КАМАЗ «закрыл в ноль» два последних года работы: прибыль завода по российским стандартам в 2020 году, как и убыток годом ранее, составила 1,55 млрд рублей. Вопреки кризису челнинцы разогнали выручку, в том числе за счет перепродаж; после 9-месячного взлета последовал холодный душ четвертого квартала, но тут подоспели свежие вливания от акционеров. Сумма госпомощи, бо́льшая часть которой приходится на утилизационный сбор, поставила новый рекорд — 28,7 млрд рублей. В детали отчета автогиганта вникал «БИЗНЕС Online».
ПАО «КАМАЗ» за 2020 год получило чистую прибыль 1,55 млрд против убытка 1,55 млрд в 2019 году, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества по российским стандартам
Подсчитать выручку и кредитную нагрузку непросто даже ведущему аудитору
ПАО «КАМАЗ» за 2020 год получило чистую прибыль 1,55 млрд против убытка 1,55 млрд в 2019 году, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества по российским стандартам. Выручка завода выросла на 16% до 185,9 млрд рублей — скажем прямо, рост феноменальный. Впрочем, сразу же сделаем отступление от стандартной схемы разбора отчетности.
Подозрения ряда наших читателей в том, что выручка камского автозавода в определенной степени отражается некорректно, можно сказать, оправдались. Так, эксперты «Эрнст энд Янга», входящего в топ-5 ведущих аудиторских компаний, отметили, что договоры поставок, заключаемые обществом с покупателями, содержат различные условия перехода права собственности, что приводит к повышенному риску признания выручки в некорректном периоде.
Впрочем, подобные нюансы с уточнением выручки отмечаются проверяющим не впервые: сверке договоров с фактически отраженным приходом, возвратам нереализованной продукции от дилеров традиционно уделяется особое внимание. Не меньше вопросов у аудиторов отчетности КАМАЗа вызвал и его кредитный портфель.
«У общества имеются существенные остатки кредитов и займов по большому количеству кредитных соглашений, в том числе с переменными процентными ставками. В соответствии с заключенными кредитными соглашениями общество должно поддерживать и соблюдать определенные ограничительные финансовые и нефинансовые условия», — пишут представители аудитора в заключении. В связи с неординарностью задачи объективного подсчета и этот пункт, как и выручка, был отнесен аудитором к ключевым.
Общая сумма займов составляет более половины выручки автогиганта. Напомним, что десятки миллиардов рублей заводу пришлось привлечь для масштабной программы модернизации производства
Долг $1,4 млрд, пополнение капитала на 4 млрд рублей за счет акционеров
Общая сумма займов составляет более половины выручки автогиганта. Напомним, что десятки миллиардов рублей заводу пришлось привлечь для масштабной программы модернизации производства. С целями и объемом финансирования определились еще в 2012-м, на тот момент сумма составляла около $2 миллиардов.
К началу текущего года кредитный портфель КАМАЗа в общем выглядел так. Объем долгосрочных займов за 2020-й сократился на 3,1 млрд до 72,3 млрд (чуть более $1 млрд на данный момент), а объем краткосрочных увеличился на 4,2 млрд до 29,8 млрд рублей. Итого долговая нагрузка выросла на 1,1 млрд до 102,1 млрд рублей, или около $1,4 миллиарда.
Напомним, что Центробанк РФ в прошлом году снижал ключевую ставку, что логично вело к снижению стоимости денег. «Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам и займам на 31 декабря 2020 года составляет 6,82 процента, на 31 декабря 2019 года — 8,24 процента», — указано в отчете. Отсюда, несмотря на рост общей суммы займов, процентные платежи КАМАЗа снизились на 748 млн до 6,1 млрд рублей — на минуточку, такая экономия составляет половину чистой прибыли завода.
Отметим также, что размещения облигаций КАМАЗа удостоились премии специализированного портала Cbonds. Но и этим не исчерпываются внешние источники финансирования. Так, кредиторская задолженность (перед поставщиками и заказчиками) взлетела на 16,1 млрд до 50,2 млрд рублей, или почти на 50% по итогам 2020 года. Для сравнения: дебиторская задолженность (поставщиков и заказчиков перед заводом) выросла в абсолютном выражении только на 3 млрд до 3,3 млрд рублей.
