«Если дожди пойдут, то эффекта никакого не будет — зерно высохло уже», — рассказали «БИЗНЕС Online» аграрии на полях выставки «Агроволга-2021». Зерновые уже не вернуть, но дожди еще могут спасти кукурузу, подсолнечник и гречиху. О том, что просят фермеры из-за аномальной жары, какая ситуация сложилась в районах РТ и о чем говорили Марат Зяббаров и Лейла Фазлеева в первый день выставки (спойлер: о чем угодно, только не о засухе), — в материале «БИЗНЕС Online».
«Если дожди пойдут, то эффекта никакого не будет — зерно высохло уже», — рассказали «БИЗНЕС Online» аграрии на полях выставки «Агроволга-2021»
Прорыв в науке силами студентов
Главным событием деловой программы первого дня международной агропромышленной выставки «Агроволга-2021» (ранее проходила под названием «День поля») можно назвать международную конференцию «Глобальные вызовы для продовольственной безопасности: риски и возможности». В ней приняли участие вице-премьер РТ Лейла Фазлеева и министр сельского хозяйства республики Марат Зяббаров. Примечательно, что о накрывшей Татарстан засухе и введенном режиме ЧС высокие гости в приветственных речах не сказали ни слова.
Зяббаров открыл конференцию на позитивной ноте: республика может гордиться успехами в сельском хозяйстве, последние годы она уверенно занимает 4–5-е место по России и первое место в ПФО по доле валовой продукции сельского хозяйства. РТ — крупнейший производитель мяса, молока и яиц.
«Показатель потребления продовольствия на душу населения в Татарстане значительно выше, чем в среднем по России. Денежная выручка сельхозпредприятий республики в 2020 году выросла по сравнению с предыдущим годом на 14 процентов до 132 миллиардов рублей. Стоимость валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям составила 263,4 миллиарда рублей, плановые значение показателя перевыполнены на 2,1 процента», — отчитался Зяббаров.
Марат Зяббаров открыл конференцию на позитивной ноте: республика может гордиться успехами в сельском хозяйстве, последние годы она уверенно занимает 4–5-е место по России и первое место в ПФО по доле валовой продукции сельского хозяйства
Фазлеева упомянула о вызовах, которые перед отраслью поставила пандемия коронавируса. В частности, речь идет о необходимости создания специального консорциума аграриев с вузами, которые будут работать над прорывами в агропромышленном комплексе. Особую роль в этом будет играть студенческая наука. «Мне хотелось бы обратиться к присутствующим в зале, в том числе к министру [Зяббарову], о том, что нам нужно задуматься о создании агропромышленного студенческого отряда, который будет носить наукоемкий характер. Я думаю, это перспектива не только для Татарстана, но и для России в целом», — призвала Фазлеева.
Эту идею поддержал директор Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства, академик РАН Юрий Иванов. Индустрия серьезно ощущает кадровый голод в науке, отметил он.
«Тема кричащая, очень острая. Если раньше я сдержанно относился к идее на базе научных вузов формировать кадровый резерв для научных учреждений, то сейчас вижу: в этом есть рациональное зерно. Если вузовская наука будет активно интегрироваться в институты РАН и минобрнауки… Думаю, мы скоро к этому придем. Идея не новая, но жизнеспособная», — рассудил доктор сельскохозяйственных наук.
«Что касается изменения климата для России и евразийского региона: ощущается потепление. Это может спровоцировать снижение урожая основных культур»
«Некоторые коллеги радовались, что в России можно будет выращивать теплолюбивые культуры…»
Наконец, о засухе рассказал эксперт по растениеводству и защите растений ФАО Хафиз Муминджанов (ФАО — организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом). Общие проблемы продовольственной безопасности — это ограниченные ресурсы, потеря биологического разнообразия, изменение климата, деградация земли, военные конфликты. И все они связаны с ростом популяции населения.
«Что касается изменения климата для России и евразийского региона, ощущается потепление. Это может спровоцировать снижение урожая основных культур. Вспоминаю, когда мы раньше обсуждали изменение климата, некоторые коллеги радовались, что наконец-то в России можно будет выращивать некоторые теплолюбивые культуры. Но видим другой результат: лесные пожары, нехватка воды и осадков, снижение урожая, распространение болезней и вредителей», — предостерег эксперт.
В этом году действительно глобально наблюдается сильная засуха, продолжил он. Поступают пугающие сообщения из Казахстана о том, что в различных областях выгорают пастбища, кормов нет, страдают животные, наблюдается большой падеж скота.
«Даже ООН отметил, что засуха станет следующей пандемией, но вакцины, к сожалению, для лечения этой болезни не будет», — печально констатировал Муминджанов.
Больше всего от недостатка влаги в Татарстане страдает Лаишевский район
«Если сравнивать с прошлым годом, то более 50 процентов будет потерь»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у аграриев, какие же урожаи они ждут после такой жары.
«Озимые, конечно, плохие, не как в прошлом году, яровые более-менее… Вот вчера дожди пошли. Ждем, надеемся», — рассказал «БИЗНЕС Online» агроном сельхозуправления Аксубаевского района Фандас Гафиятуллин. Всего в районе площадь посевов составляет 74 тыс. га, из них 43 тыс. приходится на зерновые. Там ждут 20–25 ц урожая с гектара, хотя раньше получали 36 центнеров.
