Депутатский корпус ознакомился с деятельностью двух челнинских мусорных компаний — «Мехуборка» Ролана Шамсутдинова и «ПромИндустрия» Николая Атласова Депутатский корпус ознакомился с деятельностью двух челнинских мусорных компаний — «Мехуборка» Ролана Шамсутдинова и «ПромИндустрия» Николая Атласова

ПЕРЕРАБОТЧИКАМ МУСОРА НЕ ХВАТАЕТ СЫРЬЯ 

Символично — в День эколога — провели в Челнах в пятницу выездное заседание двух комитетов Госсовета РТ, которые рассматривали реализацию «мусорной» реформы в Закамской зоне. До деловой части, которая включала в себя доклад о проблемах регионального оператора «Гринты», депутатский корпус ознакомился с деятельностью двух челнинских мусорных компаний — «Мехуборка» Ролана Шамсутдинова и «ПромИндустрия» Николая Атласова. Из 25 депутатов двух комитетов по жилищной политике и экологии до Челнов доехали чуть больше 10. Остальные позже подключились к заседанию через Zoom.

«Мехуборка» занимается вывозом и сортировкой мусора. Из 192 тыс. т челнинских отходов компания берет на себя 75–78 тысяч. По Челнам, помимо «Мехуборки», транспортировку мусора осуществляют ООО «ПЭК», «Горзелентранс» и компания «Чистый город». Отходы поступают на две мусоросортировочные станции. После чего захоронение производится на полигоне площадью 13 га около села Сарайлы.

«Мехуборка» занимается вывозом и сортировкой мусора. Из 192 тысяч тонн челнинских отходов компания берет на себя 75-78 тыс. «Мехуборка» занимается вывозом и сортировкой мусора. Из 192 тыс. т челнинских отходов компания берет на себя 75–78 тысяч

Шамсудинов рассказал, что его предприятие отбирает от общего объема всего 7–8% отходов. Основные фракции, самые проблематичные и наносящие серьезный урон природе, — это стекло, ПЭТ, пластики, полиэтилен и картон. Такие вторичные отходы потом вывозятся на КБК, Удмуртский стекольный завод и ряд других предприятий. Но при условии строительства регоператором «Гринтой» нового завода сортироваться будет большее количество мусора, потому что там появится новая позиция — RDF (твердое вторичное топливо).

Впрочем, судя по всему, отношения с «Гринтой» пока не привнесли ничего нового для «Мехуборки». «Мы работаем на рынке давно, — сказал Шамсутдинов. — Мы сами региональные операторы в пяти регионах РФ. Компания существует уже 27 лет. Я один из ее учредителей, потому это мое детище в Татарстане уже 17 лет. Я его создал с табуретки, можно сказать. Мы как работали, так и продолжаем. Евроконтейнеры поставили лет за 5 [до реформы], эксперименты по раздельному сбору начали еще 5–7 лет назад вводить. Но сегодня нужно с „Гринтой“ дальше двигаться, строить заводы, улучшать качество, новую технику покупать, вводить раздельный сбор».

Шамсудинов рассказал, что их предприятие отбирает от общего объема всего 7-8% отходов. Основные фракции, самые «проблематичные» и наносящие серьезный урон природе — это стекло, ПЭТ, пластики, полиэтилен и картон Шамсудинов рассказал, что его предприятие отбирает от общего объема всего 7–8% отходов. Основные фракции, самые проблематичные и наносящие серьезный урон природе, — это стекло, ПЭТ, пластики, полиэтилен и картон

После «Мехуборки» свои производственные помещения продемонстрировал Атласов. Компания «ПромИндустрия» ежемесячно собирает и отправляет на челнинский картонно-бумажный комбинат 1,5 тыс. т бумаги разных сортов, также перерабатывает 50–600 т пеллет, остальное в структуре переработки занимают пластики и полимеры — общий объем переработки отходов составляет 3 тыс. т ежемесячно или до 35 тыс. ежегодно.

