Расстрел в гимназии №175, который совершил 19-летний Ильназ Галявиев, стал одним из самых громких, но, к сожалению, не первым массовым убийством в истории современного Татарстана. 29 лет назад Казань также потрясло преступление, жертвами которого, как и в мае 2021 года, стали 9 человек. Трупы с ножевыми и огнестрельными ранениями нашли в обгоревшем здании сверхсекретного управления спецсвязи. А убийцу поймали благодаря окровавленной надписи одной из жертв нападения. «БИЗНЕС Online» вспоминает события той кошмарной ночи, рассказывает подробности жестокой расправы и объясняет, как преступник пытался избежать расстрела.
Очевидцем происходящего стал сосед, который незамедлительно выскочил и побежал на спасение людей, позвонив перед этим пожарным
Кошмар на улице Камала
17 декабря 1796 года император Павел I издал указ о создании специальной воинской службы связи, которая будет заниматься доставкой важных секретных документов и информации. Подразделение назвали фельдъегерским корпусом. Его сотрудники должны были идеально обращаться с оружием, быть готовыми к преодолению любых проблем на пути. Несмотря на дальнейшие реформы и изменения в военных структурах, фельдъегеря существуют в России до сих пор. Сейчас они подчиняются напрямую президенту страны.
Несмотря на сверхважный статус, идеальной работу службы назвать было нельзя, особенно во время развала Советского Союза. Один из таких сбоев произошел в Казани 26 апреля 1992 года, в канун православной Пасхи, в здании управления специальной связи РТ. Поздним вечером того весеннего дня улица Камала озарилась ярким светом от пламени, которое бушевало в здании управления. Из окон валил густой черный дым. Очевидцем происходящего стал сосед, который незамедлительно выскочил и побежал на спасение людей, позвонив перед этим пожарным.
Внутри здания находились секретные документы, множество единиц оружия и боеприпасов к ним. Вообще, подобные объекты должны находиться под пристальным вниманием и серьезнейшей охраной, но, как станет известно позднее, существенных недоработок было полно.
Пока пожарные ехали на место, очевидец происшествия пытался попасть внутрь здания, но двери были закрыты изнутри. Совсем рядом с огнем стоял служебный грузовичок «ГАЗ», который прибежавшие соседи оттолкали в сторону. Обежав здание, они встретили молодого человека, который кричал, что внутри могут быть живые люди. Затем они нашли открытое окно, за которым на полу лежала раненая женщина. Она была вся в крови и без сознания. Молодой человек к этому времени ушел. Врачи пострадавшую увезли, а пожарные тушили огонь, находя в помещениях один труп за другим. Шокировало всех то, что никто не погиб ни от огня, ни от удушья.
«Вскоре в специально созданный штаб по раскрытию данного преступления стала поступать первая информация. Согласно предварительному заключению судебно-медицинских экспертов, на обгоревших трупах и на теле спасенной во время пожара сотрудницы РУСС имелись огнестрельные ранения. Обгорание обнаруженных тел произошло уже после их смерти», — писали в книге «Бандитская Казань» заместитель председателя Верховного суда Татарстана Максим Беляев и старший помощник руководителя управления СКР по РТ Андрей Шептицкий.
Была установлена цель преступления — из управления спецсвязи пропали 67 пистолетов системы «Макаров» и более 700 патронов
Версии об ОПГ и сотрудниках спецсвязи
На место немедленно приехала милиция и следователи прокуратуры. В первую очередь были опрошены свидетели, которые первыми оказались на месте, и лишь личность того самого молодого человека, который активно «пытался тушить пожар», установить не смогли. Однако один из соседей сообщил, что видел белую «шестерку», которая проезжала мимо во время пожара.
На полу, где нашли живую жертву нападения, кровью была оставлена надпись, но разобрать ее было тяжело: были видны лишь буквы «к», «д», «р», «а», «о», «н» и число «13». Сложив их, получалась фраза «Дракон 13» или «Тринадцатый дракон».
Тем временем была установлена цель преступления — из управления спецсвязи пропали 67 пистолетов системы «Макаров» и более 700 патронов. Информация о преступлении очень быстро, хотя и не так моментально, как бойня в гимназии №175, распространилась среди жителей республики, взбудоражив практически каждого.
Одной из первых версий сыщики назвали действия одной из ОПГ города, которые уже набрали полные обороты. Да и ворваться в охраняемое здание, устроить жестокую бойню, украсть почти 70 пистолетов и скрыться, казалось бы, могла только организованная группа с четким планом.
Однако вскоре следователи обнаружили еще одну находку — в «ГАЗе», который едва не сгорел вместе со зданием. В салоне лежала огромная сумка, внутри которой были сложены 66 из 67 тех самых пропавших пистолетов с патронами. Получается, то, за чем приходили убийцы, унести с собой не удалось. Что-то помешало налетчикам. Возможно, считало следствие, автомобиль мог быть частью преступления, одним из звеньев налета.
В таком случае сыщики стали отрабатывать версию о том, что к нападению мог быть причастен сотрудник управления спецсвязи. Последний раз на этом «ГАЗе» приехали двое фельдъегерей. Но их тела нашли вместе с убитыми, как и тех, кто их встречал. Тем не менее эту версию отбрасывать в сторону не стали.
Андрей Шпагонов, известный как «Дракон 13»
Выход на «Тринадцатого дракона»
Следствие стало обрабатывать всех сотрудников управления, в том числе и бывших. Были опрошены как сами лица, имевшие отношение к спецсвязи РТ, так и их родственники. К каждому пытались примерять таинственную надпись «Дракон 13». Ее смысла долгое время никто не понимал.
