«Некоторые застройщики при сдаче новых помещений еще увеличат цены на 20 тысяч рублей за квадратный метр», — прогнозирует Константин Иванов. Спустя 25 лет успешного ресторанного бизнеса Иванов с управления заведениями переключился на коммерческую недвижимость. О том, что такое «зеленая» аренда, как распознать хитрости риелторов, почему пик спроса на склады в прошлом и каковы сейчас тренды рынка, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Константин Иванов: «Получилось так, что дружба с коммерческой недвижимостью — история долгая и интересная. А высшее юридическое образование помогало в заключении договоров аренды и быть гибким с каждым арендодателем»
Гонорар успеха: сотни сделок и успешный личный бренд с 20-летней историей
— Константин, вы известны как ресторатор, но теперь занялись недвижимостью. Как так вышло, расскажите.
— Первый раз я познакомился с коммерческой недвижимостью еще в начале 2000-х, когда начал реализовывать гастропроекты. В то время помещений в Казани не хватало: требовался ремонт или они просто не подходили под общепит по ряду требований. Приходилось с партнерами ставить новые электрические щиты, работать с техпаспортами и планами БТИ, которые практически ни в одном объекте не соответствовали действительности, а это очень важно для получения алкогольной лицензии. Часто отключалось электричество, приходилось искать различные варианты решения. Купить дополнительные мощности в нужном объеме было невозможным, дополнительные киловатты стоили дорого. В четырех объектах были проблемы с кровлей. В одном применена была по тому времени новая тема — гидроизоляция с нанопокрытием. Сделал вывод: крышу нужно беречь. Часто делали техническую экспертизу «уставших» зданий и усиление основных несущих конструкций. Дорого, но можно спать спокойно. Приходилось переделывать систему сплинкерного пожаротушения, локацию гидрантов, устанавливать противопожарные воздуховоды и гидрофильтры.
Получилось так, что дружба с коммерческой недвижимостью — история долгая и интересная. А высшее юридическое образование помогало в заключении договоров аренды и быть гибким с каждым арендодателем. Поэтому я решил, что нужно попробовать себя в новом амплуа — брокера коммерческой недвижимости.
— Но вы же в общепите с 1997 года, за вашими плечами открытие более 20 ресторанов. Что с ними теперь будет — вы бросите ресторанные проекты?
— Прощаться с общепитом как учредитель не планирую. Остаюсь совладельцем в ресторанах. Но на текущее управление больше не отвлекаюсь. Ресторанами достаточно хорошо управляет партнер Михаил Клопоух и сестра жены Карина Галиева. В планах открыть премиальную кондитерскую Zaharevich с братом Захаром Зобниным, являющимся лучшим шеф-кондитером Татарстана по версии «Звезды гостеприимства». Он же и будет ей управлять.
— Уже нашли подходящее помещение?
— Пока «нарядного» помещения, подходящего под мою концепцию, нет. Торопиться не стоит. Да и пусть рынок насытится, как говорит Захар, «химозными» десертами. В кондитерской индустрии надо будет заняться культурой, прививать ее к правильным десертам. Сложное дело, но результат будет стоить того.
— Как-то вы рассказывали нашим читателям, что планируете также открыть «Гастроэкомаркет». Что стало с этим проектом?
— В том формате, в котором я его вижу, проект «Гастроэкомаркета» еще никто не реализовал. Нужно правильное место и инвестиции в размере 45–65 миллионов рублей. Сумма зависит от подготовленности здания к открытию. Запланированная рентабельность выше, чем в ресторане. Управление будет тоже передано. На рынке труда сейчас много талантливых профессионалов, которые с радостью возьмутся за проекты номер один.
— Для открытия ваших заведений вы, наверное, уже собаку съели в плане поиска подходящего места и теперь можете помочь остальным?
