«Республика опережает среднероссийские темпы роста только в нефтепереработке и производстве резиновых изделий. В остальных секторах значения ниже среднего уровня по России», — заявил накануне гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин. О том, за счет чего удается увеличивать прибыль «Нэфису» и производству «Татнефти», кто демонстрирует самое глубокое падение и какие экологические последствия может повлечь пандемия коронавируса, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Рафинат Яруллин: «Республика опережает среднероссийские темпы роста только в нефтепереработке и производстве резиновых изделий. В остальных секторах значения ниже среднего уровня по России»
«Совокупная стоимость товарной продукции сократилась примерно на треть»
Очередное заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга», которое прошло накануне в кабмине РТ, началось с подведения итогов деятельности отрасли за первое полугодие 2020 года. И, как следовало из недлинного, но очень емкого доклада гендиректора ТНХИ-Х Рафината Яруллина, они довольно печальные.
«По итогам первого полугодия базовые предприятия нефтегазохимического комплекса Татарстана снизили выпуск на 6 процентов. Наиболее ощутимое сокращение пришлось на второй квартал, когда производство уменьшилось на 14–17 процентов. На отдельных предприятиях падение доходило до 60 процентов», — начал он с безжалостной статистики. Удивительно, что в таких условиях компаниям удалось увеличить численность на 3%. В целом в республике, согласно докладу, фиксируется заметное снижение по добыче нефти, производству химической продукции, в том числе сократился выпуск каучуков, лакокрасочных материалов, полимерных труб, но увеличено производство удобрений и моторных топлив. Кроме того, демонстрируется сильный рост по мылу, глицерину, поликарбонату и листам из него, полимерной таре.
«Республика опережает среднероссийские темпы роста только в нефтепереработке и производстве резиновых изделий. В остальных секторах значения ниже среднего уровня по России», — констатировал Яруллин. Он напомнил, что во втором квартале практически прекратились авиаперелеты, упал мировой выпуск автомобилей, отмечаются проблемы с трансграничными перевозками, сокращается покупательская способность населения и бизнеса. По его словам, это привело к снижению экспорта предприятиями нефтехимии Татарстана, в том числе каучуков, грузовых и легковых шин, техуглерода, карбамида. «По оценкам, мировой спрос на натуральный каучук в этом году снизится на 6 процентов, на синтетический — на 2–3, на минеральные удобрения — на 3. Спрос на пластики будет на 3–13 процентов ниже докризисных ожиданий», — добавил докладчик.
Мировые цены на нефть и нефтепродукты восстанавливаются с начала второго квартала. Нефтяные котировки начали расти накануне вступления в силу соглашения ОПЕК+. Увеличиваются биржевые цены на моторное топливо, но дальнейший рост спроса сдерживается накопленными запасами в терминалах и на танкерах.
«Российские оптовые цены на бензин в июне выросли до рекордного значения — возник дефицит, вызванный досрочными профилактическими ремонтами на НПЗ и временным запретом на импорт нефтепродуктов. Розничные цены в первом полугодии держались выше значений 2019 года на 70–90 копеек», — говорил Яруллин. Мировые цены на каучуки и инженерные пластики остаются на низком уровне. Стоимость карбамида приблизилась к $200 за тонну (на графике, продемонстрированном гендиректором ТНХИ-Х, было видно, что так низко цены на мочевину не падали с конца 2017 года, а в 2018-м вообще превышали отметку в $300 за тонну). Стоимость базовых пластиков на европейском и российском рынках начала расти в июне после завершения периода массовых остановок НПЗ.
«В условиях сокращения спроса и низких цен на продукты финансовые результаты базовых предприятий комплекса ухудшились. Качественный анализ сделать невозможно, поскольку многие компании не представляют финансовые показатели в холдинг, мы опираемся на косвенные признаки. Совокупная стоимость товарной продукции сократилась примерно на треть. Для многих компаний выручка по итогам полугодия будет минимальной за последние годы. В результате налоговые платежи от них в консолидированный бюджет Татарстана сократятся почти в 2 раза», — сообщил Яруллин, отметив, что за полугодие уплачено 39,6 млрд рублей.
