Федеральная волна объединения вузов затихла много лет назад, но власти Башкортостана решили запрыгнуть в ушедший поезд, считают эксперты. Единственный аргумент в пользу объединения БашГУ и местного авиационного университета — дополнительное финансирование, но на федеральном уровне его пока никто не обещал. В том, сможет ли новый вуз остановить отток абитуриентов из Башкортостана в Татарстан, разбирался «БИЗНЕС Online».
Радий Хабиров на встрече с молодыми учеными привел доводы в пользу объединения БГУ и УГАТУ: вокруг республики сложились мощные федеральные университеты, конкуренцию с которыми без создания мощного вуза не выдержать
«Уже начались провокации узколобых людей»
Радий Хабиров накануне публично заявил о решении объединить Башкирский государственный и Уфимский государственный авиационно-технический университеты. «Самые сложные решения я беру на себя. Мы сейчас находимся в преддверии большого научного проекта — это создание большого университета. Везде уже начались всевозможные, по-другому не скажу, провокации узколобых людей, которые не понимают, что, если мы не создадим крупный вуз и не объединим усилия БГУ и УГАТУ, мы из конкурентной борьбы выплывем и больше никогда туда не зайдем», — объяснил Хабиров необходимость слияния на еженедельном совещании в правительстве.
Неделей ранее на встрече с молодыми учеными глава региона уже приводил доводы в пользу объединения БГУ и УГАТУ: вокруг республики сложились мощные федеральные университеты, конкуренцию с которыми без создания мощного вуза не выдержать. Напомним, Уфу окружает два федеральных университета — в Казани и в Екатеринбурге, а всего в стране их 10, тогда как в Башкортостане нет даже национального исследовательского университета (в Казани их два — КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ).
Как сообщает республиканское информационное агентство «Башинформ», действующие ректоры УГАТУ и БашГУ Сергей Новиков и Николай Морозкин идею поддерживают. По словам Новикова, региональным вузам порознь трудно конкурировать с московскими университетами, а объединение даст «синергетический эффект».
Александр Сидякин считает, что объединенный вуз будет получать больше денег из федерального бюджета и сможет привлекать больше студентов
Впервые идея объединения вузов была озвучена руководителем администрации главы Башкортостана Александром Сидякиным меньше месяца назад. Он отметил, что объединенный вуз сможет получать больше денег из федерального бюджета и привлекать больше студентов. «Глобальную конкуренцию простому региональному вузу не выдержать. Региональные учебные заведения не должны между собою конкурировать. Наши 6 вузов не должны соревноваться друг с другом за студентов. Им нужно соревноваться за студентов из других регионов и других стран. В этом наша задача», — подчеркнул Сидякин.
Как сообщает портал ProUfu, 26 и 27 января ученым советам БашГУ и УГАТУ сообщили о запланированном объединении. На решение властей живо отреагировали негосударственные СМИ и местные телеграм-каналы. В числе «узколобых» критиков идеи оказался первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Он отметил, что глава региона не обязан с ним советоваться по этому вопросу (и не советовался), но считает нужным высказаться, так как принимал личное участие в развитии обоих вузов. «Логика объединения БашГУ и УГАТУ мне непонятна […] Мое мнение: эти вузы должны оставаться самостоятельными», — заявил Рахимов. По словам первого президента республики, объединять имеет смысл сильный и слабый вуз, но в данном случае оба университета сильны, а решение о слиянии должны одобрить в первую очередь коллективы учебных заведений.
Выпускники обоих вузов разных годов создали петицию против слияния, ее подписали уже более 1,5 тыс. человек. В документе бывшие студенты называют процесс объединения непродуманным, обращают внимание на «однозначное и резко отрицательное» мнение трудовых коллективов. «Для возрождения авиационной промышленности нужно повышать роль профильного образования, а не уничтожать его», — пишут авторы петиции, адресованной министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову.
Выпускники обоих вузов разных годов создали петицию против слияния, ее подписали уже более 1,5 тыс. человек. В документе бывшие студенты называют процесс объединения непродуманным, обращают внимание на «однозначное и резко отрицательное» мнение трудовых коллективов
«Насколько плюсы не будут «съедены» тем, что преподаватели погрязнут в очередной бюрократии, — это вопрос»
«Аргументы в какой-то степени верные, наши университеты, к сожалению, отстают от тех, которые получили статус федеральных и национальных исследовательских, соответственно, приобрели огромное финансирование. У нас этого финансирования не было, лабораторная база сильно отстала», — поделился в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бывший заведующий кафедрой геологии БашГУ, а с сентября 2020-го — заместитель директора геологического музея им. Вернадского Исхак Фархутдинов.
По его словам, если новый вуз действительно получит дополнительное финансирование, то «плюсы будут». Если же нет, то конкурентную борьбу за абитуриентов с учебными заведениями Казани, Перми, Томска и других соседних регионов республике окажется трудно выиграть. Сотрудник БашГУ отметил, что будущие студенты часто отдают предпочтение Казанскому федеральному университету из-за более высокого уровня образования. «Многие абитуриенты [уезжают в Казань] в силу того, что там лучше общежитие и по уровню образования, к сожалению, они нас обогнали. Если какие-то предметы, дисциплины мы просто на пальцах объясняем, то там студенты имеют возможность работать с конкретным оборудованием», — добавил Фархутдинов.
