В эти неспокойные времена каждый выход в свет может стать последним — в Калининграде закрывают кинотеатры (пока только на выходные), а в Москве вернули карантин для жителей старше 65 лет. Так что есть смысл внимательнее ознакомиться с афишей, а посмотреть есть на что (разумеется, с соблюдением мер безопасности). В Камаловском — спектакль культового Бутусова, в ТЮЗе — хип-хоповый «Недоросль», в «Пирамиде» — новый альбом «Сплина», а в «Смене» — лондонская анимация и французские экофильмы.
1. #Адиляпрокино
«Бегущий по лезвию» (реж. Ридли Скотт)
С 8 октября
Фантастический триллер и безусловный шедевр Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые выйдет в российский прокат благодаря компании «Иноекино», которая организует показы. Картину можно будет увидеть в кинотеатрах 50 российских городов. Демонстрироваться будет версия The Final Cut на английском языке и с русскими субтитрами. Это режиссерская версия, созданная в 2007 году, которая включает новые спецэффекты, сцены и ответ на главный вопрос: является ли Декард репликантом?
«Бегущий по лезвию» основан на романе Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Фильм рассказывает про отставного детектива Рика Декарда (Харрисон Форд), который специализируется на уничтожении андроидов, нарушивших закон. Он вновь восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска возглавляемой Роем Батти (Рутгер Хауэр) группы киборгов, совершившей побег из космической колонии на Землю. В полиции считают, что киборги пытаются встретиться с Эндолом Тайреллом, руководителем корпорации, ставящей эксперименты над кибернетическим интеллектом. Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.
Премьера «Бегущего по лезвию» состоялась в 1982 году. Эта картина — следующая после успешного «Чужого» режиссерская работа Скотта. Изначально фильм провалился в прокате, а мнения критиков разделились: одни ругали невнятный сюжет, потерявшийся на фоне спецэффектов, другие, напротив, превозносили многослойное повествование и атмосферу. Тем не менее «Бегущий по лезвию» завоевал несколько престижных наград за операторскую работу и дизайн и впоследствии был признан одним из главных научно-фантастических фильмов XX века, вставшим в ряд с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика и «Метрополисом» Фрица Ланга. За прошедшие 40 лет визуальные аспекты киноработы не раз цитировались, авангардный саундтрек Вангелиса входил в многочисленные списки лучших. Картина получила статус культовой, став одним из главных образцов жанра киберпанк, выполненных в эстетике неонуара. В 2017 году фильм обзавелся продолжением ― сиквелом «Бегущий по лезвию – 2049» режиссера Дени Вильнева.
18+
«Падение» (реж. Вигго Мортенсен)
С 8 октября
На последнем американском фестивале Sundance главной сенсацией стало, что актер Вигго Мортенсен (Арагорн из «Властелина колец» и водитель-итальянец из оскароносной «Зеленой книги») оказался еще и одаренным режиссером. Его фильм про семейные взаимоотношения «Падение» стал режиссерским дебютом Мортенсена, который также сыграл в нем. Образ авторитарного отца воплотил на экране Лэнс Хенриксен.
В «Падении» есть страсть и мощь самой сюжетной истории. Мортенсен написал сценарий «Падения» после похорон матери, и фильм посвящен двоим его братьям. Это, по словам режиссера, очень личная, но не автобиографическая работа: он чувствовал себя свободнее, исследуя семейные взаимоотношения на примере выдуманной, а не своей собственной семьи. Создатель фильма изобретательно монтирует прошлое с настоящим, склеивает пласты времен так, что непонятно, чьи это воспоминания и можно ли им верить. Монтаж временных пластов превращает «Падение» в детектив, в котором память выступает и обвинителем, и адвокатом. Ни фильм, ни режиссер не знают, как примирить отцов с сыновьями и дочерьми, но у картины и ее автора получается утешить, приободрить и придать зрителю сил. Сам же Мортенсен утверждает, что хотел показать, как каждое новое поколение выходит из тени предыдущего вне зависимости от того, любили их родители или отказывали им в этом, и задача каждого нового поколения — найти себя и свои ценности, какими бы они ни были.
