«Горит из года в год. В том году горел балкон. Мне кажется, это всегда поджог», — так считают местные жители, которые своими глазами сегодня наблюдали, как горел памятник архитектуры XIX века. Официальной причины пожара никто так и не назвал, как и то, что могло загореться внутри. Объект включили в программу культурного наследия и должны были отреставрировать уже давно — и даже сделать частью экопарка. Пока же в усадьбе, по словам жителей Красного Ключа, отдыхает местная молодежь. Прокуратура уже проводит проверку на соблюдение требований охраны памятника архитектуры.
В пригороде Нижнекамска сгорела старинная усадьба елабужских купцов Стахеевых. Здание XIX века постройки на улице Садовой неэксплуатируемое и давно заброшенное, расположено в поселке Красный Ключ
В Нижнекамске сгорел памятник архитектуры
В пригороде Нижнекамска сгорела старинная усадьба елабужских купцов Стахеевых. Здание XIX века постройки на улице Садовой неэксплуатируемое и давно заброшенное, расположено в поселке Красный Ключ. Но у него богатая история. В 1890 году купец Иван Стахеев построил его для своей дочери Александры. Когда она вышла замуж за офицера Василия Чикина, дом стали называть особняком Чикиных. Говорят, что семейная жизнь у молодых не задалась — Чикин был человеком ветреным, частенько изменял жене. Хозяйка дома вскоре оказалась помещена в психбольницу в Елабугу, где провела и свои последние дни жизни. До самой революции в особняке жили дочери супругов, а сам Чикин, поговаривают, редко в нем появлялся.
После Октябрьского переворота в разное время в доме располагались детский сад, школа, отделение милиции и поселковая администрация. Это единственный образец архитектуры XIX века в Нижнекамске.
И вот сегодня крыша здания вспыхнула ярким пламенем. Площадь горения — около 300 кв. метров. О пожаре сообщили очевидцы в 15:50. В результате памятник архитектуры удалось отстоять. Никто не пострадал. На место происшествия выехали городской прокурор Ольга Купова и ее заместитель Руслан Минибаев.
Надзорное ведомство проводит проверку, соблюдались ли требования законодательства о пожарной безопасности и охране памятников архитектуры.
«Мне кажется, это всегда поджог»
Анастасия Гавчанян заметила пожар, когда вышла погулять с ребенком около 4 часов вечера. «Я вышла за ворота, двое пацанов лет 11–14 тут прошли. Но я не обратила внимания. Дошла до конца двора, повернула голову и увидела, что там уже легкий огонек был. Я позвонила по номеру 112 сразу», — сказала женщина. Местные жители считают, что был совершен поджог памятника архитектуры.
В это здание, по словам собеседницы, сложно попасть: «Тут все забито. Раньше на балкон лестница была, оттуда залезали. Сейчас ту лестницу убрали, видимо, напрямую в окно как-то зашли. Но они там стабильно сидят каждый день. Мы каждый день сюда приезжаем с бабушкой, дедушкой. Они постоянно здесь сидят. Здесь сидят и чисто бухают иногда. Раньше у меня дедушка выходил и ругался с ними. Бесполезно. Сейчас еще молодежь такая, не дай бог, что-то сделают [в ответ]».
Для города, отмечает супруг Анастасии Дмитрий, это место — достопримечательность. «Хотелось бы увидеть реконструкцию, но не знаю, случится ли. Если появится музей, охрану поставят, будет замечательно. За этим нужно следить», — добавил он.
Гавчанян отметила, что пожар здесь происходит из года в год. «В том году горел балкон. Мне кажется, это всегда поджог», — сказала она. Но, по словам местных, они не замечали, что внутри усадьбы когда-либо жили бомжи.
«Периодически целостность замков нарушалась»
Прибывшие к месту корреспонденты «БИЗНЕС Online» застали на месте и главу Красноключинского сельского поселения Ильдуса Зайнутдинова. Мужчина в растерянном состоянии бродил вокруг здания и попутно давал какие-то указания пожарным. Как оказалось, он ежедневно делал обход и лично проверял консервацию объекта: «Мы заделали окна металлическими листами, специально заварили двери, чтобы посторонние не могли попасть внутрь. Изначально, когда здесь имелись навесные замки, были случаи, что их вскрывали».
«Периодически целостность замков нарушалась, — рассказала полиции прибывшая на место директор комплексного музея Нижнекамска Татьяна Атяпина. — Я могу сказать с уверенностью, что глава Красного Ключа каждый день обходил этот периметр и смотрел, если где-то нарушения были, вскрытия — сразу же обратно все запечатывалось. То есть за зданием мы следили. Что могло там загореться? Я не знаю. Потому что я сама занималась уборкой внутри. Электропроводки там нет, мусора тоже. Чтобы завалы какие-то мусора, труха — ничего этого нет».
