Зарубежные IT-разработчики не намерены помогать России создавать индустрию 4.0, поэтому компании и ведомства РТ должны консолидироваться для цифровой трансформации. Под таким соусом сегодня в IT-парке прошло первое открытое заседание ассоциации содействия цифровому развитию РТ, где Рустам Минниханов поручил провести интернет в отдаленные уголки, а Айрат Нурутдинов презентовал цифровую модель управления и умные домофоны, распознающие людей даже в масках.
Сегодня в IT-парке прошло первое открытое заседание ассоциации содействия цифровому развитию РТ
«Предприятия должны разработать стратегию цифровизации в своих управленческих и производственных процессах»
Сегодня в казанском IT-парке прошло первое публичное заседание ассоциации содействия цифровому развитию во главе с Рифкатом Миннихановым. В нее вошли дюжина крупных татарстанских предприятий, Академия наук и вузы республики. «Ассоциацией проведен международный форум KazanDigitalWeek, на площадке которого выступили 375 спикеров. Текущая встреча дает нам возможность продолжить дискуссию по цифровой трансформации в различных секторах экономики и социальной сферы на примере решений, реализованных в компаниях, входящих в ассоциацию. Результатом обсуждения должно стать понимание сути цифровизации как нового эффективного инструмента, которым нам всем необходимо овладеть, чтобы развиваться. Когда мы говорим о цифровизации, главное — кадры. Можно создать технические и технологические условия, но, если не будет кадров, воспользоваться ими окажется невозможно. Поэтому на всех уровнях госуправления и бизнеса должны находиться люди, владеющие компетенциями», — открыл мероприятие президент РТ Рустам Минниханов.
Он подчеркнул, что ограничения, вызванные пандемией, стали катализатором развития цифровых продуктов. А значит, республика «должна занять достойное место и развиваться темпами, обеспечивающими лидирующие позиции в цифровой трансформации». «Предприятиям необходимо разработать стратегию цифровизации в своих управленческих и производственных процессах. Весь необходимый инструмент для этого доступен, мы должны учиться применять опыт не только мировых лидеров, но и наших компаний», — подчеркнул президент.
Рустам Минниханов: «Предприятиям необходимо разработать стратегию цифровизации в своих управленческих и производственных процессах»
«Зарубежные разработчики-коммерсанты, вопреки ожиданиям, помогать нам создавать индустрию 4.0 на партнерских условиях не намерены. Поэтому в ходе сегодняшней встречи ассоциация инициировала приглашение как можно большего количества специалистов госуправления, промышленности, производства, социальных сфер», — обратил внимание Рифкат Минниханов. И действительно, на сегодняшней встрече присутствовали 340 человек — правда, в основном по Zoom: представители всех муниципалитетов и госведомств, крупных компаний. В небольшом пространстве «Точки кипения» тоже было достаточно людно: физически во встрече принимали участие вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, министр цифрового развития Айрат Хайруллин, министр экономики Мидхат Шагиахметов и другие высокопоставленные чиновники и руководители предприятий.
Заседания проходят каждую неделю, но на президентском уровне это второе мероприятие. Первое прошло на площадке Ак Барс Банка в августе 2020 года, а сегодня опытом цифровой трансформации поделился «Таттелеком». Гендиректор компании Айрат Нурутдинов провел экспресс-мастер-класс по цифровизации управления отдельно взятым предприятием на примере «Таттелекома», где внедрение IT-разработок в итоге привело к существенному улучшению финансовых показателей. Так, чистая прибыль компании за 9 месяцев 2020 года составила 953,3 млн рублей — почти в 2 раза выше показателя за январь – сентябрь 2019-го (488,5 млн рублей). Выручка группы за 9 месяцев 2020 года составила 7 112,4 млн рублей, это на 0,5% выше аналогичного показателя за январь – сентябрь 2019-го (7 077,4 млн рублей). Зарплата сотрудников выросла на 7%, при этом инвестиции только увеличились.
