Специалисты бюро «Архитектурный десант» представили челнинцам свое видение развития «Прибрежного». Концепция настолько широка, что по смете, скорее всего, уложится года в три. В первую очередь лес надо оздоровить совместно с экологами, провести освещение и организовать транзитные связи, а уже потом заниматься пляжами и набережными. Челнинцы порекомендовали брать пример с парков Нижнекамска, а также объявить пространство безалкогольной зоной и поставить туда пункт ППС.
В пятницу вечером в Челнах обсуждали, как облагородить самый крупный зеленый массив автограда — парк «Прибрежный». Он расположен между рекой Камой и жилыми комплексами, занимая 2,5% от всей площади города
ЛЕС БОЛЕЕТ И ОТОРВАН ОТ ВОДЫ
В пятницу вечером в Челнах обсуждали, как облагородить самый крупный зеленый массив автограда — парк «Прибрежный». Он расположен между рекой Камой и жилыми комплексами, занимая 2,5% от всей площади города. Парк создали как берегоукрепляющую посадку еще в 50-е годы. По первому проекту 1964-го Челны должны были окружать зеленые массивы со стороны не только реки, но и промзоны, создавая барьер вредным выбросам. Но из-за бурной застройки города все пошло не по плану. Второго парка, отделяющего город от промзоны, не создали. Поэтому «Прибрежный» взял на себя основную нагрузку.
Одни общественные слушания парк уже прошел около месяца назад. Тогда дебаты развернулись прямо в лесу. Все предложения и пожелания челнинцев бюро «Архитектурный десант» проработало и выдало свою концепцию развития территории, которую презентовали молодые зодчие Константин Самарцев и Дарья Климова.
«Это целый мир со своими жителями, легендами, у которого есть озеро и разнообразная среда. Например, на озере недавно появились кувшинки, там живут бобры, а в самом лесу — даже краснокнижные животные. И их комфорт тоже должен быть предусмотрен в первую очередь», — восторженно рассказывала Климова о доставшейся им в работу территории.
«Это целый мир со своими жителями, легендами, у которого есть озеро и разнообразная среда. Например, на озере недавно появились кувшинки, там живут бобры, а в самом лесу — даже краснокнижные животные»
Проблем же намного больше. Во-первых, лес болеет. В парке имеются лысые участки или, наоборот, густо посаженные, появился и сорняк — американский клен. Участки парки некомфортные, местами труднопроходимые. Эту проблему, по мнению специалистов, надо решать совместно с экологами. Во-вторых, парк освещен лишь локально, из-за чего имеет славу криминального места, куда по вечерам страшно зайти. В-третьих, маршруты всех, кто гуляет в парке, пересекаются небезопасно. Для наглядности Климова продемонстрировала слайд, где был изображен верблюд рядом с автомобилем, стоящим на парковой дороге. Тут и быстроходные велосипедисты, и лошади, которые обитают в конноспортивной школе «Тулпар», и машины, для которых в парке беспрепятственный проезд. Кроме того, на перекрестках легко заблудиться, потому что нет понятной навигации. Места отдыха низкого качества или вовсе отсутствуют — присесть в «Прибрежном» практически негде, мало благоустроенных зон для спокойного отдыха. Входные группы в парк как таковые тоже отсутствуют. Нет благоустроенных спусков к Каме и визуального взаимодействия леса с водой.
Основным для концепции послужил девиз — «лес как место силы, источник энергии, естественная среда». Исходя из него, специалисты бюро определили ключевые задачи, главная из которых — сохранение устойчивости экосистемы
МАРШРУТЫ ДЛЯ МОЛОДОЖЕНОВ И СОБАЧНИКОВ
Основным для концепции послужил девиз — «лес как место силы, источник энергии, естественная среда». Исходя из него, специалисты бюро определили ключевые задачи, главная из которых — сохранение устойчивости экосистемы. Не менее важный приоритет — обеспечение безопасности внутри и снаружи. Это и создание транзитных путей, и освещение, и правильное распределение потоков посетителей, а также функциональное насыщение территории.
Парк условно разделили на три зоны: рекреационную, спортивную и общественную набережную, которая уже благоустроена стараниями экс-мэра Василя Шайхразиева. Там создана велосипедная инфраструктура, гуляют много детей. Впрочем, эта территория тоже нуждается в доработке.