18+
«Лучшие годы» (реж. Габриэле Муччино)
С 8 октября
Режиссер Габриэле Муччино больше всего известен благодаря своим фильмам «7 жизней» и «В погоне за счастьем», в которых главные роли достались Уиллу Смиту. При этом за второй он был номинирован на «Оскар». В «Лучших годах» режиссер возвращается на свою родину в Италию и признается ей и ее истории в любви, а также отдает дань уважения мэтрам итальянского кино Антониони, Феллини и Росселлини. Отношения четырех героев показываются на фоне всех самых важных событий в истории не только Италии, но и всего мира: теракт 11 сентября 2001 года, падение Берлинской стены, возникновение партии «Движение пяти звезд» и многих других.
Фильм вдохновлен картиной Этторе Сколы «Мы так любили друг друга». Первоначально Муччино планировал назвать работу иначе, но когда ему удалось получить права на использование песен Клаудио Бальони, он изменил его на Gli anni più belli («Лучшие годы»). Так называется композиция Бальони, которая должна была выйти сначала в 2013-м, но в итоге выпущена саундтреком к «Лучшим годам». Главные герои списаны со знакомых и близких людей режиссера, хотя он также говорил, что каждый из главных героев — это часть его самого. Фильм с любовью к кино, к своей стране и своему мироощущению: красивый, чувственный и проникновенный.
16+
«Китобой» (реж. Филипп Юрьев)
С 8 октября
На 77-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма «Китобой» Филиппа Юрьева, снятого в копродукции России, Бельгии и Польши. Режиссер-дебютант работал над картиной около 8 лет, а снимать отправился на Чукотку. Эротические сны труднодоступного региона России поразили Венецию и принесли картине главный приз секции «Дни Венеции». А на недавнем «Кинотавре» — приз за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и приз гильдии киноведов и кинокритиков.
«Китобой» — пример заметного и неординарного авторского фильма родом из России. Юрьев снял нежную и драматичную картину с большой любовью к людям. Некоторые сцены так прекрасны, что вспоминаются шедевры мирового кино. А оператор Михаил Хурсевич делает все возможное, чтобы визуальное оформление также являлось одной из сильнейших сторон «Китобоя». В этом неординарном киноромане взросления, где сочетается трепетная нежность с грубостью северных реалий, много трогательного и живого. Юрьев умеет видеть и ценить красоту, у него есть чувство пространства и способность деликатно работать с актерами-непрофессионалами. Его картина вполне универсальна: она о том, как первая любовь влияет на судьбу человека, внезапно меняя ее траекторию и сбивая привычный ритм жизни.
16+
2. Фестиваль «Золотая Маска» в Казани. «Добрый человек из Сезуана» в Камаловском театре
5–6 октября
«Золотая Маска» приехала в Казань впервые с 2004 года. К сожалению, этой осенью фестиваль прибыл в столицу Татарстана в несколько усеченном виде (первоначально он планировался на май – июнь, а в афише было, например, «Преступление и наказание» Константина Богомолова из питерского «Приюта комедианта»). И тем не менее даже два «золотомасочных» спектакля — уже событие. На прошлой неделе в театре им. Качалова показывали «Сон в летнюю ночь» в постановке македонца Ивана Поповски «Мастерской Петра Фоменко». На этот раз на сцене театра им. Камала зрители увидят постановку культового российского режиссера Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта. «Кажется, что он плакатный, мы так и привыкли Брехта воспринимать, как немножко такого политического, острого, но в каком-то смысле поверхностного. Но на самом деле он, конечно, философ. Он поэт: и театральный, и буквальный», — так говорит Бутусов о вечном скитальце Брехте.
16+
Стоимость билетов: 500–4000 рублей.
Театр им. Камала (ул. Татарстан, 1), начало — в 19:00.
