«Думаю, после освящения собора те лица, которые здесь будут, все-таки переосмыслят свое отношение», — сказал митрополит Казанский Кирилл перед открытием воссозданного на территории Казанско-Богородицкого монастыря собора Казанской иконы Божией Матери. Владыка надеется на восстановление и реставрацию всего комплекса Богородицкого монастыря. Между тем и сам собор поражает своими художественными и технологическими решениями. Некоторые же факты из истории воссозданного с нуля примерно за 2,7 млрд рублей храма могут показаться чудом.
Собор поражает своими художественными и технологическими решениями. Некоторые же факты из истории воссозданного с нуля примерно за 2,7 млрд рублей храма могут показаться чудом
1. Непустое место
Официальной точкой отсчета воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери принято считать указ президента РТ Рустама Минниханова от 4 ноября 2015 года «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери». С этого документа и выступления татарстанского лидера на форуме православной общественности в том же году начался активный этап строительства утерянной православной святыни. Но такая масштабная стройка, разумеется, не могла начаться на пустом месте. Указу Минниханова предшествовала обширная проектная работа.
Идея о строительстве собора родилась еще во время подготовки к празднованию тысячелетия Казани. Тогда встал вопрос передачи городу папой римским Иоанном Павлом II Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери.
Идея о строительстве собора родилась еще во время подготовки к празднованию тысячелетия Казани. Тогда встал вопрос передачи городу папой римским Иоанном Павлом II Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери
Копию исторической реликвии надо было где-то хранить — это являлось одним из условий ее передачи Камилю Исхакову, занимавшему тогда пост мэра столицы РТ. И вот тогда-то впервые и заговорили о связанном напрямую с иконой соборе, разрушенном в 1930-е годы. Но времени было в обрез, в итоге местом хранения списка иконы стал расположенный по соседству Крестовоздвиженский храм Казанско-Богородицкого монастыря. Из всего обширного ансамбля обители он сохранился лучше всего и требовал лишь небольшой реставрации — от начала работ до передачи здания Казанской епархии прошло немногим больше года.
История собора началась в 1579 году. Тогда после пожара в Казани девочка Матрона обрела Казанскую икону Божией Матери. Вести о новоявленной чудотворной иконе быстро донеслись до Ивана IV Грозного. По его указанию на месте обретения основали девичий Богородицкий монастырь и поставили первую деревянную церковь. Позже, в 1595 году, на ее месте построили уже каменный собор.
Икона приобрела всероссийскую славу в начале XVII века, когда она сыграла большую символическую роль в избавлении от Смуты. Обретенный образ стал одной из самых почитаемых святынь страны, а из-за притока паломников монастырь приобрел известность. Собор просуществовал до конца XVIII века и был снесен, поскольку стал ветхим. Первый камень нового главного храма города заложили в мае 1798 года в присутствии императора Павла I и его сыновей Константина и Александра. Собор построили по проекту архитектора Ивана Старова, уже в 1808-м освятили.
Казанский Богородицкий монастырь в XIX – начале XX веков считался одним из самых больших в России. Его посещали Петр I (в 1722 году), Екатерина II (1767), Николай I (1836), Александр II (в 1837 и 1871 годах). Монастырь получал большие средства из казны и от пожертвований.
В 1930-е главный храм монастыря был взорван, а обитель покинули последние монахи. На территории бывшего монастыря располагались киностудия, склады и табачная фабрика.
В рамках подготовки к тысячелетию Казани на месте собора ограничились археологическими раскопками. В ходе них удалось обнаружить останки насельниц обители, два алтаря, часть мраморных сеней пещерного храма. Раскоп законсервировали, засыпав песком. «Знали, что это место восстановления будущего собора, в чем мы были уверены уже тогда, для чего и начинали работу», — рассказывал в одном из интервью недавно скончавшийся историк Дмитрий Хафизов. На месте раскопа позже появилась небольшая часовня, символически обозначающая место обретения Казанской иконы Божией Матери.
На месте раскопа позже появилась небольшая часовня, символически обозначающая место обретения Казанской иконы Божией Матери
С возвращением иконы обсуждение вопроса о возрождении собора не прекратилось. По словам наместника Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумена Марка (Виленского), были подготовлены эскизные проекты будущего собора — их составляли еще в бытность Казанского митрополита Анастасия. «Эскизный проект, который впоследствии ездили подписывать у патриарха, был как раз эскизом, над которым работал еще владыка Анастасий», — рассказал наш собеседник. В то время проект казался столь грандиозным, что «может быть, когда-нибудь…» Момент наступил только при митрополите Феофане, который сумел сдвинуть вопрос восстановления собора с мертвой точки. Это вообще было отличительной чертой владыки: в какую бы епархию его ни определяли, он всегда добивался там строительства храмов и монастырей: возвел кафедральный собор в честь Живоначальной Троицы (Магадан), основал Аланский женский Богоявленский монастырь (Северная Осетия), вернул церкви храм Александр Невского на Алом поле (Челябинск), довел до ума Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) и т. д. Прибыв в Казань, владыка Феофан первым делом и здесь взялся за «опись» церковного имущества. Помнят еще в казанском Кремле, как новый митрополит ставил вопрос о возврате Архиерейского дома, как пытался внедрить в школах «Основы православной культуры». Не все удавалось поначалу, но проект, где Феофан мог бы развернуться, все же нашелся, — собор Казанской иконы Божией Матери.
