В Казани наконец-то старовала реализация велогенплана, который предполагает появление 75 км велодорожек — соответствующая полоса размечена на недавно отремонтированной улице Большой Красной. Пока для самокатчиков она не предназначена, но в будущем, по данным источников «БИЗНЕС Online», вопрос будет урегулирован. Эксперты опасаются, что автомобилисты так просто не отдадут одну из трех полос — нужны либо разделительные поребрики, либо тотальный контроль камер. Сами велоактивисты в восторге: «Пацан сказал — пацан сделал!»
Первый шаг к велогенплану Казани
Накануне вечером в Казани на улице Большой Красной появилась новая велодорожка. Она соединит существующую велополосу по улице Батурина и Кремлевскую набережную со сквером Толстого, а в перспективе — и с парком им. Горького. Ширина двухкилометровой велополосы составит 2,5 метра. Вчера рабочие наносили на нее характерную разметку в виде силуэта велосипеда, устанавливали знаки и дублирующие велосипедные светофоры. Это решение на некоторых участках дороги сократило полосы для движения автомобилей с трех до двух. Зато теперь в столице РТ 14 км велополос без учета тех, что есть в парках и скверах.
О планах продлить веломаршрут в Казани 15 июня объявили на деловом понедельнике в исполкоме Казани. На вновь строящихся дорогах, таких как Серебряный бор и Вознесенский тракт, устройство велополосы предусмотрено на протяжении всего маршрута, сообщил тогда заместитель руководителя исполкома Игорь Куляжев. Применяют новые требования и к застройщикам — они должны обеспечивать по пять мест для парковки велосипедов на подъезд. Мэр Казани Ильсур Метшин подчеркнул, что велосипед — символ нового неравнодушного горожанина, который занимается спортом, ставит амбициозные цели: «На таких жителей мы сегодня ориентируемся при строительстве и проектировании дорог, жилых комплексов».
Велодорожка на Большой Красной — первый такого масштаба проект, который реализовали с августа 2020 года
Велодорожка на Большой Красной — первый такого масштаба проект, который реализовали с августа 2020 года, когда мэр Казани презентовал блогерам и велоактивистам генеральный план городской велосипедной инфраструктуры, в том числе сети велодорожек, велопарковок у новых жилых комплексов, пункты проката самокатов и велосипедов.
В числе первоочередных у города четыре веломаршрута на десятки километров:
- от лесопарка «Лебяжье» до парка им. Урицкого (7,2 км);
- вдоль набережной Казанки (26 км);
- от Деревни Универсиады до центра города (10 км);
- от Деревни Универсиады вдоль проспекта Победы, по проспекту Альберта Камалеева к парку им. Горького (11,2 км).
Точных сроков появления велодорожек не называется, реализация велосипедного генплана может занять несколько лет. «В планах у нас дальнейшее развитие, подготовлена концепция с 75 километрами велодорожек и велополос, — рассказал сегодня корреспонденту „БИЗНЕС Online“ заместитель главного архитектора исполкома Казани Тимур Кадыров. — Сроков пока нет, но это задача не за один год. Сегодня велополоса по Большой Красной — очень нужная вещь, потому что в центральной части города много людей ездит на велосипедах, на самокатах, мы данной полосой связываем существующий маршрут „Удивительная Казань“».
«В планах у нас дальнейшее развитие, подготовлена концепция с 75 километрами велодорожек и велополос»
«Самокатчиков будут бить, начнутся драки на улицах»
Представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ Рамиль Хайруллин опасается, что на велодорожки будут выкатываться и электросамокатчики, которых в городе уже больше, чем велосипедистов. Пока по правилам дорожного движения водитель электросамоката — это пешеход. Но по факту с соответствующими ограничениями любители электроконей не считаются. «Надо уже приравнивать их к какой-то категории. Хватит думать, высчитывать „кубики“ или „лошади“, — рассуждает Хайруллин. — Если у транспортного средства есть любой двигатель, электрический или бензиновый, это уже не пешеход. Но они и без того будут выезжать на велодорожки — на тротуарах им некомфортно. Начинается новый вид войны между пешеходами и самокатчиками. Раньше они воевали с автомобилистами, сейчас переключились на самокатчиков. Я свидетель конфликтов в соцсетях и в СМИ — постоянно электросамокаты совершают наезды, травмируют их, калечат. Даже в вашем издании добрая половина комментаторов вымещают злость на самокатчиков. Если наезды продолжатся, самокатчиков будут бить, начнутся драки на улицах. Нельзя этого допустить, им лучше уйти с тротуаров, но уйти пока некуда. Если разрешат двигаться по велодорожкам, пусть там ездят. Но они опять же в 2–3 раза быстрее велосипедистов…»
Отметим, что, по нашим данным, проезд электросамокатов по новой полосе планируется легализовать. «Вскоре эти велодорожки будут оснащать знаком „велопешеходная дорожка“, что позволит двигаться по ней и пешеходам, включая электросамокаты, — заметил собеседник нашего издания. — Пусть лучше они ездят там, чем по тротуарам».