3. «Недоросль» в Казанском ТЮЗе
9 октября
Молодой режиссер, выпускник ГИТИСа Петр Норец переосмыслил классическую историю Митрофанушки в жанре hip-hop-music-комикса. Он добавил современный текст, который переплетается с рэп- и хип-хоп-номерами, а также декорации и костюмы в стимпанк-стиле. Грань времен стирается, и кажется, что эта история вполне могла произойти и сегодня.
12+
Стоимость билетов: 300–600 рублей.
Казанский ТЮЗ (ул. Островского, 10), начало — в 18:30.
4. Концерт «Сплина» в «Пирамиде»
7 октября
Коллектив представит свой новый альбом «Тайком», который одновременно похож и на сборник новогодних колыбельных для взрослых, и на случайно найденный саундтрек к забытому детскому фильму. Все вместе складывается в замечательно цельную и добрую историю — абсолютный праздник юного сердца, даже у взрослой души.
16+
Стоимость билетов: 3000–4500 рублей.
КРК «Пирамида» (ул. Московская, 3), начало — в 19:00.
5. Фестиваль французских экофильмов в «Смене»
С 9 по 11 октября
CoolConnections открывает Festival du film vert: первый фестиваль французских экофильмов. Слово «экология» переводится с греческого как учение о доме, и каждый фильм рассказывает о нашем общем доме, который остается таким даже во времена закрытых границ. Четыре участника программы — не просто познавательный научпоп: каждый фильм — образец документалистики высшей пробы. 9 октября пройдет показ картины «Зов вина» (2018) — радостной оды виноделам-революционерам. Фильм представит сомелье Анастасия Краснова. После показа состоится дегустация французских органических вин.
18+
Стоимость билетов: 150 рублей.
Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 18:30.
6. Выставка Аниты Грэй и Елены Алексеевой «Порка» в галерее «БИЗОN»
С 23 сентября
На втором этаже галереи открылась экспозиция «Порка», разработанная этическим дизайнером одежды Анитой Грэй и художником Еленой Алексеевой специально для «БИЗОNа».
По задумке авторов, «Порка» — игра слов, которая обыгрывает акт распарывания одежды и телесное наказание. Художники хотят привлечь внимание к проблеме сверхпотребления в частности и экологии в целом. Выставка поднимает целый спектр серьезных вопросов — от рабских условий труда людей, работающих для обеспечения перепроизводства, в том числе использование детского труда, до скачкообразного роста мусорных свалок, куда порой отправляются вещи, надетые всего пару раз. Цель авторов — сместить фокус с модных коллекций на проблемы, которые эти коллекции создают.
А красота человеческого тела также выступает в этом процессе как инструмент манипуляции: цель гламура состоит в том, чтобы сделать сверхпотребление нормой жизни. Все экспонаты выставки — картины, коллекция верхней одежды, арт-мебель, скульптуры — сделаны из вторичных материалов. При создании экспозиции использованы старые джинсы и брюки, детали детских игрушек и бетон. Особый интерактивный элемент экспозиции — ковер-гобелен, в создании которого может принять участие каждый посетитель. Авторы таким образом стимулируют зрителя вступить в диалог об этике и экологии производства.
Проблемы этического и экологического производства волнуют Грэй и Алексееву уже давно. Так, Грэй — дизайнер одежды с ресурсосберегающим фокусом, получила степень магистра по этической моде в Университете Голдсмит в Лондоне, а ее персональные выставки проходили в Лондоне и Милане. Она российский представитель течения Fashion Revolution, цель которого — остановить эксплуатацию человека и природы ради индустрии моды. Алексеева — участница международных художественных выставок, амбассадор сети галерей Crisolart Galleries Barcelona – New York. Ее работы находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом.
6+
Стоимость билетов: взрослый — 150 рублей, студенческий — 100 рублей, для пенсионеров вход свободный. Всем посетителям одноразовые маски и перчатки в подарок.
