Впервые в новейшей истории главная площадь страны стала центром современного искусства. На два месяца прямо напротив мавзолея основатели крупнейшего в Европе фестиваля ленд-арта «Архстояние» разбили необыкновенный «Красный сад». Название отчасти отсылает и к самой площади, но во многом все же определяет главную тему паблик-арта. Это 8 скульптур внушительного размера самых ярких художников нашего времени. Корреспондент «БИЗНЕС Online» погуляла по необычному саду и выяснила, как москвичи относятся к такому искусству.
Восемь новых арт-объектов будут красоваться на Красной площади до конца лета. Придумали и организовали эту уличную выставку создатели фестиваля «Архстояние»
Сколько деревьев пришлось вырубить ради арт-объекта
Искусство пытается выйти за стены музеев и галерей еще с конца XIX века, но до сих пор не каждый гражданин охотно принимает гигантские творения художников в своем городе. Сам по себе термин «паблик-арт» означает искусство, вышедшее за пределы музейных и галерейных залов навстречу людям. А именно — на улицу. Но не надо путать со стрит-артом. Работы этих художников в основном базируются на граффити, трафаретах и абстракции.
В нашей стране паблик-арт известен довольно давно. Во многих парках стоят стелы с признаниями в любви Москве, зимой улицы города украшают гигантские елочные шары. Да даже понятый не всеми современниками памятник Петру I Зураба Церетели в каком-то смысле тоже можно отнести к паблик-арту.
Красная площадь — хоть и главная достопримечательность столицы, но отнюдь не неприкосновенная. Конечно, храм Василия Блаженного, Мавзолей Ленина и Исторический музей никто трогать не будет, а вот саму площадь в течение года не раз преобразовывают. То каток зимой зальют, то ярмарку на Масленицу развернут, то танки по брусчатке пустят на 9 Мая. Но, несмотря на это, еще ни разу в новейшей истории России она не превращалась в центр паблик-арта.
Теперь же 8 новых арт-объектов будут красоваться на Красной площади до конца лета. Придумали и организовали эту уличную выставку создатели фестиваля «Архстояние». Те, кто увлекается современным искусством, прекрасно знают о знаковой точке в Калужской области, где несколько лет назад глухая деревня превратилась в популярнейший арт-парк под открытым небом. И создал его Николай Полисский, чья новая работа тоже приехала на площадь и в определенном смысле стала буквально опорой «Красного сада».
Молодые художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин создали настоящую «Непроходимую чащу» длиной в 6 м из двух десятков стволов осины. Инсталляция буквально поглотила прохожих
Эта почти 7-метровая статуя стоит прямо напротив Мавзолея и отчетливо напоминает древнегреческую колонну. Только «Колонна» Полисского сделана из ореховых палок. Художник будто вдохновляется античными идеалами красоты, но показывает их по-своему, по-русски, по-деревенски. При помощи современной техники и деталей бытового обихода художник иронизирует над музейным пафосом и показывает природное величие вещей. Сам объект сделан из кустарника, который обильно растет в лесах деревни Никола-Ленивца, «гением места» которого уже много лет является Полисский.
«Колонна» не единственный экообъект на выставке. Молодые художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин создали настоящую «Непроходимую чащу» длиной в 6 м из двух десятков стволов осины. Инсталляция буквально поглотила прохожих. Дети и взрослые без конца проходили сквозь свисающие на металлическом каркасе столбы, имитирующие лес. Некоторые сердобольные прохожие всерьез озаботились проблемой сохранности окружающей среды. Это же сколько деревьев пришлось вырубить ради какого-то арт-объекта? А учитывая то, что представленная инсталляция у ГУМа лишь часть будущего предмета на «Архстояние-2021», то вообще страшно становится. Но художники успокаивают зрителей: полноценное дерево осины вырастает всего за пять лет и серьезного урона лесу они не наносят.
Дмитрий Аске решил поговорить со зрителями о новом месте женщины в современном мире. Его скульптура «После Макоши» представляет из себя 5-метровую девушку, держащую в своих руках небосвод
«Бесконечное наблюдение за происходящим»
Есть в саду и продолжение античной темы. Это гигантская голова Александра Македонского работы Аристарха Чернышева. Безликая белая скульптура блаженно покоится на зеленой траве, и только завитки на гипсовой голове Македонского напоминают о том, кому она принадлежала. Черты лица стерты. Там нет ни глаз, ни носа, ни губ. Только бесконечно вращающийся знак перезагрузки как один из символов современности и вечного поиска идентичности.
О переосмыслении исторических объектов предлагает задуматься и Ринат Волигамси. Он впервые создал работу в жанре паблик-арт. Ей стала пятиконечная каноничная звезда, покрытая ржавчиной
А вот Дмитрий Аске решил поговорить со зрителями о новом месте женщины в современном мире. Его скульптура «После Макоши» представляет из себя 5-метровую девушку, держащую в своих руках небосвод. По словам художника, на него произвел большое впечатление путь, который женщина проходит во время родов. Он наблюдал за этим вместе со своей женой и был поражен силой и выносливостью женщин. Макова — это древняя славянская богиня, которая пряла полотно с нитями человеческих судеб. Но художник ставит слово «после» в название своей работы, тем самым подчеркивая современность прочтения этого образа.
О переосмыслении исторических объектов предлагает задуматься и Ринат Волигамси. Он впервые создал работу в жанре паблик-арт. Ей стала пятиконечная каноничная звезда, покрытая ржавчиной. «Вот так искусство. Наши отцы эту звезды с честью на мундире носили, а современные художники ее ржавчиной покрывают да выгораживают», — недовольно и явно обиженно хмыкнул проходящий мимо арт-объекта мужчина. Вряд ли художник задумывал оскорблять предмет памяти. Но точно хотел предложить переосмыслить важнейший символ отечественной истории. Ведь, по словам автора, «бесконечное наблюдение за происходящим помогает ощутить течение времени».
Один из самых странных и необычных объектов, безусловно, «Стабильная композиция» Романа Ермакова. Эта гигантская скульптура — ее высота 5,8 м — состоит из белоснежных обтекаемых объемных фигур
Один из самых странных и необычных объектов, безусловно, «Стабильная композиция» Романа Ермакова. Эта гигантская скульптура — ее высота 5,8 м — состоит из белоснежных обтекаемых объемных фигур. По задумке автора, человек привык существовать в трех измерениях, а художник предлагает отправиться сразу в пятое, где предметы могут безгранично менять конфигурации, цвета, формы.
Пофилософствовать о вечном и настоящем решил и Андрей Филиппов. Его скульптура «Гномон» становится интерактивным объектом при воздействии солнечных лучей. Название означает «солнечные часы». А сама работа выполнена в форме крыла, которое вместе с тенью образует фигуру двуглавого орла. Поэтому его нахождение на Красной площади вполне символично.
Завершает композицию французский сад, скованный из стали Дмитрием Жуковым. В объекте этого художника из Карелии соединяются продуманная логика и природный хаос разросшихся веток
Завершает композицию французский сад, скованный из стали Дмитрием Жуковым. В объекте этого художника из Карелии соединяются продуманная логика и природный хаос разросшихся веток, что, по мнению автора, является не только монументом жизни, но и памятником нашей стране. Все эти произведения искусства простоят рядом всего два месяца, но после выставки создатели отправят их по разным страны: что-то останется в столице, а «Колонна» Полисского и деревянный лес Прокопчук и Брагина поедут в Никола-Ленивец.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.