Представители бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева накануне провели в онлайн-формате круглый стол, посвященный введению обязательной маркировки питьевой воды Представители бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева накануне провели в онлайн-формате круглый стол, посвященный введению обязательной маркировки питьевой воды Фото: «БИЗНЕС Online»

«СТОИМОСТЬ РЕШЕНИЯ МОЖЕТ НАЧИНАТЬСЯ ОТ 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Представители бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева накануне провели в онлайн-формате круглый стол, посвященный введению обязательной маркировки питьевой воды. Во встрече приняли участие предприниматели – производители воды.

Напомним, президент РФ Владимир Путин поручил кабмину до 1 апреля 2021 года обеспечить проведение экспериментов по маркировке питьевой воды, пива и слабоалкогольных напитков. Эксперимент по маркировке упакованной воды проходит в России с 1 апреля 2020-го по 1 марта 2021-го. Кабмину же было поручено до 1 декабря 2020 года проработать вопрос оказания организациям мер поддержки в форме субсидирования процентных ставок по займам на приобретение ими программно-аппаратных комплексов, используемых для нанесения маркировки. Маркировать воду нужно будет с помощью DataMatrix кодов, которые заказываются в системе «Честный знак» и наносятся на потребительскую упаковку или товарный ярлык. Стоимость кода маркировки составляет 50 копеек без учета НДС за 1 штуку.

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), согласно исследованию научно-исследовательского финансового института минфина России (НИФИ) в результате маркировки и ухода с рынка нелегальной продукции для бизнеса и государства сложится положительный баланс — т. е. дополнительная прибыль — на уровне плюс 12,7 млрд рублей. Также произойдет расширение рынка для легальных компаний на 1,690 млрд единиц продукции. Рост цен для покупателей не прогнозируется.

Там же добавили, что в системе маркировки «Честный знак» уже зарегистрировано 2 426 компаний отрасли, в том числе 195 производителей и импортеров воды. Это фирмы из разных регионов — Москвы, Карелии, Кузбасса, Новгородской области и других (53 региона). В ходе пилотного проекта, который идет с апреля 2020 года, выдано более 492 тыс. кодов маркировки, успешно протестирована вся цепочка движения продукции — до продажи в магазинах. Найдены технические решения для печати кодов почти на все виды упаковки, включая крышки, этикетки и т. п.

«В наш адрес поступило коллективное обращение [от производителей], которое мы сегодня будем разрабатывать», — пояснил, открывая встречу, руководитель общественной приемной уполномоченного в Татарстане Филипп Зарубин. По его словам, аналогичные переговоры у предпринимателей сейчас ведутся с минпромторгом. «Мы сделали им соответствующий запрос и получили ответ, что во второй декаде февраля такая встреча состоится. Важно, наверное, успеть до нее максимально проработать вопрос. Чтобы, если от нас будет необходима какая-то помощь, мы на февральской встрече в минпромторге уже могли более мотивированно свою позицию высказать», — добавил Зарубин.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в ЦРПТ, размер инвестиций для предпринимателей зависит от объема производства компании, ее автоматизации, производственных и логистических процессов. «Стоимость решения может начинаться от 30 тысяч рублей, если компания решит печатать коды на этикетках и клеить их на продукцию. В данную сумму входят принтер этикеток и сканер, ПО — бесплатное, предоставляемое системой маркировки», — обратил внимание представитель системы. При этом, по его словам, инвестиции для крупных компаний могут оказаться заметно выше. Насколько, будет зависеть и от того, решит ли производитель печатать коды прямо у себя на площадке или заранее, в типографии, и получать упаковку с уже напечатанными кодами.

«Надо учитывать, что код маркировки необходимо не только приобрести, но и разместить на таре. А для этого необходимо закупить оборудование» «Надо учитывать, что код маркировки необходимо не только приобрести, но и разместить на таре. А для этого нужно закупить оборудование» Фото: © Константин Чалабов, РИА «Новости»

«Нельзя однобоко подходить — что вот, 50 копеек — и вам, и вам»

Первым Зарубин предоставил слово гендиректору ООО «Раифская вода» (производит «Раифский источник») Альберту Ибатуллову, который выступал от лица инициативной группы предпринимателей.

«По поводу эксперимента, который сейчас проводится и должен завершиться 1 марта. Из всех присутствующих у нас никто в данном эксперименте не участвовал. Может, планировал, но не участвовал», — обратил внимание Ибатуллов.

