он получит не только информацию, болен ли он, но и бесплатное питание. И если тест приезжего окажется отрицательным, то он может быть свободен на территории республики», — рассуждала она.
Этот комментарий вызвал некоторые споры. В частности, Илькун резонно отметила целесообразность проживания потенциального «ковид-больного» в течение тех дней, пока идет расшифровка анализов. Зарубин заметил, что если появятся тесты, которые способны дать результат за несколько часов, то предложение Мухаметшиной может быть рассмотрено.
Хотя это действительно сложная тема. Ведь такие справки являются защитой жителей республики от возможного занесения вируса, так что требование Роспотребнадзора вполне разумное. И что станет делать человек, если он приедет в Татарстан и выяснит, что у него инфекция? Вместо отдыха придется госпитализироваться, а все места, которые он посещал, необходимо будет закрыть на карантин.
К тому же, по словам Юшутиной, велик риск того, что у человека при наличии справки все равно есть инфекция. Возможно, что он заразился по пути. «Что делать в таком случае отельерам? Если их обманул недобросовестный человек, то возникнет ситуация, которая может перерасти в уголовное дело!» — рассудила отельер.
«Цена поездки и отдыха в Казани составляет 10–12 тысяч рублей на человека, а справка по COVID-19 стоит от 2,5 тысячи рублей. То есть сейчас семьям из других регионов неактуально и очень затратно ехать отдыхать в республику»
«ЧТОБЫ ВПИСАТЬСЯ В НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОТЕЛЮ НАДО ПОТРАТИТЬ 10 МИЛЛИОНОВ рублей»
Есть и другие вопросы к Роспотребнадзору. Юшутина и ее коллеги подсчитали, сколько требуется вложить отелю, чтобы вписаться в нормативные документы. Цифра получилась очень значительной — 10 млн рублей. «Представим отель на 100–150 номеров. Чтобы соответствовать требованиям, владельцу надо будет купить парогенераторы для матрасов, ковромоечные машины, рециркуляторы, и необходимо, чтобы персонал сдавал тест на коронавирус. Получаются следующие цифры: 1 миллион рублей отелю, чтобы раз в неделю проводить тесты сотрудникам, а на оборудование идет 9 миллионов рублей. Сами понимаете, что работать в таких условиях невозможно, ведь, чтобы выйти на нулевой уровень рентабельности, отелю необходимо 40 процентов нагрузки на номера и так далее. Надеемся, что Роспотребнадзор нас услышит», — поделилась аналитикой Юшутина.
По ее словам, дополнительные трудности вызывают налоги на землю и имущество, а также затраты на коммунальные услуги. «Нам идут счета по ЖКХ и за вывоз мусора, и мы, по-моему, один из немногих регионов, где сохранилась такая система. Вроде бы в Санкт-Петербурге оплату за вывоз мусора уже отменили», — сказала спикер. Она еще отметила, что уже один отель из ее ассоциации закрывается минимум на год, а ведь туда входят лишь некоторые гостиницы республики.
В ответ на эту претензию Зарубин отметил, что такие вопросы решаются в частном порядке. Он привел пример, как в одной организации из-за отключения электроэнергии за неуплату перестали работать холодильники. Представитель бизнес-омбудсмена РТ сказал, что благодаря вмешательству его коллег удалось спасти 2,5 т мяса.
Ряд предпринимателей, и, в частности, Мифтахов, недовольны ограничением в 24 человека, которые могут принять «объекты показов». Это сильно ограничивает как вариативность отдыха со стороны туристов, так и возможности для реализации различных проектов бизнесменов. Зиятдинов, который занимается как раз бизнес-путешествиями групп, спросил, возможно ли увеличить количество людей до 30–40? Зарубин задал уточняющий вопрос: это предложение касается только «уличного туризма» или любого вообще? В случае, если разрешат развлекательную деятельность в закрытых помещениях, то возникнут вопросы у представителей других сфер, например у торговых центров. Так что такой вид отдыха будет разрешен только в самый последний момент.
Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись предприниматели, — это возмущение потерявших свои деньги на отдых клиентов, переходящее в судебные иски
«ПОЖАЛУЙСТА, НЕ НАДО ЖЕСТИТЬ, У НАС И ТАК СРЕДСТВ НЕТ»
Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись предприниматели, — это возмущение потерявших свои деньги на отдых клиентов, переходящее в судебные иски. Как отметил на встрече маркетолог Айдар Сафин, желание людей вернуть свои средства вполне объяснимо. «Денег у населения становится катастрофически меньше», — напомнил спикер. К тому же, по словам Сафина, у людей есть страх, что агентства просто обанкротятся и тогда никак не смогут вернуть туристам средства.
Однако, по словам Тазиева, проблема кроется даже не в том, что люди хотят вернуть свои средства, а в их слабой информированности. «Тысячи клиентов никуда не полетели и, видимо, не полетят. Они подают иски на агентства, пишут жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор. Мы все понимаем, но, пожалуйста, не надо жестить, у нас и так сейчас средств нет. Мы ведь платим налоги и аренду при отсутствующих доходах», — пожаловался Тазиев.
Его поддержал директор компании «Объединение Турист» Владимир Кудашов. Он отметил, что у турагентств нет денег, а все средства, полученные от клиентов, переведены на счета туроператоров. «СМИ неправильно говорят, мол, идите к агентствам и требуйте денег. Их у нас нет», — сказал спикер.
Турбизнесу, помимо субсидий, которые компании получили на выплаты зарплат, необходимы средства на перезапуск своей деятельности, чтобы начать обслуживать клиентов
«ПАНДЕМИЯ — ЭТО ВРЕМЯ, КОГДА МОЖНО ПРОБОВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ»
Татарстанские турагентства недовольны еще рядом изменений. В частности, Илькун отметила, что велика вероятность переноса туров на более поздний срок, а в то же время экскурсионные объекты повышают цены на посещение. И, естественно, что мало кто захочет доплачивать, как со стороны клиента, так и со стороны туроператора. Поэтому она предложила заморозить эти цены до середины 2021 года, так как уверена, что потребуется много времени, чтобы отрасль сумела прийти в себя.
Есть и проблемы, которые не лежат на поверхности для человека, мало знакомого со спецификой туристического бизнеса. Например, экскурсоводам необходима аккредитация, а она платная. Эти люди, как отметила предпринимательница, сейчас сидят без денег, а поток клиентов может быть очень низкий. Поэтому Илькун предложила отменить оплату аккредитации.
Также Илькун сказала, что турбизнесу, помимо субсидий, которые компании получили на выплаты зарплат, необходимы средства на перезапуск своей деятельности, чтобы начать обслуживать клиентов. Тазиев же отметил, что, помимо всех стандартных расходов, нужно что-то сделать с банками — его компания, как и многие другие, переводит существенные средства на эквайринг. «Данные выплаты достигают от 5 до 40 процентов от комиссии. Это очень много, они не готовы слушать меня одного, давайте поднимем вопрос вместе», — сказал бизнесмен.
Впрочем, кризис не только заставляет людей задуматься о том, что необходимо делать, чтобы выжить. В целом сейчас можно полностью перестроить всю систему и начать осваивать новые направления. Маркетолог Сафин отметил, что у него есть предложение, как можно развить туристический бизнес в республике с помощью технологии AR — дополненной реальности. По словам спикера, в технологическую эпоху для получения какой-либо информации об историческом объекте не нужен экскурсовод. Например, достаточно на месте установить AR-код, при наведении камеры телефона на который все нужные данные появятся на экране смартфона. Это сэкономит время пребывания человека на месте и фактически может заново раскрыть направление самодеятельного туризма.
Зарубин поддержал идею спикера, сказав, что пандемия — время, когда можно пробовать и реализовывать что-то новое. Но у этой идеи есть и обратная сторона медали — она может убить весь современный расклад в индустрии. Например, зачем человеку останавливаться в отеле на второй день, если из-за сэкономленного времени он сможет уже вечером уехать домой или куда-то еще? Или что будет с профессией «экскурсовод»? Во время конференции в Zoom выражения лиц других участников не было видно, но Зарубин отметил, что предложение Сафина им явно не понравилось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.