«Оскорбление креста для нас — более чем личное оскорбление», — слова митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла (Наконечного), красной нитью проходящие через всю его церковную карьеру. Он очень рано стал монахом, но, родившись на уральской земле, так там и не прижился, все его духовное «взросление» связано с центральной Россией. О том, чьим протеже всю жизнь был новый владыка, чем он успел запомниться и чего от него ждать, — в материале «БИЗНЕС Online».
Новый митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Михаил Наконечный) родился 15 мая 1961 года в пермском поселке Верхнечусовские Городки в рабочей семье
1. ВСЕГДА ХОТЕЛ СТАТЬ МОНАХОМ
О детских и юных годах нового митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла (Михаила Наконечного) известно не так уж и много. Он родился 15 мая 1961 года в пермском поселке Верхнечусовские Городки в рабочей семье. Образование получил среднее в местной школе, окончив ее в возрасте 17 лет. Как признался владыка Кирилл в одном из своих совсем немногочисленных интервью, он с самого детства хотел пойти по пути монашества: «С пеленок тебя сначала приносят в храм, а потом ты там вырастаешь».
Во многом на решение юного Наконечного посвятить свою жизнь служению православной церкви повлиял протоиерей Николай Рогозин. Это известный пермский старец, прослуживший почти четверть века в церкви Всех Святых Чусовского Городка и обросший за это время множеством легенд. Его очень трепетно почитают на Урале и по сей день. По словам митрополита Кирилла, старец его крестил, всю жизнь был духовным наставником семьи Наконечных, венчал братьев, которых, к слову, у него несколько — некоторые из них, как и Кирилл (он не самый старший в семье), служат церкви.
Через два года после окончания средней школы Наконечный, не получив никакого высшего образования, в том числе духовного, в возрасте 19 лет был пострижен в монахи с наречением имени Кирилл — в честь Кирилла Белозерского, преподобного православной церкви. Обряд пострига совершил тогда настоятель Успенского кафедрального собора Владимира архимандрит Алексий (Кутепов) — секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева). Буквально на следующий день владыка Серапион рукоположил Кирилла в сан иеродиакона — первая ступенька в церковной иерархии черного (монашествующего) духовенства. Местом службы до священнической хиротонии определили как раз Успенский собор под крылом воспитанника Серапиона отца Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский). С этого момента и следующие пару десятков лет весь карьерный рост Наконечного определял именно Серапион.
Митрополит Серапион находился под покровительством одного из самых влиятельных в советские годы митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) (на фото) — известного экумениста, считающегося также и учителем нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева)
2. ДИТЯ СЕРАПИОНА
Митрополит Серапион находился под покровительством одного из самых влиятельных в советские годы митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) — известного экумениста, считающегося также и учителем нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева). «Кириллиосом ласково называл его Серапион», — вспоминает в своем блоге бывший комендант покоев Серапиона Влад Борисов.
Уже через год службы в Успенском соборе Серапион рукоположил Кирилла в сан иеромонаха с назначением клириком Свято-Троицкого собора города Александрова Владимирской области. В следующие несколько лет Кирилл служил на разных приходах Владимирской кафедры. Попутно занимался повышением «квалификации» на заочных курсах в Московской духовной семинарии, которую успешно окончил в 1986 году. В апреле 1984-го, по всей видимости, предвидя кадровые перемены во Владимирской епархии, Серапион возвел Кирилла в сан архимандрита — по сути, это высшая ступень священнической иерархии, дальше уже только в епископы. 27 марта секретаря владыки Серапиона архимандрита Алексия (Кутепова) по указу патриарха Пимена повысили до наместника Троице-Сергиевой лавры. На следующий день место Кутепова ожидаемо занял 23-летний Кирилл, став настоятелем Успенского кафедрального собора Владимира и личным секретарем Серапиона. В 1987 году Серапиона перебросили на службу на Кишиневскую и Молдавскую кафедру, попутно повысив его до сана митрополита. Кирилл, разумеется, как правая рука Серапиона, устремился за ним в Молдавию. Там он также совмещал высокий статус секретаря митрополита, возглавляя Феодоро-Тироновский кафедральный собор Кишинева. Однако в Молдавии у Серапиона не заладилось — он постоянно ссорился с местным духовенством, что вынудило его просить о возвращении на русскую землю. Через два года мытарств его назначили митрополитом Тульским и Белевским. Кирилл, как и прежде, устремился за своим учителем. В Тульской епархии он продолжал совмещать должность секретаря Серапиона со службой в церквях Тульского округа.