А дальше было подключение фонда «Возрождение» экс-президента РТ Минтимера Шаймиева. В продолжение развития ключевого проекта фонда — Болгара — встал вопрос о создании исламской академии. Чтобы соблюсти принцип паритета, ее «уравновесили» знаковым для верующих православным собором на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. К тому же на повестке дня строительство в Казани Соборной мечети на 10 тыс. верующих — о месте ее расположения, возможно, объявят уже сегодня, и, скорее всего, она будет «смотреть» на православный аналог с другой стороны Казанки.
Археологам удалось найти около 250 останков обитателей монастыря: священников, игумений
2. Раскопки
После того как патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил воссоздание собора, начался активный этап работы. «Татинвестгражданпроект» принялся за формирование проекта. Но прежде всего это археологические изыскания, которые стартовали 26 апреля 2016 года. Перекопана была едва ли не вся территория Богородицкого монастыря. Казанские археологи, набившие руку в Болгаре и Свияжске, только за первые несколько месяцев обследовали территорию в 2,5 тыс. кв. м, перелопатили культурный слой глубиной от 1,5 до 4 метров. Обнаружили артефакты от XIV до XX века: осколки керамики, старинные монеты, личные вещи горожан (браслеты, кольца), нательные кресты. Все вошло в коллекцию созданного при будущем соборе музея в пещерном храме.
Удалось археологам найти и около 250 останков обитателей монастыря: священников, игумений. Они были перезахоронены за алтарной стеной воссозданного собора, «чтобы постоянно совершались поминовения по всем почившим на этом месте». Ученым из Института археологии очень хотелось найти 70-килограммовую медную плиту с памятной надписью, которую в основание храма закладывал император Павел I. Но увы.
Из официальных сводок следует, что археологи работали до осени 2016 года — последний фронт раскопок (около 360 кв. м) проходил на месте бывшей колокольни. Но на самом деле, по словам начальника отдела реставрации ГИСУ (заказчика объекта) Майи Морозовой, ученые работали на объекте едва ли не три года параллельно с основными работами — перекопан на территории монастыря практически каждый метр. Найдено было очень много — например остатки каменного храма, о строительстве которого распоряжался еще Борис Годунов и который простоял вплоть до 1795-го, пока не был снесен по причине ветхости. Нашли и фундамент храма XVI века — он сохранился в хорошем состоянии. Долго решали, как поступить с находками, — обсуждения длились месяца четыре. Решили все-таки закопать, но по-умному. Часть остатков вошла в экспозицию пещерного храма — ее можно наблюдать сегодня под стеклянными полами в пещерном храме.
Нашли и фундамент храма XVI века — он сохранился в хорошем состоянии
3. Самое главное чудо
Чудо процесса воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери — это, конечно, обнаружение пещерного храма, причем в довольно хорошем состоянии: нетронутыми остались стены во всю высоту, вплоть до сводов. Но, что еще интереснее, сохранились уникальные росписи стен. Все благодаря, наверное, составу грунта — местами он из чистого песка, поглотившего бо́льшую часть ударной волны от подрыва верхнего собора.
Чудо процесса воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери — это, конечно, обнаружение пещерного храма, причем в довольно хорошем состоянии: нетронутыми остались стены во всю высоту, вплоть до сводов. Но, что еще интереснее, сохранились уникальные росписи стен
Нижний храм ничем не уступает главному — по крайней мере по истории, к которой приложил руку дом Романовых.
Знаковое для собора событие произошло в начале XX века. В июле 1910 года в Казань приехала великая княгиня Елизавета Федоровна — внучка английской королевы Виктории, сестра последней российской императрицы Александры. Инокиня Варвара — одна из первых сестер Марфо-Мариинской обители, которую и основала Елизавета Федоровна, ее верная спутница.
Великая княгиня в Казани посетила место обретения иконы — им оказался неприспособленный подвал монастыря. Княгиня предложила устроить там святое место с сенью и иконостасом. Для разработки проекта привлекли знаменитого архитектора — академика Алексея Щусева.
В 1913 году, к 300-летию дома Романовых, все работы были уже завершены. В присутствии Елизаветы Федоровны здесь состоялось первое богослужение. С тех пор подвальное помещение называют пещерным храмом, а иногда — Казанскими пещерами.
В ходе раскопок в 2016-м остатки подземного храма были найдены. После восстановления 25 февраля 2020 года бывший Казанский митрополит Феофан провел церемонию освящения.
Было решено сохранить находку по максимуму. Если верхний собор — это новое строительство, то пещерный храм — это реставрация, причем с заделом на придание ему статуса памятника всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому к вопросу его восстановления подходили осторожно и основательно. Например, своды пещерного храма восстанавливали кирпичом, максимально близким историческому оригиналу по составу и обжигу. Для обустройства сводов храма применяли беспалубный способ кладки кирпича, как делали в XIX веке. Было непросто, поскольку не каждому современному каменщику доступна такая техника. Пришлось приглашать уникального мастера из Костромы.
Особой гордостью стала установка систем отопления храма. Исторически строение было холодным, но раз уж современные технологии позволяют без рисков сделать храм теплым, то соответствующей возможностью не стали пренебрегать.
Отдельное внимание реставраторы уделяли росписям стен пещерного храма. Что сохранилось — заботливо отреставрировали, что нет — аккуратно дорисовали при строгом соблюдении всех канонов и технологий прошлого. Сводчатый потолок и верхнюю часть стен окрасили в голубой цвет — символ ясного неба. На нем изобразили восьмиконечные золотые звезды. Подлинные участки стен затонировали. Отличить сохранившиеся фрагменты не составит труда — вдоль всех стен тянутся разграничительные линии между прошлым и настоящим.