— Был у меня показ помещения, где часто менялся арендатор. Осмотр проводили рестораторы-учредители. По их глазам в первую секунду, как только они вошли внутрь, я понял, что помещение не подходит. С тех пор помещения, которые не подходят под общепит, я не беру. Лучше сохранить репутацию, чем сдать помещение в аренду. У новеньких в сфере общепита выясняю, что они смотрели, и объясняю, какие помещения не следует покупать и арендовать и почему. Ведь существуют довольно серьезные нормы Роспотребнадзора и пожарной безопасности.
— Почему вы решили заняться все-таки коммерческой недвижимостью, а не жилой, например? Там, кажется, все проще — квартиры сейчас улетают как пирожки!
— Хорошая идея. Шучу! Я не так давно занимался подбором квартиры для семьи в течение двух месяцев и столкнулся с диким хаосом, неурегулированным рынком. Думаю, именно здесь нужно государственное регулирование. Хотя я против него в бизнесе. Нужно лицензировать брокеров и агентства. Сегодня приходят мальчишки от агентств, которые даже не знают, где находится подъезд. Ушлые риелторы берут деньги с обеих сторон сделки, а договора просто копируют из интернета.
Но если клиент обратится после продажи объекта с просьбой подобрать элитную квартиру, то, разумеется, отказаться будет дурным тоном.
— Как сейчас можно описать сферу вашей деятельности?
— Я сотрудничаю с компанией «DI GROUP* — недвижимость и финансы», учредителем и директором которой является Диана Искандаровна Нургалиева. Первые месяцы, да и сейчас, она посвящает меня в тонкие нюансы переговоров с клиентами. Имеет опыт на рынке недвижимости более 15 лет, вследствие чего имеется большая база контактов. Компания быстро решает сложные задачи, правильно определяет справедливую цену объекта. В целом команда профессионально заточена на коммерческую недвижимость. Мы занимаемся подбором помещений, помогаем клиенту купить, продать недвижимость, арендовать или сдать в аренду.
«Популярностью пользуются небольшие помещения площадью до 80–100 квадратных метров»
Деловая активность в Казани восстановилась. На пике спроса — одноэтажные здания с небольшой «нарезкой»
— Давайте поговорим об актуальном сегодня. Последние новости рынка коммерческой недвижимости Казани говорят нам о том, что спрос на аренду помещений вырос по итогам I квартала почти на 30 процентов. Можно ли говорить, что деловая активность после пандемии восстановилась?
— Вырос ли спрос? Здесь, думаю, игра с цифрами и статистикой. По моим данным, объем инвестиций в I квартале 2021 года в коммерческую недвижимость упал — меньше было только в 2016-м. Следовательно, процент вводимых в эксплуатацию помещений сократился. Но деловая активность в Казани действительно восстановилась. Сделки проходят с такой же регулярностью, как и раньше. Получается, что есть некий дефицит качественных помещений, которые готовы под аренду.
— Когда только всех посадили на карантин, было много предположений, что именно помещения свободного назначения завладеют рынком благодаря своей гибкости и многофункциональности. Ведь зачастую они расположены на первом этаже собственного дома: там и пункты выдачи заказов онлайн-магазинов, и сервисы быстрой доставки еды и продуктов. Как сейчас? Они тоже в тренде?
— Да, популярностью как раз пользуются небольшие помещения площадью до 80–100 квадратных метров.
Самый большой спрос по аренде — на небольшие помещения площадью 80–100 квадратных метров. Тут легко разместить различные формы бизнеса — кондитерскую, малый офис, медкабинет, фермерскую лавку, бар. Это наиболее востребованный формат. Что касается пунктов выдачи интернет-магазинов, то этот тренд пока исчерпал себя. Выиграют те, которые имеют по несколько франшиз, так как доходность не слишком высокая в этом бизнесе. Эти игроки хотят получить первый этаж со своей входной группой в престижном новом здании на 15–20 процентов ниже рынка.
— Что происходит с ценами?
