Идея фильма об истории побега советского летчика-истребителя из нацистского концлагеря на вражеском бомбардировщике, по словам Тимура  Бекмамбетова, принадлежит его жене, помощнице президента Татарстана Наталии Фишман-Бекмамбетовой, благодаря которой знаменитый режиссер и узнал эту историю Идея фильма об истории побега советского летчика-истребителя из нацистского концлагеря на вражеском бомбардировщике, по словам Тимура Бекмамбетова, принадлежит его жене Наталии Фишман-Бекмамбетовой, благодаря которой знаменитый режиссер и узнал эту историю Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Высокие технологии, геймеры и поддержка Шойгу

Трудно представить более очевидной ниши для народного скепсиса, чем последние фильмы о Великой Отечественной в преддверии Дня Победы. «Собибор» (2018), «Калашников» (2020), «Танки» (2018), «Рубеж» (2018), «Несокрушимый» (2018), а теперь и «Девятаев». Не было сомнений, что картину будут сравнивать с тем же «Т-34» с Александром Петровым в главной роли. Только там — танк, а у Бекмамбетова — самолет. Но создатели убеждали зрителя — такого фильма о войне еще не было как в техническом, так и в драматическом плане.

В качестве режиссера фильм снимал не только Тимур Бекмамбетов, но и Сергей Трофимов, который почти в каждом проекте Бекмамбетова значится оператором. «Мы всю жизнь работали вместе. Формально он назывался кинооператором, а я режиссером. Но все фильмы мы делали вместе», — признался Бекмамбетов во время пресс-конференции.

Чтобы поднять такую кинематографическую махину в воздух, потребовались силы ни одного спонсора. Тут и «Фонд кино», и «Татнефть», и Columbia Pictures, и «Россия-1», и персональная благодарность министру обороны РФ Сергею Шойгу. Ведь на создателях висел немалый груз ответственности. Во-первых, рассказать противоречивую историю Героя Советского Союза, окутанную документальными нестыковками и фактологической двойственностью. А во-вторых, не подвести потомков, мечтавших о качественном фильме про героический подвиг отца.

За соблюдением подлинности и сохранением личности пилота следил его сын, профессор КГМУ Александр Девятаев. А идея картины, по словам Бекмамбетова, принадлежит его жене, помощнице президента Татарстана Наталии Фишман-Бекмамбетовой, благодаря которой знаменитый режиссер и узнал эту историю.

За соблюдением подлинности и сохранением личности пилота следил сын Героя Советского Союза, летчика Михаила Девятаева - Александр Девятаев (на фото с внучками на красной дорожке Московского Международного кинофестиваля в Москве) За соблюдением подлинности и сохранением личности пилота следил сын Героя Советского Союза, летчика Михаила Девятаева  — Александр Девятаев (на фото с внучками на красной дорожке московского международного кинофестиваля в Москве) Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Информация о съемочном процессе будоражила поклонников голливудского режиссера все карантинное время. Тут и два варианта подачи фильма — широкоформатный и вертикальный (специально для TikTok-аудитории, не отлипающей от смартфона), и сверхсовременная технология видеоигр для съемок воздушных боев (герои проводят в воздухе порядка 30 минут), и привлечение реальных геймеров со всего мира.


Первым делом — самолеты, ну а девушки — потом

А за всей технологической тяжестью стоит история двух героев Миши Девятаева (Павел Прилучный) и Коли Ларина (Павел Чинарев). Они вместе учились в летном, дружили семьями, мечтали вернуться с войны героями. Только у одного, несмотря на лагеря, побег и допросы, это получилось. А второй решил остаться мертвым для семьи и Родины и полезным для Третьего Рейха.

На пресс-конференции Бекмамбетов признался, что работа над сценарием велась долго, кстати, среди авторов и казанский драматург Ильгиз Зайниев. «В ней принимала участие целая эскадрилья писателей. Это была очень ответственная работа, потому что мы имели дело с историей реального человека. За основу взяли книгу Михаила Девятаева „Побег из ада“. Когда ее читаешь, сразу становится понятно — это кино. Александр Михайлович показывал нам фотографии, видеоинтервью отца. К сожалению, мы не добрались до архивных материалов следствия. Мы об этом не знали. Поэтому фильм получился таким, какой есть», — сказал режиссер.