«Татнефть» в соответствии с договоренностью ОПЕК+ во втором квартале снизила суточный уровень добычи. По итогам полугодия сокращение составило 11%, добыто 13,9 млн т нефти
«Татнефть» нарастила переработку на 30%, ТАИФ-НК снизил на 7%
По словам Яруллина, рост прибыли отмечает «Нэфис» — за счет увеличения производства и поставок продукции. Убыток в секторе нефтепереработки в основном связан с негативной ситуацией на ТАИФ-НК. «С конца 2017 года компания работает в убыток из-за проблем с запуском комплекса глубокой переработки тяжелых остатков. Дополнительный расход создает демпфирующий механизм: выплаты российских НПЗ в федеральный бюджет в рамках демпфера в апреле достигли максимального значения», — объяснил он и перешел к детальному, поголовному разбору предприятий.
«Татнефть» в соответствии с договоренностью ОПЕК+ во втором квартале снизила суточный уровень добычи. По итогам полугодия сокращение составило 11%, добыто 13,9 млн т нефти. Малые нефтяные компании снизили добычу меньшими темпами — на 3%. ТАНЕКО за первое полугодие нарастило переработку сырья на 30%. Снизился выпуск дизельного топлива в пользу автобензинов и других средних дистиллятов. Во втором квартале освоено производство судового топлива по требованию MARPOL и бензина стандарта «Евро-6» — «Татнефть» одной из первых перешла к данному стандарту. При этом в условиях коронавируса предприятиям шинного комплекса «Татнефти» не удается восстановить объемы после прошлогоднего падения. Индекс производства составил 82% по сравнению с 2018-м, выпущено 5,3 млн шин для поставки на российские автозаводы.
На ТАИФ-НК переработка сырья сократилась на 7%. При этом увеличение глубины переработки позволило сохранить индекс производства на уровне 99,3% и привело к росту производства дизельного топлива. Также выросла переработка авиакеросина, битумов, полимерно-битумных вяжущих. Ниже уровня прошлого года оказался выпуск автобензинов в результате снижения переработки сырья во втором квартале.
По словам Яруллина, рост прибыли отмечает «Нэфис» — за счет увеличения производства и поставок продукции. Убыток в секторе нефтепереработки в основном связан с негативной ситуацией на ТАИФ-НК
Россия в первом полугодии была одной из немногих стран, нарастивших выпуск химической продукции, — это обеспечено пуском комплекса «Запсибнефтехима» и нескольких производств удобрений и средств защиты растений. Но в Татарстане объем химического производства по итогам полугодия сократился в основном из-за снижения выпуска на «Нижнекамскнефтехиме» на 10,5%. Предприятие почти на четверть уменьшило выпуск синтетических каучуков в результате массовых остановок шинных заводов в мире во время пандемии и прекращения сотрудничества с «Татнефтью». Производство пластика удалось увеличить на 2,5% (по сравнению с первым полугодием 2019-го). За первое полугодие компания выпустила более 262 тыс. т каучуков и 370 тыс. т пластика. На площадке строительства олефинового комплекса смонтировано основное колонное оборудование.
«Казаньоргсинтез» за полугодие произвел свыше 447 тыс. т пластиков — совокупные объемы выпуска на 1,7% выше уровня прошлого года, в том числе выпуск поликарбонатов увеличился на 23% в результате освоения дополнительных мощностей, введенных в 2019-м. Производство полиэтилена сохранилось на уровне прошлого года. КОС наращивает закупки сырья у сторонних компаний в условиях снижения поставок от республиканских производителей, по этану это связано с сокращением добычи нефти, по этилену — с ростом загрузки полимерных мощностей «Нижнекамскнефтехима». Отмечается снижение поставок от СИБУРа из-за его переориентации на собственный комплекс в Тобольске.
На «Аммонии» прирост производства замедлился с 6% в первом квартале до 2% по итогам полугодия. Выпуск продукции ниже прошлогоднего уровня, за исключением метанола. Снижение загрузки мощностей по метанолу связано с падением спроса — в мире он сократился во втором квартале из-за снижения потребления производителей каучуков, смол. Европейские цены в мае достигли 11-летнего минимума. Ряд компаний приостановил производство и заморозил инвестпроекты.
«Нэфис Косметикс» за полугодие увеличил производство на 18%. Высокие темпы роста обеспечены по выпуску мыла, чистящих и жидких моющих средств. В июне начато производство антибактериальной линейки бытовой химии и мыльных растворов.