— Цены на помещения в новостройках продолжают расти. Некоторые застройщики при сдаче новых объектов увеличат цены в пределах 20 тысяч рублей за квадратный метр. Получается, что срок окупаемости в 10 лет, принятый для расчета при инвестировании, постепенно увеличивается. А просто поднять ставку аренды, чтобы снизить срок окупаемости, не получится: есть риск слишком долго искать арендатора. Например, у общепита, фитнеса, детских и образовательных центров, федеральных ретейлеров и других направлений заложена строгая ставка за метр, бюджеты утверждены. И пока из них никто ее поднимать не планирует. Каких-то механизмов регулирования, кроме рыночных, тут нет: как договоришься, так и заплатишь.
— А вообще, на какие помещения к вам чаще всего приходит запрос?
— Это помещения на первой линии, чтобы находились с правой стороны проезжей части, чтобы водитель всегда видел вывеску. Кстати, сейчас помещения, стоящие на выезде из города с левой стороны, вообще перестали пользоваться популярностью. Стоимость аренды в них будет на 20–30 процентов ниже, чем по правую сторону при выезде из города. Ведь те, кто едет домой с дач, в магазины уже не заезжают — ну разве что за продуктами. А при поездке на дачу по пути удобно купить себе и лопату, и продукты, и корм для кошек, и стройматериалы с хозтоварами. Да хоть мотоцикл с велосипедом! Правая сторона — это интересно!
Также есть запрос на строительство одноэтажных отдельно стоящих торговых зданий. Потому что второй этаж сейчас сдавать очень тяжело. Это возможно, но ставка будет менее интересной. Очень мало арендаторов, которые по концепции готовы сидеть на втором этаже. К тому же там часто нет лифтов, и это отталкивает — поскольку здорово сказывается на трафике посетителей.
«Когда потенциальный клиент ищет сам объект для покупки, то он вводит низкочастотный запрос в поисковике. То есть в данном случае покупатель конкретно знает, «что», «где», «сколько» метров он планирует купить. И именно на это рассчитывает черный риелтор»
Хитрости непрофессиональных игроков: игра с сайтами-агрегаторами, занижение цен и поиск собственников
— Недвижимость оказалась наиболее надежным инструментом для частных инвестиций в период пандемии. С чего все-таки начать поиск подходящего объекта? Самый простой способ на первый взгляд — заглянуть на сайты объявлений.
— Да, но здесь нужно знать несколько моментов, чтобы не попасться на недобросовестных риелторов. Например, на один объект вы можете встретить разную цену. Как это происходит? Человек просто берет фото и текст с официальных объявлений и размещает в сети с заниженной ценой. Делается это для того, чтобы узнать прямой номер телефона собственника. Агентство, действующее по договору, звонит по объявлению с просьбой убрать объявление и изменить цену и слышит в ответ, чтобы собственник сам лично позвонил, и только тогда он уберет объявление. Это обычные приемы многочисленных агентств с рынка жилья, желающих войти в мир коммерческой недвижимости.
— Это прямо какие-то авитосквоттеры! Какие еще можно встретить хитрости непрофессиональных игроков?
— Следующий недобросовестный прием агентств — занижение ставки от 10 до 20 процентов. Особенно часто это характерно при сдаче офисных помещений. Например, многие агентства в бизнес-центрах ставят ценник на 100 рублей за метр дешевле. Цель — забрать лиды и осуществить уже «теплый» звонок арендодателю, предложив просмотр. В случаях продажи тоже занижается цена. И вот тогда, к удивлению звонящего, маклер отвечает: «У нас дешевле, потому что это аукционная цена». Они якобы собирают интересантов для собственника, а он уже будет выбирать, кто больше предложит.
— Иногда также можно встретить объявление, где написано «не размещать». Это очередная уловка?
— Это значит, что идет закрытая продажа объекта. Например, выставлять на агрегаторах объявление нельзя, и мы часто можем увидеть размещенное объявление с таким заголовком. Здесь злого умысла нет, но уловки бывают. Приведу пример. При закрытой продаже черный риелтор размещает объявление на малоизвестном ресурсе, а таких десятки. Но он тоже хорошо срабатывает. Например, когда потенциальный клиент ищет сам объект для покупки, то он вводит низкочастотный запрос в поисковике, например, «купить Казань осз псн 700 метров на улице Горького 34». То есть в данном случае покупатель конкретно знает, «что», «где», «сколько» метров он планирует купить. И именно на это рассчитывает черный риелтор.
