Рынок аренды электросамокатов в Казани уже этим летом может пополниться мощным игроком. По данным СМИ, кикшерингом в столице Татарстана планирует заняться «Яндекс». Компания якобы намерена объединить сервис аренды самокатов с такси и каршерингом. Время, которое московская компания выбрала для развития нового направления, сложно назвать удачным: в минувшую субботу президент РТ Рустам Минниханов возмутился инцидентами с самокатами и дал неделю на то, чтобы «разрулить» вопрос. Эксперты «БИЗНЕС Online» предлагают ограничить скорость 15 км/ч и ввести для пользователей сервиса систему рейтингов.
Рынок аренды электросамокатов в Казани уже этим летом может пополниться мощным игроком. По данным СМИ, кикшерингом в столице Татарстана планирует заняться «Яндекс»
«Яндекс» выкатывается на рынок кикшеринга?
О намерениях «Яндекса» запустить свой сервис по аренде электросамокатов в Казани, Москве и Санкт-Петербурге сегодня сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников. Официального подтверждения данной информации нет. «Мы не комментируем слухи», — заявили «БИЗНЕС Online» в пиар-службе «Яндекс Go».
По словам собеседников «Ъ», помимо Казани, самокаты «Яндекса» появятся в Москве и Санкт-Петербурге. На улицах столицы РФ якобы расставят от 4 тыс. до 8 тыс. самокатов компании Ninebot (такие же используют популярные сервисы Whoosh и Urent). Арендовать транспортные средства смогут пользователи приложений «Яндекс.Драйв» и «Яндекс Go». Пользователь получит возможность строить маршруты, в рамках которых можно будет бронировать такси, каршеринг и самокат, пояснил один из собеседников газеты.
Самокаты естественно встраиваются в транспортно-логистическое крыло экосистемы «Яндекса», заявил в беседе с изданием руководитель группы по работе с технологическими компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга.
О выходе «Яндекса» на рынок аренды электросамокатов в апреле 2019 года писали издания Tjournal и «Трушеринг». Возможно, IT гигант решил не торопить события и взять паузу, а теперь вернулся к реализации задуманного. К примеру, «Яндекс» только в апреле этого года запустил в столице Татарстана сервис доставки продуктов «Лавка» — через полгода после того, как «приехал» «Самокат».
Сейчас в Казани действует два кикшеринговых оператора: Whoosh и U-Rent. По данным на начало мая 2021 года, у Whoosh в столице РТ было 1,5 тыс. самокатов, у Urent — 600 штук. На просьбы «БИЗНЕС Online» прокомментировать информацию о появлении третьего оператора в пресс-службе U-Rent заметили, что в Казани рынок электросамокатов уже насыщен. «Urent работает на казанском рынке уже второй сезон и занимает одну из лидирующих позиций, все игроки кикшеринга в регионе активно растут, считаем, что места для нового кикшеринга в городе нет, — заметили в компании. — В этом бизнесе очень важна операционная составляющая бизнеса, а у „Яндекса“ нет операционного опыта в самокатах». В Whoosh на вопрос нашего издания не ответили.
«„Яндекс“ уже планировал зайти на рынок кикшеринга, но этого так и не случилось, — оценивает планы агрегатора источник „БИЗНЕС Online“, знакомый с ситуацией. — В то же время нельзя недооценивать возможности федерального игрока. Идея очень здравая — пользователям дают уникальную возможность в одном приложении пользоваться тремя продуктами — кикшерингом, каршерингом и такси. Это удобно».
Собеседник издания привел в пример совместный продукт URent и такси «Ситимобил», который действует уже около года: на базе одного приложения пользователи могут и заказать такси, и взять в аренду самокат. «От конкуренции всегда выигрывают пользователи, качество услуги увеличивается, а выживает сильнейший», — заключил собеседник издания.
Сейчас в Казани действует два кикшеринговых оператора: Whoosh и U-Rent. По данным на начало мая 2021 года, у Whoosh в столице РТ было 1,5 тыс. самокатов, у Urent — 600 штук
Минниханов дал неделю на решение вопроса с самокатами: «Видели, как они летают?!»
Удивляет, что новости о заходе на этот рынок «Яндекса» появились именно сейчас. Власти крупных городов страны уже рассмотрели обратную сторону медали этого бизнеса, стихийное развитие которого приводит к росту ДТП и заторах на тротуарах. Появились попытки регулировать данную отрасль, но пока они сосредоточены в направлении снижения скорости движения самокатов — например, в Москве и Екатеринбурге расширяют зоны с максимальной скоростью в 10–15 км/ч. В Санкт-Петербурге после резонансного случая с солистом Мариинского театра, упавшим с самоката на асфальт, ввели ограничение скорости до 15 км/час. После того, как в конце апреля свой список претензий казанским самокатчикам озвучивало руководство республиканского ГИБДД и прокуратуры, Whoosh резко увеличил количество зон, в которых нельзя разгоняться выше обозначенного порога. Однако U-Rent, судя по приложению, изменений не внес.
