В Татарстане готовятся совершить «революцию» с помощью сверхмолекулярного полиэтилена, который крепче любой стали и полимеров, а также литий-серных аккумуляторов, которых ждут автомобильные компании всего мира. Эти и другие проекты были представлены накануне на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Где в Татарстане планируется построить установки по деэтанизации природного газа, какова ситуация на банкротном заводе КЗСК — узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Накануне впервые за несколько последних коронавирусных месяцев заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» прошло в традиционном формате
революция на сверхмолекулярном полиэтилене?
Накануне впервые за несколько последних коронавирусных месяцев заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» прошло в традиционном формате — участники заняли свои места в конференц-зале, правда, практически все послушно «запаковали» лица в медицинские маски, а журналисты устроились в стенах пресс-центра. Провел традиционный нефтехимический совет президент РТ Рустам Минниханов.
Начали с проектов, которые презентовали ученые правительственного фонда перспективных исследований (ФПИ). Заместитель генерального директора фонда, руководитель направления химико-биологических и медицинских исследований Александр Панфилов рассказал о перспективах получения высокопрочных пленочных нитей на основе сверхмолекулярного полиэтилена (СВМПЭ). Спикер пояснил, что такой полимер обладает уникальными характеристиками — по прочности и упругости он превосходит все известные стали, не говоря уже о полимерах. При этом СВМПЭ не теряет своих свойств при температурах от минус 100 до плюс 150 градусов по Цельсию. Сферы применения СВМПЭ обширны: от медицины до создания элементов машин и трубопроводов. За 10 лет объем производства и потребления СВМПЭ в мире вырос более чем вдвое. Сейчас мировые объемы потребления данного полимера составляют более 350 тыс. т, в России — только 5 тыс. тонн. Цена составляет порядка $70–80 за килограмм. «Но это очень дорого, в связи с чем использование СВМПЭ в широких областях народного хозяйства ограничено», — пояснял Панфилов.
По словам ученого, авторами проекта были подобраны уникальные катализаторы, помогающие создавать реакторный порошок с уникальными свойствами, которые значительно превосходят лучшие мировые аналоги. А сам порошок ученые научились перерабатывать в конечное изделие безрастворным способом, что снижает себестоимость продукта на 60% и гораздо меньше вредит экологии.
Стоимость разработанного фондом проекта составляет 671 млн рублей, срок реализации — три года. Где именно построят установку по производству СВМПЭ, пока не ясно. Предполагали, как вариант, в Волгограде, но там «нет этиленопровода». Куда логичнее было бы создать такую установку в Татарстане, где как раз есть производство этилена, призывал Панфилов.
Рафинат Яруллин: «В любом случае цена полиэтилена будет падать»
Гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин заметил, что если стоимость обычного полиэтилена составляет 70 тыс. за т, то сверхмолекулярного — 5 млн за тонну. «В любом случае цена полиэтилена будет падать». — рассуждал бизнесмен и отметил, что и у «Казаньоргсинтеза», и у «Нижнекамскнефтехима» есть возможность выделить этилен для реализации данного проекта. «Надо создать рабочую группу, нужно привлечь институты, катализаторы готовы», — заявил спикер.
«ТАИФ здесь? Ну и как, коллеги?» — обратился Минниханов к присутствующим в зале генералам нефтегазохимии. Гендиректор «Казаньоргсинтеза» Фарид Минигулов отозвался с места, что проект это известный и хороший и что «на промышленный уровень надо выходить». «Необходимо двигаться в маржинальные продукты, мы понимаем, что если с данным продуктом выйдем, то будет революция — появится целый комплекс композитных производств», — поддержал президент РТ. В частности, планируется использовать СВМПЭ для бронирования техники, изготовления деталей машин.
Стоит вспомнить, что ФПИ с идеей о производстве сверхмолекулярного полиэтилена уже выступал на площадке кабмина около года назад. Но тогда она, что называется, не зашла. Советник гендиректора ТАИФа Альберт Шигабутдинов вспомнил, что «Казаньоргсинтез» в прошлом выпускал сверхмолекулярный полиэтилен, но его «никто не покупал». «Ни в Америку, никуда не смогли продать. Мы его (производство СВМПЭ — прим. ред.) не порезали, а разобрали, оно стоит. В любой момент можно возобновить производство, но пока рынка нет. Всего по миру 300 тысяч тонн — это мизер. Нужен целенаправленный заказчик», — заявлял спикер. Но теперь, столкнувшись с падением цен на базовые полимеры, ТАИФ, похоже, готов хвататься за любую соломинку.