В подобных случаях я защищаю своих клиентов, проверяю объекты на недостоверную рекламу, прошу убрать объявление, если договор на эксклюзивную продажу. А если нет — уточняю у собственника, разрешал ли он такому агентству или лицу продавать объект подобным способом.
«За каждым брокером стоит команда профессионалов, которые решают финансовые, маркетинговые, технические и иные вопросы»
«Моя цель — привнести культуру в этот бизнес»
— Можно ли упорядочить этот рынок? Ощущение, что людям кажется, будто это легкие деньги… Да и слово «риелтор» приобретает шлейф негативной коннотации.
— Моя цель — привнести культуру в этот бизнес. Например, в Америке, чтобы стать брокером, нужно сдать экзамен и работать в агентстве недвижимости с лицензией. Тогда он получает доступ к мультилистинговой базе данных, в которой есть объекты по всей территории США. В ней он вправе разместить свои предложения. Если какой-то лот реализован — он должен быть удален. Собственник недвижимости не имеет лицензии, и у него нет доступа к этой базе. Поэтому он всегда обращается к профессиональному брокеру, чтобы отрекламировать свою собственность и заключить сделку. Так же поступает покупатель недвижимости. Кстати, и наказания в США для брокера предусмотрены строгие, вплоть до уголовной ответственности.
Думаю, это правильное решение — иначе у нас клиенты путаются, в какое агентство звонили по данному объекту. Интересно было бы поучаствовать в этой законодательной инициативе.
— А какая там сумма вознаграждения?
— Услуги профессионального брокера в США оплачиваются в пределах 4–6 процентов. Полученная сумма в случае успешной сделки делится между всеми брокерами, участвовавшими в сделке. У нас в Казани ставка различная, многие агенты демпингуют, оказывая услуги некачественно. Цель одна — нахватать лоты для листинга. Выглядит это обычно так: можете выслать мне свои фотографии и планировку. И на этом все.
— Как вы предлагаете построить систему в России?
— Чтобы упорядочить хаос, предложил бы рынку всегда заключать агентский договор, исчислять вознаграждение по продаже недвижимости следующим способом: 3–5 процентов агенту — это первоначальная стандартная ставка, объявляемая в Казани агентством собственнику, если объект продают все агентства и сам собственник. При эксклюзивной продаже процент в каждом отдельном случае определяется отдельно. Он зависит от комплекса выполняемых услуг. За каждым брокером стоит команда профессионалов, которые решают финансовые, маркетинговые, технические и иные вопросы. Сейчас по просьбе собственника для совершения сделки мы проводим тендер по вентиляционным работам и будем следить за монтажом системы.
— Что значит «эксклюзивная» продажа?
— Эксклюзивная продажа — это гарантия собственника в ответственности брокера, работающего по объекту. Это реализация всех ресурсов агентства, направленных на чистоту и скорость сделки. С юридической стороны — это когда заключен договор между собственником и агентом и этот агент является единственным. На всех интернет-ресурсах размещено объявление только от него с актуальной ценой, верными характеристиками объекта, уникальными фотографиями и видео.
— Нам далеко еще до цивилизованной системы?
— Это зависит только от участников рынка! Можно начать и пробовать с сегодняшнего дня.
— Но для начала нужно создать мультилистинговую систему?
— Да, у нас пока есть только различные сайты-агрегаторы по недвижимости — одни проверяют актуальность цены и в случае чего могут заблокировать объявление, а другие могут опубликовать один и тот же объект с разными фотографиями и разницей в цене в несколько миллионов рублей.
— Еще ведь есть масса частных риелторов, и этот рынок совсем не прозрачный.
