Предстоящее 100-летие ТАССР сулило массу разнообразных мероприятий, концертов, приемов вкупе с открытием множества строительных объектов соответствующей инфраструктуры, либо после капитального ремонта, либо совсем новых Предстоящее 100-летие ТАССР сулило массу разнообразных мероприятий, концертов, приемов вкупе с открытием множества строительных объектов соответствующей инфраструктуры — либо после капитального ремонта, либо совсем новых Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕСЛУЧИВШИЕСЯ ТРИУМФЫ

Конечно, 2020-й для культурной сферы Татарстана должен был стать совершенно не таким, каким он получился в итоге. Предстоящее 100-летие ТАССР сулило массу разнообразных мероприятий, концертов, приемов вкупе с открытием множества строительных объектов соответствующей инфраструктуры — либо после капитального ремонта, либо совсем новых.

А в результате министерство культуры РТ в разгар пандемии — в период отсутствия концертов и гонораров — искало различные способы, чтобы хоть как-то финансово поддержать артистов, обычно выступающих на правительственных мероприятиях, устраивая самозанятых хотя бы на полставки в госучреждения республики. Так, Алина Шарипжанова, Зарина Вильданова, Илюса Хузина и некоторые другие артисты стали солистами Татарской государственной филармонии им. Тукая. А звезда фестиваля «Үзгәреш җиле» Ильнар Миранов и вовсе теперь значится аккомпаниатором-концертмейстером в Доме дружбы народов Татарстана, благо его музыкальное образование подобное позволяет.

Или другой пример. Для директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова этот год обещал стать триумфальным. И начался он с того, что шеф казанской оперы все-таки устроил концерт своего проекта «Үзгәреш җиле» в Карнеги-холле. Какой бы безумной ни казалась идея просто-напросто арендовать на сутки одну из главных музыкальных площадок мира, но она была реализована. Ну а аншлаг обеспечила раздача бесплатных билетов представителям татарской диаспоры Штатов, прилетевшим по такому случаю в Нью-Йорк. Но дальше Мухаметзянову помешал коронавирус — во-первых, прервав на неопределенный срок традиционные для театра многомесячные гастроли по Нидерландам, во-вторых, отменив летние гастроли по случаю 100-летия ТАССР в Большом театре и, в-третьих, резко понизив PR-эффект от спектакля, который поставил в Казани легендарный танцовщик Владимир Васильев на «Реквием» Моцарта. Его должны были показать в том же самом Большом в апреле, в день 80-летия Васильева (Мухаметзянов уже проделывал такой фортель на 75-летие артиста — там представили похожий спектакль, только вместо Моцарта — Бах), но в итоге все сместилось на осень, и в Москве эту работу увидел зал, наполненный 25% зрителей. Интересно, что татарстанские СМИ практически проигнорировали мероприятие, что вполне понятно, ведь в нынешних условиях читатели скорее задались бы вопросом: а надо ли в разгар пандемии всем «табором» (над спектаклем работали около двухсот человек) ехать в другой театр и в другой город, рискуя привезти обратно «заразу коронавирусную»?

Однако татарстанским властям надо отдать должное, мало где обращают так много внимания на культурные институции и тратят деньги на строительство и ремонт зданий подобных учреждений. Главное здание ГМИИ РТ, нацбиблиотека РТ (расположившаяся в бывшем здании НКЦ «Казань»), новое здание челнинской Татдрамы, ставшей чуть ли не самым технически оснащенным театром в Татарстане, — это далеко не полный перечень объектов, открытых в 2020 году. Дошло до того, что на первом заседании совета по культуре при президенте РТ (теперь есть и такой) с участием главы минкульта России Ольги Любимовой ей даже не на что было пожаловаться — настолько в республике все хорошо. По крайней мере, с точки зрения начальства. Только главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев поднял вопрос о необходимости создания в Казани театрального вуза, отсутствие которого грозит в будущем кадровым голодом местным учреждениям. Кстати, вопрос этот пока завис в воздухе.

Занималась команда министра культуры РТ Ирады Аюповой и проектом стратегии развития культуры в Татарстане до 2030 года. Вроде как вот-вот данный документ будет принят постановлением правительства и начнет работать. Хотя, как именно, тоже не совсем понятно — уж слишком глобальные задачи стратегия перед собой ставит, особо подчеркивая, что речь идет не только о различных видах искусств, а о формировании целой среды обитания человека.