Гендиректор «Казаньоргсинтеза» Фарид Минигулов отозвался с места, что проект это известный и хороший и что «на промышленный уровень надо выходить»
«доктор Крыса» поможет определить рак и туберкулез
Второй темой стала «Технология обнаружения в воздухе сверхмалых концентраций целевых веществ с использованием биогенных сенсорных систем». Что примечательно, «сенсором» в данном случае выступает лабораторная крыса, которой в обонятельный центр вживляются электроды.
«Вы универсал у нас: хочешь — полиэтилен, хочешь — медицина», — пошутил Минниханов. «Я еще и ядерной энергией занимаюсь», — нашелся с ответом докладчик. Президент заметил, что, судя по званию (Панфилов — генерал-майор запаса, доктор технических наук — прим. авт.), слушать спикера нужно с большим уважением.
Панфилов, который в прошлом работал в министерстве обороны, вспомнил, что изначально проект разрабатывался для обнаружения в воздухе взрывчатых и наркотических веществ, но потом решили расширить сферу применения. Технология заключается в том, что крыса нюхает выдыхаемый человеком воздух, а система в зависимости от реакции животного ставит человеку «диагноз» — туберкулез, рак легких или рак желудка, причем обнаружение идет на самых ранних стадиях, когда инструментальные способы практически бессильны.
Докладчик рассказал, что апробация технологии уже прошла в Ростовской и Нижегородской областях, на «приеме» у грызуна побывали более 1 тыс человек, и вот что удивительно — в 80% случаев «доктор Крыса» диагноз ставила правильно, впоследствии это было подтверждено путем медицинского обследования. Крысиный нос может чувствовать не только уже фактически начавшуюся болезнь, но даже и предрасположенность к ней.
«За короткий период времени возможно обнаружить социально значимые заболевания — рак и туберкулез», — радовался Панфилов. Время обследования составляет всего пять минут, прибор весит 2 кг плюс компьютер. Минниханов сообщил, что в Татарстане действует четыре передвижных поликлиники и было бы неплохо оснастить их такими устройствами.
Рустам Минниханов: «Вы работайте, рахмет, без булдырабыз»
Другой представитель фонда, руководитель проектов Иршат Ихсанов, презентовал не менее захватывающую тему производства литий-серных аккумуляторов. Минниханов, как заядлый автолюбитель, живо заинтересовался аккумуляторами нового поколения, которые и дешевле, и легче, и более энергоемкие, чем существующие литий-ионные. Литий-серные аккумуляторы можно использовать в авиации, общественном транспорте и даже в космосе. Большим плюсом, помимо всего прочего, является то, что при коротком замыкании такие устройства не нагреваются. Опытно-технологическую линию по их производству планируется построить на территории ОЭЗ «Алабуга», партнером выступит Елабужский аккумуляторный завод.
«Литий-серу пока в мире никто не делает», — уверенно заявил Ихсанов, который во время своей речи крутил в руках какой-то пакетик (видимо, элемент аккумулятора). Докладчик не без гордости продемонстрировал Минниханову образец. По словам руководителя проекта, многие страны интересуются данной прорывной технологией, но ученые фонда патриотично хотели бы запустить ее в промышленное производство именно в России.
Участники совещания согласились, что проект выглядит весьма перспективным. «А цена какая?» — задал президент РТ ключевой вопрос. «Стоимость тоже будет в 3 раза меньше (видимо, имеющихся литий-ионных аккумуляторов — прим. ред.)», — заверил ученый.
«Вы работайте, рахмет, без булдырабыз», — резюмировал Минниханов. Он заметил, что многое сегодня зависит от того, кто первым сделает самый эффективный и дешевый аккумулятор, этого, по его словам, ждут все автомобильные компании мира.
«И дополнительная вишенка на торте — это извлечение природного газа»
Следующим на трибуну вышел Андрей Курочкин — заместитель гендиректора ООО «ПЕГАЗ Инжиниринг». Его идеей фикс стала деэтанизация природного газа путем низкотемпературной ректификации. В процессе ряда технологических манипуляций природный газ «осушают»: из него выделяют этан, автомобильный пропан-бутан, параллельно также можно получать сжиженный природный газ. Ценные для нефтехимиков фракции планируется извлекать из газа, идущего по магистральным газопроводам.