Пандемия и экология
На этом Яруллин разбор полетов закончил и перешел к прогнозам. «В июне начала восстанавливаться деловая активность в мировой промышленности, многие предприятия стали открываться после отмены ограничений. Эксперты ожидают, что в третьем квартале экономика вырастет по сравнению со вторым. При этом усилилась негативная оценка влияния коронавируса на экономику, в большинстве стран ухудшились прогнозы по ВВП, а сокращение инвестиций в реальном секторе может быть больше, чем в кризис 2008–2009 годов. В лидерах падения — энергетика, потребительские товары и недвижимость», — озвучил он в общем-то известные тенденции.
Но у «коронакризиса» могут быть и неожиданные последствия. «Пандемия внесла свои требования в процесс экологизации. Возобновилось и расширилось использование одноразовой упаковки, увеличились объемы сжигания отходов, поэтому в будущем возможен возврат к использованию одноразовых изделий и переориентация на расширение объемов и сфер их переработки», — предупредил Яруллин. Притом, по его словам, экологические требования все чаще становятся инструментом протекционизма. «В Европе обсуждается введение „углеродного“ налога на импортируемые товары с большим углеродным следом. В худшем случае это может случиться уже в 2022 году и ограничит доступ российской продукции на крупнейшие рынки сбыта. Европейские нефтегазовые компании принимают на себя обязательства достичь нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050-му. Большинство из них обязуется продавать свои продукты только тем потребителям, которые также нацелены на сокращение выбросов. Компании-потребители ужесточают требования к нефтехимическим товарам, неэкологичные продукты постепенно уходят с рынка, но появляется возможность разработки новых товаров, — рассказал он. — В Татарстане проекты по снижению углеродного следа прорабатывает „Татнефть“. Необходимо вовлечение других компаний и науки в создание низкоуглеродной цепочки поставок, реализации совместных проектов по вторичной переработке нефтехимии. Декарбонизация — обязательный шаг на пути перехода к углеродной циркулярной экономике».
На заседании также была озвучена информация о проведении 2–4 сентября 2020-го ежегодного татарстанского нефтегазохимического форума. В этом году форум впервые пройдет на площадке «Казань Экспо»
«Это самый главный форум для нашей республики»
Заседание холдинга традиционно продолжилось парадом разработок, которые гипотетически могут оптимизировать те или иные производства. Т. к. мероприятие прошло в закрытом от прессы режиме (за исключением доклада Яруллина), приводим их по релизу пресс-службы президента РТ, которая использовала материалы информагентства «Девон».
Так, Институт нефтехимического синтеза им. Топчиева РАН презентовал готовящуюся пилотную установку окислительной десульфуризации для снижения класса сернистости нефти и ультратонкой сероочистки нефтепродуктов. Утверждается, что технология успешно испытана на образцах нефти, газового конденсата и нефтепродуктов из регионов России и Казахстана. Президент РТ Рустам Минниханов предложил подробнее обсудить этот проект применительно к Татарстану, а генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов сообщил, что компания уже взаимодействует с разработчиками.
Выступили и казанские университеты. Причем первым слово взял врио ректора КНИТУ-КХТИ Юрий Казаков, который сообщил, что вуз планирует реализовать ряд нефтегазохимических и композитных проектов, а также разрабатывает стратегию в рамках программы стратегического академического лидерства. Предполагается развитие государственно-индустриального партнерства через участие в научно-образовательном центре «Добыча и глубокая переработка углеводородов». Президент, отметив большой потенциал КНИТУ-КХТИ, предложил вовлекать вуз в отраслевые программы и проекты промышленных предприятий, а также высказался за кооперацию с КФУ. Последний тоже участвовал в заседании: заместитель директора Института геологии и нефтегазовых технологий (ИГиНГТ) КФУ по инновациям Владислав Судаков доложил, что карбонатные коллекторы казанского и уфимского ярусов можно разрабатывать с помощью тепловых методов разработки залежей высоковязкой нефти.
На заседании также была озвучена информация о проведении 2–4 сентября 2020-го ежегодного татарстанского нефтегазохимического форума. В этом году он впервые пройдет на площадке «Казань Экспо», будет организован и формат онлайн-участия. Как сообщили организаторы, интерес к данному деловому мероприятию со стороны компаний в этом году возрос. Ожидается, что число участников форума может составить более 2 тысяч.
«Это на самом деле самый главный форум для нашей республики, потому будем готовиться», — заключил Минниханов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.