Бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал свой ежегодный доклад Владимиру Путину. «БИЗНЕС Online» изучил документ и выяснил, что предприниматели готовы вернуться в бизнес даже после уголовных дел, но при этом все еще жалуются на административное давление, просят снизить налоговую нагрузку… Кстати, Татарстан последние три года входит в топ регионов, откуда бизнес-обмудсмену чаще всего поступают обращения, связанные с уголовным преследованием.
Прогнозируемое снижение ВВП до –5,5% не кажется столь масштабным, однако для экономики России такой показатель будет носить драматичный характер, говорится в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова
СНИЖЕНИЕ ВВП РОССИИ БУДЕТ НОСИТЬ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Несмотря на то, что прогнозируемое снижение ВВП до –5,5% не кажется столь масштабным, для экономики России такой показатель будет носить драматичный характер. К таким выводам пришел бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем ежегодном докладе, подаваемом на стол президента РФ Владимира Путина.
«Результаты экономического развития за последние 10 лет привели к тому, что перед началом кризиса 2020 года темпы роста ВВП, инвестиции в основной капитал и реальные располагаемые доходы населения находились на низком уровне», — говорится в документе, с которым ознакомился корреспондент «БИЗНЕС Online». В отличие от кризиса 2008–2009 годов, к нынешнему российская экономика пришла после фактической десятилетней стагнации, поскольку за эти годы ВВП вырос лишь на 11%, тогда как в среднем по миру накопленным итогом стал рост 45%, а по развивающимся странам и того больше — 70%. При этом в 2020 году на Россию пришелся еще и двойной удар в виде пандемии COVID-19 и резкого падения цен на энергоресурсы. Так что сокращение ВВП России, по прогнозам Титова, будет куда больше, чем среднемировой показатель в 3%.
Пандемия COVID-19, как посчитали в аппарате уполномоченного, коснулась 4,17 млн компаний и ИП, то есть до 67% всего бизнеса. Согласно опросам, 53,3% респондентов характеризовали своие положение как «кризис» и «катастрофа», а 62,2% опрошенных компаний оценивали свой шанс на выживание ниже 50%. Ключевые трудности, с которыми столкнулся бизнес в этот кризис, — невозможность платить зарплату (52,4%), а также аренду и налог на имущество (42,8%). При этом хоть большинство и не стали увольнять сотрудников, но значительно урезали им зарплаты (60,88%) и отправили в отпуск за свой счет (57,6%).
В то же время довольны мерами поддержки правительства лишь 27,8% опрошенных предпринимателей, а действиями региональных властей еще меньше — только 23,4%. Больше половины опрошенных в том и другом случае оценили предложенные властями меры поддержки негативно.
«Сокращение ВВП России, по прогнозам Титова, будет куда больше, чем среднемировой показатель в 3%»
55,5% ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИВЛЕКАЮТ ЗА МОШЕННИЧЕСТВО
Больший интерес в докладе представляет раздел, посвященный уголовному преследованию предпринимателей. Забегая вперед, скажем, что и тут радости не прибавляется.
Несмотря на изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс, и разъяснения Верховного суда РФ, системные проблемы до сих пор остаются не решены. Как отмечается в докладе, треть всех поступивших бизнес-омбудсмену обращений связаны с уголовным преследованием. Причем Татарстан последние три года входит в топ регионов, откуда Титову чаще всего поступают подобные жалобы. Например, в 2017 году республика шла четвертой и на нее приходилось 5,2% всех обращений, связанных с уголовным преследованием. К 2019-му ситуация несколько улучшилась: теперь это, как и в Санкт-Петербурге, 3,05% жалоб и 6-е место в антирейтинге. Естественно, что лидерство в этом топе все время удерживает Москва, на которую приходится каждая четвертая жалоба бизнеса.
Значительная часть предпринимателей по-прежнему привлекается по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») — на нее в 2019 году пришлось 55,5% всех обращений по уголовному преследованию. При этом причиной возбуждения уголовного дела опрошенные предприниматели называют конфликт с другим бизнесменом (37,6%) или личный интерес сотрудников правоохранительных органов и иных органов власти (41,3%).
Довольны мерами поддержки правительства лишь 27,8% предпринимателей, а действиями региональных властей еще меньше — только 23,4%
Нет явных сдвигов и по мерам пресечения, не связанным с ограничением свободы. Суды все так же чаще всего выбирают арест. Несмотря на требования УПК, невозможность избрания другой меры пресечения даже не удосуживаются аргументировать. Согласно статистике ВС РФ, в 2019 году суды рассмотрели 106 тыс. ходатайств о мере пресечения в виде заключения под стражу и удовлетворили 89,2% из них, а вот ходатайств о залоге было рассмотрено всего 90, из них удовлетворили 85,5%. Вместе с тем, согласно опросу экспертов, приведенному в докладе Титова, более половины предпринимателей считают, что российская система уже готова к более широкому применению залога вместо домашнего ареста или содержаниях в СИЗО. По мнению Титова, преодолеть «обвинительный уклон» судов способен перевод предпринимательских дел в юрисдикцию суда присяжных.
Однако и после приговора мучения бизнесменов не заканчиваются. Как отмечается в докладе, нет объективных параметров и системы оснований для условно-досрочного освобождения предпринимателей и замены неотбытой части наказания более мягким вариантом. «Осужденные предприниматели в подавляющем большинстве не имеют устойчивых связей с криминальной средой, их преступления носят ненасильственный характер, что повышает вероятность их исправления без полного отбывания назначенного судом наказания в виде лишения свободы», — пишет бизнес-омбудсмен Путину. Но суды, зачастую отказывая в УДО, ссылаются на отсутствие у заключенного поощрений, получение которого «может не зависеть от осужденного». «Такое положение формирует условия для коррупционных правонарушений», — указывается в докладе.
Ключевые трудности, с которыми столкнулся бизнес в этот кризис, — невозможность платить зарплату (52,4%), а также аренду и налог на имущество (42,8%)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ГОТОВЫ ВЕРНУТЬСЯ В БИЗНЕС ДАЖЕ ПОСЛЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
Традиционной частью доклада Титова также являются данные социологических опросов ФСО, в ходе которого опрашивались эксперты-юристы и предприниматели, подвергшиеся уголовному преследований. Всего были опрошены в феврале этого года 279 экспертов и 189 предпринимателей в 36 регионах страны. Выяснилось, что 74,3% из них не считают ведение бизнеса в России безопасным, при этом доля предпринимателей, давших такой ответ, составляет 93,7%. Отметим, что по итогам опроса 2017 года так считали 57,1% опрошенных. В то же время 71,1% опрошенных уверены, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий для защиты бизнеса от незаконного уголовного преследования.
При этом с годами продолжает расти доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, — с 45% в 2017 году до 70,3% сейчас. Доверие судам, согласно опросам, многие также ставят под сомнение — так ответили 57,7% опрошенных экспертов. В то же время увеличивается от года к году доля тех, кто не считает правосудие в России независимым и объективным: в 2017 году так говорил каждый второй, а теперь — 73,8% опрошенных. Вызывает вопросы и квалификация следователей для ведения дел экономической направленности: 41,5% опрошенных заявили, что она недостаточная, а еще 32,1% ответили «скорее нет». При этом более половины — 76,7% опрошенных уверены, что преступления в сфере предпринимательской деятельности должны расследоваться одним специализированным органом.
Еще 74,1% считают неэффективной деятельность правоохранителей по противодействию коррупции. При этом почти в равных долях распределились те, кто считает, что уровень коррупции за год снизился и, наоборот, повысился — 23,3% и 24,2% соответственно. Большая часть (37,6%) уверены, что он не изменился.