Что же предлагают гости из Уфы? Первое — это строительство установки деэтанизации магистрального газа мощностью 4–5 млрд кубов в год. «Этановую фракцию и ШФЛУ (пропан-бутан) планируется направлять на „Казаньоргсинтез“ в качестве сырья. Сжиженный углеводородный газ — для реализации экологических программ Татарстана и близлежащих регионов, редуцированный газ передается на ТЭЦ в качестве топлива, а лишний сжимается и возвращается „Газпрому“», — рассказал основную схему проекта Курочкин. Он считает, что одну такую установку можно было бы построить близ «Казаньоргсинтеза», вторую — рядом с трубой, которая снабжает газом Казань. В развитие данного проекта докладчик предлагает строительство газоперекачивающего завода мощностью 25 млрд куб. метров.
По словам спикера, разработанная (с подачи Рафината Саматовича несколько лет назад) технология на 10–15% лучше зарубежных аналогов по энергоэффективности, на 15–20% — по объему капиталовложений, в итоге себестоимость продукции выходит на 15–25% меньше. Проект «ПЕГАЗа» на 25% дешевле аналогичного предложения фирмы Linde при более высоком извлечении этана. «И дополнительная вишенка на торте — это извлечение природного газа, что технология Linde не предусматривает», — прошелся докладчик критикой в адрес конкурента.
«Республика может стать хабом по сжиженному природному газу для близлежащих регионов, — сулил ученый. — А у вас еще есть Волга, так что все Поволжье вплоть до Каспийского моря [сможете охватить]». Промышленная группа «Конар» вслед предложила свои услуги по строительству всех обозначенных промышленных объектов. «Можем локализовать все, что не противоречит законам физики и Уголовного кодекса», — с юмором заявил председатель совета директоров ПК «Конар» Валерий Бондаренко. «ПЕГАЗ» и «Конар» заявили о готовности создать совместное предприятие для реализации проекта на территории Татарстана.
Что интересно, Минниханов предложил изучить технологию не представителям КОСа, а специалистам Миннибаевского ГПЗ «Татнефти». Гендиректор компании Наиль Маганов согласился, что планирует работать с технологиями «ПЕГАЗа», Минигулов также заявил, что сотрудничество может получиться весьма выгодным.
Нужно сказать, что тема «осушения» так называемого «жирного газа» уже не раз обсуждалась на высоких встречах. Со старением газовых месторождений доля этана и других тяжелых углеводородов в природном газе растет, поэтому считается экономически целесообразным извлекать их из магистральных газовых систем для дальнейшей переработки в интересах нефтехимии. «БИЗНЕС Online» ранее уже писал про проект СИБУРа по строительству газоперерабатывающего завода под Казанью.
«Татарстан входит в число регионов РФ с дефицитом йода — его просто нет в почве. Однако только обогатить соль йодом мало — он плохо усваивается организмом и лишь выходит наружу»
«Адресная доставка» йода
Наконец, с проектом системы йодирования населения Татарстана «липосомальным биоорганическим йодом» выступил член-корреспондент АН РТ, гендиректор ООО «НПЦ „Липосомальные технологии“» Роберт Ильязов.
Суть в том, чтобы решить проблему йододефицита у населения республики, причем без таблеток. По словам докладчика, йод является своего рода решеткой, на которой в организме накапливаются необходимые макро- и микроэлементы. Если йода не хватает, то они вымываются из организма, а у человека возникают разного рода заболевания. Онкология, нарушения эндокринной системы, снижение продолжительности жизни и даже олигофрения — все это последствия недостатка йода у человека. Между тем Татарстан входит в число регионов РФ с дефицитом данного элемента — его просто нет в почве. Однако только обогатить соль йодом мало — он плохо усваивается организмом и лишь выходит наружу. Ильязов говорит, что яркое свидетельство тому — чернобыльские события, когда заболевания пострадавших людей усугубились нехваткой йода в организме.
Доставлять йод в клетки организма предлагается при помощи липосом — микроконтейнеров (нанокапсул), они проникают через стенки клеток и помогают элементу усваиваться на 95–96%. Вещество предлагается пропускать сначала через животных. Для этого ученый хочет создать в Татарстане производство биологических пищевых добавок, кормовых гранул для сельхозживотных и птиц. «Липосомальный рактор» уже создан в Елабуге, в месяц он производит до 12 т кормовых гранул для скота. По словам Ильязова, проходя через организм животного, йод сохраняется в получаемых от него пищевых продуктах — молоке, яйцах и пр., потом так же легко усваивается человеком. Кроме того, улучшается состояние здоровья и продуктивность самого скота.