При посещении пещерного храма стоит также обратить внимание на двери — они дубовые, обшитые металлическими пластинами. Каждая пластина, как чешуя, прикована к дверям. Такую тонкую ручную работу сегодня мало где встретишь. Некоторым деталям интерьера в принципе тяжело найти аналоги в России — например, светильники заказывали у итальянского производителя.
При посещении пещерного храма стоит также обратить внимание на двери — они дубовые, обшитые металлическими пластинами. Каждая пластина, как чешуя, прикована к дверям
Буквально по всем параметрам пещерный храм уникален. Его алтарная часть находится не на востоке, как это принято в православии, а в центре. На востоке в пещерном храме расположено место обретения иконы — часовня Казанской иконы Божией Матери. От нее — с востока на запад — коридор, который ведет к алтарю в самом центре храма. Это позволяет верующим во время молитвы находиться вокруг алтаря. Такая планировка очень редкая в православном строительстве. Отчасти она сравнима с храмом Гроба Господня в Иерусалиме.
На востоке в пещерном храме расположено место обретения иконы — часовня Казанской иконы Божией Матери
Освятили храм зимой прошлого года в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Почетным гостем стал тогда митрополит Берлинский и Германский Марк, который привез частицы мощей великомученицы княгини Елизаветы Федоровны и сестры основанной ею Марфо-Мариинской обители Варвары (Яковлевой).
В ночь на 18 июля 1918 года княгиня Елизавета Федоровна была убита. Большевики сбросили ее живой вместе с другими представителями царской семьи в шахту недалеко от Алапаевска на Урале. Шахту взорвали гранатами и завалили бревнами, засыпали землей. Когда тела обнаружили и достали белогвардейцы, занявшие Алапаевск в середине октября, то оказалось, что не все погибли от падения — некоторые жили, умирая от голода и ран. Местные крестьяне рассказывали, как слышали на протяжении нескольких дней из шахты пение молитв.
Тела извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Но началось наступление Красной армии, тела перевозили все дальше на Восток, пока в апреле 1920 года их не доставили в Пекин. Оттуда два гроба — Елизаветы Федоровны и сестры Варвары — отправили в Шанхай, оттуда пароходом — в Порт-Саид и дальше в Иерусалим. Там останки обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1981 году перед канонизацией новомучеников российских РПЦЗ гробницы решили вскрыть. Когда открыли гроб с телом великой княгини, все помещение наполнилось благоуханием. По словам начальника русской духовной миссии архимандрита Антония, чувствовался запах меда и жасмина. Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.
Мученицы Елизавета и Варвара канонизированы РПЦЗ в 1981 году. В 1992-м РПЦ причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Их память отмечается в день их мученической смерти 18 июля (5 июля по старому стилю).
Мощи не впервые оказались в Казани, в 2004 году их привозили из храма святой Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме. Тогда они были доступными для поклонения только два дня в Петропавловском соборе, храме Иоанна Кронштадтского и Свято-Успенском Зилантовом женском монастыре. Теперь же привезенные владыкой Марком частицы мощей святых доступны практически всегда. «Эта история возвращается сюда разными путями», — отметила в беседе с нашим корреспондентом исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова.
Освятили храм зимой прошлого года. Почетным гостем стал тогда митрополит Берлинский и Германский Марк, который привез частицы мощей великомученицы княгини Елизаветы Федоровны и сестры основанной ей Марфо-Мариинской обители Варвары (Яковлевой)
4. «Покров Богоматери»
Буквально все наши собеседники, рассказывая о воссоздании собора, отмечали одну интересную деталь. Изюминкой пещерного храма стала уникальная икона-пелена «Покров Богородицы», установленная в восточной части иконостаса храма.
Изюминкой пещерного храма стала уникальная икона-пелена «Покров Богородицы», установленная в восточной части иконостаса храма
Это воссозданная по эскизам архитектора Щусева авторская икона. Ее вручную вышивали в течение почти трех лет 18 золотошвейных мастериц Донского монастыря. Золотошвейкам ставилась задача — изготовить пелену в стиле модерн по технике лицевого шитья. Аналогов сегодня не существует. Прототипом для иконы стали образцы Нестерова, Васнецова, Вашкова.
«У нее какая-то своя одухотворенность. Ее же вышивали с молитвами, внесли часть своей души. Жаль, что это все под стеклом. Без стекла все было бы иначе», — отметил один наших собеседников.
Пример стремления к историчности — обыкновенная решетка на окнах собора. На исторических снимках ее было плохо видно, поэтому при ее изготовлении руководствовались аналогами и дизайнерским решением
5. «Святые среды» строителей
Собор восстановили на его историческом месте — сантиметр в сантиметр. Но было бы странным, если бы его возводили на старом фундаменте, от которого остались только фрагменты. В этом вопросе пришли к одному интересному конструктивному решению. Как рассказала Морозова, когда археологи обнаружили пещерный храм, выяснилось, что у него очень много свободных пазух, которые можно было бы задействовать в качестве фундамента. Свободные межстенные пространства забили щебенкой, пролили цементом, сформировав таким образом буронабивные сваи. На них поставили огромную монолитную бетонную плиту толщиной 50 см — именно на этом фундаменте поверх пещерного храма и возводили главный собор высотой 44 м и весом примерно 130 тыс. тонн.
По требованиям реставрации возводить такую махину следовало бы, наверное, в другом месте, потому что под ней — объект культурного наследия местного значения. «Стояла задача все сохранить. Переместить пещерный храм в другое место было бы невозможно», — рассказала Морозова. Решили воссоздавать все на старом месте, и инженеры долго «скрипели мозгами», прежде чем начать заливать фундаментную плиту.
Проект по воссозданию собора в буферной зоне Казанского кремля возражений у ЮНЕСКО не вызвал. Представители международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест неоднократно приезжали на объект, и им все нравилось. Повторим, что не исключено, что и пещерный храм может войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Воссоздание — это стремление к подлинности, к тому, что существовало когда-то. Понятно, что там были другие материалы. Понятно, что не каждый уголок и сантиметр запечатлен в документах. Но при этом это все еще сложнее»
Собор — точная в размерах и объемах копия своего предшественника. Он построен из красного кирпича, максимально приближенного по составу к историческому. Благодаря этому в летнюю жару внутри достаточно прохладно — храм отлично держит температуру. Стены, а особенно четыре главные внутренние колонны, которые держат центральный барабан храма, составлены как слоеный пирог из кирпича. Тем не менее в сводах, куполах и арках все же пришлось использовать современные технологии — там заливали монолит.
Вот поручни на ступенях перед собором. В прошлом они отсутствовали. И было бы странным, если бы в начале XIX века задумывались о «Доступной среде». Сегодня такие поручни нужны
Историчность старались сохранять в каждой детали, ну или почти в каждой. Например, исторически собор, как и подземный храм, был неотапливаемым, из-за чего в зимнее время Казанскую икону Богоматери даже специально убирали в церковь Николы Тульского на хранение. Современные технологии позволили исправить данный нюанс, при этом радиаторы удачно спрятали.
Пример стремления к историчности — обыкновенная решетка на окнах собора. На исторических снимках ее было плохо видно, поэтому при ее изготовлении руководствовались аналогами и дизайнерским решением. Уже было изготовили все 11 решеток, как вдруг археологи в мусоре находят часть сохранившегося оригинала — тут же все переделали заново.
Исторически не было у собора поклонного креста, сегодня он есть — изготовили по аналогам
Или, скажем, поручни на ступенях перед собором. В прошлом они отсутствовали. И было бы странным, если бы в начале XIX века задумывались о «Доступной среде». Сегодня такие поручни нужны. Какими они должны быть, из чего? Решали на отдельном мозговом штурме. Остановились на варианте, который подсмотрели в Лейпциге, — поручни цельные, соединяемые не с помощью сварки, а через квадратные отверстия, выдавленные специальным прокатом. Не каждая кузнечная мастерская может такое сделать, отметили наши собеседники. Исторически у собора отсутствовал поклонный крест, сегодня он есть — изготовили по аналогам. Раньше не могло быть у храма собственной трансформаторной подстанции, но сегодня она нужна — и вуаля. При этом поставили трансформаторную будку не абы какую, а едва ли не первую в Казани подземную, уходящую на несколько метров вниз, чтобы не бросалась в глаза.
По этому же принципу восстановили элементы благоустройства. Точно такая же брусчатка, что лежит сейчас перед собором, была и 200 лет назад. При этом положили булыжники так, чтобы четко вырисовывались круги от собора — с их помощью разграничиваются «тропки» для крестных ходов.
Минкульт РТ настаивал на том, что купола должны быть цвета луженой меди, цвета оцинковки. Казанская епархия — на голубой краске: это цвет Пресвятой Богородицы. Спорили очень долго. Возобладала позиция церкви
Абсолютно все вопросы по собору решались коллегиально на совещаниях, которые участники между собой называли «святыми средами». Символично, что и открытие собора пришлось на этот же день недели. На совещаниях под руководством Ларионовой собирались все ответственные лица — от проектантов и архитекторов до строителей и художников. Вместе в спорах принимали все решения. Порой было жарковато, вспоминали участники. Например, долго решали вопрос по куполам — какого цвета? Кровельную медь, из которой они изготовлены, заказывали в Финляндии. В архивных документах и на черно-белых фотографиях голубой цвет куполов не обозначен. Минкульт РТ настаивал на том, что купола должны быть цвета луженой меди, цвета оцинковки. Казанская епархия как эксплуатирующая организация и с учетом эстетического восприятия — на голубой краске: это цвет Пресвятой Богородицы. Спорили очень долго. Возобладала позиция церкви. Но так было не всегда. Например, епархия не очень хотела чугунные полы внутри собора. Они очень требовательны в эксплуатации: воск, затертости, к тому же чугун (с Каслинского чугунного завода) очень капризный материал при монтаже. Многие настаивали на мраморе. Но исторически в храме были чугунные плиты на полу, и это соображение возобладало.
Иконы на фасаде собора исторически выполнялись с помощью росписи по металлу. В то время мозаика была довольно дорогостоящей, и она не считалась традиционной для российских храмов
6. Историческая справедливость: собор воссоздали дорого-богато
Когда в начале XIX века архитектор Иван Старов прорабатывал проект собора Казанской иконы Божией Матери в Казани, за основу он взял Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Некоторые эксперты казанский собор даже называют близнецом Троицкого храма. Многие элементы в казанском храме по первоначальному проекту позаимствованы именно оттуда: мраморные колонны, бронзовые капители, изысканной резьбы киоты, потрясающей красоты паникадила — все было перечеркнуто властью. Высочайшим повелением запретили создавать такие богатые соборы в провинции, рассказал глава патриаршего совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид (Калинин).
Мрамор для иконостаса как российский, так и итальянский. Белый привезли из Италии, а текстурный россельвант — отечественный
Сегодня, конечно, нет установки властей строить храмы за пределами Москвы подешевле. И когда перед Казанской епархией и фондом «Возрождение» встал вопрос, следовать ли принципам воссоздания до конца или должна восторжествовать историческая справедливость, выбрали второе, претворяя все изначальные задумки архитектора Старова в новом соборе. Прежде всего это коснулось иконостаса. Раньше он был деревянным с позолотой, но по проекту должен был стать мраморным с бронзовым литьем и золочением. Митрополит Феофан настаивал на мраморе столь настойчиво, что Казанская епархия даже взялась профинансировать его из своего бюджета. Мрамор для иконостаса как российский, так и итальянский. Белый привезли из Италии, а текстурный россельвант — отечественный. Металлический каркас иконостаса плотно закрепили на монолитном железобетоне, обшили аквапанелями, на которые вмонтировали мраморные плиты (толщиной в 2 см) и все другие декоративные элементы.
«Каждый мой день начинается и кончается визитом в собор. Буквально недавно я забрался по строительным лесам под самый церковный купол — какая же там красота! Под купольными росписями — иконостас, равного которому (запомните, я не постесняюсь это сказать) не будет нигде в России, даже в храме Христа Спасителя и в храме воинской славы в парке «Патриот».
По словам Морозовой, еще на стадии проектирования получалась очень тяжелая и массивная конструкция для монолитной фундаментной плиты, особенно когда в проекте иконостаса появились латунные декорации. Проектирующие организации некоторое время якобы даже сомневались в таких конструктивных решениях, но, когда пересчитали всю нагрузку, успокоились: прочности фундамента оказалось достаточно, даже с запасом.
Осуществление неэкономных задумок Старова проявилось не только в иконостасе. На потолках появились кессоны с лепными розетками — в подлинном соборе они были нарисованными. Воссоздано по проекту горнее место за престолом, где во время богослужения и чтения Евангелия находится архиерей, — раньше эта часть храма была в более простом виде. Украсили и сам престол.
Воссоздано по проекту горнее место за престолом, где во время богослужения и чтения Евангелия находится архиерей, — раньше эта часть храма была в более простом виде. Украсили и сам престол
Иконы на фасаде собора исторически выполнялись с помощью росписи по металлу. В то время мозаика была довольно дорогостоящей, и она не считалась традиционной для российских храмов. Митрополит Феофан настоял на том, чтобы на фасаде нового собора красовались именно мозаичные иконы. Их изготовили в Муроме на предприятии «Домострой». Мастеров владыка нашел сам — именно у этого предприятия сохранилась историческая смальта для мозаик.
В богатом убранстве нового собора не только отразились претензии Казани на «столичность». Одним из главных требований фонда «Возрождение» было использование долговечных материалов, чтобы собор простоял как можно дольше без подкрасок и ремонта. Технологии и материалы подбирались с учетом срока службы минимум в 20, а то и все 50 лет. Именно поэтому иконостас не деревянный, а мраморный, и смальта, а не роспись по металлу.
Митрополит Феофан настоял на том, чтобы на фасаде нового собора красовались именно мозаичные иконы. Их изготовили в Муроме на предприятии «Домострой»
Денег на эти цели не жалели, но особо и не шиковали. По словам наших спикеров, митрополит Феофан всегда выступал за то, чтобы не тратилось много средств, очень сильно боялся перерасхода. Ему хотелось, чтобы все было разумно и экономно. Любая копейка, вложенная в собор, прошла несколько экспертиз с учетом целесообразности ее вложения.
Точная цифра того, во сколько обошелся собор, сегодня не называется — да она, собственно, еще и не подсчитана. Ранее в СМИ звучала цифра в 2,7 млрд рублей — по словам наших источников, показатель несколько завышен, но в целом недалек от правды (плюс-минус 100 млн рублей). Основным источником финансирования были благотворительные сборы в фонд «Возрождение». В первое время проходила целая информационная кампания, как госслужащие, бюджетники и работники крупных предприятий добровольно отчисляли часть своей зарплаты на собор и исламскую академию. Собранных средств хватило только на первое время, остальное — из закромов фонда, пополняемого, как известно, в основном за счет отчислений «Татнефти» и ТАИФа.
«Объем финансирования воссоздания был необходимо достаточным — ни больше ни меньше. Если бы подобный собор художественно и в строительном плане воссоздавался где-то в Европе, то счет шел бы на гораздо бо́льшие суммы. И общество там еще бы говорило, что мало, что надо добавить, — отметил один из наших экспертов. — У нас, к сожалению, люди не понимают, что этот собор — гордость за нашу страну».
Роспись сюжета «Тайная вечеря» в алтарной части храма, в его восточной конхе. Художники — Михаил Плотников и Андрей Полухин
7. Академическая роспись, а не как в соборе Сергея Шойгу
Для росписи собора рассматривалось два претендента — мастерская Вячеслава Пахомова из Ставрополья и студия Василия Нестеренко, известная работой над храмом Вооруженных сил в Кубинке. Казанцы выбирали долго, каждую из команд анализировали, от портфолио и вплоть до их налоговых деклараций. В мастерской Нестеренко смутил стиль письма — своего рода хайтек, что наглядно можно увидеть в храме ВС РФ. Для казанского собора требовался все же канонический подход, поскольку работать нужно было в стиле развитого классицизма, в котором никак нельзя халтурить. Да и работа Нестеренко оказалась существенно дороже, чем Пахомова. В итоге выбор пал на художников из Ставрополя.