Атласов поделился проблемой — она заключается в нехватке сырья. «Как вы знаете, с прошлого года началась „мусорная“ реформа, и всеми отходами теперь заведует региональный оператор. Нам необходимо сырье, а у регоператора нет мощностей для сортировки и раздельного сбора отходов. Мы вынуждены добывать его себе сами. Занимаемся сбором от предприятий и населения. Заключаем договоры», — объяснил переработчик.  

На сегодня заключено договоров на 94% от прогнозного показателя образования отходов — это 11,6 тыс. кубометров На сегодня заключено договоров на 94% от прогнозного показателя образования отходов — это 11,6 тыс. кубометров

После экскурсий все переместились в зал, где об основных пунктах реформы напомнил замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Юрий Аляшев. С 1 января 2019 года Татарстан был поделен на две зоны — восток и запад, примерно равные по количеству образования отходов и числу муниципальных районов. За каждой зоной закреплен свой региональный оператор. Напомним, что в западной части им стала компания «ПЖКХ», на востоке Татарстана — «Гринта». Регоператоры заключили договоры со всеми, кто образует мусор, вывозит и закапывает его на полигонах. На сегодня заключено договоров на 94% от прогнозного показателя образования отходов — это 11,6 тыс. кубометров. Сейчас перед регоператорами поставлена задача создать объекты инфраструктуры: экотехнопарки, межмуниципальные полигоны и заводы по утилизации отходов.

Почти полуторагодовую деятельность новых «мусорных» операторов министерство в докладе Аляшева никак не прокомментировало, сосредоточившись на собственных функциях. Сейчас минстрой на средства бюджета организовывает проведение замеров, на основе которых утверждаются нормативы накопления ТКО. Последние такие замеры были в 2015–2016 годах. Количество категорий объектов, в отношении которых будут проводиться замеры, увеличится почти в 2 раза. Эта работа закончится в начале 2021-го. Кроме того, ведомство занято решением вопроса с 10 полигонами, у которых закончилась лицензия на размещение отходов. Минстрой отправил письма в муниципалитеты Черемшанского, Верхнеуслонского, Лаишевского, Пестречинского районов, где находились полигоны, и сейчас ждет заключения от минприроды. «Пока отказ озвучен, будем так говорить, — неуверенно высказался Аляшев. — Надо устранять замечания».

Компания «Проминдустрия» ежемесячно собирает и отправляет на челнинский картоно-бумажный комбинат 1,5 тыс тонн бумаги разных сортов, также перерабатывает 50-600 тонн пеллет Компания «ПромИндустрия» ежемесячно собирает и отправляет на челнинский картонно-бумажный комбинат 1,5 тыс. т бумаги разных сортов, также перерабатывает 50–600 т пеллет

По заверениям замминистра, ведется в республике работа и по раздельному накоплению мусора (РСО). Однако пока в этой части даже по докладу минстроя все очень далеко от идеала. Лишь 25% площадок обеспечено контейнерами для РСО. А новые СанПиНы, которые определили само понятие «раздельное накопление отходов», вышли только полгода назад. И лишь с 1 июля правительством РФ утверждена «дорожная карта» по внедрению самого процесса РСО, что потребует внесения изменений в законодательство. В части дальнейших «мусорных» реформ Аляшев анонсировал эксперимент по приему потребительской упаковки в торговых объектах, впрочем, никак не конкретизировав это новшество.

Председатель комитета по экологии Азат Хамаев, вспомнив о письме Атласова, гендиректора картонно-бумажного комбината Андрея Фомичева и руководителя ГК «Кориб» Олега Коробченко, адресованном в минстрой, рекомендовал ведомству быстрее включить в схему обращения с отходами челнинских переработчиков. КБК давно испытывает дефицит сырья, как и Атласов, а Коробченко занимается утилизацией покрышек. Но все они выключены из «мусорного» круговорота регоператора. Депутат Марат Галеев намекнул и на то, что инвестиционная привлекательность в районах окажется снижена, если потоки («мусорные» и денежные) станут проходить мимо таких предприятий. Участники заседания допытывались, когда эта схема в принципе будет разработана в окончательном варианте. Но точные сроки Аляшев так и не назвал.

Николай Атласов: «Нам необходимо сырье.Мы вынуждены добывать его себе сами. Занимаемся сбором от предприятий и населения. Заключаем договора» Николай Атласов: «Нам необходимо сырье. Мы вынуждены добывать его себе сами. Занимаемся сбором от предприятий и населения. Заключаем договоры»

КАК «ГРИНТА» БОРЕТСЯ С БЕЗДОРОЖЬЕМ, УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ И БЮРОКРАТИЕЙ

Ключевым моментом заседания стало выступление руководителя компании «Гринта» Светланы Ярлыченко. Всеобъемлющий отчет со слайдами Хамаев сравнил позже с докладом председателя партийного контроля. Состоял он из 10 пунктов, суть которых сводилась, как правило, к двум моментам — либо надо повышать тариф, который и без того прилично вырос с приходом «Гринты», либо вносить изменения в законы на самом высшем уровне.

Но начала Ярлыченко горячую тему за здравие, отчитавшись о достижениях. В зоне ответственности «Гринты» 23 района, 1,9 млн человек, 144 тыс. зарегистрированных юрлиц, 390 мусоровозов, два мусоросортировочных комплекса и 17 полигонов ТКО. За прошлый год компания вывезла 750 тыс. т отходов. Она обновляет контейнерный парк. На востоке Татарстана в прошлом году было установлено порядка 3,5 тыс. современных евроконтейнеров. Буквально на днях прибывает еще 1,7 тыс. штук. Но, по оценкам оператора, требуется установить около 9,5 тыс. контейнеров и еще 1,7 тыс. ежегодно для обновления контейнерного парка. В компании буквально вручную анализировали кадастровую карту и делали запросы в Росреестр, что позволило найти и исключить все нежилые постройки — гаражи, бани, сараи, которые по ошибке попадали в начисления. Кроме того, оператор снизил показатели дебиторской задолженности и увеличил собираемость оплаты. Челны, Альметьевск и Нижнекамск вошли в рейтинг 200 городов России по чистоте и своевременности вывоза мусора. Также в этом году «Гринта» подала в тарифный комитет РТ проект инвестиционной программы, которая включает строительство 16 мусороперегрузочных станций, двух сортировочных заводов и двух межмуниципальных полигонов ТКО. Срок сдачи объектов — 2023 год.

Далее Ярлыченко выдвинула 10 тезисов «Гринты», которые, по ее мнению, демонстрируют системные проблемы «мусорной» отрасли. 

Начала Ярлыченко горячую тему за здравие, отчитавшись о достижениях. За прошлый год компания вывезла 750 тыс. т отходов. Она обновляет контейнерный парк

1. Уклонение юрлиц от договора с регоператором, из-за чего ежегодно у компании формируются выпадающие доходы в 183 млн рублей. Пока «Гринта» оформила отношения только с 17 тыс. самых крупных образователей отходов, а это 84% от плановых начислений, в то время как действующими являются 73 тыс. юрлиц. Есть резервы и среди населения: «Гринтой» охвачены 96% жителей многоквартирных домов и 93% — в ИЖС.

«Насколько справедливо применять перекрестное субсидирование юрлиц населением?» — задалась вопросом Ярлыченко и привела в пример Московскую область, где в местном КоАП прописана ответственность за уклонение юрлиц от заключения договора с «мусорным» оператором.

2. Использование УК денежных средств в своих целях. Населением услуги большей частью оплачиваются добросовестно по выставленным счетам, уверяет регоператор, но деньги не всегда доходят до поставщика услуги. Например, из расчетного центра по поручению УК средства могут перечислить на счет жилконторы или аккумулировать их на счете расчетного центра. «Я сейчас рассказываю невымышленную ситуацию. Нам в прошлом году не было перечислено 8 миллионов рублей тремя УК. Сейчас они находятся в стадии банкротства. Имущества для реализации и средств на счетах не имеется. И мы понимаем, что свои деньги не получим. Я говорю не просто о предпринимательских рисках регоператора, а о возможности растраты УК целевых средств», — высказалась докладчица.