«Я помню, там стояла большая явно не монашеская кровать и шикарный японский телевизор с японским же видеомагнитофоном. В 1990 году это, конечно, для простого человека была непозволительная роскошь, ну а Кирилл, видимо, мог себе подобное позволить», — вспоминает в своем блоге Борисов о том, как в одном доме жил будущий митрополит Казанский и Татарстанский и владыка Серапион сразу после возвращения из Молдовы. По словам Борисова, Кирилл при любом удобном случае всегда пытался «выслужиться» перед Серапионом. «Каждый вечер перед сном владыка Серапион выходил подышать из душного дома на воздух, перед главной дверью в дом был небольшой навес, и тут устраивался на стульчике, и я рядом с ним. Но это происходило обычно, когда Кирилла не было, — отмечает Борисов. — Он даже жаловался мне иногда на него в наших с ним этих вечерних разговорах: „Я для него все делаю, а он такой сякой…“»
От своих секретарских обязанностей Кириллу удалось освободиться только в 1995 году, когда он возглавил Никольский храм на Ржавце города Тулы. Незадолго до смерти Серапиона (по его рекомендации) Кирилла возвели во епископа Богородицкого, викарием Тульской епархии. Рукополагал его лично патриарх Алексий II. При Кирилле, по сути, началось возрождение Тульской духовной семинарии, которую сегодня, к слову, возглавляет выходец из Татарстана игумен Евфимий (Моисеев). Через год, в ноябре 1999-го, после возведения во епископы от сахарного диабета скончался владыка Серапион. Его место во главе в Тульской и Белевский митрополии ожидаемо занял его же протеже Кирилл. Но это скорее выглядело временной мерой — осенью 2002 года его отправили руководить Ярославской кафедрой, не забыв, конечно, повысить до архиепископа — сана, по сути, в одном коротком шаге близкого к митрополиту. Место же главы Тульской кафедры занял Алексий (Кутепов) — вернувшийся к истокам еще один верный птенец Серапиона.
На Ярославской кафедре Кирилл прослужил почти 9 лет — с 2002 по 2011 год. Там он сменил почитаемого местными жителями архиепископа Михея (Хархарова) (на фото)
3. ЯРОСЛАВСКАЯ КУЛЬМИНАЦИЯ
На Ярославской кафедре Кирилл прослужил почти 9 лет — с 2002 по 2011 год. Там он сменил почитаемого местными жителями архиепископа Михея (Хархарова), которого из-за тяжелой болезни отправили на покой, он скончался через три года после этого. Выделить что-то одно конкретное из данного этапа жизни Кирилла тяжело — в открытых данных достаточно мало информации, да и сам он не отличался особой публичностью. Однако этот период жизни будущего митрополита Казанского и Татарстанского стал, по сути, кульминацией его карьеры.
Самое яркое событие — возвращение Толгского образа пресвятой Богородицы. Он считается одной из чудотворных икон Божией Матери — покровительницы Ярославской земли. Список последней четверти XIII века хранится в Третьяковской галерее, но есть и другой святой образ, считающийся «явленным», — вот его-то при митрополите Кирилле и вернули в Ярославскую епархию в 2003 году, разместив в Толгском монастыре.
Другой значимый успех Наконечного — это строительство Успенского собора, сердца Ярославской епархии. Закладка произошла в 2004-м, а уже в 2010-м новопостроенный храм освятил патриарх Кирилл. В том же году собор посещал и действующий президент РФ Дмитрий Медведев, который однозначно остался доволен успехом местного архиепископа.
Еще одной значимой заслугой Кирилла можно считать возрождение Ярославской духовной семинарии — одного из старейших духовных учебных учреждений страны.
В каком-то смысле тут даже можно провести свои параллели. Митрополит Феофан начал воссоздание Казанского собора Божией Матери, но открыть его предстоит митрополиту Кириллу. Владыка Феофан все мечтал о возрождении Казанской духовной академии — не удалось. Может, получится у митрополита Кирилла. Не говоря уже о непрекращающихся разговорах о чудесном возвращении явленной иконы Казанской Богоматери.