После краткой справки о «Таттелекоме» как компании со 130-летней историей, где работают более 4 тыс. сотрудников, которая предоставляет услуги широкополосного интернета 580 тыс. абонентам (60% рынка РТ), телефонии (460 тыс. человек, 85% рынка) и мобильной связи (670 тыс., 10%), Нурутдинов широкими мазками набросал контекст.
«Раньше, начиная с 90-х годов, рынок был очень динамично растущим, прирост десятки процентов, последние 10 лет — 3–5 процентов. В 90-х технологии широкого потребления обеспечили рост трафика. Последние 5–7 лет отсутствуют серьезные технологии, которые бы расширяли рынок, в этих условиях обострилась конкуренция, особенно в нашем регионе. На нас оказывается очень сильное давление других игроков, идет демпинговая война, для того чтобы вытеснить [„Таттелеком“] и захватить рынок, а потом вернуть цены к среднероссийским», — констатировал он. И пояснил, что необходимость трансформации «Таттелекома» диктуется двумя факторами: во-первых, компания долгие годы была монополистом и отстала от конкурентов в плане клиентоориентированности. А во-вторых, за последние 20 лет технологический уклад изменился 2 раза: сначала отмена витой пары и переход к пакетной коммутации, а потом — к оптическим линиям. Все это требует новых навыков и реновации предприятия.
Айрат Нурутдинов: «Мы, по сути, несущийся локомотив прогресса, который нужно перестраивать, не останавливаясь»
без данных вы просто еще один человек с собственным мнением
Вопросы трансформации на предприятии, по словам Нурутдинова, решаются по пяти векторам: формирование аналитической культуры, построение корпоративной культуры, бережливое производство, реинжиниринг процессов и применение эволюционного подхода. На первом он остановился подробнее, проиллюстрировав важность аналитики цитатой американского статистика Уильяма Деминга, что без данных вы просто еще один человек с собственным мнением. Гендиректор «Таттелекома» отметил, что есть три способа организации сложных процессов: делегирование полномочий (но он сложно масштабируемый), через правила и процессы (но они быстро меняются, нужна компетенция написания и культура их исполнения), а на передний план сегодня выходят информационно-коммуникационные системы, которые позволяют интегрированно отслеживать показатели предприятий. Изначально они применялись в бухгалтерии, при этом деньги были интегральным показателем. Еще один вид ИКС — цифровые двойники, которые эффективны на производстве, но не в административных процессах и госуправлении, где все вариабельно и быстро меняется. Поэтому в «Таттелекоме» применили другую схему: не стали «расплетать» и цифровизировать все процессы досконально, а выделили контрольные точки.
Нурутдинов подчеркнул, что сегодня в «Таттелекоме» используется 40 информационных систем, 127 баз данных и более 5 петабайт данных, ежедневно осуществляется 139 млн записей. «Мы, по сути, несущийся локомотив прогресса, который нужно перестраивать, не останавливаясь. Поэтому мы перестраиваемся очень аккуратно: есть базы данных, которым 10, 20 и 30 лет. Десятки тысяч таблиц в разрозненных базах данных мы обрабатываем, минимизируя ETL и Масhine Learning: мы сформировали аналитическую культуру и используем более 500 дашбордов. Сразу поясню, что я использую для контроля за предприятием порядка 20–30, остальные необходимы, чтобы оптимизировать работу сотрудников», — рассказал он.
Гендиректор «Таттелекома» пояснил, что дашборд — новый способ анализа данных, который может заменять 100 листов бумаги: можно выбрать нужные критерии и очень глубоко вникнуть в происходящие обстоятельства, «проваливаясь» на соответствующий уровень данных, и продемонстрировал работу нескольких из них. Всего в компании их используется пять видов: с анализом критических ошибок (например, отражают происшествия или контроль заболеваемости), проектные, процессные (в том числе анализ работы контакт-центра), по финансово-хозяйственной деятельности и исследовательские.
