В условиях пандемии размашистый казанский мусульманский кинофестиваль заменили Дни татарстанского кино — неделя показов началась вчера в Казани. Но, как отметил корреспондент «БИЗНЕС Online», организаторы все же не смогли обойтись без красной дорожки, песен-плясок и показа фильма, спродюсированного руководителем «Татаркино» Миляушой Айтугановой.
В Казани начались Дни татарстанского кино
«КОРОНАВИРУСНЫЕ» СЪЕМКИ, МЕДНЫЕ ТРУБЫ И ГОЛЛИВУДСКИЙ ПРОЛОГ
Как известно, очередной Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет в техническом режиме. Надеемся, что это предполагает отказ от традиционно пышных и вполне бессмысленных церемоний открытия и закрытия (как было в прошлом году), а не проведение их за закрытыми дверями. Вместо феста директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова предложила публике расширить формат традиционных Дней татарстанского кино — там покажут фильмы, вошедшие в конкурсную программу фестиваля мусульманского кино в номинации «Национальный конкурс».
Если бы кинотеатры к 24 августа не открыли, то показы прошли бы в сквере им. Аксенова, однако все сложилось и в понедельник вечером перед «Миром» появилась небольшая красная дорожка. Слух услаждали духовые инструменты группы Just Brass. Музыканты продолжали играть, даже когда появились ведущие Светлана Говорунова и Булат Гилязов, которым даже с микрофоном пришлось перекрикивать медные трубы.
На дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов
Тем временем на дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов. Вслед за ним должны были пройти другие члены союза кинематографистов РТ, однако они запаздывали. Впрочем, для главы союза Ильдара Ягафарова можно найти оправдание — он завершает производство своей картины «Живы ли вы?» по сценарию Гилязова. (Чуть позже драматург поделился нюансами съемок: «Вся группа — это более 30 человек — больше месяца находилась в Заинском и Сармановском районах, а там все непросто с коронавирусом. Но никто не заболел, все вернулись счастливые, довольные и здоровые»). Зато на дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале: молодые режиссеры Солтан Сунгатуллин, Павел Москвин, Ильшат Рахимбай, их более опытные коллеги Сергей Киатров, Ренат Хабибуллин, Наиль Хайретдинов и другие. Закрыла дорожку съемочная команда картины «Сумбуль» (Татарстан – Узбекистан).
На дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале
Забавно было наблюдать, как кинематографисты входили в одну дверь «Мира» и минуты через две выходили из другой — видимо, в целях безопасности в зал заходить разрешали лишь в определенное время. Но вот всех пустили внутрь, и ведущая сходу отметила, что если бы не нынешняя ситуация и требования Роспотребнадзора, то случился бы полный аншлаг — зрительские места заполнились приблизительно на 40%.
Участница дуэта MisStereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов — загадочный выбор для открытия Дней татарстанского кино: даже если партитуры классической музыки из фильмов достать сложно, есть новые сочинения для картин «Татаркино». По-видимому, те же чувства испытал и замминистра культуры Татарстана Дамир Натфуллин. «Хочется верить, что когда-нибудь наше национальное кино тоже войдет в пролог и музыка из него будет популярна и всеми нами любима», — тактично отметил чиновник. Также он наградил Айтуганову и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР».
Участница дуэта MisStereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов
Далее снова и пели, и плясали — Анзор Набиуллин исполнил песни из диснеевских мультфильмов, а студенческий ансамбль узбекского танца «Хумо» показал хорезмский танец, после которого, по словам Говоруновой, «пахнуло узбекской свежестью». Не забыли и показать ролик с предыдущих кинофестивалей мусульманского кино и поприветствовать участников номинации «Национальный конкурс» нынешнего. Двое из них — режиссер фильма «Фанис Зиганшин. Разговор за сценой» Хабибуллин и сам исполнитель заглавной роли — сидели в амфитеатре, и когда очередь дошла до них, то ведущая почему-то вспомнила, что они занимают «самые классные места для поцелуев», чем вызвала смех их соседа Рахимбая.