Парк условно разделили на три зоны: рекреационную, спортивную и общественную набережную, которая уже благоустроена стараниями экс-мэра Василя Шайхразиева
В транспортном плане архитекторы высказали недовольство тем, что набережная прерывается. Ее конец они предлагают соединить дорогой с твердым покрытием с двумя другими асфальтированными путями в парке. Однако въезд в парк для машин должен быть ограничен и перегорожен шлагбаумом. Пускать в лес на авто будут только посетителей яхт-клуба или какие-то срочные службы. Таким образом, дороги внутри парка станут более безопасными для пешеходов и велосипедистов, а маршрут, ведущий с набережной на проспект, закольцуется.
Велосипедные и пешеходные маршруты, по мнению специалистов, тоже необходимо разделить. Причем протянуть оборудованную велодорожку предлагается также от обрывающейся набережной через лес мимо озера в сторону ипподрома.
Велосипедные и пешеходные маршруты, по мнению специалистов, тоже необходимо разделить
Т. к. в парке расположен Дворец торжеств, среди посетителей есть и молодожены. И для них предлагают разработать места притяжения, точки для фотосессий и даже отдельную дорожку, ведущую ближе к воде, чтобы проводить там выездную регистрацию.
Проектанты решили создать маршрут и для собачников — он будет пролегать через единственный на проспекте подземный пешеходный переход, который находится у ипподрома. Архитекторы объяснили выбор тем, что собаки не любят стоять на светофоре и будут с большим удовольствием переходить дорогу без остановок. Рядом со входом в переход появится площадка для выгула собак и место для сообщества собачников.
Т. к. в парке расположен Дворец торжеств, среди посетителей есть и молодожены. И для них предлагают разработать места притяжения, точки для фотосессий
Есть в парке и заболоченная местность. Чтобы сделать ее активной, архитекторы предложили проложить сеть болотных тропинок и создать таким образом «интимные зоны». Тропинки эти можно обустроить на небольшой высоте из железной сетки или из устойчивого покрытия на сваях. «Там растут очень красивые растения, мы ездили и восхищались. Надо подарить всем жителям возможность, не марая ботинок, спуститься к воде и насладиться закатами», — сказала Климова.
Просветительскую роль станут играть точки внутри леса, где можно будет узнать об истории парка, видах животных и другую познавательную информацию. Это могут быть как просто стенды, так и инсталляции или скамейки, где можно посидеть и поговорить, погрузившись в природную среду парка.
Просветительскую роль станут играть точки внутри леса, где можно будет узнать об истории парка, видах животных и другую познавательную информацию
Все спортивные и культурные активности архитекторы предлагают расположить по периметру, на территории вдоль проспекта. Они создадут активные входные группы, хорошую айдентику и не нарушат естественную среду внутри парка. В лес люди будут заходить только ради прогулок или пробежек. Особое внимание архитекторы обратили на площадку за 44-м комплексом, где до сих пор сохранился фундамент под так и не построенный дворец спорта. Сейчас эта территория вкупе с соседствующей стоянкой, по выражению Климовой, стала маргинальной. Автостоянка занимает слишком много места, хотя используется не полностью и не добавляет благоприятной атмосферы на входе в парк. Поэтому ее функционал предлагают пересмотреть. Вся активность, считает специалист, должна быть сконцентрирована там, но сейчас это невозможно. В будущем же на данном месте, по версии «Архитектурного десанта», можно построить экологическую школу.
В целом протяженная зона пляжей вызвала определенные критические замечания составителей концепции. Ни один из них нельзя считать официальным — все стихийные. Пирсов и выходов к воде должно быть больше
ОЗЕРО ОСТАВИТЬ В НЕТРОНУТОМ ВИДЕ, А ЯХТ-КЛУБ ОТКРЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ
Также Климова прошлась и по перспективам имеющихся в парке объектов. Одна из самых важных зон — озеро, которое архитекторы предлагают оставить для тихого отдыха. Сейчас зачастую спокойствие гостей парка нарушают те, кто приходит полазить в веревочном городке и покататься на тарзанке. Поэтому веревочный парк предлагают перенести ближе к набережной. «Озеро — сердце экосистемы, где живут бобры, выдры. И весь лес этим озером „питается“: его надо сохранить в нетронутом виде», — высказалась архитектор.
Проектанты считают, что недооцененной остается зона яхт-клуба. Сейчас он закрыт для посетителей, но к нему должен быть доступ, а сам клуб следует благоустроить. В частности, около яхт-клуба есть место для кемпинга, где люди смогут снимать домики, а яхтсмены останавливаться на время соревнований. Данной же зоне отводится роль для развития водных видов спорта и непляжного отдыха: это может быть сапбординг, йога на лежаках. Также ближе к яхт-клубу, со стороны набережной, должны появиться кемпинги для шашлычников. Это любимое челнинцами времяпрепровождение, но его необходимо систематизировать в целях безопасности.
