Денис Климин: «Сейчас в ПФО стоит одна задача — объединить все ведомства субъектов в рамках единого информационного пространства. В одних территориях этот вопрос почти решен, другие пока только начали движение» Денис Климин: «Сейчас в ПФО стоит одна задача — объединить все ведомства субъектов в рамках единого информационного пространства. На одних территориях этот вопрос почти решен, другие пока только начали движение» Фото предоставлено Softline

«ЦИФРОВИЗАЦИЯ  — ПОСТОЯННЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬ»

— Денис, как вы оцениваете состояние IT-инфраструктуры в организациях госсектора в ПФО, и Татарстане в частности, на сегодняшний день?

— Как минимум два приволжских региона смело можно назвать передовыми — это Татарстан и Башкортостан. Например, РТ начала внедрять электронный документооборот (ЭДО) в числе первых субъектов Российской Федерации. В Татарстане активно развиваются элементы безопасного города — существенно обновился парк видеокамер в республике, проводятся работы по цифровизации объектов городской инфраструктуры.

Сейчас в ПФО стоит одна задача — объединить все ведомства субъектов в рамках единого информационного пространства. На одних территориях этот вопрос почти решен, другие пока только начали движение. Без централизации IT-систем сегодня невозможно оперативное и качественное предоставление услуг населению.

— Насколько сейчас высока степень цифровизации государственных организаций в ПФО?

— Цифровизация — постоянный процесс, который нельзя останавливать: необходимо регулярно обновлять оборудование и программное обеспечение с учетом постоянно растущих нагрузок. Иначе вы безнадежно отстанете. Особенно остро почувствовалась необходимость в изменениях с приходом пандемии: те организации, которые недостаточно внимания уделяли обновлению инфраструктуры, в процессе перехода на удаленную работу были вынуждены «тушить пожар» — срочно искать альтернативы и «заменители» качественным IT-решениям, теряя деньги и время. К слову, такая ситуация наблюдалась не только в госорганизациях.

—  Что делает госсектор, чтобы услуги стали «ближе»?

— Главным драйвером внедрения инноваций в госсекторе сегодня является реализация национальных проектов, в частности НП «Цифровая экономика». Я бы выделил в нем два основных направления. Первое — цифровизация государственных услуг, которая дает возможность населению страны решать множество вопросов удаленно. Второе — цифровизация бизнес-процессов в самих государственных структурах. Например, сейчас перед большинством организаций стоит задача централизации учета и обслуживания рабочих мест, оргтехники, серверного оборудования, ЭДО, облачного хранения информации и унификации части сервисов. Помимо этого, нужно развивать инфраструктуру с учетом требований законодательства в области импортозамещения.

ГОСОРГАНЫ НЕ СМОТРЯТ В «ОБЛАКО»?

— А есть ли возможность у госорганов отказаться от собственного «железа» в пользу облачных решений?

— Пока массовое использование облачных сервисов в госструктурах сдерживается особенностями законодательства и внутренними регламентами. Но этот сектор начинает все активнее интересоваться внедрением cloud*-технологий. Философия простая — зачем плодить кучу серверов и мучиться с интеграцией различных ПО, если можно получить готовое решение по подписке?

В рамках реализации комплексных проектов Softline, как правило, рекомендует своим заказчикам переводить часть сервисов в облако и строить гибридную инфраструктуру. Тем более сегодня cloud-решения позволяют в том числе выполнить все требования регуляторов в области информационной безопасности и защиты персональных данных. Использование «облака» существенно сокращает смету и сроки реализации IT-проектов: создание виртуальной инфраструктуры потребует в несколько раз меньше времени, чем классической. Одновременно с этим вы получаете поддержку IT-специалистов облачного провайдера, которые обеспечат работоспособность сервисов в режиме 24/7.

СОЗДАНИЕ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ УПРОЩАЕТ РАБОТУ В ОБЛАСТИ ПОСТРОЕНИЯ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ

— Какие основные болевые точки в организации IT-инфраструктуры в госсекторе? Чего не хватает?

— Одна из главных болевых точек — отсутствие необходимых кадров для внедрения современных технологий. Специалисты высокого уровня стоят недешево, не каждое государственное учреждение может себе позволить нанять такого эксперта. На помощь в данной ситуации приходят сервисные провайдеры, которые становятся для госзаказчиков партнерами в формировании современной инфраструктуры с учетом всех требований регуляторов в области информационной безопасности и перехода к импортонезависимости.

Еще одна особенность реализации IT-проектов в государственных структурах — необходимость соблюдать требования регуляторов в части импортозамещения. Переход на новый софт и оборудование — это всегда непростой процесс, на его осуществление требуется время и определенный уровень компетенций. Эксперты Softline помогают своим заказчикам определить те категории решений, для которых имеется достойная отечественная альтернатива, встроить новые компоненты в существующую инфраструктуру, обучить сотрудников работе с ними.

Стоит отметить, что за последние несколько лет российские производители совершили качественный скачок как в части расширения функционала своих решений, так и в части сервиса и поддержки пользователей. Вендоры ведут работу в тесном общении с заказчиками, для них очень важно получать обратную связь, чтобы доработать продукт с учетом пожеланий пользователей.

— С чего начинается реализация проекта по созданию обновленной IT-инфраструктуры?

— Первый этап — проведение аудита. В ходе обследования определяется, в каком состоянии оборудование (серверы, системы хранения данных). Анализируется загруженность в пиковые периоды, а также возможность поддержки существующих систем. Нельзя забывать, что работа многих государственных учреждений связана со сбором персональных данных, устаревшее «железо» и ПО существенно увеличивают риск их потери или сбоев в работе сервисов.

Нередко в одном ведомстве исторически складывалась сложная и разрозненная IT-инфраструктура. Например, когда в различных подразделениях внедрялись системы разных разработчиков, по факту автоматизирующие почти идентичные бизнес-процессы, или закупалось оборудование, которое теперь невозможно интегрировать между собой. Унифицировать подход к построению информационной инфраструктуры удобнее и выгоднее с экономической точки зрения — большинство госзаказчиков это уже понимают.

Второй этап — разработка дорожной карты на 3–5 лет. На основе аудита сервис-провайдер помогает организации составить программу развития с обоснованием выделения необходимых бюджетов на ее реализацию. Комплексный подход позволяет четко спланировать инвестиции и создать рабочую инфраструктуру, а не латать дыры в экстренных случаях.  

— Сколько времени требуется на проведение аудита?

—  Сроки и стоимость аудита зависят от масштабов конкретного предприятия. В среднем от 3 до 6 месяцев.

— Насколько готовы сами государственные организации к такому серьезному подходу к работе с новыми технологиями?

—  Зрелость госсектора в вопросах информатизации заметно растет. Заказчики все чаще заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и планомерном развитии IT-инфраструктуры. Многие региональные правительства подходят к разработке IT-стратегий более детально и технологически обосновано. Сегодня мы активно общаемся с представителями администраций, в проработке у команды Softline находится ряд комплексных проектов по модернизации IT-инфраструктуры в регионах, в том числе на Волге.