Ярославская веха в карьере Кирилла ознаменована по большей части успехами. Единственный скандал случился в 2009 году, когда в СМИ засветилась история о краже принадлежащего епархии джипа Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 1,5 млн рублей, на котором архиепископ приехал в Москву на Поместный Собор.
После того как в 2011 году патриарх Кирилл отправил Наконечного возглавить вновь создаваемую Екатеринбургскую митрополию, даровав вместе с этим и сан митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, для него наступила какая-то черная полоса
4. ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ ВИКЕНТИЯ
После того как в 2011 году патриарх Кирилл отправил Наконечного возглавить вновь создаваемую Екатеринбургскую митрополию, даровав вместе с этим и сан митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, для него наступила какая-то черная полоса.
При этом сказать, что эта черная полоса связана исключительно с личностью самого Кирилла, нельзя. Первые разговоры о намерении строительства храма святой Екатерины, споры о котором идут и по сей день, появились еще до прихода Кирилла на Урал, и связаны они с именем его предшественника митрополита Викентия (Мораря), ныне сосланного в Среднеазиатский митрополичий округ. Викентию удалось сделать много — тут и строительство Храма на Крови, и воссоздание духовной семинарии, и открытие монастыря святых царственных страстотерпцев, и многое другое. Но и критики в его адрес также было немало. В конфликт вылилось желание Викентия построить Богоявленский кафедральный собор на площади 1905 года. А предложение выстроить Екатерининский собор на площади Труда — одном из немногих зеленых уголков плотного центра Екатеринбурга — и вовсе породило открытые протесты. Масла в огонь добавляли и другие инициативы архиепископа вроде самовольного переименования улиц города на церковный лад или идея проведения «царского марафона» протяженностью 42 км по святым местам, связанным с гибелью царской семьи.
Тем не менее сняли с должности Викентия не за это. Екатеринбургские СМИ писали, что он совершил ту же ошибку, что и митрополит Феофан. А именно: поддержал митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) в его развернувшейся в 2009 году борьбе за патриарший престол с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). После победы последнего началась ожидаемая зачистка нелояльных иерархов. И тут как нельзя кстати подвернулся архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, у которого как раз был триумф по всем фронтам — тут и Успенский собор освятили, и сам он отличался тем, что был гибким и дипломатичным переговорщиком со светскими властями, да и патриарху он симпатизирует, все-таки «свой человек», птенец уважаемого Серапиона. Вот и направили митрополита Кирилла в Екатеринбург, чтобы тот исправил ошибки своего предшественника Викентия.
Перебираясь в Екатеринбург, митрополит Кирилл потянул за собой и свои кадры. В принципе, это стандартная практика при назначениях правящих архиереев
5. СВОЯ КОМАНДА
Перебираясь в Екатеринбург, митрополит Кирилл потянул за собой и свои кадры. В принципе, это стандартная практика при назначениях правящих архиереев. Пять лет назад, десантируясь в Татарстан, и митрополит Феофан брал своих помощников вроде епархиального секретаря отца Владимира (Самойленко), ставшего епископом Чистопольским и Нижнекамским Игнатия (Григорьева) или ставшего викарием Казанской епархии епископа Иннокентия (Васецкого) — всех и не перечислить. Вот и митрополит Кирилл, когда переезжал из Ярославля в Екатеринбург, также прихватил несколько своих помощников.
Самый главный из них — это, наверное, его преемник, ныне епископ Екатеринбургский и Верхнетурский Евгений (Кульберг), который приехал с Кириллом из Ярославля. Он же его и рукополагал в свое время в священники и сделал его своим первым помощником, как сам когда-то следовал по разным епархиям за Серапионом. Помимо Кульберга, можно отметить игумена Лавра (Короткова) или архимандрита Пимена (Адарченко), которые, правда, покинули команду Кирилла. Да что там говорить — если заглянуть в раздел персоналий на сайте Екатеринбургской епархии, то по случайному совпадению можно отыскать как минимум двух человек с довольно редкой фамилией Наконечный — это протодиакон Александр (очень сильно похожий на старшего брата правящего архиерея, но это не точно) и председатель финансово-хозяйственного управления Алексей Александрович Наконечный.
