«Уникальное музейное пространство получилось, такого еще нигде нет. Здесь должна кипеть творческая жизнь. Наша задача — собрать творческую интеллигенцию, чтобы опытные артисты были наставниками у молодого поколения, будем записывать совместные песни», — говорит совладелец национального комплекса «Туган Авылым» Радик Абдрахманов на открытии центра Альфии Авзаловой. О том, по какому принципу любила шить себе платья самая выдающаяся татарская певица второй половины прошлого века, какие «живые» экспонаты удалось собрать и где можно будет отведать знаменитые перемячи, приготовленные по рецепту звезды эстрады, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
Внушительная правительственная делегация, возглавляемая президентом РТ Рустамом Миннихановым, с министром культуры Ирадой Аюповой, вице-премьером РТ Василем Шайхразиевым и другими высокими чиновниками высадилась накануне в комплексе «Туган Авылым». Гости общались с туристами из разных стран, знакомились с костюмами ханской эпохи, но главным пунктом программы стало открытие культурного центра им. Альфии Авзаловой — главной татарской певицы второй половины XX века.
-
Открытие центра им. Авзаловой именно в национальном комплексе «Туган авылым» не просто прихоть его владельцев. Не секрет, что большинство артистов татарской эстрады являются выходцами из деревни. А именно в «Туган авылым», чье название с татарского переводится как «родная деревня», и создана та особая атмосфера, в которую можно окунуться, находясь в центре города.
-
«Да и сама Альфия Авзалова очень любила деревню, — сказал „БИЗНЕС Online“ совладелец национального комплекса „Туган авылым“ Радик Абдрахманов. — У нее есть даже песня „Сагындым авылымны“. И там есть слова „туган авылым“. Кроме того, великая татарская певица жила недалеко отсюда, буквально в пяти минутах ходьбы».
-
По словам Абдрахманова, центр будет не просто музейным пространством, здесь должна кипеть творческая жизнь. «Мы развиваем нашу культуру, наши традиции, проводим детский вокальный конкурс „Балачак“. Наша задача — на базе этого музейного пространства собирать творческую интеллигенцию, организовывать творческие вечера в комплексе, чтобы опытные артисты были наставниками у молодого поколения. Мы хотим, чтобы у детей имелась возможность поступать в хорошие учебные заведения, расти, чтобы о наших звездах узнавали во всем мире. Будем записывать совместные песни звезд татарской эстрады и детей. Многие артисты — выходцы из деревень, и дух деревни им близок, здесь особая атмосфера. Мне это по душе, такая идея возникла, мы решили ее реализовать, а если мы что-то говорим, то мы это делаем», — рассказывает совладелец «Туган авылым».
-
Если идея открытия центра им. Авзаловой принадлежит руководству «Туган авылым», то наполнение музея — задача дочери легенды татарской эстрады Зульфии Нигметзяновой (Авзаловой). По ее словам, буквально все экспонаты, что называется, «живые».
-
Особая гордость — концертные платья Авзаловой. Представленные в музее связаны с каким-то событием в жизни певицы, говорит ее дочь. Например, платье в центре было сшито в честь 75-летия артистки, причем ткань для него из Сан-Франциско прислала в подарок легенда татарской эмиграции в США Оркыя Сафа. Чтобы «моң патшабикәсе» («царица татарского моң»), как ее называли в народе, могла выйти на сцену во всей своей красе.
-
А вот это платье сшито из материала, который был привезен из Афганистана. Любимой теще его передал зять Равиль Нигметзянов. «В 1987 году мой муж был в Афганистане и прислал через людей такую ткань, мама хотела сшить из нее что-то и, чтобы не портить материал, решила сделать платье-балахон», — говорит Нигметзянова (Авзалова).
-
Фотографии, размещенные на стендах, имеют особый смысл. В них отражены этапы жизни великой артистки. Приехав совсем еще юной девчонкой в Казань, будущая певица буквально покорила столицу татар всего мира, не имея за плечами никаких покровителей, сирота стала за короткое время любимицей публики. Свой творческий путь Авзалова начала в 1957 году, она стала солисткой Татарского государственного ансамбля песни и танца, исполняла сложные произведения Султана Габяши, Александра Ключарева, Мансура Музафарова и многих других композиторов. В ее репертуар вошли старинные и современные народные песни. Вокальному мастерству и нотной грамоте певицу обучала Раиса Волкова, тогда работавшая художественным руководителем Татарской государственной филармонии им. Тукая
-
По рекомендации художественного руководства Татгосфилармонии Авзалова создала свою концертную группу, в которую вошел аккомпанирующий эстрадный инструментальный ансамбль «Казан утлары», состоящий из органа, гитары, клавишных и синтезатора. Руководителем ансамбля был Карим Габидуллин. Вместе с этим ансамблем Авзалова гастролировала по республикам Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед нефтяниками Татарстана и Башкортостана, перед строителями КАМАЗа, перед тружениками села.
-
В репертуаре Авзаловой было свыше 500 песен на 17 языках мира. Популярность певицы была настолько феноменальной, что за каждый выезд, который мог длиться два-три месяца, она могла дать более 100 концертов. При этом во время гастролей артистка собирала множество забытых неизвестных песен разных народов, которые в ее исполнении обрели новую жизнь
-
Кроме всего прочего, Авзалова собирала коллекцию музыкальных инструментов. Да, это не концертные образцы, но каждый из них был ей по-особенному дорог, вспоминает ее дочь. «Их дарили ей друзья, у нас есть такой мастер, как Расых Сабирзянов, который их реставрирует. Мама очень любила баян, это был самый любимый инструмент. Она говорила, что баян — это душа, если раскрывать душу, то под баян».
-
«Уникальное музейное пространство получилось, такого еще нигде нет, мы смотрели многие музеи по всему миру — в Америке, Швейцарии, и по типу таких музейных пространств сделали и наше. Здесь есть звук, можно вечера проводить, мастер-классы, здесь будут появляться именитые артисты, послушать которых придут юные дарования», — отзывается о совместном проекте совладелец «Туган авылым» Абдрахманов.
-
Еще один сюрприз можно будет не только посмотреть, но даже и попробовать на вкус. «Здесь появятся перемячи от Альфии Авзаловой, у нее были особенные перемячи. А по соседству блинная с дровяной печью, так что пришедшие в музейное пространство могут спокойно попить чаю с блинами и перемячами от Авзаловой», — рассказал «БИЗНЕС Online» Абдрахманов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.