Но сказать, что над росписью собора работали художники только одной студии, нельзя. Мастера живописи привлекались со всех концов страны. И проходили они при этом жесткий конкурсный отбор — требования к художникам были очень серьезными. Выдерживали не все. По словам отца Леонида, задачи, которые ставил митрополит Феофан и он сам, часто превосходили возможности художников. От них требовали строгого следования уровня Императорской академии художеств. Для того чтобы подтянуть художественный уровень, их даже специально возили на экскурсии в аналогичные собору объекты. Главным образом это все тот же Троицкий храм Александро-Невской Лавры, с которого Старов и списывал проект для Казани. Кроме того, художники плотно знакомились с росписью других храмов того периода. Посещали художники и Исаакиевский собор, присматривались к живописи Тимолеона фон Неффа, которая чуть позже по времени, но по цветности как нельзя лучше подходила казанскому собору. «Это был огромный рывок для художников, они за головы схватились, насколько это сложно. Но они для того сюда и пришли», — поделился отец Леонид.
Такой своеобразный ликбез для художников оказался необходимым еще и потому, что не все описания и архивные свидетельства о росписи собора сохранились. От мастеров требовались художественные решения по некоторым сюжетам. Для этого и нужно было ознакомление с аналогами живописи в храмах эпохи классицизма. Художниками разрабатывались эскизы, максимально приближенные к историческим, они долго согласовывались на совещаниях по «святым средам», после чего только отправлялись в работу. Нужно отметить, что в конечном итоге ничего не срисовывалось с других храмов. Все сюжеты росписи собора уникальны, соразмерны стилю и историческому описанию.
«Никогда не подгоняли по срокам. Единственное, когда поняли, что выходим к празднику 21 июля, с конца прошлого года выстроили рабочий график. Но не так, чтобы гнать, а чтобы все успеть вовремя»
Работы над росписью почти 800 кв. м с учетом всех подготовительных этапов продолжались около двух лет. Начались они практически сразу, как строители закончили возведение самого здания. Здесь стоит отметить, что на протяжении всех лет строителями велся анализ по усадке фундамента. За пять лет не зафиксировано ни одного намека на какое-либо смещение здания, что могло бы, например, вызвать микротрещины в росписи. Даже с учетом этого художниками применялись такие исторические техники письма, что срок службы росписи исчисляется буквально веками.
«Сложнее всего далась композиция „Царство славы“. Там много копий было поломано на том, какой она должна быть, потом — на исправления этой композиции. Она очень сложная, многофигурная, плюс на вогнутой поверхности, плюс стилистические моменты. Но в конечном итоге сделали. Это было самое тяжелое»
Команда Пахомова так хорошо себя зарекомендовала на росписи собора, что ей потом доверили и изготовление иконостаса с написанием икон к нему. Иконостас сначала хотели отдать Палеху (поселок в Ивановской области, родина уникальной палехской лаковой миниатюры и не только; иконостас в Духосошественском храме в Казани изготавливали именно в Палехе), и там даже уже начали работу. «Их иконы не достигали уровня росписи», — рассказал один из наших собеседников. В целом руками мастерской Пахомова изготовлено очень многое в соборе, вплоть до церковной утвари.
Придел слева освящается в честь Александра Невского
8. Необычный экспонат
Бо́льшая часть икон, которые можно увидеть в соборе, — также дело рук мастерской Пахомова. Ее же мастера оформляли иконостасы — не только центрального придела, но и два иконостаса поменьше. Центральный придел сегодня освящается, собственно, в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел слева — в честь Александра Невского, справа — во имя Успения Божией Матери. По крайней мере, так было исторически. В воссозданном же соборе все несколько иначе.
Летом 1579 года в Казани случился большой пожар, который поглотил целый район около Кремля. Огонь, в частности, полностью уничтожил двор стрелецкого сотника Данилы Онучина. По легенде во сне его дочери Матроне трижды явилась Пресвятая Богородица, которая велела ей идти к руинам дома и достать икону. Вместе с матерью Матрона пришла к указанному месту, они начали рыть землю и обнаружили изображение Богоматери с младенцем Христом. Позже икона была перенесена в церковь Николы Тульского, по дороге при встрече с изображением двое слепых исцелились.
Свидетелем этих событий стал будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген, который оставил «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы». Днем явления Казанской иконы считают 21 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской православной церкви.
Икона приобрела всероссийскую славу в начале XVII века, когда пресеклась династия Рюриковичей, началась Смута и иностранная интервенция. По благословению патриарха Гермогена в 1611 году список с Казанской иконы Божией Матери направили в ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством иконы. Список поместили в Казанский собор на Красной площади. С приходом династии Романовых Казанская икона стала почитаться как государственная святыня, которая спасла страну.
В 1904 году православный мир потрясло известие о краже иконы из Богородицкого монастыря и стоявшей рядом иконы Христа Спасителя. Святыни покрывали драгоценные оклады, украшенные жемчугом и бриллиантами. Для тех, кто укажет местонахождение иконы, даже объявляли вознаграждение. Вора якобы нашли — им оказался крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян). Он свое участие в краже отрицал. Есть версии, что Стоян сжег икону или продал ее старообрядцам. Также существует предположение, что одна из монахинь ранее подменила икону на список и именно его украл Стоян.
