«Хоть трехэтажные сделайте! Никакие выносные трассы не спасут», — оценил президент РТ Рустам Минниханов обсуждаемые эстакадные дороги на въездах в Казань. Качественно изменить ситуацию можно лишь одним способом: избавлением от маятниковой миграции. Тем временем Набережные Челны и Альметьевск столкнулись с «земельным проклятием», а гуру урбанистики Михаил Блинкин описал три сценария развития городов в РТ: «пушка», «гаубица» и «картофельный взлет». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Проблемы агломераций и транспортной инфраструктуры Татарстана на днях обсудили на семинаре в Казанском государственном архитектурно-строительном университете с участием президента РТ Рустама Минниханова, глав районов, министров и гуру урбанистики России
Вылетные магистрали Казани разрядят обстановку, но не спасут
Проблемы агломераций и транспортной инфраструктуры Татарстана в конце прошлой недели обсудили на семинаре в Казанском государственном архитектурно-строительном университете с участием президента РТ Рустама Минниханова, глав районов, министров и гуру урбанистики России. Дискуссия состоялась в стенах нового проектно-образовательного центра «ГРАДО/Urban Planning», президенту также показали лабораторию цифровой трансформации КГАСУ.
В Татарстане три агломерации: Казанская, Набережночелнинская и Альметьевская. «Самая сложная — Казанская, — напомнил в начале дискуссии министр транспорта РТ Фарит Ханифов. — Казань внутри кольца пяти районов».
В Татарстане три агломерации: Казанская, Набережночелнинская и Альметьевская. «Самая сложная — Казанская, — напомнил в начале дискуссии министр транспорта РТ Фарит Ханифов. — Казань внутри кольца пяти районов»
И не только пяти приграничных районов Татарстана, добавил архитектор, завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич. Граница Казанской агломерации расширилась и включает потоки людей, а значит, и транспорта из Атнинского, Арского, Сабинского, Алексеевского, Рыбно-Слободского районов Татарстана. Схема территориального планирования Марий Эл относит город Волжск, Волжский и Звениговский районы к Казанской агломерации.
Минтранс РТ и «Татдорпроект» изучили 10 выездов Казани, из которых пяти нужны дороги-дублеры. А чтобы воплотить концепцию «30-минутного города», столице РТ требуется 63 км вылетных магистралей и 17 км перемычек между ними. Ханифов предложил ускорить строительство магистралей на въездах-выездах с помощью двухэтажных дорог, как в Токио. В числе первых пробить казанские пробки эстакадными дорогами планируют в направлении Дербышек, Горьковского шоссе, Мамадышского и Оренбургского трактов.
Скорость строительства — 2 км в год, цена — 1,8 млрд рублей за 1 км четырехполосной дороги над землей. Для сравнения: 1 км такой же дороги в одном уровне стоит 0,5 млрд рублей, но с выносом инженерных сетей и выкупом земель и домов цена увеличивается до тех же 2 млрд рублей.
Строить «хайвеи» Ханифов предлагает на условиях государственно-частного партнерства: 30% вложат инвесторы, 20% — бюджет РТ, 50% — бюджет России.
В предлагаемой главой минтранса РТ финансовой модели инвесторами выступят:
- частные компании;
- государственные корпорации;
- застройщики пригородного жилья в Казанской агломерации (по схеме «раскулачивания» девелоперов могут построить платную автодорогу через Дербышки);
- банки;
- жители.
Рустам Минниханов: «Все в город ездят. Никакие выносные трассы не спасут. Хоть трехэтажные сделайте! Надо понять, как будем выруливать»
Предлагаемые эстакадные дороги, варианты финансирования только облегчат ситуацию на перегруженных участках, разрядят транспортную обстановку в городской и пригородной застройке, отметили в минтрансе РТ и опрошенные «БИЗНЕС Online» участники семинара. Но данная мера должна быть частью более обширного плана мероприятий. Избавиться от пробок на въездах и выездах помогут не дороги, а сокращение маятниковой миграции из периферии в центр агломерации, создание рабочих мест в приграничных районах. Это понимает и президент РТ. По словам Минниханова, даже после решения транспортных, социальных вопросов остается проблема рабочих мест. «Все в город ездят. Никакие выносные трассы не спасут. Хоть трехэтажные сделайте! Надо понять, как будем выруливать», — добавил глава РТ.
«Метры есть, а остальное пока отстает. Много ошибок уже сделали. Пожинаем плоды ранних недочетов: пробки, недовольство жителей. Все перемещаются в город, потому что в пригороде не хватает рабочих мест»
«Пушка», «Гаубица» или застройка картофельных полей: какой путь выберут агломерациям Татарстана?