— Больше всего меня раздражает, когда осуществляешь «холодный звонок» собственнику, но из-за таких выскочек в трубке слышишь ответ: «Вы, риелторы, бесполезны, только можете попросить выслать фото и ни разу не прийти на объект и ничего не делать, берете деньги с покупателя!» Я, наоборот, на каждый объект выхожу, проверяю выписку, кто собственник, какие обременения есть, какова площадь, сравниваю с планом БТИ и делаю фотографии. Во-первых, получается, проводишь минимальную экспертизу и спасаешь клиента от рискованной сделки, во-вторых, усиливается продвижение объекта, так как объявления с новыми фотографиями ротируются лучше, они будут выше в поисковой выдаче. Также нужно отслеживать новые объявления и тренды, продвигать свои, проплачивать и настраивать директ и таргетинг. Также не понимаю собственника, который работает с частным риелтором, позволяя ему совершенствовать свои навыки на его объекте, ведь ресурсы человека и команды профессионалов разные и в агентстве каждый брокер специализируется на своем сегменте рынка. И когда компания выбирает, например, IT-компанию для создания мобильного приложения и дальнейшего обслуживания, то она же не идет, условно, к Пете, а выбирает ее из лидеров.
— Как не ошибиться в выборе того или иного агентства, на что обратить внимание, чтобы не потерять деньги?
— Я бы посоветовал сначала изучить агентства, затем позвонить и оставить заявку на покупку или аренду, которую хотите совершить. Оцените, как быстро вам перезвонят и что предложат. Если первый контакт понравился, то назначьте встречу в офисе агентства с директором. Тогда вы сразу увидите, где находится офис и какие там сотрудники, услышите служебные разговоры, поймете после разговора с директором, нужно ли вам это агентство. Разумеется, важно, сколько оно на рынке, сколько лотов на собственном сайте. Придя в агентство, поинтересуйтесь сначала, сколько именно лотов по коммерческой недвижимости среди их тысячи объявлений.
— Когда договор заключен, что дальше делает брокер?
— Сразу заказываем выписку помещения, смотрим обременения, проверяем по судебным искам, статьи в СМИ, используем инсайдерскую информацию. Нужно проверить и паспортные данные клиента при заключении договора, вдруг на окончательные переговоры придет ненастоящий собственник. Казусы тоже бывают. Недавно видел договор купли-продажи, зарегистрированный в регпалате, который не подписан одной из сторон. Или есть объект с зарегистрированным правом собственности, но актуальную выписку невозможно получить.
«Есть еще одно направление, которое постепенно приходит в Россию. Инвесторам все больше становятся интересны инвестиции в «зеленую» недвижимость»
Эксклюзивные предложения, тренды и почему выгоднее вкладывать в коммерцию, а не в жилье
— Наверное, не все собственники объектов недвижимости желают работать в открытую, выставляя недвижимость напоказ? Много у вас таких клиентов?
— Да, к нам часто обращаются собственники, желающие сделать закрытую продажу или сдачу в аренду. Причем есть интересные объекты в центре города, которые не рекламируются, но сдаются только федеральным операторам. У нас некоторые собственники вообще никуда не спешат и вспоминают об объектах только весной, когда приходит пора платить налоги. А потом объект снова может простаивать до следующего года! Капитализация со временем идет, и это владельца устраивает.
— Предположим, к вам пришел клиент и говорит: «Константин, у меня есть 10 или 20 миллионов. Хочу вложить в недвижимость!» Что посоветуете?
— Я бы посоветовал не торопиться и начать работать с проверенными застройщиками на стадии строительства объекта. Когда здание уже возведено, но срок сдачи подойдет хотя бы через полгода — цена вхождения будет ниже. Когда объект сдается в эксплуатацию, цена может вырасти и в 1,5 раза. Самая частая заявка — купить готовый арендный бизнес за 10–15 миллионов. На данный момент это практически невозможно, таких помещений просто нет. Интересные помещения стоят дороже 10 миллионов рублей. Есть варианты — за 200 тысяч за квадратный метр «коммерции». Но сколько «квадратов» можно купить? Это 50 квадратных метров. Не совсем то, что нужно.