С высокой долей вероятности свою команду митрополит Кирилл возьмет и в Казань — по крайней мере, в самой Татарстанской митрополии уже морально готовятся к этому. Среди наиболее вероятных кандидатур называют секретаря епархиального управления Екатеринбургской епархии иеромонаха Кирилла (Корытко) и игумена Вениамина (Райникова) — якобы оба в свое время сопровождали владыку из Ярославля. Но в целом ряды команды Кирилла за годы, проведенные в Екатеринбурге, поредели.
Первый публичный скандал, с которым митрополит Кирилл столкнулся в Екатеринбурге, — история с блогером Русланом Соколовским (на фото), который прославился игрой в Pokemon GO в Храме на Крови
6. ЛОВЕЦ ПОКЕМОНОВ
Первый публичный скандал, с которым митрополит Кирилл столкнулся в Екатеринбурге, — история с блогером Русланом Соколовским, который прославился игрой в Pokemon GO в Храме на Крови. В отношении молодого человека завели уголовное дело в 2016 году за оскорбление чувств верующих и осудили на 3,5 года условного срока.
Сообщалось, что инициаторами уголовного преследования блогера стали юристы Екатеринбургской епархии. Имя непосредственно Кирилла в этом деле звучало совсем нечасто, хотя, по информации ЕАН, именно он давал распоряжение разобраться. Главным противником от лица РПЦ в деле Соколовского выступил скорее Кульберг, который, как говорил Кураев, «имел непосредственное отношение к возбуждению дела: именно он проводил совещание в епархии, после которого было решено жаловаться на Соколовского в прокуратуру». Сам митрополит Кирилл даже пытался публично помочь молодому человеку, призывая правоохранительные органы отпустить его на поруки на перевоспитание. Так или иначе история получила федеральный и международный резонанс, а Екатеринбургская епархия понесла репутационные потери.
Еще ярче страсти разгорелись вокруг строительства Екатерининского храма. В 2017 году к разговорам о его возрождении вернулись, но теперь вместо площади Труда (на фото) возникла идея переместить его в акваторию городского пруда Екатеринбурга
7. «ХРАМ НА ВОДЕ» ИЛИ «ХРАМ НА ДРАМЕ»
Еще ярче страсти разгорелись вокруг строительства Екатерининского храма. В 2017 году к разговорам о его возрождении вернулись, но теперь вместо площади Труда возникла идея переместить его в акваторию городского пруда Екатеринбурга. Проект получил символичное название «Храм на воде». Но инициатива вновь не снискала поддержки — местные активисты сотнями выходили «обнимать» пруд с требованиями оставить его в покое. Митрополит Кирилл проявил себя как дипломат и, казалось бы, пошел на компромисс, перенеся место стройки.
Новый проект получил неофициальное название «Храм на драме». Его планировалось разместить на Октябрьской площади у театра драмы. В сентябре 2018 года согласовали концепцию будущего собора, инвесторами выступили Уральская горно-металлургическая компания и Русская медная компания миллиардера Игоря Алтушкина. И только дело дошло до подготовительных работ, как стройка вызвала новые протесты среди жителей, сопровождавшиеся беспорядками и задержаниями. В конфликт пришлось вмешиваться Владимиру Путину, который настоял на опросе общественного мнения — большинство горожан оказались против храма на том месте. Митрополиту Кириллу пришлось отступить. «Не осталось щек, которых церковь еще не подставляла под удар», — отмечал он.
Примерно с тех самых пор митрополит Кирилл начал проситься о переводе в другую епархию, куда-то, где поспокойнее
8. ДОЛГОЖДАННЫЕ ПЕРЕЕЗДЫ
Примерно с тех самых пор митрополит Кирилл начал проситься о переводе в другую епархию, куда-то, где поспокойнее. Изначально его направляли в Екатеринбург, чтобы исправить ошибки Викентия — наладить взаимодействие с местными властями и построить Екатерининский храм. С первым он успешно справился. И когда дело в 2017 году едва не дошло до закладки первого камня храма на воде, по епархии поползли слухи о скором отъезде Кирилла — мол, миссия выполнена, пора и честь знать. По информации ЕАН, в церковных кругах даже активно обсуждали его будущую кафедру — родную Владимирскую, откуда и начинал свое служение Кирилл. Там как раз должен был уйти на покой митрополит Евлогий (Смирнов). Но, вопреки всем слухам, камень в храм на воде так заложен и не был, переезд так и не состоялся. Евлогий ушел на покой, а владимирскую кафедру отдали митрополиту Тихону (Емельянову) из Сибири.