Вместе с тем, если бы вместо урбанистической неопределенности здесь было бы четко определено, что же для нас является приоритетом — театр, кино, классическая или популярная музыка, литература, — от подобного стратегия только бы выиграла. А так мы, к примеру, все думаем о развитии татарстанского кино, но никто не знает, что и как с этим делать. Режиссеры и продюсеры жалуются на отсутствие средств. При этом на «Кинотавре» триумфально побеждает якутский фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова с бюджетом всего в 1,5 млн рублей, на которые часто с трудом можно снять даже короткометражку.

Зато стоит отметить, что 2020-й оказался вполне результативным для современной татарской музыкальной культуры. Новые песни создавались на лаборатории «Безнен жыр», отправлялись на конкурс «Яңа татар җыры», группа Juna выпустила первый сольный альбом и стала вплотную работать с театрами… Даже национальный мюзикл «Алтын Казан», при всей спорности получившегося конечного продукта, которому впору присваивать титул «колониальный мюзикл», — художник из Германии одел предков татар в шкуры, а хореограф из Москвы поставил танцы в духе подтанцовки на поп-концертах — все же показал, что у нас немало талантливых артистов, способных решать непростые творческие задачи.

Голосуем за десятку самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и татарской диаспоры.

 

1. КОРОНАВИРУСНЫЕ ОТМЕНЫ: СТИНГ, «ТУТБЕРИДЗЕ TEAM», САЛАВАТ И ДРУГИЕ

1. КОРОНАВИРУСНЫЕ ОТМЕНЫ: СТИНГ, «ТУТБЕРИДЗЕ TEAM», САЛАВАТ И ДРУГИЕ

«Перенос — это ад для организатора», — признавался осенью 2020-го «БИЗНЕС Online» один из казанских концертных промоутеров. К этому моменту столица Татарстана и другие города республики лишились нескольких десятков разных статусных мероприятий, а местные театры, хоть и работали, но регулярно вынуждены были заменять спектакли из-за болезней артистов. Мы уже составляли свой редакционный топ несостоявшихся культурных мероприятий. Так что только еще раз напомним, что ледовое шоу от команды Этери Тутберидзе или праздничный вечер от Салавата Фатхетдинова мы еще можем увидеть в следующем году, а вот когда Казань вновь окажется в гастрольном графике Стинга или солиста Rammstein Тиля Линдеманна, неизвестно. Да и новый фестиваль «Золотой маски», который должен был в этом году пройти в Татарстане впервые за 16 лет, причем спектакли лучших театров страны собирались показывать на нескольких площадках в разных городах, не хочется ждать еще полтора десятка лет. (Фото: © Remi Galiazzo/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com)

8888

2. СЛАДКОВСКИЙ ЗАПИСЫВАЕТ РАХМАНИНОВА

Концертные планы ГСО РТ тоже здорово «отформатировал» коронавирус, так что Александр Сладковский активно занимался студийной работой. После успешного выпуска бокс-сета из 10 дисков «Чайковский-2020» с записью всех симфоний и инструментальных концертов великого композитора «татарские симфоники» принялись за другого отечественного гения — Сергея Рахманинова. Идея проекта — показать эволюцию оркестрового стиля Рахманинова от его ранних партитур до зрелых произведений американского периода. Запись проходила в Большом концертном зале им. Сайдашева в августе 2020 года. В сборник, который выйдет вновь, как и «весь Чайковский», на лейбле Sony Classical, войдут три симфонии, оркестровая сюита «Симфонические танцы», фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мертвых» и «Вокализ» в авторской редакции для оркестра. Концерт-презентация намечен в Казани на март 2021-го, если, конечно, не помешает эпидемиологическая ситуация. (Фото предоставлено ГСО РТ)

3. АИДА ГАРИФУЛЛИНА СПЕЛАСЬ С БОЛЬШИМ ТЕАТРОМ

3. АИДА ГАРИФУЛЛИНА СПЕЛАСЬ С БОЛЬШИМ ТЕАТРОМ

Оперным звездам тоже не повезло. Вот и у красавицы из Казани, сопрано Аиды Гарифуллиной отменилось, к примеру, возобновление в Парижской опере «Снегурочки» Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова (заглавная партия в этом спектакле 3,5 года назад дала мощный импульс карьере певицы), а также дебют в репертуарном спектакле «Ла Скала», это должна была быть Мюзетта в «Богеме». Но зато Гарифуллина здорово начала этот календарный год, дебютировав в Большом театре, да еще и в спектакле все того же культового режиссера Чернякова, почти 10 лет не работавшего на родине. Его «Садко», а также опера Римского-Корсакова стали одними из самых обсуждаемых театральных проектов года. А наша героиня за партию Волховы номинирована на «Золотую маску», причем о том, как непросто ей далась эта работа, артистка рассказала в интервью «БИЗНЕС Online». Кроме того, судя по всему, Большой театр и Гарифуллина понравились друг другу. В феврале певица дважды здесь выступит в «Богеме», причем дирижировать будет Пласидо Доминго, ну а далее как минимум появится еще раз хотя бы в одном «Садко», который и покажут жюри национальной театральной премии «Золотая маска». (Фото: «БИЗНЕС Online»)

