Советы директоров ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим» рассматривают вопрос о выплате полугодовых дивидендов. Момент выбран удачно — на носу финал сделки по слиянию с СИБУРом, кроме того, за 6 месяцев 2021 года КОС увеличил чистую прибыль в 3,6 раза до 14,7 млрд рублей, а НКНХ — в 8,5 раза до 24,9 млрд рублей. Так почему бы не окешиться, пока ни с кем не надо делиться? Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что это типичный трюк перед продажей бизнеса.
Накануне в 16:30 фондовый рынок всколыхнула новость о том, что советы директоров ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим» обсуждают беспрецедентную для предприятий выплату промежуточных дивидендов за 6 месяцев этого года
КОС и НКНХ впервые выплатят полугодовые дивиденды. Рынок отвечает ростом
Накануне в 16:30 фондовый рынок всколыхнула новость о том, что советы директоров ПАО «Казаньоргсинтез» и ПАО «Нижнекамскнефтехим» обсуждают выплату промежуточных дивидендов за 6 месяцев этого года. Стоимость привилегированных акций КОСа подскочила сразу с 31 до 39 рублей (плюс 24%), обыкновенных — с 99 до 109 рублей (плюс 8%). Ростом в 6,5% отреагировали на новость и префы НКНХ — с 86 до 93 рублей. Впрочем, сегодня утром цена привилегированных акций KZOS скорректировалась на 7,5%, а обычных — на 3,2%.
Ранее ни КОС, ни НКНХ промежуточных дивидендов никогда не платили. Почему на этот раз сделано исключение, предположить несложно. По плану сделка с СИБУРом должна завершиться только в III квартале этого года: в обмен на контрольный пакет ТАИФа его нынешние акционеры получат 15% акций объединенной компании. Причем это соотношение, как подтвердил в интервью «БИЗНЕС Online» предправления СИБУРа Дмитрий Конов, пересмотру уже не подлежит. Так почему бы напоследок не выкачать из предприятий побольше кеша?
Сейчас, по официальным данным, дочерней компании ТАИФа, ООО «Телеком-Менеджмент», в уставном капитале «Казаньоргсинтеза» принадлежит доля в 53,93%, структуре правительства Татарстана АО «Связьинвестнефтехим» — 19,87%. В уставном капитале «Нижнекамскнефтехима» ООО «Телеком-менеджмент» владеет 75,59%. Следовательно, дивиденды поступят сначала в адрес АО «ТАИФ», а далее ничто не мешает головной компании заплатить своим бенефициарам: Радику и Айрату Шаймиевым, Альберту Шигабутдинову, Рустему Сультееву, Владимиру Преснякову и Гузелие Сафиной (структура акционеров ТАИФа раскрывалась в 2018 году в рамках судебного процесса).
Дивиденды поступят сначала в адрес АО «ТАИФ», а далее ничто не мешает головной компании заплатить своим бенефициарам: Радику и Айрату Шаймиевым (на фото), Альберту Шигабутдинову, Рустему Сультееву, Владимиру Преснякову и Гузелие Сафиной
Этим людям есть что делить. За первое полугодие 2021-го «Казаньоргсинтез» увеличил чистую прибыль в 3,6 раза до 14,7 млрд рублей. У «Нижнекамскнефтехима» прибыль выросла в 8,5 раза до 24,9 млрд рублей. Главная интрига в том, какую часть прибыли компании направят на выплаты дивидендов.
КОС, согласно уставу, направляет на выплаты акционерам не менее 70% чистой прибыли, НКНХ — не менее 15%. При этом по решению акционеров оба предприятия могут отказаться от дивидендов полностью.
В реальности по итогам прошлого года КОС выплатил по 0,25 рубля на привилегированную акцию и по 3,36 рубля на обыкновенную. Таким образом, в сумме к выплате начислено чуть более 6 млрд рублей, что составляет, как и годом ранее, 70% от чистой прибыли по РСБУ за отчетный год. В 2021-м при заработке 14,7 млрд к распределению положено минимум 10,3 млрд рублей. Это дает нам при условии сохранения фиксированных выплат 0,25 рубля на привилегированную акцию выплаты по обычным акциям около 5,8 рубля и, соответственно, доходность бумаги выше 5%. Но выплаты могут достичь и 100% прибыли, и даже более того.
Примеры дает дивидендная политика НКНХ. По итогам 2018 года акционерам была выплачена не только текущая, но и нераспределенная прибыль прошлых лет. В итоге общая сумма дивидендов составила 36,4 млрд рублей. Рекордные выплаты произошли после того, как ТАИФ сконцентрировал в своих руках максимальный пакет НКНХ: в марте 2016-го пакет 25% минус одна акция в «Нижнекамскнефтехиме» у республики выкупила «Татнефть» и в декабре перепродала его ТАИФу. По итогам 2020 года СД НКНХ рекомендовал выплатить дивиденды из расчета 0,73 рубля на акцию (30% от чистой прибыли по РСБУ за 2020-й), а по итогам 2019 года — 9,07 рубля на акцию (70% от прибыли).
Вот и на этот раз объем дивидендов, которые заплатят сами себе акционеры ТАИФа, ничем, кроме гипотетических договоренностей с СИБУРом, не ограничен. К слову, устав обоих обществ позволяет отправлять на выплаты не только деньги, но и имущество.
«Выплаты дивидендов относятся к периоду до совместной работы/объединения ТАИФа и СИБУРа. Действия компаний по распределению доходов от деятельности до сделки зависят исключительно от решений их акционеров. Компании друг друга информируют о дивидендах и выплатах, но соответствующие решения принимаются акционерами каждой компании отдельно. Это их право и не сказывается на условиях объединения», — сообщили «БИЗНЕС Online» в СИБУРе.
Дивиденды НКНХ могут составлять не менее 15% от чистой прибыли по РСБУ, верхний предел не ограничен
«Это очень часто происходит перед продажей или слиянием компаний»
Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев считает, что выплата дивидендов — стандартный процесс перед продажей бизнеса. «Если брать чисто рыночные отношения, то многие российские компании платят дивиденды за полугодие, понятно, что акционерам это нравится больше, — заметил он. — В рамках сделки надо посмотреть, попадают ли [в список лиц, имеющих право на получение дивидендов] только прежние акционеры. Если попадают, то это означает, что они хотели обкешить бизнес, обналичить свою долю в прибыли. Подобное очень часто происходит перед продажей или слиянием компаний».
По мнению Разуваева, для рынка выплата полугодовых дивидендов — хорошая новость, которая свидетельствует о повышении стандартов корпоративного управления. «Это решение может только приветствоваться, — отвечает он. — Реакция рынка нормальна: бумаги могли и еще сильнее вырасти в цене, потому что спрос на них увеличился».
Какой будет дивидендная политика ТАИФа и СИБУРа после объединения, сейчас сказать трудно, рассуждает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. «Вероятно, контролирующий акционер решил воспользоваться чрезвычайно удачной рыночной конъюнктурой и высокой прибылью, чтобы вернуть часть капитала через высокие дивиденды, покуда есть такая возможность, — полагает он. — Заодно это подарок и миноритарным акционерам, как за счет высокой дивидендной доходности, так и за счет поддерживаемого дивидендами роста стоимости акций. Возможность выплаты промежуточных дивидендов предусмотрена дивидендной политикой НКНХ и КОСа».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.