Получше ситуация обстоит в Чистопольском районе, на который не распространяется режим ЧС. Там и в мае, и в июне локально проходили дожди, с облегчением отметил замначальника сельхозуправления района Ильгизар Нуретдинов. «Если сравнивать с прошлым годом, то более 50 процентов будет потерь. В 2020-м мы получили 190 тысяч тонн урожая. Если получим хотя бы половину, будет нормально», — сказал наш собеседник.
Для района это некритично, даже с таким показателем Чистополь обеспечит себя зернофуражом, а корма уже заготовлены, признался Нуретдинов. «Ждем сейчас второй укос. 30 июня ночью у нас выпало 30 миллиметров влаги. Это спасение кукурузы, подсолнечника и гречихи», — считает он.
Больше всего от недостатка влаги в Татарстане страдает Лаишевский район. «Готовы не были, такая погода стала неожиданностью. По республике дожди есть, Лаишевский район они стороной обходят», — вздыхает глава сельхозуправления Виталий Германов, добавив, что вчера локальные дожди принесли Лаишево всего лишь от 2 до 6 мм осадков.
«Прошлый год по району был одним из лучших, потому что порядка 34 центнеров с гектара получено. В этом году если получим 20 центнеров, то это будет хорошим результатом», — прогнозирует чиновник.
«Страховку из моих коллег никто ни разу не получал»
В Лаишевском районе застраховано 50% посевов озимых (4,5 тыс. га). КФХ Ильнур Саетов из-за аномальной жары уже лишился всей пшеницы, около 500 га, поделился с нами Германов.
«Страховая компания будет все документально проверять, запрашивать информацию, чтобы возместить затраты. Главное, чтобы было понимание между страховщиками и сельхозтоваропроизводителями. Чтобы страховка работала реально, не на бумаге», — добавил он.
В том, что Саетов получит возмещение, сомневается фермер из Рыбно-Слободского района, знакомый с этой ситуацией. Он пожелал остаться неназванным. «Он который год страхуется… И что? Посмотрим, если получит — я рад буду», — сказал наш собеседник.
«Было время, когда и мы страховались, но получить выплаты за погибшие участки не удавалось. Не знаю, система такая. Приезжают страховщики из другого региона, и их задача — полностью возложить вину на руководителя, специалистов, хозяйство. Страховку из моих коллег никто ни разу не получал», — пожаловался он.
Другие опрошенные нами аграрии признавались, что не страховали земли из-за того, что предыдущие годы были урожайными и в лишних расходах не видели нужды. Такое мнение выражал и Зяббаров на заседании КЧС. «Урожай текущего года застрахован на площади 268 тысяч гектаров, это около 10 процентов [пашни]. Это очень мало», — негодовал министр.
Очень критичная ситуация, много было заложено, много закупили техники после хорошего урожайного года. А еще нужно проценты по кредитам платить. Где возьмем деньги, не знаю»
«Крестьянин не виноват»
Глава КФХ из Алексеевского района Ильшат Гумеров считает, что введение режима ЧС в республике было своевременным. Он выразил надежду, что действительно удастся добиться отсрочки по выплатам кредитов (причем больше, чем на один год) и лизинговым платежам.
«Крестьянин не виноват. Он сделал все, чтобы получить хороший урожай и прибыльную экономику. Но тут же вмешался природный фактор и свел усилия некоторых в ноль, некоторых — в минус. Сельхозтоваропроизводители — солдаты продовольственной безопасности. Если из-за засухи у нас не будет сил и мы не получим помощи от государства, то грош цена таким политикам, которые не вошли в шкуру сельхозпроизводителя. Во-вторых, если нас бросят, кто будет кормить это общество?» — вопрошает наш собеседник.
Руководитель КФХ (1,5 тыс. га) в Алькеевском районе Радик Гатауллин назвал ситуацию критической.
«Тот урожай, который запланировали, мы не получим, потому что нет дождей. Если они пойдут, то эффекта никакого не будет — зерно высохло уже. Где-то в 3 раза меньше точно будет урожай. Если планировали 50–60 центнеров с гектара, то, наверное, получим 15–20 центнеров. Все сожгло солнце. Сейчас уже ничего не сделаешь, Всевышний свои коррективы внес», — пожаловался он.
Засуха ударила по «грандиозным» планам и хозяйства «Август-Тюлячи». «Урожайность зерновых как минимум 35–40 центнеров с гектара, по факту будет меньше в 2 раза», — предположил главный инженер предприятия.
«В прошлом году все очень хвалились, что из-за использования технологий, внесения минеральных удобрений мы научились возделывать все зерновые, технические и прочие культуры. „Без булдырабыз!“ И в этом году те же технологии используются, и даже те же удобрения внесли, но если дождя нет, если бог не дал, оказывается, „без булдырабыз“ уже не получается», — поделился аграрий из Рыбно-Слободского района.
В этом году однозначно 50% урожая ожидаемого хозяйство уже потеряло. И даже больше — особенно по зерновым культурам. Сейчас надо думать о следующих годах, ведь семян не будет нормальных, считает наш собеседник.
«Соответственно, сейчас нужно думать, где купить нормальные, хорошие семена. Думать не о том, чтобы коров прокормить (урожай у нас будет), а о семенах для закладки будущего урожая, — сказал он. — Ожидаем 12–15 центнеров с гектара максимум, обычно 35 было. Очень критичная ситуация, много было заложено, много закупили техники после хорошего урожайного года. А еще нужно проценты по кредитам платить. Где возьмем деньги, не знаю».
«Если навстречу пойдут, хотя бы пролонгацию кредитов сделают, это спасет наше хозяйство», — подытожил фермер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.