4. ЗВАНИЯ ЗАСЛУЖЕННЫХ АРТИСТОВ РТ — МОЛОДЫМ

4. ЗВАНИЯ ЗАСЛУЖЕННЫХ АРТИСТОВ РТ — МОЛОДЫМ

Этот год стал по-настоящему урожайным на различные звания, которые получали молодые, но уже известные артисты, причем работающие в разных жанрах. Ришат Тухватуллин, Диляра Вагапова, Артур Исламов, Ильнар Миранов и др. — отныне заслуженные артисты Республики Татарстан. Поговаривают, что это все инициатива министра культуры РТ, — Аюпова придумывает разные варианты того, как бы удержать востребованных артистов в республике. Впрочем, подобные инициативы нравятся не всем. Так, звезде фестиваля «Yзгәреш җиле» Миранову, только начинающему серьезную сольную карьеру, здорово досталось на просторах сети. Артисту напомнили, что такого признания его коллеги по цеху иной раз ждут десятилетиями. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

5. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ «ЗУЛЕЙХА» РАСКАЛЫВАЕТ ВСЕХ И ВСЯ

5. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ «ЗУЛЕЙХА» РАСКАЛЫВАЕТ ВСЕХ И ВСЯ

Появившийся на телеэкранах весной долгожданный сериал «Зулейха открывает глаза» оказался вполне себе обычной продукцией «России 1», вписывающейся в сериальную линейку вечернего прайм-тайма на канале. Но это не спасло фильм от скандала. Причем «круги ада» пришлось пройти уже по второму разу, ведь в момент появления романа Гузель Яхиной, ставшего бестселлером, книгу успели обвинить и в очернении традиционного татарского деревенского быта, и в поклепе на советский ГУЛАГ… Яхина и исполнительница заглавной роли Чулпан Хаматова отвечали оппонентам через «Инстаграм», не отмалчивалось и руководство кинокомпании «Русское», производителя ленты. «Решивших, что мы моральные уроды или просто дураки, не переубедишь», — говорила в интервью «БИЗНЕС Online» генпродюсер компании Ирина Смирнова, радовавшаяся прекрасным телерейтингам «Зулейхи». Ну а не сильно озабоченный всеми вышеизложенными обстоятельствами татарстанский зритель с удовольствием узнавал на экране знакомые локации (сериал частично снимался в РТ) и слушал на титрах татарские песни в исполнении Дины Гариповой и Эльмиры Калимуллиной. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

6. ДЕНИС ОСОКИН ПОЛУЧИЛ ТУКАЕВСКУЮ ПРЕМИЮ

6. ДЕНИС ОСОКИН ПОЛУЧИЛ ТУКАЕВСКУЮ ПРЕМИЮ

Казалось бы, что тут удивительного, когда один из самых известных в республике поэтов и писателей получает главную премию Татарстана в области культуры. И тем не менее  награда, которая нашла в этом году среди прочих Дениса Осокина, кажется настоящим «сломом системы». Мы как-то привыкли, что если уж премия им. Тукая и достается литератору, то это должен быть автор, пишущий на татарском языке. И вот теперь в данном списке оказался и Осокин, фильмы по сценариям которого показывали на лучших кинофестивалях мира, а спектакль по его пьесе «Йуд орол» («Ночной караул») в Марийском кукольном театре получил в этом году «Золотую маску». Что же до непосредственно Тукаевской премии, то наградили нашего героя за выход тома «Огородные пугала с ноября по март» в 2019-м. «Это моя самая содержательная книга. В ней процентов 85 того, что я вообще написал и готов опубликовать на сегодня, — рассказывал Осокин в удивительно подробном интервью „БИЗНЕС Online“. — Я же довольно коротко пишу, трачу слов очень немного. Мое письмо — это скорее уровень псалмов, молитв и речевых формул. Мне нравится литература, похожая на какой-нибудь заговор, чтобы остановить ветер или вызвать дождь, состоящий, например, из семи или из пяти слов». (Фото: «БИЗНЕС Online»)

7. ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ ГМИИ РТ ОТРЕМОНТИРОВАЛИ ЗА ПОЛМИЛЛИАРДА И ТРИ ГОДА

7. ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ ГМИИ РТ ОТРЕМОНТИРОВАЛИ ЗА ПОЛМИЛЛИАРДА И ТРИ ГОДА

Разговор о культурных событиях в Татарстане в последние годы трудно представить без упоминания крупных инфраструктурных проектов. В преддверии 100-летия ТАССР республиканские власти, надо отдать должное, не жалели денег на строительство и ремонт домов культуры, музейных пространств и т. д. Одним из ключевых таких объектов стало главное здание Государственного музея изобразительных искусств РТ, его капремонт шел три года и стоил около 500 млн рублей. Теперь в усадьбе Сандецкого вновь расположилась основная экспозиция музея. «Битв со строителями было очень много, потому что „это хорошо, а мы хотим лучше“», — рассказывала директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева. Впрочем, у части посетителей остаются вопросы. Кого-то смущают некоторые элементы новых интерьеров, а кого-то удивляет, что таблички к картинам располагаются почти у самого пола. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

8. НАЦБИБЛИОТЕКИ ПОКА НЕТ, НО ЕСТЬ MOÑ

8. НАЦБИБЛИОТЕКИ ПОКА НЕТ, НО ЕСТЬ MOÑ

И еще немного про строительство. Нацбиблиотека РТ официально переехала в здание бывшего НКЦ «Казань» еще в конце августа. Теперь сюда даже водят экскурсии, чтобы показать, как умеем красиво строить, и продемонстрировать прекрасную инсталляцию Роберта Хасанова, сделанную из букв разных татарских алфавитов. Вот только собственно библиотека все еще не открылась, что уже начинает немного напрягать. В этих условиях остается гордиться театральной площадкой MOÑ, работающей здесь же. Директорствует тут фонд «Живой город» и Инна Яркова, которая позвала в сокураторы директора столичного центра им. Мейерхольда Елену Ковальскую и режиссера Туфана Имамутдинова. Теперь здесь можно делать самые смелые театральные эксперименты, причем с упором на татарскую национальную культуру. Статус новой площадки подтвердил и Рустам Минниханов, который именно здесь недавно провел традиционную новогоднюю встречу с журналистами. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

9. ДОБРЫЙ РОСПОТРЕБНАДЗОР: КОНЦЕРТЫ В «ТАТНЕФТЬ АРЕНЕ» В РАЗГАР ПАНДЕМИИ

9. ДОБРЫЙ РОСПОТРЕБНАДЗОР: КОНЦЕРТЫ В «ТАТНЕФТЬ АРЕНЕ» В РАЗГАР ПАНДЕМИИ

Возможно, этот пункт покажется в топ-10 событий в области культуры несколько неожиданным. И тем не менее Казань в конце года оказалась одним из немногих мегаполисов в стране, где можно было проводить большие стадионные концерты. О влиянии данных мероприятий на эпидемиологическую ситуацию остается только гадать, но Zivert, «Би-2», Полина Гагарина и «Звери» перед своими зрителями выступили, собирая по несколько тысяч человек. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

10. ШЕСТЬ НОМИНАЦИЙ НА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ» АЛЬМЕТЬЕВСКОЙ ТАТДРАМЫ

10. ШЕСТЬ НОМИНАЦИЙ НА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ» АЛЬМЕТЬЕВСКОЙ ТАТДРАМЫ

Национальная театральная премия страны в последние годы не обделяла вниманием татарстанские театры, то же можно сказать и о «Золотой маске − 2021». И, безусловно, прежде всего радует целых 6 номинаций Альметьевского татарского драматического театра за постановку московского режиссера Антона Федорова «Королевство кривых». Постановка на татарском языке может получить награду за спектакль большой формы, работу режиссера (Федоров), женскую роль (Ляйсан Загидуллина), женскую роль второго плана (Мадина Гайнуллина), мужскую роль второго плана (Раушан Мухаметзянов), работу драматурга (Арсений Фарятьев, Федоров). Конечно, особенно стоит отметить, что «Королевство кривых» оказалось в шестерке работ, претендующих на «Маску» в номинации «спектакль большой формы». Работа из Альметьевска здесь будет соперничать с постановками самых больших звезд отечественной театральной режиссуры, Юрия Бутусова («Пер Гюнт», театр им. Вахтангова) и Андрея Могучего («Сказка о последнем ангеле», Театр Наций), а также со спектаклем «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре», который поставил… все тот же Федоров. (Фото: © АГН МZUMAPRESS.com Press/www.globallookpress.com)