«Мы тщательно относимся к выбору дел и проработке стратегии до начала процесса. Это значит, что мы не будем зря тратить деньги клиента и свое время», — говорят партнеры юридической компании «Шаймарданов и Сабитов» Роберт Шаймарданов и Тимур Сабитов. В интервью нашему изданию они рассказали о том, почему именно к ним за услугами обращаются компании из Москвы и иных регионов, а также о защите врача из РКБ и как удается быть среди лидеров в федеральном рейтинге результативности в судах.
Роберт Шаймарданов: «Государственно-частное партнерство — одно из стратегических направлений нашей компании»
«Мы хороши именно в судебных разбирательствах»
— Роберт Ришатович, Тимур Ильдарович, на днях вашей юридической компании «Шаймарданов и Сабитов» исполнилось 10 лет. Расскажите об истории создания — с чего начинали?
— Роберт Шаймарданов: До основания своей компании я проработал в коллегии адвокатов «Сергеева и Партнеры», сегодня это «Сергис», где прошел путь от помощника адвоката до партнера. Когда основывал свою компанию, все пришлось начинать с нуля.
— Тимур Сабитов: А сейчас нас по праву считают одной из ведущих юридических фирм на территории Татарстана. И дело не столько в большом количестве выигранных дел, сколько в подходе. Еще до начала работы мы всегда даем клиенту полное понимание, что и для чего будем делать, каков ожидаемый результат, в чем заключаются сложности.
— Какие дела ваш конек?
— Т.С.: Наша базовая специализация — это судебные споры. В первую очередь мы хороши именно в судебных разбирательствах по любым коммерческим направлениям. Спектр практик довольно широкий: банкротство, интеллектуальная собственность, государственно-частное партнерство, земельные и антимонопольные споры, строительные подряды и иные. Но мы также оказываем довольно большой объем юридических услуг, не связанных непосредственно с судебными разбирательствами: разработка корпоративных структур, правовой аудит компаний перед продажей или покупкой, участие в переговорах по заключению контрактов и их подготовка, поиск нестандартных решений в земельных вопросах.
Традиционно последние годы значительный объем приходится на дела о несостоятельности. Всем известно, насколько сложно получить возврат средств от контрагента, который впал в банкротство. Существует официальная статистика по РФ, согласно которой процент реального погашения долга в такой ситуации не превышает и пяти. Если же говорить о наших показателях, то по итогам 2020–2021 годов мы смогли обеспечить возврат клиентам 94,6 копееки с каждого рубля подобной задолженности.
Тимур Сабитов: «Сейчас нас по праву считают одной из ведущих юридических фирм на территории Татарстана»
— Р.Ш.: Государственно-частное партнерство — одно из стратегических направлений нашей компании. Мы комплексно сопровождаем инвестиционные проекты во взаимоотношениях с государственными органами, различными предприятиями, экономическими зонами. Один из последних проектов — правовое сопровождение компании, инвестирующей в «зеленую энергетику». Это очень вдохновляющая работа: во-первых, она имеет благие цели — предотвращение изменения мирового климата, во-вторых, профессионально сложно, тем и интересно.
— Т.С.: Третье направление, которое можно выделить, — это споры в сфере интеллектуальной собственности. Например, мы вели комплексную работу по защите торговой марки «ПОЗиС», которую недобросовестные производители и владельцы сайтов использовали, с учетом известности бренда и высокого качества выпускаемой продукции, для привлечения внимания к холодильному оборудованию иных марок.
— Р.Ш.: Кстати, в указанной сфере есть проект, который мы ведем уже 10 лет. Это спор о защите прав на интеллектуальную собственность компании «Акустик групп». Сам проект состоит из множества разбирательств в Роспатенте, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а также в антимонопольном органе и службе судебных приставов.
Мы также гордимся тем, что данный спор разрешился со 100-процентным результатом для нашего клиента.