После кражи монашеская жизнь продолжилась. Новый виток в истории храм получил после поручения Елизаветы Федоровны оборудовать место обретения иконы. За все время множество списков Казанской иконы распространились по епархиям Русской православной церкви.
Первоявленная Казанская икона Божией Матери располагалась в центральном приделе. Но сегодня этот образ утрачен, его заменяет Ватиканский список, который не решились размещать в главном престоле. Сделано это было сугубо по логистическим соображениям — если бы Ватиканский список расположили в центре собора, то все паломники стремились бы к амвону, мешая службе. Поэтому список из Крестовоздвиженского храма разместили в правом иконостасе, где для иконы подготовили отдельный киот.
Место под Ватиканский список (слева) и стенд для оригинального оклада-рамы первоявленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери (справа)
Рядом с Ватиканским списком для поклонения верующих в отдельной витрине расположился уникальный экспонат — оригинальный серебряный оклад, в котором до 1904 года размещалась первоявленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. Не какая-нибудь копия, а именно тот самый оклад иконы, обретенной в Казани в 1579 году. «Икона была в защитном киоте. Они (грабители — прим. ред.) этот киот отогнули и икону забрали. Потому, когда икона исчезла, выносную икону, другую точную копию… в общем, поставили другой средник и закрыли все это дело. Икона сохранилась почти вся, только средник другой появился. Когда большевики взрывали храмы, верующие успели вырвать этот средник вместе с киотом и, спрятав на себе, вынести. Все остальное было утрачено. А этот киот со средником перенесли на Арское кладбище. Вот эта икона на Арском кладбище и есть один из списков, но с оригинальным киотом первоявленной иконы», — рассказывал Хафизов.
Более 80 лет оригинальная серебряная рама-оклад от первоявленной иконы хранилась в архивах Национального музея РТ. Ее не так часто выставляли на всеобщее обозрение. В последний раз свет уникальный экспонат видел в 2016 году, когда специально к закладке собора организовывалась выставка «Чудотворный Казанской образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Теперь же Нацмузей передает оклад в воссозданном соборе, пока только на один год. Формально риза остается в собственности Нацмузея.
9. Возвращение оригиналов
Такая практика не нова — в 2018 году музейщики уже делились с епархией своими экспонатами, ранее принадлежавшими церкви, это была почитаемая икона Божией Матери Паммакариста («Всеблаженная»). Ее выставляли в отреставрированной церкви Сергия Радонежского на Япеева. В собственность епархии святыню так и не вернули — музеи редко возвращают что-то церкви, не совсем доверяя ее навыкам по сохранению древностей.
Личные вещи митрополита Феофана в пещерном храме в музее Казанской иконы Божией Матери
Почему появление в воссозданном соборе оригинального оклада с первоявленной иконы так важно? Сегодня известно около 30 различных списков с явленной в Казани иконы Божией Матери. Все они отличаются друг от друга по технике письма, степени сохранности, статусу и, не побоимся этого слова, «чудотворности». В столице РТ находится сразу несколько списков иконы. Самый известный из них — Ватиканский, который и переезжает теперь в воссозданный собор. Эта икона значительно моложе подлинника — первая половина – середина XVIII века и больше оригинала — 31,1×27 см (явленная икона, как считается, была размером 26,7×22,3 см). Ватиканский список просто не помещается в оригинальном окладе, поэтому икона и оклад с оригинального образа выставляются в соборе порознь. Точно так же не поместятся в ризе и два других более древних списка — тот, что хранится в Нацмузее, датируемый 80-ми годами XVI века, и тот, что хранится в коллекции главы «Связьинвестнефтехима» Валерия Сорокина, датируемый якобы 1582–1585 годами. Единственная икона, которая могла бы поместиться в выставляемой сегодня раме, — список, который хранится на Арском кладбище. Но и он не первоявленный.
Скончавшийся в прошлом году митрополит Феофан не раз говорил: «Теперь, вместе с возрождением утраченного дома — восстановлением собора в комплексе Богородицкого монастыря, — возможно, и Царица Небесная вернется в ее казанскую обитель». Он верил сам и заряжал этой верой всех окружающих, что после достройки собора ранее утраченный чудотворный образ вернется в Казань. Такие разговоры не утихают и сегодня. «Если бы первоявленный образ был у церкви, его бы уже давно передали Казани. Но никто до сих пор не знает, где этот образ», — рассказал нам игумен Марк.
Интересное отношение к возвращению иконы озвучил нам отец Леонид из патриаршего совета. Он рассказал, что, помимо Арского списка подходящего размера, в России есть еще одна икона с параметрами, соответствующими утраченному образу. Находится она сегодня в храме священномученика Климента Папы Римского в Москве. «Это Казанская икона, древнейший список, который старше, чем список Ватиканский, она уникальна. Если сложится, может, и этот список после атрибуции Третьяковской галереи удастся нам заполучить сюда, в Казань, — рассказал отец Леонид. — Но это очень сложный вопрос, быстро не решится. Сейчас мы проведем исследования, и, может, Казань сможет похвастаться еще одним необычным событием, что сюда будет принесен список Казанской иконы, который гораздо древнее, чем Ватиканский».
