Когда федеральное правительство затевало мусорную реформу, цели ставились благие — сократить объемы образования отходов и количество полигонов, а также увеличить переработку отходов «Когда федеральное правительство затевало «мусорную» реформу, цели ставились благие — сократить объемы образования отходов и количество полигонов, а также увеличить переработку отходов»

НАЛИЦО ПЕРЕДЕРГИВАНИЕ ФАКТОВ

На первый вопрос ведущей о том, что произошло за полтора годы реформы, генеральный директор компании «Гринта» Светлана Ярлыченко заявила: «Самое главное — снизилось количество образования несанкционированных свалок. По официальным данным минприроды, их число сократилось на 1,5 тысячи. И многие задаются вопросом: благодаря чему это сделано? А потому, что мы заключили договоры с 13 транспортными компаниями». Не совсем ясно, где прямая связь между данными федерального минприроды о сокращении по России 1,5 тыс. свалок и деятельностью «Гринты», зона ответственности которой — лишь Восточная часть Татарстана. Это первое.

Второе. Смутила сама цифра о сокращении 1,5 тыс. свалок. Откуда такая информация, если буквально недавно генпрокурор России Игорь Краснов, выступая в Совете Федерации, сообщил, что половина регионов своевременно не вывозила отходы и не ликвидировала несанкционированные свалки? Реальная картина оказалась совсем иной. Эти 1,5 тыс. свалок фигурируют в подготовленном Российским экологическим оператором проекте федеральной схемы обращения с отходами как объекты, не вошедшие в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и потому подлежащие ликвидации. Это 426 несанкционированных свалок, 571 санкционированная, но не вошедшая в госреестр, и 556 мест хранения отходов. Всего — 1 553 объекта. То есть 1,5 тыс. свалок только предстоит ликвидировать, при том что пока выделены средства на рекультивацию менее чем 200 свалок. Налицо передергивание фактов.   

Далее. Когда федеральное правительство затевало «мусорную» реформу, цели ставились благие — сократить объемы образования отходов и количество полигонов, а также увеличить переработку отходов. Но, слушая гендиректора «Гринты», я понимаю, почему в Татарстане эти цели достигнуты не будут. Заявлено, что 13 транспортных компаний, заключивших с «Гринтой» договоры на вывоз отходов, получают расчет только после того, когда доставят мусор на полигоны. Ярлыченко представляет это как достоинство. Но любой переработчик отходов скажет вам, что такая схема ущербна. При таком подходе главная задача транспортников — вывозить как можно больше мусора на полигоны: чем больше вывезут, тем больше денег получат. Это прямо противоречит заявленным задачам реформы — сокращению полигонного захоронения и развитию переработки отходов.

В таком контексте весьма неоднозначно выглядит аргумент про управленческое звено в лице «Гринты», которое контролирует транспортные компании. Ведь изначально задумывалось, что регоператор должен сам заниматься вывозом отходов, используя свой автопарк без всяких посредников. На деле работают те же компании, что до прихода регоператора, только цена на услугу выросла.

Краток был ответ на вопрос телеведущей о состоянии переработки отходов: в Набережных Челнах есть два мусоросортировочных комплекса. Но они работали до «мусорной» реформы и появления «Гринты». О количестве пригодного к переработке, согласно ГОСТу, сырья Ярлыченко предпочла умолчать. Да и не переработка это вовсе, а сортировка или обработка — кому как нравится.

Для полноценного развития раздельного сбора нужна соответствующая правовая основа, которой на данный момент нет «Для полноценного развития раздельного сбора нужна соответствующая правовая основа, которой на данный момент нет»

ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ

Говоря о раздельном сборе, Ярлыченко упомянула и меня, не называя, правда, по имени. С 2015 года мною установлено в Набережных Челнах 100 контейнеров, сообщила она и сделала при этом вывод, что я не развиваю данное направление, потому что оно якобы экономически невыгодно. Открыто заявляю: это передергивание фактов. Я много раз говорил, что с 1 января 2019 года я приостановил установку уличных контейнеров для РСО, потому что изменились правовые условия. Отныне на контейнерных площадках хозяйничает регоператор, который строит бизнес на тарифах и перевозке больших объемов несортированного мусора. Неслучайно же, что, как только появились регоператоры, в большинстве регионов они стали избавляться от контейнеров для РСО. В Набережных Челнах мои контейнеры стоят только благодаря содействию мэра города Наиля Магдеева, который всегда поддерживал передовые практики. Но для полноценного развития раздельного сбора нужна соответствующая правовая основа, которой на данный момент нет. Это, кстати, признает и Ярлыченко, которая заявила, что «до сих пор система раздельного сбора не закреплена на законодательном уровне, вообще в системе обращения с отходами».

Теперь что касается аргумента о низких ценах на вторсырье, которые, по мнению гендиректора «Гринты», не способствуют развитию переработки. Вообще-то причина низких цен на вторсырье — это во многом следствие экономического кризиса, ведь цены упали на все виды сырья, в том числе на нефть и газ. Но ведь подобное не аргумент в пользу того, что надо прекратить добычу нефти и газа. В значительной степени это вопрос конъюнктуры — с ростом экономики пойдут вверх и цены. В кризисные времена плохо всем или почти всем, а вот региональные операторы несильно страдают, потому что снижение экономической активности никак не отражается на размере их тарифов. В отличие от переработчиков отходов, которые строят свой бизнес на рисках, в том числе вытекающих из ценовой конъюнктуры, бизнес регоператоров защищен государством.

Но самое поразительное то, как гендиректор «Гринты», на словах поддерживая раздельный сбор, доказывает нецелесообразность его развития, аргументируя это дополнительными издержками, и завершает свой тезис железной фразой: «Мы против того, чтобы издержки ложилось на плечи граждан». Я был бы готов поверить словам об озабоченности регоператора состоянием карманов граждан, если бы не факты, свидетельствующие об обратном. С 1 января 2019 года повышены тарифы на вывоз мусора для населения, с 1 января 2020-го они увеличились за счет возврата НДС, а с 1 января 2022-го нам уже пообещали двукратный рост тарифа. Где здесь забота регоператора о населении? Тариф растет в любом случае.

МОЙ ОПЫТ ПО РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ОТХОДОВ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ СНИЖЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА ВЫВОЗ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Мой опыт работы по раздельном сбору еще до начала реформы, напротив, демонстрировал снижение платы за вывоз отходов для потребителя. Я уже приводил пример, когда в Набережных Челнах моя компания работала с ТСЖ «Мастер». До внедрения раздельного сбора данное ТСЖ ежемесячно вывозило 26 кубометров ТКО. После установки контейнеров для раздельного сбора это количество сократилось до 8 кубометров: в пересчете на каждого жителя данного ТСЖ получалось менее 1 кубометра в год. Экономия для потребителей была реальной. Теперь же, когда появился регоператор, внедрение раздельного сбора вдруг стало приводить к удорожанию услуги для потребителя. Это можно объяснить только одним: регоператор всю экономику в сфере обращения с отходами ставит с ног на голову.

Не менее интересными оказались планы развития, о которых рассказала Ярлыченко. По ее словам, в этом году регоператор подал в госкомитет РТ по тарифам проект инвестиционной программы, предусматривающий строительство двух межмуниципальных комплексов по обращению с отходами, каждый из которых включает мусоросортировочный завод мощностью 350 тыс. т, межмуниципальный полигон, а также сеть станций первичной обработки отходов. Строительство планируют завершить до 2023 года.

У меня в связи с этим вопрос: а что мешало начать данную работу раньше? Прошло уже полтора года с начала реформы, но за это время ничего не сделали. О необходимости возведения подобных объектов было известно заранее, потому что они изначально прописаны в республиканской территориальной схеме по обращению с отходами. Более того, о планах построить эти объекты регоператор заявлял еще летом 2019 года, когда минстрой РТ проводил конкурс по выбору регоператора на безальтернативной основе. И кто теперь может поручиться, что по прошествии трех лет планы не останутся на словах?     

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции