РУСТАМ МИННИХАНОВ ПОБЫВАЛ В АДМИРАЛТЕЙСКОЙ СЛОБОДЕ, ГДЕ КОГДА-ТО БЫЛА ПОСТРОЕНА ЕДВА ЛИ НЕ ПОЛОВИНА РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Сегодня утром президент РТ Рустам Минниханов отправился уже на шестую по счету экскурсию по историческим местам Казани. Маршрут пролегал, как и в прошлый раз, по Кировскому району, но был посвящен в основном территории Адмиралтейской слободы. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», глава РТ поручил разработать единую концепцию возрождения данных исторических мест и постараться привлечь к финансированию 300-летнего юбилея адмиралтейства федеральный центр.

Посвятить Кировскому району отдельную прогулку глава РТ решил 2 октября, когда, как планировали ранее, в Кировском районе должна была состояться последняя из экскурсий президента. Тогда экскурсовод Олеся Балтусова напомнила Минниханову о судьбе адмиралтейства, некогда центра судостроения на Волге… И президент решил не ограничиваться кратким знакомством.

Компанию президенту и Балтусовой (кстати, она впервые проводила экскурсию в статусе помощника главы республики) составили прокурор РТ Кафиль Амиров, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин, руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов.

Кстати, сегодня президент РТ уходит в очередной отпуск. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Андрей Кузьмин, глава республики приступит к своим обязанностям 24 октября. Но вопросы возрождения исторических мест Казани он откладывать не стал.

ПО ПУТИ ПЕТРА I, ЕКАТЕРИНЫ II, АЛЕКСАНДРА ДЮМА

Экскурсия началась от часовни Казанской иконы Божией Матери и Серафима Саровского, расположенной в начале улицы Клары Цеткин. Затем Балтусова показала президенту заброшенную часовню при адмиралтейской больнице, здание татарской гимназии №15 на улице Мало-Московской, так называемый «алафузовский» квартал с кожевенной фабрикой Алафузова, здание Макарьевской церкви, с советских времен используемое как один из корпусов следственного изолятора №2… Прошлись по берегу Волги, где располагалось здание адмиралтейства и сами верфи.

В разное время в Казанском адмиралтействе бывали император Петр I, императрица Екатерина II, писатель Александр Дюма. По этапу в Сибирь через Адмиралтейскую слободу следовали «декабристы». Но сейчас исторических памятников адмиралтейству почти не осталось, несмотря на то, что через слободу проходят туристические маршруты - автобусы возвращаются вдоль берега Волги из Свияжска и Раифы.

Как сообщает пресс-служба президента РТ, Минниханов поручил Балтусовой уже в качестве своего помощника заняться разработкой концепции исторического возрождения Адмиралтейской слободы. В 2018 году адмиралтейство будет отмечать 300-летний юбилей, и для возрождения слободы, где бывали императоры и строился российский флот, следует добиваться федерального финансирования.

view_376393_236675.jpg
Во время экскурсии президент РТ Минниханов поручил Балтусовой уже в качестве своего помощника заняться разработкой концепции исторического возрождения Адмиралтейской слободы

«СКОРО БУДЕТ ИЗВЕСТНО, ЧТО КОНКРЕТНО Я СМОГУ ДЕЛАТЬ»

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с Балтусовой, чтобы узнать подробности экскурсии.

- Олеся, на чем были сделаны акценты в этой экскурсии?

- Нас беспокоит несколько мест: старое русло Казанки, которое гниет; Зилантов монастырь, территория, которая не устроена для пешего туризма; Горбатый мост... Понятно, что этим должны заниматься специалисты, а я только генератор идей…

Вообще же мы должны придать лицо Адмиралтейской слободе. Например, увековечить память Петра I, вице-губернатора Кудрявцева. А то сегодня в слободе ничего не напоминает нам о ее истории. Нужен музей адмиралтейства или музей Заречья – а то сейчас нет ничего по истории этого района города. Необходима набережная – и Казанки, и Волги, и старого русла. Было бы прекрасное место для прогулок. Концепции есть – казанские историки их разрабатывали. Георгий Александрович Мюллер, например, писал концепцию возрождения с исторической точки зрения еще лет десять тому назад. Сейчас по поручению президента мы сделаем, по всей видимости, единую концепцию… Сегодня на экскурсии очень много говорили.

- Кто концепцию будет разрабатывать? Сроки какие-то обозначены?

- Это пока идея.

- В бывшую Макарьевскую церковь не заходили?

- Мы около нее закончили экскурсию. Было очень красиво – как раз вставало солнце, свет падал на это старинное здание.

- С вашим назначением помощником что-то изменилось в проведении президентских экскурсий?

- Нет, все осталось по-прежнему. И я пока еще толком не освоилась, пока вырабатываются всевозможные регламенты, но скоро будет известно, что конкретно я смогу делать…

Сейчас очень важный момент есть – обсуждение проекта охранных зон исторического центра. Ведь общественных слушаний этого документа так и не было. Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры делает заключение по проекту. Мы приглашаем журналистов 20 октября в 18.00 прийти и послушать наше мнение, которое будем направлять в Росохранкультуры. И докладную президенту я буду делать по нашему заключению. Мы во многом возражаем против проекта охранных зон, мы хотим пересмотра границ охраны.

КАЗАНСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО ПОСТРОИЛО ЧУТЬ ЛИ НЕ ПОЛОВИНУ
КОРАБЛЕЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА ТОГО ВРЕМЕНИ

Газета «БИЗНЕС Online» предложила высказаться экспертам по поводу прошлого и перспектив Адмиралтейской слободы.

Александр Сергеев - глава Кировского района Казани в 2006 - 2007 годах:

- Казанское адмиралтейство - это точная копия Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Даже улицы соответствуют: на Васильевском - большой проспект, у нас - большая улица, у них в конце судостроительная верфь, и у нас, которая построила, насколько помню, около сорока судов для российского флота.

В 2018 году будет 300 лет адмиралтейству. Исторический факт, что Петр I отмечал свой пятидесятилетний юбилей у нас, в Адмиралтейской слободе.

Еще в 2007 году, будучи главой, мы вели переговоры с замом Валентины Матвиенко, тогда главой Санкт-Петербурга, о праздновании данного мероприятия, чтобы российское правительство профинансировало данный проект. Все-таки Казанское адмиралтейство было вторым в России после Санкт-Петербурга и 300 лет бывает не каждый день.

Адмиралтейство и само по себе преображается. Сейчас там идет активный снос и застройка домов. По планам развития адмиралтейства убрали пути, сделали дорогу, облагородили парк машиностроителей. Его бы еще переименовать, поскольку машиностроителей в этом районе не осталось. Насколько я знаю, сейчас Вертолетный завод намеревается перенести площадку на улицу Тэцевскую и освободится 15 гектаров, можно строить жилье. Места уникальные, рядом Волга.

Дамир Алтынбаев - генеральный директор научно-проектного объединения «Гулливер»:

- На основе концепций академиков Сайяра Айдарова, Мирфатыха Закиева, Энгеля Тагирова и гуманитарной инновационной программы Академии наук Татарстана мы разработали, в том числе, и проект «Исторический бульвар Казани», в который входит и Адмиралтейская набережная.

Идея такова. Мы гордимся, что Татарстан - промышленно высокоразвитый регион, но закрепляться этот приоритет должен технологиями гуманитарными, в первую очередь связывающими человека с родной землей. Безобразной застройке города, уничтожению его парков, рек и озер мы должны противопоставить духовный сюжет, который заставит город дышать другой жизнью. И обустройство берегов Казанки занимает в наших концепциях одно из главных мест. Левый берег надо сберечь не просто с точки зрения сохранения уникальной акватории, эта территория должна стать отражением российской национальной идеи.