Судебная экспертиза к тому времени выяснила, что надпись действительно была сделана кровью, а позже стало понятно, что она принадлежит Ляле Фарзеевой — единственной выжившей в ту роковую ночь, а ребусом могли стать имя и фамилия преступника, которые женщина из последних сил написала на полу. Цифра «13» на деле оказалась буквой «В». Остальные исследования показали, что все были убиты из одного пистолета. Нападавший, получается, был один.
Прокуратура снова подняла списки всех сотрудников, действующих и уволенных. В шорт-лист попали 10 кандидатов, которые имели эти буквы в своих именах и фамилиях. Среди них был Андрей Шпагонов, которого уволили в 1991 году за несоответствие занимаемой должности: был склонен к жажде наживы.
Выжившая Фарзеева пришла в себя, но находилась в тяжелом состоянии и не могла говорить. Отвечать она могла только кивками и малыми жестами. Сыщики с разрешения врачей смогли попасть к ней в палату и зачитать шорт-лист кандидатов на звание главного подозреваемого. Именно на фамилии Шпагонов женщина дала положительный ответ, фактически указав на убийцу.
Проживал Шпагонов в поселке Царицыно, куда незамедлительно отправилась следственная группа. Родственники и соседи подозреваемого были в шоке от услышанного от правоохранителей. Родители буквально отреклись от сына и открыто рассказали все, что помнили.
Вечером того рокового дня, со слов отца и матери Шпагонова, он выехал вместе с двоюродным братом Дмитрием Ковалевым в город, и больше его не видели. А уехали они на той самой белой «шестерке». Ковалева задержали, он рассказал, что с Андреем вместе поехали в кино, после чего Шпагонов якобы ушел с какой-то девушкой в неизвестном направлении. Но вскоре сыщики выбили из него признательные показания.
«За день до преступления Шпагонов купил три бутылки „Пшеничной“ водки, коробку конфет „Арлекино“, для убийства взял два ножа и металлический прут, для поджога здания — канистру бензина. Перед убийством для обеспечения своего алиби Шпагонов и Ковалев купили два билета на вечерний сеанс американского фильма „Крестный отец“. Зайдя в зал кинотеатра, они пробыли там 10 минут, после чего вышли через задний выход и поехали на машине в РУСС», — сказано в книге «Бандитская Казань».
Задержание, следствие и суд
На решающем допросе Ковалев рассказал, что Шпагонов предложил ему ограбить место своей бывшей работы, мол, на пистолетах и патронах можно неплохо разжиться. При этом нужно было совершить убийство. Инструкции были таковыми: Ковалев привозит Шпагонова на место и остается ждать, пока тот совершит ограбление. Но к назначенному времени Шпагонов не вышел, а когда Ковалев приехал во второй раз — здание уже полыхало. Ковалев испугался и уехал с улицы Камала. Именно в этот момент его машину заметил один из соседей.
Шпагонова уже активно искали. Выяснилось, что он звонил своей бывшей учительнице из техникума и просил связаться с его родственниками. Еще он сказал, что собирается бежать в Сибирь. Преподаватель тут же об этом сообщила милиционерам, которые установили, что звонил Шпагонов с ж/д станции Агрыз. Туда направилась группа захвата, и утром 4 мая Шпагонова задержали. В преступлении он сознался, но, боясь смертной казни, пытался выдать себя за сумасшедшего. Судмедэксперты этого не подтвердили.
В ходе допросов и очных ставок была получена полная картина произошедшего. Шпагонов рассказал следователям, что пришел в, казалось бы, сверхсекретное управление спецсвязи как к себе домой. Там дежурили его старые знакомые, с которыми он дружно распил три бутылки водки. Один из дежуривших лег спать, остальные также разошлись по кабинетам. Дождавшись этого, Шпагонов вооружился ножом и газовым баллончиком и поднялся за ними на второй этаж. Первому встреченному «старому другу» он брызнул в лицо газом и зарезал того. Далее он ножом убил спящего дежурного, вернулся на первый этаж и расправился с третьим, прихватив табельное оружие. В это время в дверь позвонили: пришел экспедитор. Запустив его внутрь, Шпагонов застрелил очередную жертву в затылок.
Потом Шпагонов пошел в отдел экспедиторов, где также находилась единственная выжившая Фарзеева. Расстреляв всех находившихся в кабинете, он побежал за одной из сотрудниц, которая попыталась покинуть здание. Нападавший убил ее на улице и затащил труп в помещение. Фарзеева в этот момент очнулась и закрылась в хранилище отдела, где и написала имя Шпагонова кровью, боясь умереть.
Вскоре приехал еще один фельдъегерь с водителем, они также были застрелены. Потом Шпагонов обошел все здание и спустил в мертвые тела еще одну обойму, но Фарзееву не обнаружил. Покончив с убийствами, нападавший облил все бензином и поджег здание. Выйдя с сумкой с пистолетами на улицу, Шпагонов не обнаружил брата и решил, что тот его бросил, хотя брат колесил по району. Он вернулся в горящее здание, взял ключи от «ГАЗа», бросил туда добычу и попытался угнать грузовичок. Но завести ключами его он не смог. Автомобиль такой службы обладал «секреткой» в зажигании, но Шпагонов ее знать не мог. Решив, что взял не те ключи, он снова попытался вернуться, но наткнулся на прибежавших соседей. Он отвлек их криками, что внутри могут быть люди, а сам убежал якобы за монтировкой. Его план был провален полностью.
Следствие длилось недолго. Через несколько месяцев он услышал приговор — смертная казнь. Ходатайства о помиловании в дальнейшем отклоняли, и Шпагонов был расстрелян 13 декабря 1995 года — смертную казнь в России отменили только в апреле 1997-го. Ковалев как соучастник был осужден на 15 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.