Заключительное публичное обсуждение проекта стратегии развития культуры Татарстана до 2030 года прошло в начале недели Заключительное публичное обсуждение проекта Стратегии развития культуры Татарстана до 2030 года прошло в начале недели

«СИСТЕМНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ БЛАГ»

«Когда мы говорим о Стратегии развития культуры, речь не о том, как будут работать клубы, библиотеки, музеи, театры через 10 лет: мы говорим о том, что станет приоритетом в жизни общества, как сделать так, чтобы приоритетами являлись не рядовые покупки в торговом комплексе, а некое системное потребление культурных благ». Эти слова прозвучали в начале недели в стенах нового здания Нацбиблиотеки РТ на мероприятии, официально обозначенном как «заключительное обсуждение проекта Стратегии развития культуры до 2030 года». Так министр культуры РТ Ирада Аюпова, как главный идеолог документа, определила его главный постулат.

Напомним, «БИЗНЕС Online» уже знакомил читателей с основными положениями Стратегии развития культуры Республики Татарстан на 2020–2025 годы и на период до 2030 года. С тех пор он не претерпел серьезных изменений. Причем сама встреча в Нацбиблиотеке, кстати, затянувшаяся вместо намеченных двух на добрых четыре часа, с участием научно-экспертного сообщества и членов общественного совета при минкульте Татарстана была направлена на выработку рекомендаций и предложение конкретных проектов, которые помогли бы реализовать положении стратегии. Они звучали в рамках мозгового штурма, работы в группах и т. д. Но нам показалось гораздо более интересной вступительная речь самой Аюповой, которая тоже, вопреки регламенту, растянулась на добрые 40 минут. В ней министр культуры попыталась систематизировать наиболее важные моменты в документе, который порой критикуют как раз за общие места.

Прежде всего она еще раз повторила цель и задачи стратегии, которые, надо сказать, не изменились с момента нашей предыдущей публикации.

Цель стратегии: «Повышение роли культуры как ценностного ориентира, направленного на гармоничное развитие Республики Татарстан, обеспечение благополучия в интересах населения, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом».

Задачи:

  1. создание возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций Республики Татарстан («удержание талантов — наш приоритет»);
  2. создание условий для обеспечения доступности культурных благ, формирования единого культурного пространства в рамках межсетевого взаимодействия внутри экосистемы культуры;
  3. активизация культурного потенциала, создание конкурентоспособности и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства («если ты единственный такой гениальный режиссер, то это все плохо на самом деле»);
  4. формирование эффективной кадровой политики («творческий человек, как правило, далек от менеджмента, а менеджер очень часто далек от понимания, что есть смысл в деятельности культурного пространства»);
  5. цифровая трансформация и интеграция проектов в сфере информатизации в деятельность учреждений культуры и в систему продвижения культурного продукта.

По словам министра культуры РТ, первые две задачи носят идеологический характер, три последующие — инфраструктурный (организационный).

Ирада Аюпова: «Мы призваны сформировать новую концепцию жизнеустройства» Ирада Аюпова: «Мы призваны сформировать новую концепцию жизнеустройства»

«УДЕЛ ИЗБРАННЫХ, НЕЖЕЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ НОРМА»

Аюпова напомнила, что недавно президентом России был обозначен один из национальных приоритетов, согласно которому посещаемость культурных мероприятий в стране в 2030 году должна увеличиться в 3 раза, такое положение содержится в указе о продлении сроков исполнения нацпроектов. И, кстати, еще летом министр культуры РФ Ольга Любимова заявила, что добиться таких цифр реально. Судя по всему, тяготы исполнения данного поручения в том числе лягут тяжелым грузом на плечи региональных минкультов.

«Мы призваны сформировать новую концепцию жизнеустройства», — амбициозно заявила Аюпова. Она напомнила, что досуг большинства семей сегодня связан с культурно-развлекательными и торговыми центрами, так вот, культурные пространства должны их перетянуть. Впрочем, уже сейчас торговые центры это понимают, так что сами устраивают коллаборации с художниками и осваивают новые форматы общения в рамках своих стен.