«Так сложилось, что уже много лет мы ведем дела практически по всей России и представляем интересы клиентов не только из Республики Татарстан»
«Есть кейсы международного уровня»
— Получается, что юридические услуги вы оказываете не только на территории Татарстана?
— Т.С.: Так сложилось, что уже много лет мы ведем дела практически по всей России, и представляем интересы клиентов не только из Республики Татарстан. На сегодняшний день у нас успешный опыт участия в судебных разбирательствах более чем в 20 регионах РФ — от Калининградской области до ХМАО, Новосибирской и Омской областей.
Мы обеспечиваем эффективность, не уступающую ведущим юридическим фирмам федерального масштаба. По этой причине растет количество постоянных клиентов из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.
— Р.Ш.: Есть и кейсы международного уровня — сопровождали российскую компанию, которая попала в непростую ситуацию: заключила с канадской компанией договор на поставку товара, оплатила 1,7 миллиона долларов, но товар так и не был поставлен. По договору спор должен был рассматриваться в канадском суде. С нашими канадскими партнерами мы вели это дело и смогли добиться заключения мирового соглашения — помогли отвоевать нашему клиенту ту сумму, которую он хотел. С тех пор регулярно сопровождаем заключение международных контрактов.
— 10 лет — приличный срок существования компании. Приходилось ли вести резонансные дела? Какие проекты были самыми сложными за эти годы?
— Т.С.: Пожалуй, самое сложное дело для юриста — то, которое он ведет именно сейчас. Но если оглядываться назад и опираться на опыт, то самые непростые проекты — те, где ты формируешь новую практику или подход. Когда тебе удается изменить взгляд на ситуацию.
Например, защищая акционеров ОАО «Казанский мясокомбинат» от субсидиарной ответственности, нам удалось применить «правило защиты делового решения». Мы смогли доказать, что у собственников бизнеса при его разделе были именно экономические резоны, а не цель вывести ликвидные активы и обанкротить предприятие. Сложность заключалась в том, что в тот период данная доктрина судами практически не применялась — она была закреплена в одном из постановлений Пленумов ВС РФ, но практики ее использования фактически не имелось. Только сейчас, в 2021 году, в ВС РФ и окружных судах начинают более-менее регулярно появляться дела, в которых применяется это правило.
Еще один интересный кейс был в Западно-Сибирском округе. Закупкой всех товарно-материальных ценностей для группы компаний «Роснефть» занимается общество «РН-Снабжение». Это общество не всегда исполняло свои обязательства и иногда отказывалось от принятия и оплаты поставленного товара. Фактически мы были первыми, кто заставил в суде «РН-Снабжение» принять товар*, от которого эта компания неправомерно отказалась, и взыскать его стоимость. Чтобы убедить суды в правильности нашей позиции, понадобилось два круга рассмотрения дела.
Особенно приятно, что победа над фирмой, входящей в состав группы компаний «Роснефти», позволила получить новых клиентов — организации, которые попали в схожую ситуацию, стали обращаться именно к нам. Как итог — мы уже пять лет ведем дела различных организаций в подобных спорах.
— Р.Ш.: Мы также представляли интересы крупного кредитора по банкротному делу «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойла», спор был разрешен в пользу нашего клиента.
Еще один интересный проект — представление интересов татарстанской компании в Евразийской экономической комиссии по вопросу введения демпинговой пошлины на ввоз товара из Узбекистана. Вопрос сложный, долгий, многостадийный.
— Количество выигранных дел — главный критерий успеха юридической компании?
— Т.С.: Не всегда. Если говорить об официальных рейтингах, то подобную аналитику проводил федеральный ресурс «Право.ру», и мы вошли в топ-3 среди региональных юрфирм по производному баллу за результат в суде. Кроме того, данный портал также ежегодно составляет общие рейтинги российских юридических фирм, в которых наша компания регулярно отмечается в различных номинациях. Но я хотел бы отметить важную деталь — порой иск подается не для того, чтобы выиграть дело.
— Что вы имеете в виду?