3. Отсутствие у регоператора доступа к персональным данным потребителей услуги и адресов всех жилых помещений. Это необходимо для корректного начисления платы за оказываемые услуги и возможности взыскания долга в судебном порядке. Однако и у физлиц, и даже у ведомств — МВД, Росреестра — такая обязанность отсутствует. Поэтому регоператор попросил доступ к ГИС ЖКХ, в которой содержатся все необходимые сведения.

4. Отсутствие обязанности УК передавать регоператору данные о начислениях за «мусорные» услуги и перерасчете, в результате чего компания не обладает ясной картиной о количестве проживающих в домах лицах и не может соотнести указанные объемы мусора с объемом вывезенных отходов. Например, некоторые УК на тысячу квартир ставят нулевое количество проживающих. «Мы на 50 тысяч человек, проживающих в многоквартирных домах, не начисляем плату за услуги. Это формирует выпадающие доходы в 53 миллиона рублей ежегодно», — подсчитала Ярлыченко, попросив парламентариев пролоббировать внесение изменений в пару федеральных постановлений.

5. Отсутствие данных о количестве прописанных в жилых помещениях человек, которые необходимы для корректных начислений. Если для тех, кто живет в многоквартирных домах, этот вопрос может решиться путем обязания управляющих компаний предоставлять такие данные, то по тем, кто проживает в частных домах, проблема остается открытой. «Ранее эти сведения отражались в выписках домовых книг. Но сейчас ведение последних не предусмотрено. К нам поступает огромное количество жалоб от потребителей, потому что ни один из муниципальных и госорганов сведения о количестве прописанных лиц не дает. А мы начисляем плату исходя из количества прописанных. Как нам это проверить? Возникает коллизия», — прокомментировал регоператор. Для устранения проблемы Ярлыченко предложила ввести норматив образования отходов в Татарстане не с человека, а с квадрата жилой площади. Такой тариф действует в Кировской, Самарской, Саратовской областях и ряде других. Оба норматива имеют свои плюсы и минусы, но «Гринта» поддерживает нормирование именно с метража.

6. Переход на расчеты с потребителями исходя из фактических объемов мусора. Введение подобной инициативы решит вопросы, связанные с оплатой переполненных контейнеров, чужого мусора, когда юрлица подбрасывают свои отходы в контейнеры жилого сектора, а также компенсируют расходы регоператора при резком увеличении количества ТКО. Например, весной в случае сдачи жилых комплексов и начала ремонтов либо в случае вынужденной самоизоляции населения. Последний момент особенно показателен — по сравнению с апрелем и маем прошлого года в период карантина «Гринта» зафиксировала увеличение сбора мусора на 17 и 9% процентов соответственно. В то же время поступление денежных средств снизилось на 10% по сравнению с мартом этого года. Но переходу на оплату по факту мешает ряд моментов: необходимость оборудования мусоровозов дорогостоящими системами весового контроля, на что понадобится 74 млн рублей, разногласия регоператора по объемам с потребителями, возможность коррупционных действий, связанных с занижением или завышением вывезенного мусора в момент его фиксации, а также неясность в вопросе распределения управляющими компаниями мусора по квартирам, необходимость всесторонней цифровизации отрасли и полного исключения мешочного сбора отходов. Поэтому внедрение фактической оплаты опять же возможно только при условии изменения законодательства.