При этом, по словам министра культуры РТ, сфера, за которую она отвечает, не может жить по принципу наличия спроса и предложения, особенно сейчас, когда «мы настолько стали материальными». «Духовная пища — это удел избранных, нежели общественная норма», — так описала нынешнюю ситуацию Аюпова.

Впрочем, что есть правильная «духовная пища», на этот вопрос стратегия культуры, пожалуй, не отвечает, к тому же в ней можно найти и серьезное противоречие. Здесь много говорится о патриотизме и семейных ценностях, а одновременно о креативности. Между тем мы прекрасно понимаем, что креативные и смелые художники в любой из сфер искусства, напротив, часто вступают в непростой диалог и спор с такими традиционными понятиями, к которым можно отнести и «патриотизм», и «семью». А если еще они будут работать в рамках негосударственных структур, развитие которых также в приоритете стратегии…

Нам необходимо получить конкурентоспособного человека на рынке искусств, говорит Аюпова, но при этом последний «не должен быть алогичен и оторван от реальности». «И построен на истинной ценности таланта, а не на этом вау-эффекте, когда мы просто устраиваем какое-то шоу для того, чтобы показать, что мы талантливы. Шоу — это неплохо, но в основе должен быть талант. И если такого таланта нет, то нужно понимать: это немножко другая история», — сообщила министр культуры РТ. Вот только не совсем понятно, кто будет решать — талантливо или нет то или иное произведение или его автор? Руководители театров и музеев, которые десятилетиями командуют своими учреждениями, ничего не меняя в их жизни, спрятавшись в их стенах от реальной жизни, как моллюск в раковину? Вряд ли у социологов и урбанистов, помогавших минкульту со стратегией, есть ответ на этот вопрос. Да и есть ли он вообще, когда мы с вами прекрасно знаем, какие противоречивые мнения, в том числе и в профессиональном сообществе, вызывает любой по-настоящему яркий фильм, книга или спектакль.

Немало времени в спиче министра было посвящено кадровому вопросу Немало времени в спиче министра было посвящено кадровому вопросу

«ИЗВИНЯЮСЬ, ВСЕ ПРО ДЕНЬГИ, ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ»

Немало времени в спиче министра было посвящено кадровому вопросу. Кстати, довольно любопытный тезис Аюповой — принцип лидерства в культуре отличается от других сфер. «Лидер как локомотив, который тянет за собой остальных», — так это выглядит обычно. Но в рассматриваемой нами сфере лидерство может быть только внутри сообщество, в самой среде, и здесь излишнее доминирование, наоборот, может привести к отторжению, когда с человеком просто никто не захочет работать.

«Очень многие талантливые люди сегодня не видят себя в Татарстане. Им рынок РТ мал. И это обосновано, — уверена Аюпова. — Потому что я считаю, что на самом деле жить в РТ и работать на культурное пространство республики — не одно и то же. Ты можешь жить в Татарстане, выступать, возвращаться. Но при этом параллельно выступать на ведущих площадках Москвы, Вены, Италии, Америки. И тебе должно быть комфортно здесь, у тебя должна быть мобильность, чтобы в любой момент ты мог уехать и реализовывать себя на другой территории». Хотя мы знаем и немало примеров, когда невостребованный в Татарстане деятель культуры находит себя в другом, скажем, регионе и прославляет уже его культурные институции.

Впрочем, для такого случая есть подобный сценарий. «Очень бы хотелось, чтобы здесь были созданы инфраструктурные условия, и это в контексте стратегии тоже предусмотрено, — сказала министр культуры РТ. — Должны быть сформированы пространства. Как раз как то, в котором мы сейчас находимся. Основное пространство, лаборатория общего доступа, где талантливые люди смогут творить. С одной стороны, свободно, у них творческая самореализация, с другой — они могут реализовывать какие-то проекты, которые в последующем помогут им… безбедно жить. Я извиняюсь, все про деньги, так получается. Но уезжает молодежь не потому, что им здесь плохо. А в первую очередь потому, что в Москве и Питере больше платят, больше предложений по работе в сфере культуры и искусства». Ну а еще и за новыми знаниями, к знаменитым педагогам, добавила Аюпова, приведя в пример один китайский университет, в котором она была на стажировке, где работают сразу 6 нобелевских лауреатов.