Шамиль Агеев (в центре) посетовал на непонятную терминологию
К такой концепции у присутствующих возникло много вопросов. Глава ТПП Шамиль Агеев посетовал на непонятную терминологию, а Шагиахметов предположил, что эффективность системы зависит от правильности выбора контрольных точек.
— Кто у вас их определяет на предприятии? — поинтересовался он.
— Путем проб и ошибок, — ответил Нурутдинов. — Конечно, в первую очередь специалисты на местах.
— Вы сказали, что с приходом новой команды у вас увеличилась прибыль и выручка. За счет принятия управленческих решений? Можно конкретный пример привести? — продолжал министр экономики.
Здесь ему ответил первый заместитель гендиректора «Таттелекома» Рустем Хисамов, объяснив, что был проведен анализ рынка закупок — путем правильного выбора поставщиков сэкономили порядка 20%. Кроме того, сохранив тарифы для населения, нашли способ увеличить продажи за счет допуслуг. Нурутдинов добавил, что оптимизации требовал и контакт-центр, где стоял вопрос не экономии денег, а скорости и содержательности ответа.
Рустем Хисамов рассказал, что IP-домофонию «Таттелеком» планирует внедрить в создаваемую компанией экосистему «Мой дом» по принципу одного окна
«Таттелеком» обучит домофоны распознавать маски
Хисамов дальше продолжил раскрывать цифровую внутреннюю кухню компании, остановившись на центре внутренней разработки: «Почему не аутсорсинг? Во-первых, это дорого и не всегда соизмеримо с качеством. Во-вторых, так мы не развиваем компетенции внутри компании, а как IT-компания мы хотим не зависеть от внешних игроков. Ну и третье: мы не готовы ждать по полгода, поняли, что нужно создавать разработку внутри компании». Он рассказал, что к существующему IT-блоку «Таттелекома», где работали 140 человек, добавили центр внутренней разработки, где всего 14 сотрудников (в потенциале 50), но это дало экономический эффект уже в 180 млн рублей — за счет отказа от привлечения внешних разработчиков.
Что удалось сделать? Хисамов рассказал про две разработки: систему внутренней автоматизации «Поток», которая выросла из сервиса автоматизации продаж и была тиражирована на все процессы компании. «Клейстером» системы стало мобильное приложение, через которое сотрудники получают задачи, что позволило в 4 раза сократилось время обработки заявок, на 50% уменьшило время подключения абонентов. При этом мобильное приложение «Таттелеком» готов сделать публичным, чтобы любой человек мог стать агентом компании, принимать заявки и зарабатывать на этом деньги.
Еще одна разработка — IP-домофония, которую «Таттелеком» планирует внедрить в создаваемую компанией экосистему «Мой дом» по принципу одного окна. В нее входит мобильное приложение: абонент видит картинку, может поговорить со звонящим, даже если не находится в квартире, а также дать доступ семье, другу, «теще, если хотите». Сам домофон будет оснащен системой распознавания лиц, без лишнего касания панели — «в 60 процентах случаев даже маску снимать необязательно», а также может открываться по телефону вместо ключа — если включен Bluetooth. Работу домофона Хисамов продемонстрировал Минниханову: Рустам Нургалиевич открыл специально установленную в «Точке кипения» дверь с помощью смартфона с установленным приложением. И поинтересовался, как быть, если у человека отобрали телефон. Замдиректора «Таттелекома» признал, что в таком случае злоумышленник получит доступ к двери, однако телефон люди теряют реже, чем брелок от домофона, так что рисков не больше.
Домофон будет оснащен системой распознавания лиц, без лишнего касания панели, а также может открываться по телефону вместо ключа — если включен Bluetooth
Хисамов признал, что это неэксклюзивная система, но за счет довольно высокого проникновения услуг надеется, что жители РТ будут пользоваться данным приложением. Домофонию компания рассматривает и как дополнительные камеры в системе «Безопасный город». Кроме того, абоненты смогут автоматически, без обращения в УК, дать доступ к видеопотоку видеокамер двора. Разрабатывается «Таттелекомом» и система оповещения через домофон — в случае нештатной ситуации трубки начали бы выдавать предупреждение о нештатной ситуации.