7. На востоке республики ощущается острая нехватка оборудованных в соответствии с санитарными нормами контейнерных площадок. Сегодня обязанность по созданию и содержанию таких площадок закреплена за муниципалитетами. Но назрела необходимость изменений. Если в частном секторе возложить такую миссию на собственников участков, то, скорее всего, домохозяйства их не создадут. «Гринта» не против взять на себя данную часть работы, но только если это законодательно закрепят за регоператором, что опять же потребует перестройки всей федеральной системы обращения с ТКО, потому что сейчас все законы заточены под местные органы. Кроме того, в тарифе придется предусмотреть затраты на создание и содержание контейнерных площадок и их закупку. По скромным подсчетам, это приведет к росту тарифа в ИЖС на 16 рублей в месяц с человека. Для жителей обычных квартир возникают те же самые вопросы по тарифу, если вдруг УК откажутся нести на себе этот контейнерный груз.

8. Отсутствие подъездных путей, позволяющих осуществлять проезд грузовиков массой до 30 тонн. Российское бездорожье коснулось 81 поселения из 1 460 населенных пунктов в зоне обслуживания «Гринты». И число проблемных поселков неуклонно растет. «Мы графики вывоза должны подстраивать под состояние подъездных путей, — возмутилась Ярлыченко. — Но в любом случае накопившиеся отходы вывозятся сразу же, как только это позволяет сделать дорожная ситуация. Регоператор производит оплату за транспортировку мусора, полигонам — за захоронение. Оказанные потребителям услуги мы считаем подлежащими оплате. Оснований для пересмотра размера платы нет. Но во избежание негативного отношения к качеству предоставляемых услуг мы вынуждены производить перерасчет — это больше 20 миллионов рублей».

9. Перегруз мусоровозов также является проблемой мусорщика. Закон вводит ограничения по массе грузовиков, передвигающихся по любым дорогам. Проблема в том, что разрешенная масса составляет 18 т, в то время как вес пустого мусоровоза — 17 тонн. «То есть мы только 1 тонну отходов можем провезти беспрепятственно. При превышении массы может быть применен штраф в размере 400 тысяч рублей за каждое нарушение. Если же загружать мусоровозы в пределах их норм — 9–10 тонн, только за один сезон регоператор может заплатить многомиллионные штрафы за перегруз. Можно получить спецразрешение, но это нам обойдется в 121 миллион, что автоматически повышает тариф на 5 процентов», — озвучил регоператор, предложив освободить мусоровозы от уплаты штрафов. Не идет навстречу и татарстанское законодательство, которое разрешило для тяжеловесного транспорта передвижение только ночью при температуре выше 32 градусов. Это приводит к срыву графиков вывоза мусора и требует дополнительных затрат. Потому было предложено не распространять действие закона на мусоровозы.

10. Отсутствие четкого регламента по организации раздельного накопления отходов. Внедрение РСО и вторичной переработки показало ряд нестыковок в законодательной базе. В частности, раздельное накопление мусора на контейнерной площадке может проводиться исключительно с письменного разрешения регоператора. В то же время этот процесс до сих пор не закреплен законодательно как обязательное звено в цепочке обращения с мусором. Регулировать данный вопрос должны региональные власти. Поэтому Ярлыченко настаивает на выработке совместных решений с участием регоператора, тарифного комитета, УК, потребителей услуги и местных властей, потому что регоператор упоминается в законе как участник организации раздельного накопления мусора, но четких формулировок того, что он должен делать, нет. «Вот посудите сами, ответственность за площадки не закреплена за регоператором, покупка контейнеров ограничена 1 процентом от необходимой валовой выручки, раздельное накопление связано с увеличением расходов. Больше нужно мусоровозов, контейнеров, штатной численности сотрудников. Понадобится и контроль за площадками, например установка видеонаблюдения. Считаю нужным развеять убеждения тех, кто полагает, что раздельный сбор мусора — инвестиционно привлекательный бизнес-проект. Если бы это было так, то вместо 100 контейнеров „ПромИндустрии“ оказалось бы в десятки и тысячи раз больше», — кивнула Ярлыченко в сторону сидящего неподалеку Атласова.