Согласно этой концепции, набережные Казанки представляют непрерывную цепочку сюжетов, реализующих природный и тонкий смысловой потенциал акватории. И первый сюжет - набережная «Адмиралтейская» (район речного техникума). Казанский этап становления российского флота. Высшая офицерская цифирная школа, первые капитаны-командоры и адмиралы, мастерство татарских плотников, Андреевский флаг, ботфорты, «голландки», дух петровского времени. Скульптурные композиции на тему первых кораблей адмиралтейства - возможность почувствовать красоту парусников XVII-XVIII веков. Семь базовых голландских кораблей, по которым работала слобода. Будет представлен и флот Золотой Орды. Получается целый комплекс. Среди авторов проекта – Николай Лекарев, Алмаз Идрисов, Борис Валеев.

Форпроект мы «выложили» президенту Рустаму Минниханову, председателю Госсовета Татарстана Фариду Мухаметшину, да с ним знакомы все. Считаю, что проект будет – есть и «живые» инвесторы.

Евгений Панов - член-корреспондент Академии военно-исторических наук, кандидат исторических наук:

- Петр I избрал Казань базой для строительства Каспийского флота. В 1718 году последовал высочайший указ об основании в Казани Адмиралтейства. Для строительства здания Адмиралтейства было выбрано место на левом берегу в устье реки Казанки у татарского села Бишбалта - Пять топоров. На пустынной пашенной земле Зилантова Успенского монастыря возвели семь эллингов, корпуса материальных и провиантских складов, лесные сараи, казармы, чертежную и шлюпочную мастерские. Так и возникла большая Адмиралтейская слобода мастеровых людей.

В 1722 году, отправляясь в персидский поход и остановившись на пути из Москвы в Астрахань в Казани, Петр I основное внимание уделил адмиралтейству. Будучи сам корабельным мастером, он лично все осмотрел, вникая в мельчайшие подробности строительства судов. Казанское адмиралтейство тех лет было солидным предприятием, использовавшим многие технические новшества и достижения инженерной мысли передовых кораблестроительных стран - Англии, Голландии, Франции.

Участник персидского похода англичанин Джон Белл был в восхищении от казанских лесов: «Находящиеся на Полдень и Запад леса столько изобилуют дубами, что можно б из них построить для всего света корабли». Интересно, что для «освидетельствования корабельного леса» в марте 1754 года в Казань был послан будущий знаменитый адмирал, командующий Балтийским флотом и полярный исследователь, а тогда – капитан 2-го ранга Василий Яковлевич Чичагов.

Среди судов, производимых на казанских верфях, были совсем немалые. В 1778 - 1798 годах здесь были построены пять 14-пушечных и три 20-пушечных фрегата для Каспийской флотилии. С 1793 по 1816 годы были заложены и построены для Каспийской флотилии шесть бомбардирских кораблей.

В 1807 - 1820 годах среди прочих судов были спущены на воду 35-метровые корветы «Казань», «Ариадна» и «Геркулес» с артиллерией из шестнадцати 24-фунтовых каронад. Они вошли в состав Каспийской флотилии и отличились в разведывательных и крейсерских операциях. Например, корвет «Казань» в 1819 - 1821 годах участвовал в военно-исследовательской экспедиции Муравьева-Карского к юго-восточному берегу Каспийского моря.

Для охраны судоходства по Волге в Казанском адмиралтействе были построены 18 малых парусно-гребных гардкоутов. Первые из них были спущены на воду 20 июня 1797 года. Как гласило указание Адмиралтейств-коллегии: «Для прекращения разъездов по реке Волге разбойничьих партий повелеваем построить в Казани девять легких гребных военных судов». В 1829 году был сформирован Гардкоутный экипаж Главного управления путей сообщения. Штаб этой военно-полицейской флотилии находился в Казани. Гардкоуты крейсировали по Волге, Каме, Вятке, Оке, Суре.

Вопрос об упразднении Казанского адмиралтейства был поднят в конце 20-х годов XIX века ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия. Решено было строить суда в Астрахани. В 1829 году Казанское адмиралтейство упразднили. Вниз по Волге на баржах было доставлено все оборудование верфи и адмиралтейских мастерских. Вместе со всем этим имуществом из Казани туда прибыли и опытные судостроители.

За годы своего существования Казанское адмиралтейство построило чуть ли не половину кораблей российского флота того времени.