В продолжение темы источников средств. Собственные ресурсы КАМАЗа были увеличены за счет добавочного капитала в размере 4 млрд рублей. Произошло это в четвертом квартале, по итогам 9 месяцев данных средств на балансе не имелось. В новостной ленте на официальном сайте КАМАЗа сообщений за октябрь–декабрь об увеличении капитала нет. Не упоминал о пополнении на круглую сумму и гендиректор завода Сергей Когогин на декабрьском пресс-брифинге. Но в отчете о движении денежных средств уточняется, что внесенные 4 млрд рублей — это денежные средства акционеров. Крупнейший акционер общества — госкорпорация «Ростех» с долей 47,1%, далее ООО «Автоинвест» с долей 23,5%, международный концерн Daimler Truck AG — 15%, KAMAZ International Management CO., L.P. — 4,3%, Евразийский банк развития — 3,7%, АО «Связьинвестнефтехим» — 2,8%. В 2020 году эти доли не изменялись.
Представители СИНХа сообщили нам, что госхолдинг не принимал участия в пополнении собственного капитала КАМАЗа.
Убыточный четвертый квартал, потеря 451 млн на продаже имущества, рекордная госпомощь. Итог двух лет — ноль
Не менее интересен поворот в истории собственных денег КАМАЗа. Если по результатам трех кварталов у предприятия было 2,46 млрд собственной нераспределенной прибыли, то по итогу всего года осталось только 1,82 миллиарда. Причина — убыточность четвертого квартала: еще за январь–сентябрь чистая прибыль составляла 2,18 млрд рублей, а в итоге, как мы уже говорили, от нее осталось 1,55 млрд рублей. Ровно столько, сколько составил чистый убыток предприятия годом ранее, который теперь, можно сказать, обнулен.
Результат 2020-го мог быть намного лучше, но вмешались прочие расходы. Так, при поступлениях от реализации основных средств на 371 млн расход составил 697 млн, при реализации прочего имущества доход — 377 млн, расход — 502 миллиона. Итого на продаже своего имущества КАМАЗ потерял 451 млн деревянных. Насколько эти операции эффективны? К слову, в 2019-м поступления от продажи основных фондов составили 79 млн при расходе в 97 миллионов.
Из прочих расходов отметим курсовые разницы: по итогам 2020 года положительные разницы прибавили 1 млрд до 2,2 млрд, а вот отрицательные выросли сразу на 2,4 млрд до 3,1 млрд рублей.
Напомним, что на КАМАЗе упорно отказываются пояснить, от кого же получают существенные дивидендные поступления. Мы же можем констатировать, что в прошлом году поступления от участия в других организациях снизились на 1,87 млрд до 475 млн рублей, в Татарстане у КАМАЗа есть СП с «Даймлером», « Камминз» и «Кнорр-Бремзе».
Ну и, наконец, господдержка — куда же без нее. В отчете о движении денежных средств указано, что за 2020 год завод получил по текущим операциям бюджетные средства в размере 28,7 млрд рублей — на 6,6 млрд рублей больше, чем годом ранее. Это новый рекорд КАМАЗа: побит прежний максимум 2017 года с вливаниями 25,1 млрд рублей. Суммарно же за последние пять лет такой помощи набралось на 118,4 миллиарда. При этом в пояснении к отчету отмечено, что утилизационный сбор, который обычно и компенсируют КАМАЗу его расходы, в прошлом году составил 25,4 млрд рублей — на 5,7 млрд больше, чем в 2019-м.
Удачный маркетинг, модельный ряд, оборонзаказ и просто перепродажа
Десерт мы подали в начале сегодняшнего обзора, ну а теперь остальное. Итак, выручка ПАО «КАМАЗ» выросла в 2020 году на 16% до 185,9 млрд рублей. Почему мы назвали такой рост феноменальным? Спрос на новые грузовые авто в РФ за это же время просел на 7% до 74,8 тысячи. А число регистраций новых «КАМАЗов» в России подросло чисто символически — на 0,6%, или 156 единиц, до 27,8 тыс. авто.
Уточним, что поступления от реализации продукции — того, что изготовил или доработал сам завод — подросли на 16,4 млрд до 158,7 млрд рублей, а еще на 7,5 млрд до 25 млрд увеличились поступления от реализации товаров (того, что было приобретено и перепродано заводом). Другими словами, КАМАЗ весьма неплохо ускорился за счет перепродажи неких товаров. Могла ли это быть очередная форма поддержки стратегического предприятия — вопрос открытый.