Отметила главный «мусорщик» Закамья и тот факт, что рынок сырья неуклонно падает. Еще вчера стоимость ПЭТ-бутылки составляла 35 тыс. рублей за тонну, сегодня — уже 15 тысяч. Со стоимостью бумаги Ярлыченко и вовсе привела личный пример. «Я еду на дачу, и там плакат висит. В прошлом году было объявление: „Приму бумагу по 6 рублей за килограмм“. В этом году еду — и 0,6 рубля за килограмм. Вот действительность!» — воскликнула докладчица, вновь намекнув на повышение тарифа, в который заложат все расходы на РСО. Причем при ограничении на увеличение коммунальных тарифов до 4% все превышающие эту планку расходы должны будут оплачиваться из бюджета муниципалитета, который принял решение разделять мусор. Тем не менее «Гринта» выразила полную готовность проработать и реализовать проект РСО при наличии конструктива и поддержки местных властей и софинансирования всех мероприятий.

Я еду на дачу, и там плакат висит. В прошлом году было объявление „Приму бумагу по 6 рублей за кг“. В этом году еду — 0,6 рубля за кг. Вот действительность!» «Я еду на дачу, и там плакат висит. В прошлом году было объявление: «Приму бумагу по 6 рублей за килограмм». В этом году еду — и 0,6 рубля за килограмм. Вот действительность!»

«Нам обещали золотые горы, что придут, начнут строить. Ничего этого нет»

«Ощущение, что приглашали на доклад, а получили массу поручений», — коротко прокомментировал 40-минутное выступление Ярлыченко ведущий заседания председатель комитета по жилищной политике Александр Тыгин. В унисон выступили и другие депутаты, шокированные требованиями главного восточного «мусорщика». Депутат Марат Нуриев заметил, что первая половина озвученных пунктов — это исключительно недоработка самой «Гринты» и отсутствие нормальных договорных отношений с УК. «Или вы сами ногами должны ходить, потому что вы коммерческая организация, зарабатывать пришли, или вам дадут готовое, но за определенную плату. Обвинения в адрес УК не до конца изучены. Не все они правомерны с вашей стороны», — сказал депутат и гендиректор УК «Уютный дом». Хамаев и вовсе рассудил, что вопросы с уклонением от заключения договоров с юрлицами давно могли решиться при участии Росприроднадзора, проблемы же бездорожья и перевеса — это вообще не парламентского ума дело, а область исполнительных и контрольных органов. Но больше всего председателя комитета возмутил источник развития компании.

«У вас должен быть план развития сверстан за счет внутренних резервов! А вы сразу: дайте мне тариф 5 процентов, дайте мне 3 процента — и к 2023 году он в 2 раза увеличится. Это мы сколько денег с народа будем сдирать?! Вы взялись за данную работу, выгнали всех частных ребят с этого рынка, которые работали и не спрашивали ничего ни у Магдеева, ни у Тыгина, — показал он на сидящих рядом градоначальников. — А вы пришли: дайте нам вот это, дайте нам вот то! Такие вопросы связаны с населением. Вы не смейтесь! Я как председатель комитета, мы все будем их ставить перед вами. Касаемо развития тех же [контейнерных] площадок. Хотите заработать — делайте контейнеры, заказывайте».

Марат Нуриев: «Или вы сами ногами должны ходить, потому что вы коммерческая организация, зарабатывать пришли. Или вам дадут готовое, но за определенную плату. Обвинения в адрес УК не до конца изучены. Не все они правомерны с вашей стороны» Марат Нуриев: «Или вы сами ногами должны ходить, потому что вы коммерческая организация, зарабатывать пришли, или вам дадут готовое, но за определенную плату»

Галиев единственный, кто вступился за «Гринту», подметив, что регоператор сейчас находится в тисках и «никакие ножки тут не помогут», потому что большая часть поднятых проблем системная и решать их в субъекте проблематично. Когда «Гринта» бралась за «мусорное» дело, был только сырой 89-й федеральный закон, а сейчас регоператоры, как локомотивы отрасли, должны протаптывать дорогу и формировать структуру.