По мнению Хайруллина, у велодорожек в Казани есть и второй недостаток: обозначенные одной только разметкой участки дороги небезопасны для велосипедистов. «Я знаю наших водителей, по ним все равно будут автомобили двигаться, — полагает он. — Если автобусная полоса превратилась в общую для всех автомобилистов, никто внимания на сплошную не обращает, так же будет и с велодорожной разметкой — она постепенно станет общей. Могут быть наезды автомобилей на велосипедистов».
Защитить территорию велосипедистов помогут физические ограждения или тотальный фотоконтроль, говорит Хайруллин. «По всей протяженности велодорожек надо камеры поставить, отслеживать, чтобы автомобили не заезжали на них, — говорит собеседник издания. — Москва в этом плане не заморачивается — у них по всей длине выделенной полосы стоят видеокамеры через 200 метров, водители не могут такие маневры делать, их сразу вычислят камеры. Так же и с велодорожкой надо сделать. Одна камера может отрабатывать несколько полос, она будет вычислять и нарушения для автобусов, и для велосипедистов». Без видеокамер эффективными окажутся только капитальные ограждения, полагает Хайруллин. «Если оградить велодорожки столбиками, они как кегли будут разлетаться от автомобилей. Нужен полуметровый бордюр, который никто не сможет сбить» — добавил представитель федерация автомобилистов России в РТ.
Конфликта велосипедистов с электросамокатчиками не будет, уверен Закиров. По его мнению, они приравнены к велосипедистам, поскольку развивают практически одинаковую скорость
К самим велосипедистам представитель ФАР относится спокойно. «Если климат останется на то же уровне, что этим летом, огромное число людей пересядут на средства микромобильности — на самокаты, велики, ролики — и будут кататься по полгода, а зимой, наоборот, вернутся к автомобилям. Но для этого нужна развитая инфраструктура со своими светофорами, чтобы было поменьше пересечений с проезжей частью. А не так, что едешь на велосипеде — и уперся в тупик».
Предприниматель и блогер Булат Закиров (Bolt), присутствовавший на презентации велосипедного генплана в прошлом году, считает, что даже такие темпы реализации проекта — это больше плюс для велосипедистов, чем минус. «В других городах вообще практически ничего не делается. Понятно, что все хотят чего-то большего. Даже если 100 километров за этот год проложили, кто-то бы сказал: „А нужно было бы 150!“ Хотелось бы быстрее, но в целом это круто, что обещали и начали делать. Пацан сказал — пацан сделал!» — поделился Закиров с «БИЗНЕС Online».
Конфликта велосипедистов с электросамокатчиками не будет, уверен блогер. По его мнению, они приравнены к велосипедистам, поскольку развивают практически одинаковую скорость. «Наше законодательство не было готово к такому буму электросамокатов, но я уверен, что это логично — электросамокат едет 25 километров в час, так же, как и велосипед, у него тоже два колеса. Им уже и так урезали скорость, сократили места, где они могут ездить. Я думаю, уже меньше конфликтов стало с электросамокатами, полагаю, никаких конфликтов не возникнет, — говорит он. — От дураков не защитишься, но и на велосипедах дураков достаточно — валят по 30 километров в час по тротуару на шоссейном велосипеде без тормозов, такие же клоуны!»
Ограждать велодорожку конструкциями на автомобильной дороге не нужно, считает Закиров. Это нормальная практика по всему миру, говорит он. «Велосипедист — это участник дорожного движения, такой же, как мотоциклист или автомобилист. Мы же не отделяем дороги для машин между собой поребриками», — добавляет он. А что касается сужения дороги на Большой Красной — для водителей это, возможно, станет проблемой, ведь припарковать машины вдоль дороги они уже не смогут. Всем не угодишь, говорит Закиров. Однако у этой улицы много дублеров — Малая Красная или в районе Лядского садика на Щапова. Машины в этом случае при желании смогут объехать велосипедное «препятствие».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 242
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.