Я считаю, что вложения в жилую недвижимость сейчас потеряли привлекательность. Гораздо интереснее инвестиции в коммерческую недвижимость. Та же сумма, а отдача больше. Когда вы сдаете квартиру, арендная ставка сколько будет составлять? В среднем 15–25 тысяч рублей. А «квадрат» коммерческой площади в новом жилом доме можно сдать и за 1,5 тысячи. Сумма, конечно, зависит от локации. Но в любом случае доходность в коммерческом сегменте будет выше в разы.
— Получается, что вы оцениваете порог вхождения от 15–20 миллионов… И вдобавок в коммерческой недвижимости ведь нужно быть более подкованным. Это сфера для профессионалов, а не любителей.
— Вы можете заниматься сдачей объекта самостоятельно, и в этом случае, конечно, важен ваш личный уровень знаний. Но если вы не уверены — профессионалы всегда протянут руку помощи. К тому же работа с агентствами гораздо эффективнее. Хотя бы потому, что шире пул предложений и вариантов потенциального сотрудничества, больше контактов на рынке. Вот сейчас только был звонок от клиента — обсуждали варианты договоров с казанской франшизной компанией и другой компанией, которая находится в другом часовом поясе. Ваш потенциальный клиент может говорить и на другом языке, и жить по другому времени. Мы же выступаем в качестве переговорщиков, учитывая интересы и той, и другой стороны. Это исключает моменты недопонимания и снижает риск срыва сделки.
— Сколько времени обычно уходит на поиск подходящего помещения?
— Максимум неделя. Часто клиент берет помещение совершенно в другой локации, которое подсказывает компания. Процесс может быть затянут, когда предлагают несколько подходящих по запросу объектов, но они не подходят: здесь помещение слишком не пафосное, здесь на три ступеньки больше на входе, здесь вывеска видна не под тем углом… Люди иногда могут долго не решаться на аренду и сидеть в прежних помещениях. А если продавать недвижимость — все зависит от справедливой цены. Обычно собственники в Казани слишком влюблены в свой объект и оценивают его дороже средней рыночной стоимости. Пока эта «слепая любовь» не пройдет, объект нельзя будет продать за эти деньги. Порой переговоры по смене стратегии затягиваются.
— Не кажется ли вам, что в Казани сейчас очень много всевозможных агентств недвижимости?
— Много, но большинство из них — это все-таки агентства по жилью. Но сейчас очевидно желание многих зайти на рынок коммерческой недвижимости. Думаю, будет непросто, потому что здесь есть своя специфика как с точки зрения психологии работы с клиентами, так и с точки зрения сумм сделок, поскольку они могут достигать и сотен миллионов, и миллиардов.
— Какая была самая дорогая недвижимость в Казани, с которой вы работали?
— Все объекты разные. Для казанского клиента Дианы Искандаровны прорабатывал покупку «Невской Ратуши» в Санкт-Петербурге у крупнейшего застройщика России с 9-значными суммами. Точные цифры и характеристики запрещено разглашать по соглашению о конфиденциальности. Сейчас идут переговоры с известной корпорацией по сдаче в аренду помещения от 4 тысяч квадратных метров. Также идут переговоры по покупке отдельно стоящего здания на первой линии за сотни миллионов рублей, есть еще заявка от медцентра из Ижевска на покупку помещения под клинику. По данной заявке планируется подписать договор на подбор, это когда агент получает вознаграждение от покупателя в случае успешной сделки.
— Раньше говорили, что сделки с недвижимостью близки к криминалу: бывало такое в вашей практике?
— 11 лет назад мы покупали под ресторан одно помещение у одного крупного застройщика в Казани, который впоследствии был осужден. Во время регистрации договора исчезло дополнительное соглашение о выделении нескольких десятков киловатт мощностей по электричеству. Я считаю, что это криминал. И нам было передано помещение с мощностью 5 киловатт на 500 квадратных метров площади. Чтобы вы понимали — это подключить чайник и несколько лампочек! Пришлось покупать 100 киловатт дополнительно у этого застройщика, и задорого, но другого пути мы не видели.
— Что еще сейчас востребовано на казанском рынке?