«Ведется процесс и по Николо-Тульскому храму, и по всему комплексу зданий монастыря»
10. Будущее собора
Еще до того как был заложен Собор и начали строительные работы, митрополит Феофан не раз рассуждал о необходимости организации паломнического центра на базе Богородицкого монастыря. Об этом говорил в одном из своих последних интервью и Хафизов. В мире существует не так много признанных мест явления Богоматери. Самые известные из них — Фатима (Португалия), Лурд (Франция), Казань, в которой явление Богородицы произошло даже раньше, чем в остальных городах. И Лурд, и Фатиму ежегодно посещают сотни тысяч христиан. Но не Казань, хотя она и достойна стоять в одном ряду с мировыми духовными столицами.
Для придания аналогичного статуса Казани нужны титанические усилия, и воссоздание собора — лишь один из шагов на этом пути. «Важно не только физически восстановить собор Казанской иконы Божией Матери, но и духовную жизнь, которая была при монастыре на протяжении 400 лет, возродить», — говорил пять лет назад владыка Феофан.
Собор — это, по сути, лишь один из объектов некогда известного на всю страну Богородицкого монастыря. Вокруг монастыря остаются исторические здания, которые требуют внимания. В первую очередь это церковь Николы Тульского напротив Крестовоздвиженского храма, которая первой приняла чудотворную явленную икону и хранила ее в зимние времена. Сегодня церковь находится в удручающем состоянии. Ее здание легко узнать по защитному тенту с изображением храма. Рядом с ним — не менее удручающе выглядящие настоятельский корпус, Никольский (сестриченский) корпус, которые ранее занимала табачная фабрика, а также церковно-приходская школа (красно-кирпичное здание справа от центрального входа в монастырь со стороны Большой Красной). Их будут восстанавливать, но уже не в рамках проекта воссоздания собора и не за счет средств фонда «Возрождение». «Президент РТ дал поручение подготовить проектно-сметную документацию на эти корпуса», — рассказал один из наших собеседников, не уточняя, правда, когда подготовят документы. Это вопросы следующего этапа возрождения монастыря, по которым, по всей видимости, республикой уже приняты принципиальные решения. «Ведется процесс и по Николо-Тульскому храму, и по всему комплексу зданий монастыря. Но он, знаете, такой: что зависит от Татарстана — все сделано или делается, остальное зависит от Федерации, потому что здесь достаточно большие средства, это памятник архитектуры. Думаю, после освящения собора те лица, которые здесь будут, все-таки переосмыслят свое отношение и, может быть, мы сможем дальше продолжать. В любом случае мы должны восстановить весь комплекс монастыря. Это даже не обсуждается», — рассказал «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. По его словам, после освящения воссозданный собор откроют для всех желающих, в нем будут обязательно вестись службы — храм надо «намаливать».
До того как фонд «Возрождение» взялся за Свияжск, его посещаемость за 2010 год составила всего 7 тыс. туристов. В 2020-м, несмотря на пандемию, приведенный в порядок остров-град посетили уже более 700 тыс. человек. Это яркое подтверждение того, что при должном подходе и, конечно, маркетинге из возрожденного монастыря может получиться паломническая жемчужина Казани. Были бы средства и желание, прежде всего властей.
«Чтобы православные приехали, надо, чтобы РПЦ этим занималась. А почему не занимаются православные? Потому что, если такой большой паломнический центр появляется в Казани, подобное раздражает Москву»
Для превращения Казани в духовный центр страны (а по совокупности исторических событий вокруг явления Богородицы, это вполне логичный статус) нужна соответствующая идеология на уровне руководства Татарстана, страны, возможно, даже отдельная республиканская программа. Но кто сейчас этим будет заниматься без лоббистского таланта владыки Феофана, без деятельного Хафизова — вопрос…
В ближайшем будущее предстоит до конца юридически оформить воссозданный собор. Разрешение на ввод в эксплуатацию не последняя бумажка
Пока же открытие собора проходит на высоком, но не на высшем уровне. Из Москвы ждут отдельный борт с VIP’ами, но без президента РФ Владимира Путина, без премьера Михаила Мишустина и, возможно, даже без его зама, ныне куратора по ПФО Дмитрия Чернышенко, как это не так давно озвучивалось. Татарстан позвал всех, но, очевидно, не все приедут. Зачитает официальную телеграмму от лица Путина либо спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, либо полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров. Отсутствие первых лиц на открытии «главного собора» Татарстана автоматически снижает статус мероприятия и только лишний раз демонстрирует внутреннюю неготовность федерального центра к возрождению Казани как одной из духовных столиц России.
Конечно, все это размышления не на один год вперед. В ближайшее же будущее предстоит до конца юридически оформить воссозданный собор. Разрешение на ввод в эксплуатацию не последняя бумажка. Дальше, как заметила Морозова, предстоит самое сложное — передать новое имущество на баланс Казанской епархии. Это значит, нужно сосчитать каждый винтик, составить его описание, рассчитать сметы по нему и прочее — мытарств не на один месяц. Кроме того, в ходе данного процесса могут возникнуть и другие проблемы — например невысокий профессионализм епархиальной бухгалтерии или отсутствие ответственных лиц у епархии, которые были бы способны следить за сохранностью собора.
Когда был жив митрополит Феофан, он с головой погружался в воссоздание собора, знал каждую его деталь, как она работала и прочее. Такими знаниями по объективным причинам новый митрополит похвастаться не может, нужно время. Бросать епархию вместе с новым собором на произвол судьбы, как заверили наши собеседники, никто из участников воссоздания не намерен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 176
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.