Дамир Натфуллин наградил Миляушу Айтуганову (справа) и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР»
«У НАС ДВА БРАТА НЕ МОГУТ ЛЮБИТЬ ОДНУ ДЕВУШКУ. ЭТО ХАРАМ»
К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который продавались свободно. Идея создать совместное татаро-узбекское кино и экранизировать произведение Зифы Кадыровой появилась год назад, после Дней узбекского кино в Казани. «С продюсером Улугбеком Абдуллаевым мы посмотрели спектакль Набережночелнинского драмтеатра, Абдуллаеву понравилось, — рассказала Айтуганова, выступившая продюсером фильма. — Мостиком между нашими командами был генконсул Узбекистана Фариддин Насриев, который сказал: „Очень классная идея, давайте сделаем международный фильм“. Но когда мы приехали в Узбекистан в мае прошлого года на Дни узбекского кино, в „Узбеккино“ нам сказали: „Хочется снять историческую картину, а не мелодраму. И вообще, у нас два брата не могут любить одну девушку, это харам“. И завернули наш сценарий». В итоге необходимый сюжетный поворот, который бы не поменял исходную историю и удовлетворил «Узбеккино», сочинил приглашенный Абдуллаевым режиссер Рашид Маликов, известный по фильму «Стойкость» (участник внеконкурсной программы КМФМК-2018).
Отметим, что фильм снят без штампов, которыми так грешат татарстанские режиссеры, не слишком затянут, не изобилует длинными бессмысленными планами. Правда, не обошлось без флешбеков под татарскую песню и коптерных съемок Казани, но, к счастью, они заняли минуты две. «История, конечно, примитивная на первый взгляд, но это абсолютно прокатное кино для массового зрителя, — уверена Айтуганова. — Пять лет назад книга Зифы Кадыровой была бестселлером, самой читаемой в татарской литературе, потому ее и выбрали для экранизации. Мы проверяли сюжет на разной аудитории, кое-кто плакал. Я так недоумевала: неужели можно плакать над этой историей? Сама себе удивлялась: как можно за подобное взяться?»
К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который свободно продавались
Сюжет действительно больше напоминает индийское кино или сериалы на федеральных каналах: деревенская девушка Сумбуль (Сабина Асанова) влюбляется в харизматичного Булата (Айдар Валиев). Но он думает не о свадьбе, а о сексе. В результате героиня ждет ребенка, а молодой человек успевает влюбиться в Фирузу (Юлия Маленкова). Отец Булата заставляет его жениться на Сумбуль, однако тот продолжает встречаться с Фирузой, а тем временем в его жену влюбляется скромный брат Булата Байрас (Динар Хуснутдинов). Узнав об изменах, главная героиня уезжает к своему дяде в Бухару, за ней стремится Байрас, который и сам не знает всех секретов своей семьи.
В фильме звучит сразу три языка: татары говорят по-татарски, исполнительница главной роли из Узбекистана и Маленкова — по-русски, а живущие в Бухаре мужчины могут и произнести речь на узбекском. И если последнее оправдано сюжетом, то диалог мужчин и девушек на разных языках при полном понимании друг друга выглядел странно — как будто лишь для того, чтобы доказать, что фильм татарстанский. В картине есть несколько очевидных незатянутых гэгов и пара неочевидных — было непонятно, то ли происходящее на экране действительно задумано как забавная ситуация, то ли просто наивно снято. В зале смеялись. Отдельно стоит отметить, что после кадров с Бухарой появляется желание посетить этот город. Остается надеяться, что виды Казани вызывают у иногородних зрителей такие же чувства.
После показа желания высказаться ни у кого из зрителей не возникло, и Айтуганова немного разочарованно резюмировала: «Вопросов нет? Ну тогда хлопаем и расходимся».
До 30 августа в «Мире» покажут фильмы «Вопреки», «Танцуй в Углу», «Апанаевская мечеть — жемчужина Казани», «Пустота», «Мать», «История одной фотографии», «Фанис Зиганшин. Разговор за сценой», «Шла, шла и увидела», «Волчий Яр», «Ревизские сказки. Архивное дело» и «Әпипә». Завершится фестиваль премьерой художественной картины «Отряд Таганок» — повесть Мустая Карима экранизировал режиссер из Башкортостана Айнур Аскаров. Все работы будут презентованы режиссерами и другими членами творческих групп, а перед показами состоятся творческие встречи с актерами и авторами музыки для татарстанского кино.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.