— Это офисы с открытой планировкой от 50 до 120 квадратных метров с возможностью легкой реконструкции под кабинетную «нарезку» без изменения интерьера. Еще один тренд — открытие частных фитнес-залов, детских развивающих центров, лавки и dark store, и под них нужны помещения. Что касается складов, хороших мест сейчас не хватает, и один из новых видов бизнеса — строительство индустриальных помещений под будущего арендатора.
Есть также еще одно направление, которое постепенно приходит в Россию. Инвесторам все больше становятся интересны инвестиции в «зеленую» недвижимость. Это недвижимость, имеющая сертификаты LEED (то есть лидерство в энергетическом и экологическом проектировании). Мода пришла к нам из США. Это международная система сертификации экологически чистых зданий, обеспечивающая стороннюю проверку того, что здание и внутренние помещения в нем спроектированы и построены с использованием стратегий, направленных на повышение производительности по наиболее важным показателям: экономия энергии, водоэффективность, сокращение выбросов, улучшение качества окружающей среды и среды внутри помещений, рациональное использование ресурсов.
Считается, что в таких помещениях сотрудники имеют повышенную эффективность из-за сокращения количества выходов на больничный. А операционные расходы на управление зданием ниже на 25 процентов, чем у обычного объекта недвижимости. Сертификация увеличивает капитализацию здания от 10 процентов, что очень интересно инвесторам. Один из первых, кто задумался о «зеленой аренде» в Казани, — это собственник одного из этажей в БЦ «Парус» на Ямашева Гульнур Адгамовна, открывшая ecoworking..
— А вы сами вкладывались в недвижимость?
— Да, несколько раз, когда занимался гастрономическими проектами. Но это все-такие разный вид бизнеса. Ты покупаешь недвижимость, на нее берешь кредит и платишь проценты. А чтобы открыть ресторан, ты берешь еще один кредит. Получается, ты платишь проценты дважды, а общепит столько не потянет по финмодели. Во всех случаях недвижимость была продана и взята в аренду обратно уже у нового собственника. Большие рестораны в Казани и федеральные операторы развиваются именно по арендной схеме.
— Расскажите немного о личном, своей семье.
— Я женат, у меня трое детей. Две дочери 9 и 12 лет — старшая с отличием окончила этот год в музыкальной школе, младшая играет в футбол. Сыну исполнилось три года. Можете поздравить: получили направление в детский сад!
— Как обычно проводите свободное время, где отдыхаете?
— Я люблю спорт, играю в футбол и слежу за успехами спортивных команд. Люблю расслабляться в бане и провожать закаты.
— И традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три секрета для успеха в бизнесе.
— Секрет один — помогать людям!
Задать вопрос: ivanov_kb_at Taplink
Тел: +79033051999
Эл. почта: on-first-line@yandex.ru
WhatsApp: +79033051999
Сайт: digroup.pro
«Инстаграм»: instagram.com/ivanov_kb_
Иванов Константин Борисович. Родился 2 ноября 1976 года.
Брокер по коммерческой недвижимости, член ТПП РТ
Образование:
Высшее: юриспруденция (КГУ). Дополнительное образование: психология.
Трудовая деятельность:
1992 — летняя подработка в теплице.
1993–1994 — логист по продажам книг.
1995–1999 — общественный помощник прокурора, общественная деятельность в клубе молодых юристов КГУ.
1997 — создание с партнерами клубного проекта «Озон Промо».
2001–2008 — исполнительный директор РК «Арена» и сооснователь компании «ОФС», создание ресторанной сети («Бирлога», кафе быстрого питания «Аппетит» и «Ели-пили», кофейня «Капитал», «Хмельная №1», жаровня «Пивной двор», японский ресторан «Йохо», стейк-хаус «Рашпер», «Мамаджан», клубные проекты Ferz и «Штат 51»).
2012 — создание и открытие brewpub Petzold, 2018 — Brew Barrel, 2019 — «По Чесноку».
2021 — преподавательская деятельность в ТИСБИ.
Женат, трое детей.
* Ди групп
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.