Нет явных сдвигов и по мерам пресечения, не связанных с ограничением свободы. Суды все так же чаще всего выбирают арест
Только треть экспертов считают, что до суда доходят меньше половины всех возбужденных дел в экономической сфере. Главной причиной этого большинство (58,4%) называют необоснованность возбуждения дела. За год выросли доли тех, кто считает, что данная ситуация используется как способ давления и устранения конкурентов (49,8%) и для создания переговорной позиции и получения информация в корпоративных спорах (43,7%). Более половины респондентов также уверены, что следствие по экономическим преступлениям затягивается более года, а пятая часть респондентов (21,2%) свидетельствовали, что судебный процесс также длился более года.
Большинство опрошенных ФСО экспертов выступают за либерализацию наказаний для предпринимателей. Например, 73,8% респондентов поддерживают замену наказания в виде лишения свободы за экономические преступления штрафами, а 45,1% негативно оценивают возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям без представления налогового органа.
Последствия уголовного преследования для большинства предпринимателей обычно плачевны. 84,2% бизнесменов рассказали, что их бизнес полностью или частично был разрушен, а 65,6% отметили, что из-за уголовного дела их сотрудники потеряли работу. В то же время более половины опрошенных отметили, что из-за уголовного преследования потеряли репутацию и здоровье, а не только бизнес.
Удивительно, но даже испытав на себе все тяготы уголовного преследования, за год выросла доля тех, кто готов и после этого заниматься предпринимательством — с 46,9% в 2019-м до 63,5% в этом году. Однако…
Последствия уголовного преследования для большинства предпринимателей обычно плачевны. 84,2% бизнесменов рассказали, что их бизнес полностью или частично был разрушен
В 2019 ГОДУ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИВЛЕКЛИ КАЖДУЮ ЧЕТВЕРТУЮ КОМПАНИЮ
Доклад уполномоченного не мог обойтись без индекса административного давления на бизнес. Он был составлен еще до истории с COVID-19, поэтому, как отмечается в документе, в 2020 году этот фактор может оказаться существенным при выходе из кризиса.
По итогам 2019-го все 85 субъектов разбили на четыре группы по уровню админдавления. В тройке лидеров оказались Ульяновская область (2,8), Удмуртия (2,9) и Карелия (2,9), а тройку худших замыкают Иркутская область (4,4), Дагестан (4,5) и Кабардино-Балкария (4,5). Положение Татарстана как «середнячка» в этом смысле практически не изменилось: год назад это было 39-е место с индексом 3,8, а теперь 40-я строчка и индекс 3,7. Как отмечается в докладе, наибольший прорыв совершила Саратовская область, поднявшись с 81-го места до 28-го, также взлетела Тульская область с 70-го на 23-е место. «Совместная отработка показателей прошлогоднего индекса властями субъектов, органами прокуратуры и уполномоченными по защите прав предпринимателей показала большие возможности влиять на ситуацию, — отмечает Титов. — В результате позиции многих субъектов Федерации в индексе за год улучшились. Однако есть и регионы, которые стабильно остаются в рейтинге на низких позициях».
В докладе делается вывод, что число плановых и внеплановых проверок контрольно-надзорными органами с 2012 года снизилось на 41%. Однако уменьшение внеплановых проверок на федеральном уровне компенсировали ростом на региональном и муниципальном. Вместе с тем отнюдь не уменьшается число дел об административных правонарушениях, а по ряду ведомств доля таких дел без проверок продолжает расти или сохраняться на том же уровне.
Уменьшение внеплановых проверок на федеральном уровне компенсировали ростом на региональном и муниципальном
В то же время растет ответственность предпринимателей за нарушения. Так, в 2019 году, отмечается в докладе, к административной ответственности привлекли более 1 млн юрлиц (то есть каждого четвертого из всех действующих), а общий размер административных штрафов, по данным Росстата, превысил 240 млрд рублей. При этом почти половина опрошенных предпринимателей отметили ужесточение административных наказаний за последние три года. Чаще всего предпринимателей привлекают за уклонение от исполнения административного наказания, нарушение валютного законодательства, нарушение порядка и сроков представления сведений в ПФР. Зато должностные лица за нарушения при проведении проверок отделываются в 87% случаев лишь предупреждением. Так, за 2019 год письменное предупреждение было сделано 2 098 раз, а штраф до 5 тыс. рублей наложен на проверяющего лишь в 303 случаях.