Во все это «Таттелеком» готов инвестировать до 400 млн рублей — замена, установка оборудования будет за счет компании, абонентская плата для жильцов тоже не изменится. При этом на данный момент далеко не все УК готовы к умным домофонам: за четыре месяца удалось подключить всего 14 домов, установив 72 домофона, охватывающих 2 840 квартир. Так что над объединением усилий участников рынка здесь еще надо работать.
Рифкат Минниханов под занавес предложил провести серию вебинаров: решения зависят от компетентности руководителей и специалистов, значит, надо их обучить
«Представьте мне программу до 2024 года, чтобы вы все 200 тысяч домохозяйств закрыли»
Зато «Таттелекому» удалось наладить кооперацию с Сетевой компанией. Как рассказал директор проекта GPON Сергей Шагиахметов, более 200 тыс. домохозяйств не может пользоваться всем спектром интернет-услуг, поскольку недоразвиты сети на последней миле. Для решения проблемы было создано совместное предприятие с Сетевой — «Телекомэнерго», благодаря которому оператор получил возможность проводить оптику по опорам ЛЭП, не вкладываясь дополнительно в прокладку коммуникаций. По 49% акций «Телекомэнерго» принадлежит Сетевой компании и «Таттелекому», а 2% — СИНХу, который в этой ситуации выступает гарантом стабильности конструкции. В текущем году в рамках проекта уже подключено 3 585 домохозяйств, инвестиции составили 80 млн рублей. На следующий год планируется включить в программу более 60 тыс. домохозяйств в 70 населенных пунктах республики, планируемый объем инвестиций — 200 млн рублей.
«Нам надо 200 тысяч! Представьте мне программу до 2024 года, чтобы вы все 200 тысяч домохозяйств закрыли. Фардиев, Нурутдинов — два ответственных, координирует минцифра, Айрат Хайруллин. Чтобы мы все закрыли», — потребовал Минниханов.
Президент РТ поблагодарил «Таттелеком» за хорошую презентацию. «Валерий Юрьевич, вы как главный акционер видите, что компания стала работать более эффективно. Так же надо продолжать. Нужно сделать программу по обеспечению 200 тысяч домохозяйств. Это же безопасность! Если мы республику полностью оснастим, поставим камеры, мы повысим безопасность людей. Просьба к минцифре, минстрою совместно с МВД — есть программа камер, но надо ее более полно рассмотреть», — сказал Минниханов. Он предложил сделать обучающие программы и попросил «Таттелеком» рассказать о наработках на «Татнефтехиминвест-холдинге» и годовых коллегиях.
Как рассказал Сергей Шагиахметов, более 200 тыс. домохозяйств не может пользоваться всем спектром интернет-услуг, поскольку недоразвиты сети на последней миле
— После президента неудобно, но можно два слова сказать? — взял микрофон Рифкат Нургалиевич.
— Старшему брату все можно! — улыбнулся президент РТ.
После такого разрешения председатель ассоциации под занавес предложил провести серию вебинаров: решения зависят от компетентности руководителей и специалистов, значит, надо их обучить.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» после окончания заседания Хайруллин, министерство цифрового развития РТ совместно с минпромторгом готовит индекс цифровой зрелости предприятий и социально значимых компаний республики. «Каждое предприятие должно осознавать, что с помощью цифровых решений необходимо повысить свою эффективность. Ассоциация позволяет транслировать лучшие цифровые практики не только в рамках IT-компаний, но и промышленных предприятий. Такая площадка очень нужна, как необходим профиль компетенций руководителей компаний или их заместителей — они должны быть в теме», — сказал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 166
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.