Одна из проблем Казанской агломерации кроется в реализации национального проекта «Жилье и городская среда»: РТ необходимо выполнять планы жилищного строительства. К активизации стройки регионы подталкивает президент РФ Владимир Путин, который поручил к 2030 году увеличить объемы строительства жилья до 120 млн кв. м в год. В результате каждый субъект РФ имеет свои цифры объемов, которые «спускают» на уровень районов. Эти планы тоже ежегодно растут, их выполнение — ответственность района и его главы. Но понятно, что под застройку привлекательны лишь те земли, что тяготеют к трассам, ведущим в Казань! В результате «человейники» «сажают» на вылетных магистралях, умножая пробки на дорогах, — ведь в районах порой нет не только работы, но и школ с садиками. Однако эти «пробочные» проблемы глав районов объективно не волнуют: план по жилью требуют, а свободные дороги тревожат разве что Казань.
«Метры есть, а остальное пока отстает, — рассуждал Минниханов. — Много ошибок уже сделали. Пожинаем плоды ранних недочетов: пробки, недовольство жителей. Все перемещаются в город, потому что в пригороде не хватает рабочих мест».
По словам директора института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаила Блинкина, решить проблему маятниковых поездок «дом – работа – дом» удалось только в США — за счет гигантской протяженности улично-дорожной сети
По словам директора института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаила Блинкина, решить проблему маятниковых поездок «дом – работа – дом» удалось только в США — за счет гигантской протяженности улично-дорожной сети. Так, площадь асфальта в городах Соединенных Штатов достигает 30% площади города. Для сравнения: даже в Москве данный показатель не дотягивает и до 10%.
Чтобы люди ежедневно совершали маятниковые поездки, нужен город американского типа. Но этого никогда в жизни не будет в российских городах, а в Казани тем более.
Жилищная обеспеченность в России оценивается в 22–25 кв. м на человека, при этом машина на подземной парковке в среднем занимает 35 кв. метров. «Автомобиль в многоэтажном доме занимает больше места, чем человек! — продолжает Блинкин. — Нужны кварталы без машин. Полагать, что человек будет каждый день ездить домой с работы на авто, — самообман. Это утопия, на которую нельзя рассчитывать».
«Нужно понять, где «гаубица», а где «пушка», — оценил сценарии развития Минниханов и вновь напомнил главам районов, министерств о создании в агломерациях промплощадок, индустриальных парков
На семинаре эксперт озвучил три сценария развития агломераций:
- «Пушка» — уплотнение застройки в городском ядре с ограниченным владением личным автомобилем, форматом застройки без машино-мест, но с качественным общественным транспортом и пешеходной средой. Вариант, как и артиллерийское орудие, подходит для оборонительных действий. По такому принципу разработан принятый в Казани генплан-2040. Например, на минувшей неделе власти РТ ответили на рост автомобилизации «штрафной дубинкой» и платными парковками в «спальниках».
- «Гаубица» — освоение периферии агломерации с преобладанием домов для одной семьи. Гаубица подходит для наступательных действий, поэтому предполагает развитую сеть дорог, постоянное использование автомобиля.
- Застройка картофельных полей — плотная многоэтажная застройка на периферии агломерации. «Не стреляет», — сказал Блинкин. Но пока именно этот формат «картофельного взлета» процветает вокруг Казани.
«Нужно понять, где „гаубица“, а где „пушка“», — оценил сценарии развития Минниханов и вновь напомнил главам районов, министерств о создании в агломерациях промплощадок, индустриальных парков.
В агломерациях необходимо создать инфраструктуру для комфортной жизни и работы. Строить только жилье, не создавая промышленные зоны, — неправильно.
Напомнил Минниханов и о сдерживании ударов «гаубицы» — в этом году кабмин РТ запретил межевать новые участки под ИЖС площадью менее 10 соток. «Я сказал запретить 6 соток, [должно быть] минимум 10. Но нет, какими-то путями <…>, — возмущался Минниханов. — Что такое 6 соток? Это дачные участки!»
Президент РТ напомнил о мартовском поручении создать в Татарстане институт пространственного развития, куратором которого назначили вице-премьера РТ Рустама Нигматуллина
Челнинская и Альметьевская агломерации столкнулись с «земельным проклятием», а КГАСУ подтянет кадры для института пространственного развития
Следом президент РТ напомнил о мартовском поручении создать в Татарстане институт пространственного развития, куратором которого назначили вице-премьера РТ Рустама Нигматуллина. Новый орган станет координировать и контролировать комплексное развитие территории, определит, где школы, детсады нужнее. Ключевой момент — регистрация по месту жительства: инфраструктура планируется, исходя из числа прописанных детей.
О планах создания института стало известно на фоне протестов. Родители из казанских поселков Вишневка и Привольного уложили детей в снег, чтобы достучаться до Минниханова с просьбой о строительстве школы, детского сада, тротуара и освещения. В апреле мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что к проектированию детсада и школы приступят в 2021 году. Но и жителей просили прописываться, чтобы власти хотя бы знали численность населения и планировали его потребности. К примеру, по официальным данным, в поселках Вишневка и Привольный зарегистрированы 120 детей, что далеко от действительности.
