«В России фуд-траков меньше, чем в одном американском городе», — так обрисовал ситуацию ресторатор Константин Иванов на встрече с представителями аппарата Фарида Абдулганиева. В Татарстане данная отрасль находится в зачаточном состоянии: мешают серьезные ограничения законодательства, да и внешний вид лавок нужно согласовывать с властями города. Почему удобнее законодательно приравнять фуд-траки к автолавкам и как их владельцам найти общий язык с арендаторами площадей, слушал «БИЗНЕС Online».
По словам Константина Иванова, федеральный закон о торговле в России очень сильно ограничивает сферу фуд-траков, хотя это самый оптимальный вариант для вхождения новичков в отрасль общепита
«В РОССИИ ФУД-ТРАКОВ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ОДНОМ ГОРОДЕ США»
В минувшую пятницу в Казани предприниматели и представители аппарата бизнес-омбудсмена Татарстана Фарида Абдулганиева обсудили на круглом столе проблемы работы в республике автолавок и фуд-траков — так называемых нестационарных торговых объектов (НТО). Первым слово взял казанский ресторатор Константин Иванов. По его словам, федеральный закон о торговле в России очень сильно ограничивает сферу фуд-траков, хотя это самый оптимальный вариант для вхождения новичков в отрасль общепита. Как отметил Иванов, аренда помещения для кафе и закупка оборудования ресторатору обойдется в несколько миллионов рублей, а аренда фуд-трака — всего в несколько сотен тысяч.
Проблема проста — фуд-траки как мини-кухни на улице запрещены федеральным законом о торговле. Но, несмотря на это, в городах вполне можно найти кафе на колесах. Дело в том, что они оформлены как автолавки, которые законом разрешены, и тем самым обходят запреты. Отличия в том, что автолавки не предназначены для приготовления еды — ее либо просто продают готовую, либо же в них завозят полуфабрикаты высокой степени готовности, которые просто разогревают или смешивают. В фуд-траках же еда готовится чуть ли не с нуля, и из-за этого они приравнены к ресторанам, а вписаться в различные нормы, которые действуют для ресторанов, на фуд-траках невозможно.
На фуд-траки, функционирующие сейчас в Казани, по словам Иванова, надзорные органы просто закрывают глаза, потому мероприятия, на которых они работают, проводятся под патронажем государства.
Иванов предложил на встрече законодательно разрешить работу фуд-траков в Татарстане, а также позволить им стоять на всех платных муниципальных парковках, в историческом центре, например на улице Баумана, и в других зонах большого скопления людей. И при этом он предложил, чтобы к ним перестали относиться как к ресторанам — грубо говоря, нужно законодательно приравнять их к автолавкам. Как заметил спикер, из-за этих ограничений по всей России фуд-траков меньше, чем в одном городе США.
«Все захотят работать во время каникул и праздников. Я предлагаю заключать арендные договоры сразу на один год, чтобы люди не могли брать аренду на месяцы. Тогда государству станет легче контролировать фуд-траки, а гости будут знать, что в таком-то месте всегда стоит машина с определенными услугами», — сказал ресторатор.
После выступления ресторатора Никита Валиков, один из представителей аппарата Абдулганиева, посоветовал собеседнику обращаться с этими просьбами в комитет потребительского рынка Казани. Он привел в пример Санкт-Петербург, где с июля власти города разрешили размещать фуд-траки, приравняв их к нестационарным торговым объектам.
Чуть позже выступил общественный представитель бизнес-омбудсмена в Казани и депутат Казанской городской Думы Михаил Кузнецов. Он отметил, что на уровне Казани мобильная торговля более-менее узаконена. Можно подать заявление, после чего город выдает список территорий, где предприниматели могут торговать. Но, как заметил депутат, пока по этому направлению инициатив мало. «Городу самому интересно, почему, собственно, никто не заявляется», — рассказал общественный представитель. Представитель аппарата бизнес-омбудсмена Филипп Зарубин предложил взять депутату эту ситуацию под контроль, заметив, что аппарат Абдулганиева поможет бизнесменам, если возникнут какие-то проблемы с реализацией данного механизма.
Кузнецов заметил, что у муниципалов нет полной власти над НТО — они, например, не могут влиять на объекты, расположенные на коммерческой территории ТСЖ или УК. Так что сейчас в городской Думе размышляют над тем, как можно регулировать работу НТО в этих условиях.
Иванов предложил на встрече законодательно разрешить работу фуд-траков в Татарстане, а также позволить им стоять на всех платных муниципальных парковках, в историческом центре
«ОТДЕЛ АРХИТЕКТУРЫ МОЖЕТ ЗАПРЕТИТЬ РАБОТАТЬ ФУД-ТРАКАМ»
Свой комментарий добавил предприниматель Вадим Мясников из Чистополя, который занимается производством самих НТО — нестационарных торговых объектов. Он подтвердил слова Кузнецова: в комитете потребительского рынка Казани ему сообщили, что сейчас не составляет труда получить место для продажи. Вот только необходимо согласование архитектурного решения автолавки и визуализации самой точки. И если отдел архитектуры решит, что НТО своим видом «мешает» местности, то разрешения могут и не дать.
«Поставить НТО со специальным оформлением очень проблематично на территории муниципалов. При этом, даже выиграв торги и конкурсы, далеко не факт, что на разрешенной территории будет возможность подключения к электросетям», — сказал Мясников.