А получился он неоднозначным. Если к технической стороне вопроса мало у кого возникнут претензии, то любителям покопаться в деталях и смыслах будет чем поживиться. Бо́льшая часть фильма проходит в концлагере, в который герой Прилучного попадает по счастливому стечению обстоятельств — лагерный парикмахер (Тимофей Трибунцев) подменил нашивку без пяти минут мертвеца Девятаева на имя артиллериста Степана Григорьевича Никитенко. И тем самым спас ему жизнь.


Там Девятаев-Никитенко знакомится с татарином Фатухом, которого сыграл актер Казанского ТЮЗа Нияз Зиннатуллин. В фильме у Нияза совсем эпизодическая роль (в основном касте он даже не всегда прописан), но полные боли глаза и фактурное лицо артиста как нельзя лучше передают нечеловеческую атмосферу лагерного времени. Чего, к сожалению, не скажешь о главных ролях.

Прилучный, прославившийся в роли мажора Игоря Соколовского, с трудом продирается через амплуа шута и разгильдяя, который привык шагать по жизни с широкой улыбкой. Но если эффектные кадры обстрела она идеально дополняет, то трагизм и внутреннее противостояние героя — уж никак.

В лагере он проводит без малого полгода, но внешний вид холеного Прилучного в прекрасной физической форме (на контрасте с бледными заключенными с впалыми глазами) никак не сочетается с воспоминаниями той же дочери настоящего Девятаева. В недавнем интервью Нэлли Михайловна вспоминала, что «после побега из фашистского плена отец весил 38 килограммов».

На его фоне гораздо лучше смотрится менее медийный артист Чинарев. Он сыграл не просто заклятого друга главного персонажа, но и его альтер эго. «Я не мог ничего изменить в характере Девятаева. Потому что это реальный человек. Поэтому мы придумали его альтер эго, которому передали все сомнения и эмоции. Именно в их диалогах мы видим, что происходило внутри героя. Мне кажется, это один и тот же человек, разложенный на два», — пояснил Бекмамбетов после просмотра картины.

Необычно, что у военной картины почти отсутствуют женские персонажи. Да и любовной линии как таковой нет. Этот легкий штрих в «Девятаеве» отмечен эпизодической ролью телеведущей и жены гендиректора «России-1» Дарьи Златопольской, которая появляется в начале и в конце на несколько минут. Бекмамбетов объяснил такое решение главной идеей фильма: «Это фильм про способность совершать подвиги и попытки прощать ошибки друзей. Нам абсолютно не хотелось лезть в общественно-политический контекст картины. Это фильм про двух друзей».


Конечно, невозможно рассматривать историю персонажей в отрыве от исторического контекста. Пусть даже основное время занято авиасимулятором, лагерными сценами и полигоном. Мирной жизни уделено в сумме не больше 10 минут экранного времени. В начале — Казань 50-х, праздник трудящихся, счастливые горожане с транспарантами во время мирной демонстрации и в конце — когда герой возвращается в казанский госпиталь. Пара появлений советской атрибутики и никакого насаждения патриотической идеологии. Режиссер ведь сказал — фильм о дружбе.

В самом конце появляется легкий намек на интерес НКВД к военнопленному. Но, по словам того же Бекмамбетова, до следственных архивов они не добрались, поэтому этот эпизод из жизни пилота опущен и сразу перемотан на счастливый конец. Где уже вся семья плывет на теплоходе, которым гордо управляет реабилитированный Девятаев с капитанского мостика.

Военный экшн-фильм Тимура Бекмамбетова «Девятаев» выйдет в широкий российский прокат 29 апреля Военный экшен-фильм Бекмамбетова «Девятаев» выйдет в широкий российский прокат 29 апреля Фото: Базелевс, Военфильм, МТС, МедиаЛенфильмРоссия-1 – film.r, добросовестное использование, ru.wikipedia.org

«Честнее было бы ограничиться драйвом перестрелок и побега»

Получилось ли у режиссера соблюсти баланс между компьютерной стрелялкой и человеческой драмой — судить зрителям. Фильм выйдет в широкий прокат 29 апреля. Свое мнение сможет составить и забугорная публика, т. к. Бекмамбетов настроен вывести картину на зарубежный рынок. А вот что думают эксперты «БИЗНЕС Online», которые уже посмотрели главный военный фильм года.