«Но вы боком обошли население, — тоже покритиковал он. — Мы все здесь должны в первую очередь интересы наших граждан защищать. Вы своей работой улучшаете качество жизни народа. Вы первопроходцы, вам нужно помогать формировать законодательные акты и выходить с инициативой. Но вторая сторона медали — это тариф. И когда говорите, что нужно отрегулировать в каких-то вопросах, вы варьируете проблему увеличения тарифов. Вот вы говорили: 50 миллионов, 70 миллионов [выпадающих доходов]. Эти деньги заработаны, вы их просто забрать не можете. Но как может быть минусом цифровизация отрасли? Если ее введете, вы уменьшите себестоимость, увеличите рентабельность предприятия. А это скажется положительно на тарифах для населения. Вы за их снижение должны ратовать, а не перекладывать все на плечи населения! Если просите помощи, вы должны реформировать отрасль, а не работать по старой системе — загонять все на полигоны».

Главным рецензентом деятельности «Гринты» в стройном парламентском хоре стал Атласов. Он напомнил, о чем заявлялось на старте «мусорной» реформы. Главной целью ставилось снижение объема производимых отходов, кардинальное сокращение их захоронения на полигонах и резкое увеличение переработки для вторичного использования. Однако фактических достижений нет, констатировал депутат Госсовета РТ.

«У вас должен быть план развития сверстан за счет внутренних резервов! А вы сразу — дайте мне тариф 5%, дайте мне 3% и к 2023 году в два раза увеличится тариф. Это мы сколько денег с народа будем сдирать?!» «У вас должен быть план развития сверстан за счет внутренних резервов! А вы сразу: дайте мне тариф 5 процентов, дайте мне 3 процента — и к 2023 году он в 2 раза увеличится. Это мы сколько денег с народа будем сдирать?!»

Регоператоры должны были выстроить технологическую цепочку движения отходов от места их образования до сортировки с последующим захоронением или переработкой, а также построить сортировочные комплексы, которые должны были снизить нагрузку на мусорные полигоны. «Под это дело с 1 января 2019 года выросли тарифы на вывоз мусора для населения, а также нормативы накопления ТКО для юрлиц. С 1 января 2020-го тариф увеличился за счет возврата НДС, а с 1 января 2022 года нам уже пообещали его двукратный рост, — возмущенно зачитывал Атласов. — Что же мы имеем в реальности? Технологическая цепочка так и не создана. Существует только логистическая схема: от источника образования отходов до полигона. То есть в системе вывоза отходов по сути ничего не изменилось. Причем транспортные услуги оказывают те же компании, что и раньше, только теперь они работают на субподряде, а над ними сверху управленцы в лице „Гринты“ и ПЖКХ. Во-вторых, за полтора года ситуация в части создания новых сортировочных комплексов не изменилась. В Челнах действуют те же две мусоросортировочные линии „Мехуборки“ и ПЭК, которые работали до „Гринты“. Поэтому так и не появились дополнительные объемы сырья для переработчиков отходов, как и пять межрегиональных полигонов, которые должны прийти на смену действующим переполненным. В-третьих, тарифы и нормативы накопления ТКО продолжат увеличиваться, а регоператоры игнорируют перерасчет для предприятий, у которых в период коронавируса мусора по факту нет, и продолжают выставлять счета». При этом, припомнил он, у многих бизнес-структур нет возможности получить поддержку от власти, в то время как регоператорам правительство РФ еще в первой половине апреля согласовало помощь на миллиарды рублей.

Есть у депутата вопросы и к самой схеме обращения с отходами, которую он назвал однобокой. Минстрой рассматривает «мусорную» тему с точки зрения ЖКХ, то есть в разрезе вывоза отходов из жилых комплексов. Это значит, что она разработана лишь в интересах полигонного захоронения, а переработка там вообще не прописана (кроме мусоросортировочных комплексов, которых нет). Дорогостоящую сортировку Атласов вовсе назвал неэффективной, так как качество и объемы сырья, прошедшие через них, намного ниже, чем сырье, полученное в ходе раздельного сбора мусора. Например, бумага и картон, пройдя мусоросортировочную линию, не соответствуют требованиям ГОСТа и не могут быть вовлечены во вторичный оборот.