Масла в огонь подливают приставы, которые отдают предпочтение во взыскании штрафов, а не сумм исполнительных листов по судебным решениям. Так, в аппарате уполномоченного посчитали, что менее 2,7% общей суммы приставы взыскали в спорах юрлиц друг с другом. Зато если речь идет о взыскании с юрлица платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, то тут показатель вырастает до 12%. По взысканию штрафов (без учета штрафов ГИБДД и за валютные нарушения) доля фактически взысканных и вовсе достигает 20,1%. «Эти цифры показывают, что выигрыш в суде не гарантирует результата. На наш взгляд, неисполнение решений судов по хозяйственным спорам — одна из причин попыток разрешения хозяйственных споров в уголовном порядке», — говорится в докладе Титова.
68,3% ОПРОШЕННЫХ НЕГАТИВНО ОЦЕНИВАЛИ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 2019 ГОДУ
О том, что ситуация с административным давлением на бизнес почти не меняется, также свидетельствует опрос ФСО, в котором приняли участие 7 733 человека, среди которых руководители компаний, их заместители и менеджеры. В итоге более 70% респондентов негативно оценили ситуацию с защитой прав и законных интересов предпринимателей в своем регионе, а каждый пятый отметил ухудшение ситуации за последний год. При этом 42,7% опрошенных считают, что административная нагрузка на их бизнес за последний год выросла, еще почти столько же утверждают, что она осталась прежней. Две трети респондентов подсчитали, что на общий объем налогов и страховых взносов в фонд оплаты труда обходится им до 30% от выручки.
Более 70% респондентов негативно оценили ситуацию с защитой прав и законных интересов предпринимателей в своем регионе, а каждый пятый отметил ухудшение ситуации за последний год
Любопытно, но 58,1% опрошенных заявили, что в 2019 году в их компании не было налоговых проверок, а 47,7% отметили, что не было и других. Те же, кто столкнулся с проверками, чаще всего заявляли, что ревизия длилась менее трех дней. Впрочем, у каждого второго были выявлены те или иные нарушения (причем половина из них согласились с обоснованностью претензий проверяющих органов), однако 41,5% заявили, что проверяющим не к чему было придраться. В то же время, по мнению 30% предпринимателей, сотрудники контрольно-надзорных органов формально исполняли свои обязанности, а 35,9% считали, что проверяющие были мотивированы на выявление реальных нарушений и помощь предпринимателям в соблюдении всех требований. Тем не менее более 40% опрошенных отметили, что административные наказания к ним не применялись. Еще почти 30% получили штраф, а еще четверть отделались предупреждением.
Настроения бизнеса уже в прошлом году оставляли желать лучшего. Так, по данным опроса ФСО, 78,9% респондентов жаловались на увеличение расходов на услуги естественных монополий (вода, газ, электроэнергия и другие), каждый второй отмечал ухудшение экономической ситуации в своем регионе, а 68,3% опрошенных негативно оценивали состояние российской экономики в 2019 году. При этом большинство респондентов отмечали, что именно снижение налоговой нагрузки будет наиболее эффективной мерой для запуска экономического роста, а в рамках административного давления просили снизить число проверок. При этом более трети опрошенных не надеялись ни на какие существенные изменения в связи со сменой правительства в конце января этого года.
При этом даже с учетом текущей экономической ситуации 42,3% респондентов не собирались ничего предпринимать, а те, кто все-таки собирался действовать, выбирали повышение стоимости на свои товары и услуги, а уже потом отказ от планов по развитию бизнеса и сокращение персонала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.