Премьер-министр РФ Михаил Мишустин постановил создать при Иннополисе опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологий. В Татарстане обучат консорциум из 45 вузов всех российских округов. Некоторые из них, например КГМУ, повышают IT-квалификацию преподавателей уже с мая, нацеливаясь полностью переписать учебные планы. Ректоры ведущих вузов Татарстана прокомментировали важность проекта для «БИЗНЕС Online».
Университет Иннополис выходит на новый виток развития. При университете будет создан опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологий
опорный центр в 2020 году профинансируют на 550 млн рублей
Университет Иннополис выходит на новый виток развития. Вчера на портале правовой информации было опубликовано постановление премьер-министра Михаила Мишустина, согласно которому при университете будет создан опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологий. Его, как рассказали нашему изданию в вузе, возглавит Елена Макарова, последний год занимавшая пост руководителя направления аналитических исследований Университета Иннополис, а до этого после многих лет работы в НКО «Региональный фонд социально-экономического развития „Туган Иль“» возглавлявшая отдел по научной деятельности Института управления, экономики и финансов КФУ.
Строго говоря, документ вносит изменения в программу субсидирования Университета Иннополис. Напомним, впервые федеральные деньги вуз увидел в конце декабря прошлого года — тогда, после включения в состав учредителей правительства РФ, ему выделили из казны 500 млн рублей — четверть годового бюджета. Сегодня же в описании документа черным по белому говорится, что на финансирование опорного центра только в 2020-м предусмотрено еще более 550 млн рублей.
«Цель опорного образовательного центра, созданного на базе Университета Иннополис, — это апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей высококвалифицированными кадрами, — отмечает вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов. — Очень важно, что такой центр создан именно в Татарстане, на базе Университета Иннополис. Сегодня это не только высшее учебное заведение, крупнейший научно-исследовательский центр и компания-разработчик, но и активный участник национальной программы „Цифровая экономика“, который в прошлом году обучил 3 950 человек из 21 региона РФ по программам подготовки кадров для цифровой экономики РФ. В этом году 1 ноября стартует очередная образовательная программа по персональным цифровым сертификатам».
Роман Шайхутдинов: «Цель опорного образовательного центра, созданного на базе Университета Иннополис, — это апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей высококвалифицированными кадрами»
Куда пойдут эти деньги? В документе говорится, что в 2020 году до 75% субсидии может быть направлено на зарплаты сотрудников, 2% — на аренду помещений и зданий, а оставшиеся 23% — на закупку товаров, работ и услуг. При этом отмечается, что средняя заработная плата одного работника не может превышать размера среднемесячной начисленной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в России… если он не иностранный специалист. Тем можно платить в 4 раза больше.
Ради чего все это? На базе центра сформируют консорциум из высших и средних учебных заведений. В него войдут 45 избранных вузов и ссузов со всех федеральных округов России. Им предстоит разработать новые образовательные программы, по которым будут готовить профессионалов в различных сферах: как напрямую связанных с IT-технологиями, так и смежных, вроде инженерии, медицины, педагогики, экономики и других. Эксперты Университета Иннополис проанализируют образовательные программы учебных заведений, после чего предложат механизмы и возможности внедрения цифровых компетенций.
Кого это коснется? Де-факто консорциум, по нашим данным, существует уже с весны. Публичного списка его членов в открытом доступе нет, но, по нашим данным, в него входят разные заведения, от федеральных университетов до техникумов. По данным пресс-службы Университета Иннополис, среди них КГМУ, Дальневосточный, Сибирский, Балтийский и Южный федеральные университеты, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Уфимский нефтяной технический университет и другие.
Для масштабирования опыта планируется открыть в регионах не менее пяти центров-спутников. «Создание новой структуры будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, что позволит удовлетворить потребность регионов в специалистах такого профиля», — говорится в описании документа.
На базе центра сформируют консорциум из высших и средних учебных заведений. В него войдут 45 избранных вузов и ссузов со всех федеральных округов России
А есть конкретные цели? Есть: по программе повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» обучат 700 преподавателей и методистов, участвующих в консорциуме учебных заведениях. Методисты актуализируют образовательные программы, куда включают цифровые компоненты, а преподаватели адаптируют под них свои дисциплины. По оценкам Университета Иннополис, они смогут в свою очередь обучить цифровым компетенциям 10 тыс. студентов широких предметных областей. Отмечается, что при разработке программ привлекаются представители индустрии, которые задают направление обучения, «чтобы полученные компетенции оказались максимально востребованными в реальном секторе экономики».
Хватит ли 10 тыс. обученных студентов? «Вузы и колледжи в Татарстане каждый год выпускают больше 3 тысяч востребованных IT-специалистов. Однако мы нуждаемся в большем количестве кадров с цифровыми компетенциями», — отмечает замминистра цифрового развития РТ Радик Гисмятов. По его словам, по показателям программы «Кадры для цифровой экономики» желательно, чтобы выпускников, владеющих цифровыми навыками, было около 10 тысяч. А во всей России, по оценкам аналитиков АПКИТ (ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий), чтобы удовлетворить потребность рынка в IT-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели федерального проекта: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере IT, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. «Открытие на базе Университета Иннополис подобного центра — это важное событие для развития IT-потенциала Республики Татарстан. Создаваемый центр станет местом взращивания профессионалов, которые будут проводить грамотные цифровые процессы в каждой отрасли: медицине, образовании, сельском хозяйстве и других», — констатирует он.