Среди проблем, которые могут возникнуть после слияния двух башкирских университетов, ученый выделил две — бюрократические и имиджевые. У каждого учебного заведения свой образ и репутация, а удастся ли создать свой имидж новому вузу — еще неизвестно. «Насколько это получится и насколько все плюсы не будут „съедены“ тем, что преподаватели погрязнут в очередной бюрократии, — это вопрос», — заключает заместитель директора.
Ученый не понимает, почему для объединения с БашГУ не выбрали педагогический университет, как это сделали в Казани. Что касается нефтяного университета, то он в 2016 году уже был объединен с университетом экономики и сервиса и получил статус опорного, а сельскохозяйственный и медицинский университеты относятся к другим министерствам.
Увеличение финансирования объединенного вуза ставит под вопрос ректор УГАТУ с 1992 по 2003 год, профессор Салават Кусимов, который написал против слияния обстоятельную колонку. Он обратил внимание, что программа создания национальных исследовательских и федеральных университетов уже закрыта и на федеральном уровне не делалось никаких заявлений о ее продолжении. Утверждение Сидякина о том, что объединенный вуз будет получать больше федеральных денег, профессор считает необоснованным. «Когда создавались научно-исследовательские университеты, то каждому вузу-победителю давался второй бюджет. А вузам, вошедшим в „5-100“, — и того больше. Университеты существенным образом переоснастились, приобрели современное оборудование для выполнения научных исследований и резко нарастили объемы научных исследований. Сейчас денег никто не обещает. Идеологи объединения говорят, что денег станет больше, но не объясняют почему. Конечно, средств окажется больше, чем в каждом в отдельности, но ведь и ртов — тоже. Просто надо знать и помнить, что финансирование подушевое», — отмечает ученый.
Кусимов обращает внимание на то, что в соседних Казани и Перми по два научно-исследовательских университета, а в Уфе ни одного. По мнению экс-ректора, это в первую очередь связано с лоббистскими возможностями руководителей регионов. «Шаймиев лично очень активно занимался лоббированием, встречался с лицами, принимающими решение и в московском Кремле, и в казанском. Результат налицо. Очень активную позицию занимал губернатор Пермского края — и тоже два НИУ в Перми», — обратил внимание ученый. На этом фоне Касимов отмечает, что руководство Башкортостана «почти никогда» не поддерживало местные вузы материально, а УГАТУ за 30 постсоветских лет не получил от региона «ни рубля, ни квадратного метра». В это же время авиационный университет в Самаре (здесь также из авиационного и Самарского государственного университета был создан один НИУ) получает по 100 млн рублей ежегодно, Казани осталась инфраструктура после Универсиады, а в Перми есть краевой закон, по которому все доктора и кандидаты наук получают надбавку к зарплате до 40 тыс. рублей. «Может быть, поэтому в Перми два НИУ? И обошлись без безумных объединений. Я докладывал о пермском опыте Рустэму Хамитову (экс-глава РБ — прим. ред.). Он сказал: „И мы можем, но надо поменять ректоров“. Поменяли ректоров, но поменялся и глава. Ждем. Дождались объединения», — резюмирует Кусимов.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» ученый добавил, что ни одного разумного довода в пользу объединения пока так и не было приведено. «Говорят, станет больше денег, но откуда они возьмутся? Когда создавались научно-исследовательские и федеральные университеты, существовала государственная программа», — напомнил собеседник. По его словам, даже в случае объединения двух уфимских вузов получившийся университет не составит конкуренцию КФУ. «Я считаю, что с Казанским федеральным университетом не может конкурировать ни один вуз в России, кроме МГУ. Он очень мощный, я его знаю», — заявил Кусимов. Профессор напомнил, что, когда только появилась идея Приволжского университета, было ясно, что ее отдадут Казанскому университету, потому что он «существенно выше всех».
Что касается оттока абитуриентов, то на него влияют не столько сами вузы, сколько условия жизни в том или ином регионе. «Ничего страшного я в этом не вижу. Пусть уезжают, если есть способности, деньги, так как образование становится все более платным. Вернутся ли они? Это зависит не столько от них, сколько от местных властей, надо создавать высококвалифицированные рабочие места. Это характерно и для Казани, и для Уфы. Например, в Москве лучше, потому что там есть Третьяковская галерея, Большой театр и так далее, а в Казани и Уфе всего этого нет», — приводит пример бывший ректор авиационного университета.
Экс-проректор УГАТУ Руслан Хисамутдинов также сомневается в том, что объединение вузов гарантирует приток финансовых выгод. Он отмечает, что оба университета подчиняются министерству образования РФ и региональные власти могут лишь вносить свои предложения. Ученый говорит, что «мания объединительства» прошла на федеральном уровне в 2013–2015-м и в последние годы сложно вспомнить подобные случаи. Хисамутдинов обращает внимание на то, что принятая в начале года федеральная программа стратегического академического лидерства («Приоритет-2030») предполагает выделение грантов на консорциумы вузов, то есть их объединение для решения конкретных задач без образования нового юридического лица.
В Казанском федеральном университете на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что по всем формам обучения в вузе сейчас обучаются 2,5 тыс. студентов из Башкортостана, это около 5% от всех студентов университета (их порядка 50 тыс.). В 2013 году студентов из РБ здесь было 1 636 при общем количестве студентов в 29 тыс., то есть те же 5%. В прошлом году в вуз поступили 784 абитуриента из РБ (в 2013-м — 595).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 176
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.