— Т.С.: Иногда судебный спор — это отвлечение ресурса оппонентов, создание некой основы для иного, стратегически более важного дела. А в некоторых случаях — еще и способ получения нужной информации. Например, вы инициируете иск, оппонент включает все защитные ресурсы и раскрывает необходимые вам сведения, которые иначе вы не получили бы. Задача выполнена, но дело по факту проиграно. Такие «юридические шахматы»…
«99 процентов наших клиентов — это люди и компании, которые пришли благодаря сарафанному радио. А это доверие мы заработали исключительно своим трудом и результатами работы»
— Часто ли такие партии приходится разыгрывать?
— Т.С.: Да, на сегодняшний день большинство дел — это многослойные и многоэпизодные задачи. Выполнять их в одиночку не под силу никому. Поэтому очень большую роль в успехе современной юридической фирмы играет команда.
— Как говорится, основа любого успешного бизнеса — люди. Так ли это в вашем случае? И как вы нашли именно ваших людей?
— Р.Ш.: Считаю, что основной актив компании — команда. Это те люди, которые сплоченно могут работать в интересах наших клиентов. К подбору сотрудников подходим основательно. Нам важна не только сегодняшняя работа сотрудника, но и его личностный и профессиональный рост. У нас даже младший юрист имеет возможность стать партнером. В связи с этим мы стараемся сами обучить, передать опыт работы, скажем, выращивать своих сотрудников.
— Т.С.: Из-за этого мы увеличиваем штат не так быстро, зато уверены в каждом члене нашей команды.
— Как вы считаете, почему при высокой конкуренции в сфере юридических услуг клиенты выбирают именно вашу компанию?
— Р.Ш.: 99 процентов наших клиентов — это люди и компании, которые пришли благодаря сарафанному радио. А доверие мы заработали исключительно своим трудом и результатами работы.
— Что для вас социальная ответственность бизнеса перед обществом?
— Т.С.: Одним из основных проявлений социальной ответственности юркомпаний по традиции является оказание бесплатной помощи. Мы не исключение и регулярно оказываем юридические услуги Pro bono**.
Например, сейчас мы помогаем одному из врачей республиканской клинической больницы, которого обвиняют в некачественном и несвоевременном оказании услуги. Мы проанализировали и убеждены, что сможем защитить его интересы. Последнее время он работал в «ковидном» госпитале, мы решили ему помочь бесплатно.
— Сегодня очень ценится общественная нагрузка личности: а насколько вы вовлечены в общественную жизнь Республики Татарстан?
— Р.Ш.: Я являюсь представителем Государственного совета Республики Татарстан в квалификационной комиссии Адвокатской палаты РТ. Это орган, который принимает экзамены у кандидатов в адвокаты и рассматривает дисциплинарные производства в отношении них. В связи с этим я чувствую огромную ответственность за настоящее и будущее нашей адвокатуры.
— А все же есть очень много юридических компаний, и все они пытаются остаться на плаву. А вас ежегодно отмечают в федеральном рейтинге «Право-300». Всем хочется узнать ваш секрет успеха…
— Р.Ш.: Наша главная задача — защитить бизнес, а также помочь сделать его более эффективным. Защитить человека в бизнесе. Любого. Мы не делим наших клиентов на крупных или мелких — работаем с одинаковой отдачей со всеми.
И теперь главный секрет: мы не боимся браться за абсолютно новые направления, где еще не было практики. Когда я думаю, что мы с нашей командой можем сотворить первую практику, особенно по социально значимым проектам, приходит ощущение профессионального роста. И только тогда, когда ты делаешь что-то, что никто до тебя еще не делал, ты добиваешься успеха. Именно в такие моменты работа превращается в жизнь.
Юридическая фирма «Шаймарданов и Сабитов»
Адрес: Казань, ул. Чернышевского, 33, офис 1025
Тел./факс: +7 (843) 223-03-57
Сайт: sppravo.com
«Инстаграм»: instagram.com/shaymardanov_sabitov
*подтверждается данными Картотеки арбитражных дел
**про боно