«Ну и, конечно же, если мы говорим про трудовые ресурсы, одна из больших проблем — маркетинговые способности в сфере культуры. Это компетенция, которая сегодня не раскрыта практически. Мы о подобном говорили на федеральном уровне, что в стандартах образования данная компетенция не раскрыта. Мы можем быть блестящими, талантливыми художниками, но не уметь себя реализовывать, быть востребованными. Это тоже вопрос: как продвигать? За деньги? Как?» — заострила еще одну проблему госпожа министр.

«В мире культура очень часто это достаточно эффективный сектор экономики, который хорошо работает, привлекателен для частных инвесторов» «В мире культура очень часто — это достаточно эффективный сектор экономики, который хорошо работает, привлекателен для частных инвесторов»

«НЕ РАБОТАЕТ НИ СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ПРОДЮСИРОВАНИЯ, НИ СИСТЕМА, СКАЖЕМ, НЕКОЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ»

Должна стратегия помочь, по мысли ее авторов, и со средствами в сфере. «Привлечение инвестиций в культуру. На самом деле культура сегодня воспринимается как некий балласт, такая „социалка“. В мире это все по-другому. В мире культура очень часто — это достаточно эффективный сектор экономики, который хорошо работает, привлекателен для частных инвесторов. Не только для меценатов, — напомнила Аюпова. — У нас, к сожалению, это заблокировано. У нас не работает ни система эффективного продюсирования, ни система, скажем, некой коммерциализации. Особенно подкосил наш негосударственный сектор период коронавируса, когда, вы помните, культура пострадала больше всего. Соответственно, очень многие коммерческие организации в сфере культуры оказались не в самой простой ситуации. Некоммерческие, кстати, тоже». Она говорила также о развитии такого направления, как краудфандинг: «Это такой инструмент, когда лучшим инвестором в культуру может быть простой человек. Данный вопрос сопряжен не только с бюджетными инвестициями или с вложениями крупных компаний. Каждый из нас — инвестор культуры. Конечно, у нас должен быть достаточно высокий уровень и потребительской культуры, и размер кошелька. То есть когда мы научимся покупать картины наших художников. Когда мы будем ходить в театры более активно, в том числе в негосударственные, и тратить деньги на культурный досуг… И, наверное, особой потребности в государственных инвестициях не будет».

В приоритете и генерация новых узнаваемых культурных проектов, брендов: «Культура — не только музеи. Это и обувь, и одежда, и пища. Любой локальный бренд — часть нашей культуры. Поэтому мы ни в коем случае не ограничиваем аудиторию искусствами,  тем более исполнительскими».

Тема брендов, безусловно, связана и с проблематикой национальной культуры. «Это тоже тема, которая сегодня для нас критичная», — сказала Аюпова. «У нас в музее Шарифа Камала прошла потрясающая встреча переводчиков-литераторов, которые говорили о том, что национальную литературу нужно переводить на языки народов мира. На русский, английский, турецкий и многие другие, чтобы сделать литературное наследие достоянием не только того народа, на языке которого оно написано, но и продвигать его за пределы языковой общности, — говорит министр культуры РТ. — С одной стороны, это все правильно. С другой — утрата языка, национальной идентичности как дамоклов меч. И как сделать так, чтобы нацкультура стала актуальной? Мы об этом говорили, много было споров. Сохраняя свой культурный код, вы должны быть адаптивны к окружающему миру».

Стратегия развития культуры Республики Татарстан на 2020–2025 годы и на период до 2030 года должна быть утверждена в ближайшее время постановлением правительства РТ.