Городская набережная перенасыщена, считают специалисты, но в то же время там не хватает спортивных активностей
В целом протяженная зона пляжей вызвала определенные критические замечания составителей концепции. Ни один из них нельзя считать официальным — все стихийные. Пирсов и выходов к воде следует сделать больше, а у самой кромки воды должен появиться пешеходный маршрут.
Городская набережная перенасыщена, считают специалисты, но в то же время там не хватает спортивных активностей. Климова высказала пожелание, чтобы набережная была не просто бульваром с едой, а направляла людей на активную деятельность.
Ипподром, по мнению архитекторов, осваивается нефункционально. Кроме тренировок с лошадьми и скачек летом, он больше никак не используется. Поэтому в качестве резидентов туда можно поселить и собак: проводить там собачьи выставки. Конноспортивная школа «Тулпар» также нуждается в развитии. У нее, по мнению Климовой, потрясающий потенциал. Зоопарк, действующий на ее территории, и сама школа могут превратиться в целый кластер — на базе «Тулпара» было предложено создать экологическую школу. Дети могли бы знакомиться с животными и обитателями леса, предлагать проекты по развитию парка и даже ходить туда на школьные уроки биологии и географии.
Конноспортивная школа «Тулпар» также нуждается в развитии. У нее, по мнению Климовой, потрясающий потенциал
С одного края парка сконцентрирован кластер медучреждений: санаторий «Набережные Челны», дом ребенка, реабилитационный центр «Солнышко» и строящаяся клиника. Важно также учесть интересы обитателей этих учреждений, потому что они логистически не имеют к лесу доступа. Им приходится добираться до него через заборы и сложный рельеф. Через овраг архитекторы предложили перекинуть мост, который будет вести к зоне с детскими и спортплощадками, которых сейчас дети и взрослые лишены.
Майдан, по выражению архитектора, на данный момент законсервирован, но его надо более активно интегрировать в городскую жизнь. После того как всю площадку укатали в бетон, она может стать центром притяжения для роллер-движения. Кроме того, майдан великолепно подходит для создания кинозала под открытым небом — необходимо только разместить экран. Территорию на углу перекрестка Чулман и Хасана Туфана, где раньше было множество кафе, предлагают использовать в качестве ярмарочной площади, где можно проводить open space-маркеты, тематические вечеринки.
Разумеется, специалисты высказали пожелание, чтобs в парке появилось больше игровых и арт-объектов, которые будут функционально насыщать территорию и украшать ее. Парк необходимо равномерно обеспечить туалетами, питьевыми фонтанчиками, детскими площадками, которые тоже должны быть интегрированы в лес и не выглядеть инородными.
Майдан, по выражению архитектора, сейчас законсервирован, но его надо более активно интегрировать в городскую жизнь. После того как всю площадку укатали в бетон, она может стать центром притяжения для роллер-движения
Архитекторы признали, что на такой масштабный проект нужны серьезные финансовые вливания и рассчитывать на то, что все будет сразу реализовано, нереально. Поэтому развитие парка разобьют на три очереди: в 2021 году — восстановление леса, создание транзитных связей, освещение и входные зоны, в 2022-м — организация территории яхт-клуба, пляжи, лесная набережная, в 2023-м — строительство экокластера и городской набережной.
Слово предоставили присутствующим, среди которых были как простые жители, так и депутаты горсовета, кандидаты в депутаты и представители администрации — глава Центрального района Искандар Галимов
большая просьба — не укатывать парк в асфальт
После почти часовой презентации слово предоставили присутствующим, среди которых были как простые жители, так и депутаты горсовета, кандидаты в депутаты и представители администрации — глава Центрального района Искандар Галимов, а также и немногословный и непубличный (во всяком случае пока) руководитель исполкома Фарид Салахов. Одна из слушательниц — педагог по вокалу ГЦДТ — запротестовала против дорожки молодоженов. «По парку ездят велосипедисты, спортсмены бегают, бабушки с детишками ходят, а тут процессии в бальных платьях будут ходить. Вы не считаете, что это выглядит нелогично? Вокруг Дворца торжеств есть большая территория, где можно сделать интересные скамейки, зоны, где приятно сфотографироваться. Но не надо эти процессии пускать по парку, они будут людям мешать», — высказалась женщина. Кроме этого, она предложила обратиться к опыту Нижнекамска, где в одном из парков рядом сосредоточены все спортивные площадки — баскетбольная, футбольная и тренажерная. Все это надо вынести в зону перед парком вместо недостроенного дворца спорта. «Оставьте это место для спорта. И еще большая просьба — не укатывать парк в асфальт. Двух дорог там и так достаточно», — решительно сказала участница слушаний.