«Надо учитывать, что код маркировки необходимо не только приобрести, но и разместить на таре. А для этого нужно закупить оборудование», — констатировал спикер. Он добавил, что стоимость переоборудования предприниматели оценивают в 10–15 млн рублей.

Также он предложил обратить внимание на то, что вода делится по нескольким категориям. «По факту мы имеем воды импортные, ввозные. Транснациональные, которые по всему миру. Лечебные воды. И, условно, как федеральные, которые достаточно широко присутствуют в Российской Федерации, так и локальные, местные. Вот здесь собрались большинство локальных производителей», — заострил внимание Ибатуллов. Разброс цен очень высок: от 11 до 200 рублей за одну бутылку готовой продукции объемом в пол-литра.

Производитель, который имеет возможность продавать воду за 70 рублей за 0,5 л, и тот, который продает ее за 11 рублей, находятся в неравных финансовых условиях. Первому оплатить стоимость кода в 50 копеек не составит труда, второй же будет вынужден увеличить наценку на 20%.

«Это совершенно разные вещи, абсолютно несовместимые. Нельзя однобоко подходить — что вот, 50 копеек — и вам, и вам, и вам. Подобное неверно абсолютно в корне. То есть мы понимаем, что транснациональная компания, которая продает воду за 50, 60 рублей [за пол-литра] — может это осилить. Но нам, фирме, работающей с низкой маржинальностью, — тяжело уже, — утверждал спикер. — Деньги, которые называют, — 10–15 миллионов — среднегодовая прибыль наших предприятий, и в итоге мы просто останемся без прибыли. Ее хотят, грубо говоря, увести туда. И мы уже не сможем это восполнить. Для сигарет, лекарств это проходимо. Для нас нереально».

Далее спикер продолжил свои расчеты. «Нанесение — оно тоже не бесплатное. Это сопровождение — краска, бумага. По нашему мнению, это еще около 50 копеек. То есть, чтобы нанести код на одну бутылку, нам необходимо потратить примерно 1 рубль», — посчитал Ибатуллов.

По его словам, отпускная цена продукции для локальных поставщиков в его компании составляет порядка 7 рублей за 0,5 литра. С увеличением затрат при маркировке отпускная цена также вырастет — на 15–16%, спрогнозировал спикер.

«У нас получается так — продавая воду за 15-20 рублей [за 0,5 л], нам это экономически невыгодно будет делать. На нас составляющая 20% ляжет» «Получается так — продавая воду за 15–20 рублей [за 0,5 литра], это экономически невыгодно будет делать. На нас составляющая 20 процентов ляжет» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ ВЫРАСТУТ НА 11,5%

Возрастают и логистические расходы: на хранение и доставку продукции до торговых точек — по предварительным расчетам Ибатуллова, на 11,5%. «Мы обслуживаем, помимо прочего, мелкие точки, сетевые магазины, которые находятся в Казани и за пределами, — доставляем в магазины лично. Порядка 15–16 точек машина развозит. Если соблюдать режим, который введен, — то есть, каждая бутылка, упаковка должна обозначаться каждым магазином отдельно и не должна путаться, — то нам придется формировать неполные машины: чтобы водители и экспедиторы не перепутали продукцию, предназначенную для разных магазинов. То есть мы предполагаем максимум 50-процентную загрузку автомобилей», — рассчитал спикер.

Ибатуллов отметил, что в случае с сигаретами и аптечными препаратами все выстроено несколько иначе, поскольку сами предметы небольшие и коробки формировать удобно. «Но у нас так не сделаешь. То есть, если магазин сформировал 15 упаковок, придется отдельно их как-то формировать. Если просто положить, это все собьется в одну кучу, и в итоге мы не сможем правильно отгрузить магазин», — объяснял выступающий.

В цифру «11,5%» заложено и создание дополнительных штатников: тех, кто будет вечером, после смены, формировать отдельные упаковки по каждому магазину. «А если в день мы обслуживаем порядка 300–400 точек, у нас уйдет весь вечер и вся ночь. Это опять дополнительные затраты. Причем дорогой ручной труд будет задействован — чтобы сформировать данную продукцию на отгрузку», — предупреждал представитель «Раифского источника».

А если не разделить товар внутри кузова между собой, он перепутается и произойдет пересорт. Пойдут возвраты, спрогнозировал Ибатуллов. «Придется как-то пленкой обматывать, а это бумажная волокита, затраты… То есть даже неэкологично, в принципе. Сколько бумаги уходить у нас будет, чтобы помечать», — логично посетовал предприниматель.