«Вузы и колледжи в Татарстане каждый год выпускают больше 3 тысяч востребованных IT-специалистов. Однако мы нуждаемся в большем количестве кадров с цифровыми компетенциями»
КГМУ пересмотрит учебные программы с учетом цифровых компетенций
Одним из тех вузов, кто вроде бы не имеет прямого отношения к IT, но принял решение учитывать запрос на цифровые компетенции при обучении студентов, является КГМУ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» ректор медицинского университета Алексей Созинов, целый ряд преподавателей, в том числе те, которые занимаются клинической подготовкой в КГМУ, уже с весны 2020 года проходят соответствующие стажировки и перерабатывают учебные программы по целому ряду дисциплин, внося в них разделы, связанные с цифровой медициной.
«Безусловно, уже сегодня каждый врач каждый день работает в единой государственной информационной системе здравоохранения. Для того чтобы сейчас приходящий в отрасль специалист обладал данной компетенцией, его надо обучать этому, навыкам в сфере общественного здоровья, информатизации здравоохранения, в рамках поликлинической медицины, электронного больничного, взаимодействию с экспертами в страховых компаниях, которое тоже происходит в электронном виде. Я не говорю уже о научном компоненте, навыках работы с большими данными, без которых невозможно понимание диагностических процедур, основанных на визуализации», — говорит Созинов. Он допускает, что студентов-медиков нужно учить и Big Data. «Наша цель — чтобы все, абсолютно все наши преподаватели имели эти компетенции и задача, как вуза-участника консорциума, взять на себя изменение всей образовательной программы», — подчеркивает он.
По словам ректора КГМУ, подготовка преподавателей занимает несколько месяцев. Вуз за нее не платит, но обязуется скорректировать учебные программы. Это требует большой методической работы: у разных дисциплин разный уровень цифровой вовлеченности.
«Создание опорного центра — это продолжение того, что уже делается. Я думаю, что мы будем развивать сотрудничество еще активнее», — уверен Созинов.
Алексей Созинов: «Создание опорного центра — это продолжение того, что уже делается. Я думаю, что мы будем развивать сотрудничество еще активнее»
«Какие специальности могут быть усилены IT-технологиями? Да практически все!»
Мы попросили ректоров других татарстанских вузов, пока не входящих в консорциум, оценить перспективность опорного центра.
Альберт Гильмутдинов — ректор КНИТУ-КАИ:
— Я хотел бы поздравить коллег из Иннополиса. Это, несомненно, большой успех, молодцы, что они убедили руководство страны создать такой центр. Меня, к сожалению, долго на работе не было. Сначала отпуск, потом я болел, поэтому я просто не в курсе этого проекта и применительно к КНИТУ-КАИ ничего конкретного на сегодняшний день сказать не могу.
Я не думаю, что какая-то одна мера, один какой-то конкретный шаг решит эту большую проблему нехватки IT-специалистов. Но это точно то, что будет способствовать решению проблемы. Какие специальности нашего вуза могут быть усилены IT-технологиями? Да практически все. Мы технический университет, и цифровые технологии практически в любой специальности, по которым мы здесь готовим специалистов, очень активно используются. Это и инженерные расчеты, и управление жизненным циклом изделий, и организация производства. Вне всякого сомнения, на 100 процентов в любой специальности это крайне актуально, востребовано.
Насколько мне известно, я не слышал, чтобы какие-то опорные центры были созданы до этого. Да, системная и глубокая подготовка ведется во многих вузах нашей страны с разной степенью успешности. Но о каком-то явно выделенном опорном центре я пока не слышал.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ:
— То, что ребята получили деньги, — это хорошо. Для нас же тут пока конкретики никакой нет. С Иннополисом мы много совместно работаем, в том числе и по вопросу образовательной деятельности. Но опять-таки, цифровизация — что такое? Это создание некой цифровой платформы, которая объединяет все отрасли человеческой деятельности. И поэтому они здесь, наверное, должны постараться все наши общие цифровые достижения, успехи слить в единый конгломерат. Насколько это удастся, я пока не могу сказать.
IT-специалистов в общем-то успешно готовят наши вузы республики, и Иннополис в том числе. Здесь больше нужно говорить о цифровизации. А IT-технологии и цифровизация — это близко, но не одно и то же. Цифровизация — создание взаимоприемлющих программ в различных отраслях деятельности человека: в строительстве, приборостроении, пищевой промышленности и так далее. То есть практически все эти продукты должны подходить друг другу, все должно совмещаться. Поэтому даже у нас, в строительном направлении, мы сейчас над этим работаем, есть так называемые БИМ-технологии. Это интеллектуальные системы, когда здание, начиная от проектирования и заканчивая реализацией, находится в одном программном поле. Это как пример локальной цифровизации — наши строительные БИМ-технологии.
Какие учебные специальности нашего вуза могут быть существенно усилены IT-технологиями? Если мы добьемся с Иннополисом взаимной слаженной работы, то это как раз и будет БИМ-проектирование. Это будущее. Сегодня в Англии 70 процентов госсзаказов идет через БИМ-проектирование. То есть это на сегодня наивысший уровень мысли в проектировании. Поэтому мы в данной части готовим специалистов, и здесь мы готовы консолидироваться с Иннополисом. Чтобы они вместе с нами готовили какие-то курсы. Во всяком случае хуже не будет. Если они получат деньги, появится инициатива, они будут двигать все это вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.