Напомним, что по итогам полугодия выручка КАМАЗа выросла на 9%. На предприятии причинами роста назвали удачный модельный ряд и хороший маркетинг. Наши эксперты тогда предположили, что помочь камскому автозаводу мог гособоронзаказ. Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей, необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники. Цифра сопоставима с общим количеством гражданской продукции, производимой на КАМАЗе (34 тыс. по плану на 2020 год). Основные бенефициары таких специальных госзаказов — «КАМАЗ» и «Урал».
Однако при околонулевой динамике продаж в натуральном выражении логичным будет сослаться на рост ценников или, как вариант, на хорошие заказы автобусов — прежде всего из Москвы.
Самую большую прибавку показали тяжелые самосвалы «6520», суммарно семейство «выстрелило» на 677 пунктов до 4 011 авто
«Выстрелили» самосвалы «6520», «6580» и тягачи «5490»
В заключение о самых продаваемых грузовиках КАМАЗа. Наиболее популярным семейством остались вездеходы «4311/43118» с колесной формулой 6×6, хотя тут и произошло снижение спроса на 314 до 6 490 авто согласно «Автостату». Небольшой спад выглядит логично на фоне замедления деловой активности в нефтянке, которая является одним из основных потребителей высокопроходимых «КАМАЗов». Вторым ключевым потребителем подобных машин выступают силовые ведомства.
Самую большую прибавку показали тяжелые самосвалы «6520», суммарно семейство «выстрелило» на 677 пунктов до 4 011 авто. Два года до этого была иная картина. В 2018-м, после завершения мегастроек, спрос на эти самосвалы рухнул на 1,4 тыс. авто, а в 2019-м просел еще на 54 единицы.
У других самосвалов дела шли не столь весело, например, регистрации модели «6511» сократились практически на ту же величину, на 659 до 5 703 авто. Так бы и закончило самосвальное сообщество год «по нулям», но на 303 регистрации до 762 авто вырос спрос на флагманов линейки «6580». К слову, в октябре был презентован новый карьерный самосвал этого семейства. Таким образом, в 2020 году наблюдался повышенный спрос на тяжелые и сверхтяжелые самосвалы при снижении интереса к менее вместительным машинам.
К слову, в «КАМАЗ-Лизинге» провели свой анализ, по результатам которого самыми популярными в 2020 году стали авто на шасси «43118», «5490» и «43253». Больше всего запросов на приобретение грузовой автотехники «КАМАЗ» в 2020-м поступило от клиентов из Москвы, Ульяновской области, Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Ставропольского края. Татарстан не попал даже в пятерку крупнейших заказчиков, а московский регион давно стал VIP-клиентом с учетом огромных закупок электробусов мэром Сергеем Собяниным, который «пустил под нож» всю огромную сеть троллейбусных проводов в столице.
Что касается новых тягачей «5490», спрос на них опять подрос на 333 единицы до нового рекорда — 5 259 регистраций за год. Челнинцам удалось не только вылечить ряд «детских болезней» машины, но и продвинуть свой продукт в парки крупнейших перевозчиков РФ
Что касается новых тягачей «5490», спрос на них опять подрос на 333 единицы до нового рекорда — 5 259 регистраций за год. Челнинцам удалось не только вылечить ряд «детских болезней» машины, но и продвинуть свой продукт в парки крупнейших перевозчиков РФ. Конечно, на руку КАМАЗу сыграло падение продаж у европейских поставщиков более дорогой техники: MAN, Volvo, DAF и других мэтров.
Что касается отмеченного экспертами «КАМАЗ-Лизинга» «43253», то, по данным «Автостата», число его регистраций упало на 105 единиц до 1 175 авто, хотя годом ранее тут был рост на 348 пунктов. Спад произошел и у семейства «5360». Еще раз подчеркнем, что в 2020-м наблюдалось снижение интереса к технике КАМАЗа меньшей грузоподъемности с ростом интереса к более выносливым моделям.
В планах «камазовцев» на 2021 год — увеличение доли на рынке до 51% за счет роста продаж машин нового модельного ряда до 11 тыс. авто (в прошлом году — 8,5 тыс.); вывод на рынок новых моделей поколения К5 (седельный тягач 6×2, самосвалы 6×4, 6×6 и 8×4); развитие модельного ряда газомоторной техники, в том числе продажа 1 тыс. газомоторных тягачей «КАМАЗ-5490» на КПГ и СПГ и вывод на рынок «КАМАЗ-54901» с газовым двигателем.
Руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев отказался комментировать финансовые итоги КАМАЗа за 2020 год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.