На инциденты с самокатами в минувшую субботу обратил внимание президент РТ Рустам Минниханов. «Наведите порядок, в течение недели примите решение, каким образом эти самокаты эксплуатировать будем», — поручил президент республики властям Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. «Или скоростной режим, или зоны должны быть, или еще какие-то вещи. Необходимы места, на которых можно покататься, — обозначил Минниханов свое видение вопроса. — Если на тебя летит самокат… Вы видели, как они летают?! Уже есть [происшествия] со смертельным исходом».
Сегодня мэр Казани Ильсур Метшин поручил заместителю руководителя исполкома Ильдару Шакирову немедленно собрать круглый стол с компаниями – операторами аренды самокатов, прокуратурой и УВД Казани. По словам Метшина, интернет-приемная мэра, администраций районов, «Народный контроль» завалены обращениями пешеходов и автомобилистов.
«Катание на самокатах из модной забавы стало головной болью, — заявил Метшин. — Это не только проблема Казани, данный вид транспорта никак не регулируется действующим законодательством. Тот случай, когда жизнь быстро меняется, а мы проснулись. У нас не было такой головной боли с велосипедистами. Начинаем думать. Нужно регламентировать и договариваться, как и где пользоваться самокатами».
На прошлой неделе Шакиров отмечал, что проблема регулирования самокатов характерна для всех городов, поскольку федерального регулирования данной сферы нет. В Казани пользователям запретят оставлять транспортные средства где попало, а штат персонала, который собирает брошенные самокаты и следит за покатушками, увеличат. Несовершеннолетним водителям (определяться будет автоматически по весу, условно — до 30 кг) принудительно прекратят поездки и исключат таких из числа пользователей.
Концепцию регулирования движения самокатов сейчас разрабатывает межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз пешеходов»
«При столкновении с самокатом на скорости 20 километров в час у пешехода шансов нет»
«О господи, еще одни! Мало нам тех, что есть, — эмоционально отреагировал на новости о запуске самокатов от «Яндекса» представитель федерации автомобилистов в РТ Рамиль Хайруллин. По его мнению, планы компании выглядят вполне логичными на фоне «бешеного ажиотажа».
Собеседник «БИЗНЕС Online» считает, что запуск станет очередным ударом по пешеходам и автомобилистам. По его словам, случаи, когда самокаты бросают на пешеходных зонах, парковках и проезжей части — это лишь малая часть проблемы. Самое печальное — водители двухколесных ездят по проезжей части и тротуарам. Хайруллин надеется, что «Яндекс» введет ограничение скорости для своих самокатов: «Там, где большое скопление людей или автомобилей, — максимум 15 километров в час».
Представитель ФАР считает, что для самокатчиков нужно ввести некую систему рейтингов. «Для тех, кто пользуется самокатом впервые, нужно ставить скорость не более 5 километров в час. Если за человеком грешков не водится, нарушений нет, по мере пользования и увеличения рейтинга можно постепенно увеличивать и скорость», — добавил эксперт.
Концепцию регулирования движения самокатов сейчас разрабатывает межрегиональное общественное движение за права пешеходов «Союз пешеходов». «Мы сейчас пытаемся начать с концепции, потому что ни минтранс, ни Общественная палата — о концепции и речи не было», — сообщил нашему изданию лидер движения Владимир Соколов. Для того, чтобы обезопасить людей, «Союз пешеходов» предлагает развивать инфраструктуру, в том числе обустраивать велодорожки, отделенные от проезжей части.
«Только они гарантируют безопасность и для пешеходов, и для водителей. Главное транспортное средство — это электросамокат, а что касается средств вроде моноколес, гироскутеров, сигвеев — они, к сожалению, не могут быть допущены для совмещенного движения с пешеходами и другими ТС. Для них необходимы свои маршруты, площадки, рекреационные зоны и так далее», — говорит собеседник нашего издания.
«Вчера вышла программа на НТВ с попыткой профессионально провести краш-тест. И выяснилось, что при столкновении [с самокатом] на скорости 20 километров в час у пешехода шансов [выжить] нет. Автомобиль попадает в область колен, а здесь толчок в грудь и голову. Если при столкновении с авто вероятность летального исхода — около 20 процентов, то с электросамокатом — 100», — приводит пример лидер движения «Союз пешеходов».
Соколов считает, что часть электросамокатов нужно приравнять к мопедам в соответствии с ПДД (и ограничить их максимальную скорость), а некоторые — к велосипедам. «Ограничение скорости должно быть совершенно четким — 15 километров в час. По тротуарам опять же ездить нельзя, только со скоростью пешеходов. И по дворовым территориям — только со скоростью пешеходов», — добавил Соколов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 173
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.