Зарубин подытожил слова спикера: проблем для предпринимателя найти место для НТО нет. Но нет гарантии, что на этом месте разрешат поставить именно НТО предпринимателя, а само место будет подключено к электросетям. Или же комитет по архитектуре города Казани предоставит такие рекомендации по изменению внешнего вида, которые будут мешать нормальной работе.
Мясников привел в пример Санкт-Петербург — там все НТО разной формации, но у них есть единый стиль на лицевой части, который не выделяется на фоне городской архитектуры. И это именно элементы декора: магниты, наклейки, покраска и так далее — саму конструкцию НТО менять не надо. Спикер предложил, чтобы и в Татарстане города предлагали всем предпринимателям варианты своего визуала и стиля, чтобы потом у них не было проблем. Но при этом надо еще учитывать тот факт, что владельцы фуд-траков хотят выделиться на фоне остальных, т. е. если будут какие-то очень жесткие требования, то ни о какой индивидуальности речи идти не может.
Иванов отметил, что в Казани есть закон о благоустройстве города. И в случае, если в него не внесут поправки в пользу владельцев НТО, их будут штрафовать. Так что в этой ситуации необходимы комплексные подходы как комитета потребительского рынка, так и, например, дирекции парков и скверов. «Мы можем сделать фуд-трак, который нравится дирекции парков, но его может не принять город, когда машина покинет парк и начнет работать в другом месте», — пояснил Иванов.
Михаил Кузнецов заметил, что у муниципалов нет полной власти над НТО — они, например, не могут влиять на объекты, расположенные на коммерческой территории ТСЖ или УК
«МУНИЦИПАЛИТЕТ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ Я ПЛАТИЛА ИМ АРЕНДУ, А НЕ ЧАСТНОМУ СОБСТВеННИКУ»
Закончив с комментариями-рекомендациями, встреча перетекла к обсуждению насущной проблемы. Историю от лица некоего неназванного казанского предпринимателя рассказала юрист Алеся Павлова. По словам Павловой, одно НТО с 2005 года находится у дома по адресу: Ноксинский спуск, 16. Этот объект полностью благоустроенный, с подключенными электроэнергией и водой, регулярно платит аренду владельцам территории. Это взаимовыгодное сотрудничество — НТО обслуживает жителей двора, а ТСЖ получает деньги на содержание дома.
Но в прошлом году муниципалы оштрафовали владельца НТО, сообщив ему, что он стоит незаконно, под предлогом нецелевого использования придомовой территории. При этом буквально в полутора метрах есть участок, где ему можно стоять. «У меня есть мысли, что муниципалитет заинтересован, чтобы этот НТО переехал на полтора метра и платил ему аренду, а не частному собственнику земельного участка», — сказала Павлова.
Спикер сказала, что им удалось отменить штраф — в суде муниципалы не смогли доказать виновность собственника НТО, но в августе вышло постановление исполнительного комитета Казани о том, что этот ларек надо будет снести до Нового года. Ей предложили выход — провести собрание в ТСЖ для отделения земельного участка, причем решение должно быть утвердительным для 100% собственников. Но, как сказала Павлова, эта процедура затянется на годы.
При этом сама Павлова якобы никак не может ознакомиться с постановлением. Зарубин удивился, что собеседница до сих пор не увидела документы, и сказал, что аппарат бизнес-омбудсмена поставит ее вопрос на контроль.
«Проблем для предпринимателя найти место для НТО нет. Но нет гарантии, что на этом месте разрешат поставить именно НТО предпринимателя, а само это место будет подключено к электросетям»
«как бы это популистски ни звучало, демонтаж объектов у нас проходит прозрачно»
Последним выступал предприниматель из Казани Максим Леонтьев. По его словам, у него два года назад конфисковали два НТО, а на данный момент он не может их себе вернуть. Спикер согласился с тем, что конфискация была законной — он действительно нарушил определенные требования, так что к этому претензий не имеет. Но он не может получить назад свои НТО — их размеры в договорах покупки и аренды не соответствуют тем значениям, которые были в замере после демонтажа. «Я прихожу и говорю: мой павильон размерами 5 на 4 метра, но в их акте указано, что его размеры 5 на 5. И доказать свою правоту сложно», — сказал Леонтьев. При этом нет ни фотографий, ни видеосъемки того, как проводились замеры.
Зарубин сказал, что в данном случае бы помогло условие, чтобы все НТО прошли инвентаризацию и получили свой уникальный номер — примерно как у автомобилей. Леонтьев отметил, что это у него есть, но по какой-то случайности после демонтажа место, где был выгравирован уникальный номер, было повреждено. «Мне кажется со стороны, что это специально сделано — у других все нормально, а у меня в данных местах нет обшивки», — сказал предприниматель.
Кузнецов в свою очередь заметил, что казанский исполком ведет работу прозрачно, а единичные случаи конфликтов связаны с непониманием со стороны бизнеса. «На сегодняшний день, как бы это популистски ни звучало, но демонтаж объектов у нас проходит прозрачно. Есть время, чтобы договориться, приходят уведомления и так далее. Все непонятные моменты и такие радикальные моменты, как у собеседника, обычно связаны только с тем, что собственник отказывается идти на сотрудничество. Он понимает, что было нарушение, и начинается возня, борьба, вставка палок в колеса», — сказал Кузнецов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.