Галерея современного искусства «БИЗОN» (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8, первый этаж).
Время работы: с 12:00 до 20:00. Выходные дни: понедельник и вторник.
7. Выставка Сергея Орлова «Порталы» в галерее «БИЗОN»
С 19 сентября
Экспозиция ижевского художника Сергея Орлова — это выставка-предупреждение с уникальными картинами из глины. «Эта выставка — пророческая. Я еще много лет назад чувствовал, что будет происходить и в нашей стране, и в цивилизации в целом, — раскрывает содержание экспозиции художник. — В работах есть дух перемен и энергия настороженности. Многие картины предупреждают о том, что будет беда, если так дальше станет продолжаться».
Как заявляет сам автор, при помощи искусства он переводит божественную энергию на человеческий язык, а картины являются порталами к сакральным смыслам. В его работах есть прямые и переработанные цитаты из произведений великих мастеров прошлого, в частности Леонардо да Винчи, Боттичелли, Хуго ван дер Гуса. Кроме того, важным источником образов являются этнические мотивы, прорастающие из древнего традиционного искусства удмуртов.
Ключевым объектом экспозиции является проект «Шестая раса», созданный в оригинальной творческой манере: наряду с красками автор использовал глину. Орлов отсылает зрителя к теории о том, что расы сменяют друг друга на планете. Шестая раса — сверхраса будущего, сейчас на Земле обитает пятая, а до нее жили атланты. Представленный на выставке проект «Вожди Атлантиды» — это предупреждение о том, что, если человечество выберет путь атлантов, его ждет неминуемая гибель. Искать вербальные подсказки в работах Орлова бессмысленно. В их восприятии лучше опираться на непосредственно эмоциональные и чувственные реакции.
Выставка продлится до 31 октября.
18+
Стоимость билетов: 150 рублей, студенческий — 100 рублей, для детей и пенсионеров вход свободный. Всем посетителям одноразовые маски и перчатки в подарок.
Галерея современного искусства «БИЗОN» (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8, первый этаж).
Время работы: с 12:00 до 20:00. Выходные дни: понедельник и вторник.
8. Трио Финкельштейна в филармонии
7 октября
Гитарное трио Евгения Финкельштейна объединит в одном концерте классическую и электрогитару, барочную гитару и лютню. Каждый инструмент прозвучит сольно и в ансамбле, не будет забыта и песня, которая прозвучит под аккомпанемент лютни. Это будет парад разных гитар, разных эпох и стилей.
6+
Стоимость билетов: 300–750 рублей.
Татарская филармония (ул. Павлюхина, 73), начало — в 18:30.
9. Лондонский международный анимационный фестиваль LIAF в «Смене»
В рамках Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF в Казани пройдет показ показ 8 анимационных фильмов из Европы и США, отобранных из масштабной международной и национальной программы.
• «Гравитация» (реж. Матисс Гонзалез, Германия, Боливия)
В крошечном городке постоянно меняется гравитация. Розу то поднимает в воздух в «легкие» дни, то опускает на самое дно в «тяжелые». Героине просто необходимо отыскать что-то, за что можно держаться, найти баланс.
• «Монетка» (реж. Сики Сонг, США)
Согласно китайской традиции, обнаружить в пельмене на Новый год монетку — значит обрести удачу. Главная героиня теряет свои счастливые монетки во время переезда в другую страну, и ее путешествие в самостоятельную жизнь начинается с поиска новой счастливой монеты.
• «Дочь» (реж. Дарья Кащеева, Чехия)
В больнице Дочь вспоминает эпизод из детства, когда она пыталась поделиться своими эмоциями с Отцом после пугающей находки — раненого птенца. Но тогда момент единения не состоялся, и отстраненность протянулась между Дочерью и Отцом на многие годы. До этой самой минуты в больничной палате, когда окно неожиданно разбилось от врезавшейся в него птицы.