Главный грех регоператора, по мнению Атласова, — он не сделал ничего, чтобы развивать раздельный сбор. Да, частично обновлены контейнеры, но они обычные, не предназначенные для РСО Главный грех регоператора, по мнению Атласова, в том, что он не сделал ничего, чтобы развивать раздельный сбор. Да, частично обновлены контейнеры, но они обычные, не предназначенные для РСО

И наконец, главный грех регоператора, по мнению Атласова, в том, что он не сделал ничего, чтобы развивать раздельный сбор. Да, частично обновлены контейнеры, но они обычные, не предназначенные для РСО. Причем такая ситуация характерна для всей России, потому что бизнес построен на тарифе, который поступает автоматически, а раздельный сбор требует вложений для развития. Более того, в некоторых моментах «мусорные» операторы даже препятствуют развитию этой темы. Например, юрлицам разрешается оплачивать за вывоз мусора по факту, что экономит затраты. Но для того необходимо на контейнерной площадке организовать раздельный сбор и заключить договор с регоператором, а он в свою очередь, не желая терять доход, всячески препятствуют последнему. Тем более что и сортированные отходы для него ценности не представляют и часто просто вывозятся на полигон.

«Если регоператор не заинтересован в РСО, этим могли бы заняться переработчики. Но проблема в том, что закон не позволяет им подобное делать. Контейнерные площадки находятся под контролем регоператора. В некоторых городах местные власти помогают решить этот вопрос, но они не имеют законодательной основы. С 2015 года „ПромИндустрия“ установила более 100 контейнеров для РСО, плюс 5 тысяч штук коробок для макулатуры в бюджетных учреждениях. Компания хотела развивать это направление. Но с приходом „Гринты“ все приостановилось, так как нет законодательных условий», — оседлал любимый конек Атласов.

Наиль Магде: «Если говорить, что изменилось за полтора года, могу сказать, что кроме тарифа ничего не поменялось. Какой был полигон — такой остался, какой был мусоровоз в Челныкоммунхозе — такой остался» Наиль Магдеев: «Если говорить, что изменилось за полтора года, могу сказать, что, кроме тарифа, ничего не поменялось. Какой был полигон, такой и остался, как и мусоровоз в «Челныкоммунхозе»

Решать проблему переработчик предлагает путем принятия республиканского закона о развитии РСО, где следует обязать регоператора развивать это направление. Притом там должен быть прописан запрет на смешивание рассортированных отходов, что означает необходимость внесения изменений в логистическую цепочку с внедрением отдельных транспортных емкостей. Второй путь — выступить с инициативой внесения дополнений в федеральный закон «Об отходах производства», позволяющих переработчикам устанавливать контейнеры для РСО без согласования с регоператором.

Впрочем, тут же на заседании Атласову дал добро Наиль Магдеев, обнадежив тем, что практику по сбору бумаги, пластиковых бутылок муниципалитет может помочь восстановить и контейнерные площадки по РСО возродить. «Все, что законом не запрещено, разрешено. Бояться собственной тени не нужно. Но, если говорить, что изменилось за полтора года, могу сказать, что, кроме тарифа, ничего не поменялось. Какой был полигон, такой и остался, как и мусоровоз в „Челныкоммунхозе“. Нам обещали золотые горы, что придут, начнут строить. Ничего этого нет. Говорили о проектах, а получили прожекты. Тем, кто обещал, кто схему утверждал, задавайте вопросы. К 2037 году можно много чего обещать, а деньги сегодня собираем», — обратился уже к парламенту мэр Челнов.

Тыгин подытожил, что все озвученное требует правовой проработки и осмысления, и поручил аналогичное выездное совещание провести вместе с казанским регоператором ПЖКХ, результаты деятельности которого также внимательно заслушают.