«Формула Гиппократа: пища должна быть лекарством, а лекарство — пищей», — цитировал Ильязов.
Для реализации полномасштабного проекта для Татарстана необходимы инвестиции в размере 80–100 млн рублей, если аналогичную технологию создавать в масштабах России, потребуется 500–800 миллионов. По словам ученого, источником йода станут морские гидробионты, которые добываются в Черном и Белом морях. Как сказал докладчик, проект поддерживает лично Геннадий Онищенко и даже готовится федеральный закон о липосомальных технологиях йодирования населения.
Премьер-министр Алексей Песошин поинтересовался: что мешает реализации проекта? Ильязов ответил, что у сельхозпредприятий есть свои резоны, где им выгодно покупать корма, там и приобретают. Но докладчик подчеркивает, что просто физическое добавление йода в пищу не дает никакого результата. «Марат Азатович, не начали еще подкармливать животных [йодом]?» — обратился глава правительства к министру сельского хозяйства и продовольствия РТ Марату Зяббарову и обещал дать поручение ведомству проработать данный вопрос.
Алексей Песошин: «Полтора года – год назад ситуация была прискорбная на заводе (АО «КЗСК»)»
«Была тяжелая ситуация на заводе, ряд контрагентов ушли на другую продукцию»
Под занавес организаторы совета директоров немного отошли от традиции. Они пригласили исполнительного директора АО «КЗСК» Дениса Чернышева рассказать о положении дел на предприятии. «Полтора года – год назад ситуация была прискорбная на заводе», — в качестве преамбулы напомнил Песошин. Докладчик заметил, что КЗСК — это компания, которая выпускает уникальную продукцию, востребованную предприятиями ОПК (тиоколы, каучуки, полиэфиры, латексы, герметики). Доля поставок в оборонку была хотя и небольшой, но, «как показала жизнь, уникальной и ничем не заменимой», заметил спикер. После закрытия завода в оборонно-промышленном комплексе РФ назрели большие проблемы, например, приостанавливал работу ряд предприятий корпорации «Вертолеты России».
«За 10 месяцев удалось восстановить все производственные цеха завода, обеспечить предприятия ОПК продукцией в рамках исполнения оборонного заказа практически в полном объеме», — заявил Чернышев. По его словам, «с целью обеспечения преемственности технологий, трудовых династий, сохранения существующих традиций компания «Синтез», арендующая имущество, находящееся в конкурсном производстве, в июле 2020-го была переименована в АО «Казанский завод синтетического каучука». В начале года организация встала на налоговый учет в РТ. По словам докладчика, «после оформления всех необходимых лицензий весь персонал завода будет переведен на новое предприятие». Чернышев заявил, что зарплата сотрудникам выплачивается своевременно, заключены договоры аренды производственных зданий и оборудования, обеспечивается соблюдение промышленной безопасности.
«К сожалению, за несколько лет неритмичной работы предприятия рынок заполнился импортным сырьем и материалами, в основном, конечно, китайскими», — сообщил Чернышев. Он заявил, что завод сейчас работает над восстановлением рынка сбыта продукции КЗСК, схема модернизации предприятия разработана, в ближайших планах — открытие НТЦ для создания новых материалов для нужд ОПК и медицинской промышленности. Также, по словам докладчика, принято решение о проработке вопроса размещения на территории КЗСК промышленной установки для производства метилхлорсилана в целях обеспечения внутреннего рынка. В дальнейшем будет решаться проблема расширения производства и целесообразности поставок данной продукции на экспорт.
«Была тяжелая ситуация на заводе, ряд контрагентов ушли на другую продукцию, сейчас продуктовая линейка восстановлена, есть наработки по новым изделиям», — сказал в заключение премьер-министр Песошин.
Напомним, что в 2019 году предприятие было признано банкротом, а производство остановлено. В сентябре 2019-го между правительством РТ, конкурсным управляющим КЗСК и холдингом «Промышленные технологии» достигнута договоренность о восстановлении деятельности. Первоначально работа велась на основе договора процессинга с компанией «Синтез», которая является дочерним предприятием холдинга «Промышленные технологии».
Слайды: презентация Татнефтехиминвест-холдинга
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.