Институт пространственного развития только создают. Поэтому Минниханов предложил ректору КГАСУ Рашиту Низамову поддержать создаваемую структуру кадрами, привлекать студентов. Возможности есть — за несколько лет университет ощутимо обновил инфраструктуру. Появилось пространство «15» — читальный зал научно-технической библиотеки, научно-образовательные центры цифровых технологий в строительстве «Цифра/Цифр/Digital», «Градо/ Шәhәр/Urban Planning». Президент республики посетил новые пространства и поддержал идею вуза стать центром цифровизации автодорог РТ, площадкой создания «цифровых двойников» автотрасс.
Специалисты КГАСУ к 2023 году подготовят генплан Набережных Челнов, о котором на семинаре рассказал Дембич. В планах — расширить территорию города на восток и юг за счет Тукаевского района. Еще два-три года — и в автограде не останется свободных участков под строительство многоквартирных домов. С лета 2018-го в Челнах уже не проводят земельные аукционы: нечего осваивать!
«Челны без Тукаевского района рассматривать нельзя», — обратил внимание президент РТ и напомнил о проблемах Альметьевской агломерации, которой тоже некуда расширяться. Челнинский вариант со сдвигом границ там не сработает. Город окружен нефтяными угодьями, действует сеть промысловых трубопроводов. «Нефтедобыча в городе», — подтвердил глава Альметьевского района Тимур Нагуманов.
В Альметьевске есть вариант освоения земель без ограничений охранных зон. Но главный резерв роста глава города и района Нагуманов видит в редевелопменте территорий неработающих предприятий, гаражных кооперативов и садовых товариществ, где хватает заброшенных участков. То есть основные надежды связаны с инструментами комплексного развития территорий, когда разрозненных собственников воленс-ноленс направляют к светлому будущему.
Специалисты КГАСУ к 2023 году подготовят генплан Набережных Челнов, о котором на семинаре рассказал Дембич. В планах — расширить территорию Челнов на восток и юг за счет Тукаевского района
Беды агломерационного развития: «Вымываем людей, на периферии они не остаются…»
Отсутствие нормативной базы — еще одна проблема развития агломераций. Пока в России только готовят стратегию пространственного развития страны, в Госдуму внесен проект федерального закона «О городских агломерациях», разрабатывают порядок подготовки, выполнения и мониторинга долгосрочных планов социально-экономического развития агломераций. А раз так, непонятно, как двигаться в этом агломерационном направлении!
Основные проблемы межмуниципального сотрудничества на семинаре озвучил генеральный директор агентства по социально-экономическому развитию агломераций (АСЭРА) Юрий Кузнецов:
- Дисбалансы бюджетов. Основной доход муниципалитетов — НДФЛ, который уплачивают по месту работы в центре агломерации, а не по месту жительства. Впрочем, минфин РФ готовится привязать выплату НДФЛ и налога на прибыль к месту жительства и производства.
- Невозможность консолидации бюджетов муниципалитетов для финансирования строительства и содержания совместных объектов.
- Передача полномочий муниципалитетов на региональный уровень. Это касается обращения с отходами, стоимости проезда на муниципальных и межмуниципальных маршрутах, земельных отношений. Например, Казань не хозяйка на своем мусорном полигоне — 22% отходов «импортируют» из агломерации.
- Неготовность руководителей муниципалитетов балансировать интересы.
В отсутствие нормативной базы муниципалитеты РТ уже выстраивают отношения на площадке совета муниципальных образований. В октябре 2018 года главы районов Казанской агломерации и мэр Казани подписали межмуниципальное соглашение о создании собственного консультативного совета.
В январе 2020-го Минниханов поддержал идею подготовить генплан Казанской агломерации. Схема территориального планирования, концепция, стратегия агломерации — документы республиканского значения, разработкой которых занимается минземимущество РТ. Например, генплан Казанской агломерации готовит подведомственное минземимуществу ГБУ «Фонд пространственных данных Республики Татарстан».
В завершение семинара Минниханов обратил внимание на то, что развитие агломераций в РФ сопровождается оттоком населения с других территорий. «Вымываем людей, на периферии они не остаются, — рассуждал президент РТ. — Россия окажется сконцентрирована в агломерациях — это глубочайшая ошибка, которую потом будет сложно исправить». По всей видимости, в Татарстане попытаются не допустить этой ошибки, поэтому и вкладываются в благоустройство малых городов, пытаются развивать промпарки в районах, чтобы было где работать за пределами центров агломерации. Но не окажется ли это попыткой плыть против течения с негодными средствами?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 477
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.