Архитекторы вступились за свадебные процессии, сказав, что молодожены и без дорожек в хорошую погоду идут в парк фотографироваться, доходя до самого яхт-клуба. Но устраивать марафон на каблуках и в платьях по дорожкам точно никто не будет. Важно просто создать для этой группы активные зоны внутри леса, сказала Климова.
Николай Атласов, депутат Госсовета РТ, вспомнил, что, еще будучи ребенком, жил около парка и часто в него ходил. И все было хорошо до тех пор, пока внутри леса не построили дорогу, которая не дает воде стекать в реку
Николай Атласов, депутат Госсовета РТ, вспомнил, что, еще будучи ребенком, жил около парка и часто в него ходил. И все было хорошо до тех пор, пока внутри леса не построили дорогу (на карте она называется Прибрежная), которая не дает воде стекать в реку. Из-за этого вдоль нее образовалась заболоченная местность. Поэтому Атласов рекомендовал проложить дороги вдоль леса, а не поперек, и предусмотреть ряд гидротехнических сооружений, чтобы места не заболачивались.
Еще один слушатель задал вопрос проектантам: учитывали ли они при создании проекта генплан города и возможное поднятие уровня воды в Нижнекамском водохранилище? «Все ваши благие начинания могут быть перечеркнуты тем, что в районе дворца спорта стоят в плане аквапарк и школа. И все, что вы хотите сделать, может быть утоплено», — заметил челнинец.
Однако архитекторы объяснили, что перед созданием концепции в первую очередь задавали вопрос по поводу уровня воды. «Нам сказали, что на данный момент подтверждающих документов о том, что вода будет подниматься, нет. Это был формальный ответ. Неформальный — мы слышали много раз, что вода не поднимется. Про проекты знаем — и про аквапарк, и про школу. Это находится в рамках градостроительного плана. Но, если какие-то проекты будут приняты железно, конечно, наши планы станут под них подстраиваться. Территория адаптируется. Архитектура — это всегда компромисс», — сказала Климова.
«В Москве туалет в Екатерининском парке настолько хорош, что мне там хотелось остаться жить. Мы планировали, чтобы один такой туалет был в парке»
Также у специалистов спросили, была ли у них возможность посетить парк в разное время суток и видели ли они, как в 6 утра лошади «Тулпара» скачут во весь опор по лесу. Проектанты пообещали, что при создании логистики примут в расчет конный трафик и разведут потоки.
На обсуждение пришли люди с ограниченными возможностями по зрению, которые попросили учесть и их интересы. В частности, у слепых есть собаки-поводыри. И при устройстве площадки для выгула собак необходимо огородить эту площадку, так как слепой человек не сможет уследить за ней. Мужчина с тростью уточнил, будут ли доступны туалеты для инвалидов. «В Москве туалет в Екатерининском парке настолько хорош, что мне там хотелось остаться жить. Мы планировали, чтобы один такой туалет был в парке», — пошутил он. Кроме того, он попросил предусмотреть голосовую навигацию для незрячих и тактильные обозначения для мостиков, особенно в болотистой местности, чтобы слабовидящим не уйти в болото.
«В период пожарной опасности в парке за людьми активно следит полиция. Будет ли такая ситуация с парком «Прибрежный?»
АЛКОГОЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И УРОДЛИВАЯ НАДПИСЬ
Ярый борец с точечными застройками, житель 14-го микрорайона Вячеслав Куншин закидал архитекторов вопросами, которые остались в итоге без ответов. «Раз мы обсуждаем парк, почему не указано сокращение площади озеленения? Например, результатом окультуривания парка на ГЭСе стало сокращение площади озеленения, — сказал Куншин. — Второй вопрос — по содержанию. Есть ли у проекта бюджет, в который вы должны уложиться? Если жители сейчас придут к мнению, что нам нужно минимизировать влияние на парк, не появится ли потом конфликта с руководством города о том, что все выделенные средства нужно впихнуть в проект? И еще вопрос: готов ли город взять на содержание те решения, которые будут согласованы? А то бывает так: люди сдают работу, но потом оказывается, что на содержание денег в городском бюджете нет. И эти активности приходят в упадок. И еще, учитывая менталитет жителей, есть такой момент — зачастую парки и скверы вечером становятся пристанищем для людей, которые не работали или очень устали. Наутро там остаются горы мусора и пивные бутылки. В период пожарной опасности в парке за людьми активно следит полиция. Будет ли такая ситуация с парком „Прибрежный“?»