В заключение Ибатуллов напомнил и о других финансовых нагрузках — приобретение самого оборудования: в рассрочку или лизинг.

Какие же предложения сформировали предприниматели? Первое — пересмотреть подход к расценкам DataMatrix. «Они все-таки не могут быть едиными для всех. В качестве примером можно взять лекарства. Там принято решение: на препараты до 20 рублей DataMatrix выдают бесплатно. Я понимаю, зачем это сделано: экономически им это невыгодно выносить. И у нас получается так — продавая воду за 15–20 рублей [за 0,5 литра], подобное экономически невыгодно будет делать. На нас составляющая 20 процентов ляжет», — подытожил спикер.

Также Ибатуллов предложил, чтобы стоимость DataMatrix по отношению к отгрузочной стоимости воды составляла не более 0,4%.

В-третьих, он отметил, что предприниматели хотели бы оплачивать стоимость штрихкодов на основе своих договоров (по которым цены за поставленную продукцию поступают предпринимателям в течение 40 дней), а не по предоплате, как предлагает система сейчас.

При запуске эксперимента предполагалось, что код попадает в систему при нанесении маркировки производителем, и код выбывает из системы при продаже воды При запуске эксперимента предполагалось, что код попадает в систему при нанесении маркировки производителем и выбывает из нее при продаже воды Фото: © Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«У МИНПРОМТОРГА СТОИТ ЗАДАЧА ВНЕДРИТЬ МАРКИРОВКУ, И ВСЕ АРГУМЕНТЫ РАЗБИВАЮТСЯ»…

Впрочем, как обратил внимание Зарубин, один из участников встречи все-таки поучаствовал в эксперименте. С этими словами он передал слово руководителю компании «Здоровая жизнь» (вода «Сестрица») Александру Марушко. «С чем вы столкнулись в рамках эксперимента?» — поинтересовался Зарубин.

Оказалось, что компания только начинает пробовать. «Мы действительно в эксперимент входим, приступили сейчас к формированию документов. Вообще мы, региональные производители, немного отстаем — от дискуссий, от течения проекта. Он идет полтора года, эксперимент уже завершен по тем производителям, кто вступил в него в первой стадии», — уточнил Марушко.

Предприниматель рассказал, что за это время оператор системы провел эксперимент на вводе продукции на машинах с малой производительностью: 60 и 200 бутылок в час. При запуске эксперимента предполагалось, что код попадает в систему при нанесении маркировки производителем и выбывает из нее при продаже воды.

Эксперимент показал, что технически марка может быть нанесена на колпачок и в систему она спокойно вводится. «Так вот, ввод в систему сделали на машинах с малой производительностью, и на этом ЦРПТ — то есть интегратор инициативы — отчитался, что все классно, все работает. На самом деле в ходе эксперимента не были прослежены дальнейшие этапы, — обратил внимание выступающий. — Полтора года дискуссий привели к тому, что производители не были услышаны. У минпромторга стоит задача внедрить маркировку, и все аргументы разбиваются… 24 января принято решение ведомства о включении воды питьевой в перечень товаров, принадлежащих маркировке. Разработана дорожная карта, по которой в течение этого года мы должны уже все подготовиться, а с 2022-го минеральная вода вступает в проект».

Вместе с тем, по словам Марушко, ответов на большинство вопросов все еще не дано. В том числе и на часть вопросов, изложенных предыдущим выступающим. «Альберт, в частности, изложил некоторые технические моменты. На самом деле все эти вопросы были озвучены. И ответы от ЦРПТ-интегратора: „Это мы решим, сделаем“. Как распределять воду и производить вывод внутри машины, придумаем. Как продавать через винт, решим, как осуществлять продажу через интернет, тоже есть решение. Но данные решения не оглашаются. И сейчас идет работа союза производителей бутилированных вод (СПБВ) — что раз решение принято, то надо сделать это качественно, чтобы не пострадали интересы „водников“», — объяснил выступающий. В частности, союз просит исключить из маркировки детскую воду, воду с объемом меньше 0,35 литра, со спортивным колпачком и алюминиевую банку.