• «Одинокая орбита» (реж. Фредерик Сигель, Бенджамин Морард, Швейцария, 2019)
Устроившись на работу мечты, инженер спутниковой связи пытается не раствориться в одиночестве, пересматривая старые видео и общаясь в чате с друзьями. Тем временем один из спутников выходит из строя и покидает орбиту Земли, лишая человечество связи на неопределенный срок.
• «Симбиоз» (реж. Надя Андрашев, Венгрия, 2019, 13 минут)
Обманутая жена начинает следить за своим мужем и его любовницами. В процессе ее ревность трансформируется в искреннее любопытство.
• «Синхронность» (реж. Мишель Бранд, Великобритания)
Люди приходят и уходят, но все двигаются в одном направлении. Все мы разделяем что-то общее, создаем одну картину, которую не в силах разглядеть. Это фильм о связи всего со всем, пересечениях и изменяющихся линиях наших жизней.
• Sh_t Happens (реж. Микаэла Михали, Давид Штумпф, Чехия, Словакия, Франция, 2019, 13 минут)
Где начало конца и кто виноват? Один неудачный день, последствия которого приведут к локальному концу света.
• «Новый год» (реж. Рори Уотби-Толли, Диана Градинару, Великобритания, 2020, 9 минут)
Действие фильма происходит сразу в двух временных точках. В 1999 году главный герой, боящийся апокалипсиса, готовится встретить 2000-й. А в далеком будущем девушка изучает азы религии, основанной на артефактах, оставленных тем самым главным героем в 90-х. Каким же будет это будущее?
18+
Стоимость билетов: 200 рублей.
Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 19:00.
10. «Крематорий» в Максимилиансе
7 октября
Легендарная рок-группа устроит в Казани угарную вечеринку в честь уже состоявшегося 36-летия.
18+
Стоимость билетов: 1 350–2 850 рублей.
Ресторан «Максимилианс» (ул. Спартаковская, 6), начало — в 20:00.
11. Ридинг-группа «Искусство целого века» в КЦ «Московский»
8 октября
Очередная встреча ридинг-группы «Искусство целого века» будет посвящена объединению «Синий всадник». В него входил и один из пионеров абстрактного искусства Василий Кандинский, и немецкие экспрессионисты Франц Марк и Марианна Веревкина, и экспериментатор Пауль Клее, а также другие.
Ридинг-группа — мероприятие, близкое к семинарскому занятию, но менее формальное. Участникам заранее предлагается изучить текст или биографию художника и обсудить увиденное и прочитанное во время встречи. Группа модерируется Луизой Низамовой (магистрантка кафедры реставрации историко-культурного наследия КФУ, сотрудница КЦ «Московский») и Алисой Маркеловой (аспирантка кафедры общей философии КФУ). Присоединиться можно с любого занятия и без специализированной подготовки. Мероприятия можно посещать в качестве активного участника или вольного слушателя.
Название ридинг-группы отсылает к знаменитой книге Флориана Иллиеса «Лето целого века», в которой рассказывается о событиях 1913 года, ставших знаковыми для культуры ХХ века. Хроника Иллиеса послужит основой для обсуждения: на занятиях пойдет речь о художниках, упомянутых им в книге, а также об искусстве всего XX века в целом. Каждая встреча будет посвящена отдельному художнику или художественному объединению.
16+
Вход свободный.
КЦ «Московский» (ул. Академика Королева, 47), начало — в 19:30.
12. Вербатим «Быть» на фабрике Алафузова
6 октября
Театр «Пикник» представляет вербатим «Быть» — спектакль о самоопределении, мечтах детей о будущей профессии, надеждах и разочарованиях взрослых, которые «хотели, но не стали или стали… но не теми, кем хотели». Спектакль построен из интервью реальных людей разных профессий, чьи истории показались нам интересными. В постановке занята подростковая труппа театра.
12+
Стоимость билетов: 400 рублей.
Фабрика Алафузова (ул. Гладилова, 55а), начало — в 19:00.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.