Однако проектанты взяли паузу для ответов, потому что «не все зависит от команды, которая создает проект».
Про алкогольный менталитет высказался и руководитель велосообщества Рустам Валеев, обозначив некоторые важные моменты. Первое — сохранить безалкогольную концепцию в парке и поставить туда пункт ППС. Обратил внимание Валеев и на отсутствие парковочных мест. «Потом у вас отмечены пункты проката, но они там небезопасны. Мы по опыту знаем, что там нельзя их ставить — люди будут с горы скатываться и в столбы врезаться. Мы просто через это уже проходили. Зоны проката, спорта, общепита надо разделить, а то сейчас там бардак», — внес предложение велопрокатчик.
Рустам Валеев: «Потом у вас отмечены пункты проката, но они там небезопасны. Мы по опыту знаем, что там нельзя их ставить — люди будут с горы скатываться и в столбы врезаться»
Дизайнер Данил задал вопрос по горе, на которой расположена большая надпись «Яр Чаллы». «В концепции проработки мы не увидели, что там будет. Может, смотровая площадка или еще что-то. Надпись эта уродливая. Я сам дизайнер, поэтому меня подобное задевает, а она просматривается с реки. Поэтому хотелось бы, чтобы лицо города было более симпатичным», — посоветовал дизайнер. Он же обратил внимание на стоящее на берегу судно «Аякс», собирающее вокруг себя свое живое сообщество, участники которого активно обустраивают прибрежную зону. Молодой человек высказал пожелание, чтобы проектанты как-то наладили связь с «Аяксом».
Молодежь предложила учесть новые тренды в массовом спорте и поставить не только те тренажеры, которые есть во многих парках, но и оборудовать места для тренировок по йоге, зумбе, аэройоге. Кроме того, просили предусмотреть для лыжников и бегунов некое подобие камеры хранения и раздевалки. Конноспортивную школу предложили перенести ближе к ипподрому, один из участников беседы в целом высказался, что «там постоянная вонища и у муниципального предприятия никогда не будет денег, чтобы школу содержать». Напомнили и о скандале, который инициировал пользователь соцсетей Максим Заболотный, сообщивший, что якобы с животными в «Тулпаре» плохо обращаются, морят голодом. Эта ремарка вызвала большой гнев присутствовавшего на слушаниях директора школы Марса Гилязова, который заявил, что уже подал на блогера в суд.
Архитектор Малика Шамсиева завершила дискуссию. Она напомнила, что на парк выходит несколько проспектов — это вертикали города, и хотелось бы, чтобы там были организованы парковочные места. Территорию вдоль проспекта Чулман Шамсиева порекомендовала зарезервировать. Она напомнила, что данная площадка будет застраиваться. Дело в том, что это бывшие земли бизнесмена Алексея Миронова, которые отошли муниципалитету и на которых планировалось строить Дворец единоборств, русский драмтеатр и полилингвальную школу.
Кроме того, Шамсиева выступила в защиту ипподрома, который создатели концепции назвали малофункциональным. «В том году произошел ребрендинг ипподрома, и теперь он функционирует не только летом, но и зимой. Там есть каток, раздевалки. Этот ипподром используется осенью и как ярмарочная площадь. И хотелось бы функционально как-то увязать его, может, действительно перенести туда школу „Тулпар“», — согласилась Шамсиева. Кроме того, она напомнила про оздоровление леса и порекомендовала провести инвентаризацию больных деревьев, чтобы они не заражали здоровые. Если в процессе санации будут образовываться пустые участки, их можно использовать под зоны отдыха, чтобы не вырубать здоровые насаждения.
Последнее же слово по субординации осталось за Салаховым. Он отмел звучавшие предложения архитекторов о переименовании парка, сказав, что название исторически сложилось и все к нему привыкли. Кроме того, попросил обратить внимание на природные экологические составляющие — деревья. «Действительно, не надо там асфальтировать, — порекомендовал бывший главный дорожник, — а набережную надо продолжить в обе стороны. У нее есть вторая часть, которая уходит в поселок Чаллы Яр, где находится лодочная станция».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.