Зарубин, закрывая встречу, предложил производителям не участвовавшим во встрече, также вносить в общественную приемную при уполномоченном свои предложения: чтобы ко встрече с минпромторгом их можно было объединить и озвучить Зарубин, закрывая встречу, предложил производителям не участвовавшим во встрече, также вносить в общественную приемную при уполномоченном свои предложения: чтобы ко встрече с минпромторгом их можно было объединить и озвучить Фото: «БИЗНЕС Online»

Бутилированная или разливная?

Еще одна проблема, которой коснулся Марушко, касалась несправедливости в отношении 19-литровой воды и воды на розлив. «Если маркировать 19-литровую воду и не трогать разливную, то получается нарушение закона о конкуренции. Потому что одна продукция [19-литровые бутыли] должна подлежать маркировке, а другая не маркируется. В случае если применить маркировку к разливной воде, то возникает техническая сложность с тем, как это сделать. Что маркировать — грузовики, которые привозят воду, тару потребителя или по литру марку выписывать? Ситуация непонятная», — рассуждал выступающий.

Марушко добавил, что аргумент «водников» о том, что «мы вынуждены будем поднимать цены», минпромторг отвергает. «Говорят, что у нас от главы государства задача, чтобы никакого повышения цен не происходило. Мы задаем вопрос „А как?“, а министерство отвечает — „Ну вы получите преференции в виде честной конкуренции. То есть недобросовестные производители уйдут с рынка“. Так у нас нет недобросовестных производителей! Некому с рынка уходить. И местные производители с дешевой продукцией как раз-таки пострадают больше. Потому что у крупных компаний больше ресурсов по наценке, и они какое-то время смогут за счет своей прибыли покрывать дополнительные затраты», — поддержал предприниматель выступавшего первым коллегу.

Кроме того, «крупнякам», по его словам, проще выстраивать диалог с сетями. «Продавить повышение из-за маркировки они смогут легче, чем мы. Поэтому, если говорить о конкретных предложениях, хотелось бы сформировать мнение. Это, во-первых, действительно предоставить решение по финансированию закупки оборудования. По оценкам нашей компании, сумма тоже порядка 15–20 миллионов рублей», — отметил бизнесмен. По словам Марушко, минпромторг в ответ говорит о проработке схем — беспроцентное кредитование либо софинансирование. Но привлеченные к дискуссии минфин и минсельхоз со всем соглашаются и дают понять, что понимают проблему, но предупреждают, что денег на ее решение в бюджете нет.

«И второе — если мы не можем отложить, то есть предоставить какие-то льготы по маркировке для местных производителей, то, может быть, воду для местных производителей с определенной ценовой отсечкой по цене на полке — ну, например, ниже 15 рублей исключать из маркировки. То есть низкая ценовая группа, вода по 0,5 литра, на которой цены вырастут на 20 процентов. Либо должны за свой счет производители это сделать и остаться без прибыли по всей номенклатуре до полторашки. То есть пусть исключается тогда из маркировки, а маркируется пятилитровка, которая, в принципе, может вытянуть эти 2 рубля», — заключил выступающий. В противном случае, по его словам, вода объемом 0,5 литра становится проблемной номенклатурой с точки зрения прибыли. Она либо будет в дефиците, либо станет бессмысленной (поскольку бесприбыльной) нагрузкой для производителей.

А воду объемом 19 литров Марушко предложил исключить на основании правовой коллизии с разливной водой и в связи со сложностями в техническом воплощении. «То есть там настолько многоступенчатая и разветвленная система реализации… Доставка в квартиру, частный дом, садик, школу и организацию… Как сделать так, чтобы бутыли соответствовали накладной… Водитель не сможет сказать, что вот данная бутылка от этого покупателя, а вот та — от другого», — закончил свою речь спикер. В качестве альтернативы возможна неполная прослеживаемость пути бутыли, т. е. ввод продукции по факту выпуска, а вывод — по факту отгрузки с завода. Тогда водителю не придется с собой возить считывающее устройство.

Но минпромторг, по словам выступающего, на это не идет, т. к. своей целью называет установку полной прослеживаемости — от ввода до вывода при продаже и получении средств от конечного потребителя. Все данные предложения, по словам Марушко, уже прорабатываются в рамках рабочих групп.

Зарубин, закрывая встречу, предложил производителям, не участвовавшим во встрече, также вносить в общественную приемную при уполномоченном свои предложения: чтобы ко встрече с минпромторгом их можно было объединить и озвучить. «Чтобы совещание в министерстве стало продуктивным, мы готовы помочь сформировать эти предложения», — добавил спикер.