Кирилл Разлогов — киновед, программный директор ММКФ:

— Фильм впечатляет. Технически он сделан почти безупречно. К сожалению, показ был небезупречен (на официальном открытии ММКФ — прим. ред.) в связи с размерами экрана и соотношением кадра. Но это не ошибка создателей, а особенности кинотеатра «Пушкинский», который уже не кинотеатр, а мьюзик-холл.

Картина, на мой взгляд, находится на очень важном направлении современного искусства, касающегося неразрешимых противоречий недавнего прошлого, сложных мест памяти. Это картина о дружбе людей, которые оказались по разные стороны политических баррикад. И вот эта сторона мне показалась наиболее интересной. Что касается технической стороны, она была, повторяю, сделана безупречно. Как всегда, у Тимура Бекмамбетова, который дорабатывал до последней минуты еще чего-то и еще чего-то.


Светлана Хохрякова — кинокритик:

 — «Девятаев» — фильм-ловушка. Тимур Бекмамбетов декларировал его как компьютерную игру, осваивал прежде неапробированные в России технологии, в очередной раз пытаясь обогнать Америку. А потом взял да и снабдил историей про якобы реальную жизнь, наполненную смыслами и идеалами. Это оказалось не по силам. Актер Прилучный в роли советского летчика-истребителя скорее напоминает персонажа с разбитым в драке носом и пополняет сонм картонных героев новейшего российского кино с мнимыми подвигами и понятиями о чести. А уж его альтер эго в лице «оступившегося» товарища, перешедшего на сторону фашистов, на которого и зла держать не стоит (с кем не бывает), в данном контексте выглядит по меньшей мере странно. Судьба человека  здесь вообще лишнее, никому она тут не нужна. Да и в идеологию авторам лезть не хотелось, как и вникать в перипетии трагической судьбы человека. Наверное, честнее было бы ограничиться драйвом перестрелок и побега, чтобы не иметь потом фильм про подвиг, где нет героя, способного его совершить.   


Денис Ступников — обозреватель InterMedia:

— Впечатления от фильма остались самые радужные. Можно сказать, он меня приятно удивил. Потому что в последние годы военным фильмам уделяется очень большое внимание. Их поддерживает фонд кино на уровне министерства культуры, правительства, Путин даже недавно встречался с Угольниковым — продюсером достойных фильмов, например «Брестская крепость». Но даже притом, что уровень этих фильмов достаточно высок, лично мне постоянно чего-то не хватало. Объясню чего. Если военные фильмы снимаются чисто по событийной  канве, никакой отсебятины режиссеры зачастую не допускают, и потому часто такие работы оказываются скучными. А вот если какой-то экшен начинается, как, например, в небезызвестном «Т-34», то там как раз много откровенно, не побоюсь этого слова, бредовых подробностей, которых тогда не было и быть не могло. Получается, что с кинематографической точки зрения картина сделана достойно, а вот исторической правды искать не приходится. Что, на мой взгляд, для фильмов такого рода недопустимо. А «Девятаев» — тот редкий пример, когда в фильме присутствует и экшен, и историческая достоверность. Его смотреть интересно. Поэтому могу с большим энтузиазмом рекомендовать картину зрителям. Они не останутся внакладе, при этом узнают что-то новое и не будут дремать в своих креслах.

Что касается самой фигуры Девятаева. В фильме действительно сделан упор на то, что герой из  Казани. Например, в начале есть очень интригующий эпизод, который как раз происходит в этом городе в 1950-е. При всем при этом Девятаев действительно благодаря Тимуру Бекмамбетову, благодаря создателям фильма становится на наших глазах фигурой всероссийского масштаба. Не только героем Татарстана, но и нашим общим достоянием. Что не может не радовать. И его подвиг действительно должен быть известен как можно большему количеству людей, это должно быть в школьной хрестоматии. Рад, что мы все об этом узнали.