Несмотря на это, как утверждают источники ЕАН, митрополит Кирилл не оставлял попыток покинуть Урал. Уж очень ему хотелось вернуться в Центральный регион, где он прослужил долгое время, в места вроде Владимира, Тулы, Ярославля. Якобы ему было трудно находить общий язык с уральской суровой паствой, особенно в регионе с сильными антиклерикальными настроениями, о чем лишний раз напомнили все эти конфликты вокруг Екатерининского собора. С жителями Центральной России, где всегда были сильны православные скрепы, все же попроще. Но Москва с переводом не спешила.
Летом 2019 года разгорелся очередной скандал вокруг известной работы российского художника Покраса Лампаса, который разрисовал площадь Первой Пятилетки в виде креста
9. И СНОВА КОНФЛИКТЫ
Вместе с тем градус напряженности вокруг Екатеринбургской епархии все не утихал. Летом 2019 года разгорелся очередной скандал вокруг известной работы российского художника Покраса Лампаса, который разрисовал площадь Первой Пятилетки в виде креста. Художественная композиция показалась оскорбительным местным православным активистам. В частности, против нее выступила директор Музея святости Оксана Иванова, пикетировавшая против деятельности художника. Когда рассматривали административный протокол в отношении активистки за незаконный пикет, показательно, что митрополит Кирилл лично приехал в суд ее поддержать. «Для нас она близкий человек, искренний христианин. Закон соблюдать надо, он для всех один. Но, когда речь идет об оскорблении веры, тут не до этого, наверное. Оскорбление креста для нас — более чем личное оскорбление», — заявлял Кирилл. В конечном итоге история закончилась вполне мирно — художник перерисовал свое произведение, изменив его форму.
Наступивший 2020 год вместе с пандемией принес главе Екатеринбургской митрополии новые испытания. Когда из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции власти поставили вопрос о закрытии религиозных учреждений, митрополит Кирилл всячески сопротивлялся этому — впереди как раз была Пасха, а все санитарные требования, мол, и так выполняются. Между губернатором области Евгением Куйвашевым и Кириллом разгорелась полемика, в которой он, однако, вынужден был уступить светским властям.
Свою должность в Екатеринбурге, как утверждают источники ЕАН, митрополит Кирилл всегда рассматривал как временную, от чего практически не вникал во внутренние дела епархии, отдавая предпочтение «внешней политике»
10. НЕПРИЯТНОЕ СОСЕДСТВО
Однако этим конфликты на карантинной и «коронавирусной» почве не закончились. Все из-за тех же запретов разгорелся скандал со схигуменом Сергием (Николаем Романовым), опять же вышедший на федеральный уровень. Все началось с того, что весной монах, известный как духовник Натальи Поклонской, выступил с резкой и жесткой критикой решения о закрытии храмов. В ответ митрополит Кирилл запретил ему проповедовать, а позже и проводить богослужения. Но это только усугубило ситуацию — конфликт развивался стремительно и по нарастающей. Не вдаваясь в подробности, только скажем, что в результате Сергия отлучили от церкви, но он продолжает заниматься своей деятельностью и число его сторонников только растет, а Кирилла сняли с должности и направили в Казань.
Уже позже, когда начали разбираться в причинах, которые привели к такому противостоянию, пришли к выводу, что это стало следствием политики самого Кирилла. Свою должность в Екатеринбурге, как утверждают источники ЕАН, он всегда рассматривал как временную, от чего практически не вникал во внутренние дела епархии, отдавая предпочтение «внешней политике». Ведь о своенравном характере схигумена Сергия было известно давно, но никто им не занимался. В какой-то момент церковные местные власти пустили эту ситуацию на самотек. Разгребать последствия этой истории придется нынешнему владыке Евгению (Кульбергу), а желания Кирилла сбылись — его-таки отправили на кафедру поспокойнее.
И, по всей видимости, из своего екатеринбургского вояжа он извлек уроки. По словам наших собеседников в околоцерковных кругах, с первого же дня пребывания в Казани Кирилл проявил себя как человек увлеченный и заинтересованный состоянием дел Татарстанской митрополии, его рабочий график расписан едва ли не на несколько недель вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.