По словам Атяпиной, по программе культурного наследия «Мирас-Наследие» выделено 1,5 млн, эти деньги уже освоены: «Сделана проектная документация. Но это лишь малая часть. Необходимо было еще 7 миллионов, чтобы закончить проект. Только тогда мы имели право искать деньги и начинать реставрацию. Года три назад казанцы мне озвучили сумму в 150 миллионов. Но сейчас уже время прошло, поэтому, я думаю, цена теперь намного выше». По проекту стоящие рядом гаражи должны были идти под снос, а обновленное здание получало открытую площадь с выходом на Каму и городскую набережную. Музей же уже приступил к сбору материалов для выставки.
Сейчас здание, сообщает наш корреспондент, даже близко не напоминает исторический объект. Внешне все облезло, а стены разукрашены баллончиками, на них красуются нецензурные выражения, признания в любви и воровские символы. От огня в основном пострадала крыша. Какая-то ее часть обвалилась, еще часть доломали пожарные, чтобы исключить повторный обвал. Внутри все почернело от дыма и залито водой.
От огня в основном пострадала крыша. Какая-то ее часть обвалилась, еще часть доломали пожарные, чтобы исключить повторный обвал. Внутри все почернело от дыма и залито водой
«Для решения проблемы нужна масштабная программа консервации»
«Усадьбу очень, очень жалко. И [поселок] Красный Ключ жалко», — прокомментировал новость о пожаре в усадьбе краевед, автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев. По его мнению, в республике еще очень много подобных брошенных зданий. Для решения проблемы нужна масштабная программа консервации, но пока вопросом занимаются только неравнодушные волонтеры.
Историю с усадьбой Стахеевых Гордеев считает показательной. Как правило, старинному зданию придают охранный статус и выселяют. После этого там поселяются бездомные, разжигают огонь, чтобы согреться.
«Понятно, что денег на каждое здание нет, что за каждым шлейф юридической истории, и эти бумажки могут свести с ума любого человека. Но нужна консервация: очистить объект от мусора, запретить к нему доступ, заколотить окна по периметру и добиваться его реставрации. К сожалению, в Казани это только начинается, что уж говорить про Нижнекамск», — отметил Гордеев в беседе с «БИЗНЕС Online».
По словам спикера, в Нижнекамском районе вообще осталось не так много памятников архитектуры и потому усадьба Стахеевых особенно ценна. Купцы Стахеевы, которые владели домом — это довольно известная, богатейшая семья, подчеркивает собеседник. «Я думаю, что, если бы они сейчас жили, были бы миллиардерами. Но самое главное, что это старинное здание, которому больше 100 лет, в районе, где практически таких памятников не осталось», — отметил эксперт. Гордеев надеется на то, что после происшествия удастся привлечь к дому внимание и попытаться сохранить то, что осталось.
Последняя экспертиза по состоянию здания проводилась в 2008 году
Завтра в Нижнекамск приедет рабочая группа для оценки технического состояния здания
Официально здание до июля 2017 года принадлежало ООО «ННБ-Транс». По словам источника нашего издания, общество отказалось от усадьбы и сейчас она находится на балансе муниципалитета. В 2018 году ее включили в программу по сохранению культурного наследия «Мирас-Наследие».
После реконструкции в залах особняка собирались открыть выставочный комплекс. «Мы планируем усадьбу превратить в выставочно-экспозиционную площадку с элементами музея с местом для проведения мероприятий. Это все в стадии разработки. Параллельно со сбором документов мы отрабатываем концепцию», — говорила начальник управления культуры исполкома Нижнекамска Гузель Мубаракшина. Но о сроках проведения реконструкции точно никто не сообщал.
Последняя экспертиза по состоянию усадьбы проводилась в 2008 году. «Здание подлежит восстановлению, оно очень крепкое, не в критическом состоянии. Плюс в том, что нет особых ограничений по реконструкции. Бывают редкие элементы, которые нельзя менять, искажать, здесь все проще», — говорила Мубаракшина.
При этом в том же поселке Красный Ключ, где расположена усадьба, собирались создать экопарк — ландшафтное оформление участка в 10 гектаров. По планам реконструкция усадьбы должна проводиться в рамках этого же проекта. Проект экопарка, правда, тогда отложили, и до сих пор ничего о нем не слышно.
Председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в 2018 году на разработку эскизного проекта реставрации усадьбы из бюджета Республики Татарстан было выделено 1,5 млн рублей. «Эскизный проект реставрации готов. На повестке — поиск и привлечение инвестора», — сообщил Гущин. К сожалению, любой диалог с потенциальным инвестором о передаче уникальной исторической усадьбы пока заходит в тупик.
Собеседник издания заверил нашего корреспондента, что на завтра запланирован выезд рабочей группы комитета для оценки технического состояния здания. «После этого у нас будет понимание, как поступить дальше», — заключил Гущин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.