«Приходим в жилой дом — там два человека купили Tesla, хотят зарядку поставить. Приходим к инженеру, а он говорит, что мощностей нет. Нужно сделать норматив, который обяжет строителей новых парковочных пространств сразу предусматривать в проекте техническое присоединение», — рассуждали накануне в КГЭУ о развитии электромобилей в России. Чтобы облегчить жизнь владельцам электрокаров, эксперты предлагают включить затраты на монтаж зарядных станций в программу «Наш двор» и отменить таможенные пошлины и ввозной НДС. О том, сколько новых станций появится в Татарстане и какой масштабный проект электрозарядок презентовал депутат Артур Абдульзянов, — в нашем материале.
К 2024 году объем производства электрокаров должен быть увеличен до 17,5 тыс., а количество зарядных станций по стране — достигнуть 4 тысяч
Власти РФ просубсидируют 220 зарядных станций в Татарстане
В конце августа премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил концепцию по развитию электромобилей в России. Так, к 2024 году объем производства электрокаров должен быть увеличен до 17,5 тыс., а количество зарядных станций по стране — достигнуть 4 тысяч. О трудностях, связанных с этой актуальной повесткой, говорили накануне в Казани в рамках расширенного выездного заседания научно-экспертного совета (НЭС) при рабочей группе Совфеда.
Мероприятие прошло в Казанском энергоуниверситете, что символично — в этом году вуз впервые принял студентов-бакалавров по новой программе «Электромобильный и беспилотный транспорт». По словам ректора Эдварда Абдуллазянова, пока университет принял только пять бюджетников, в дальнейшем, если появится потребность, число мест будет расти.
«На сегодняшний день в России никто специалистов в этой области не готовил. Есть предприятия-производители, и есть сопутствующая инфраструктура: сервис, зарядки. Но кто там работает, если никто в России не учился? Какая у них квалификация и что они могли сделать? И как раз КГЭУ первым почувствовал, что эту нишу нужно занимать», — рассказал журналистам член президиума НЭС Рашид Артиков.
По его словам, отрасль нуждается в проектировщиках, инженерах и обслуживающем персонале (сборщики, слесари, электромонтажники). На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, сколько составляет дефицит кадров, эксперт затруднился ответить: «Пока это поле хаотично».
О важности принятой правительством концепции рассказал на открытии заседания замминистра промышленности и торговли РТ Марат Минибаев. Самое главное, по его мнению, то, что цель программы именно развитие отечественных производителей.
«Концепция предусматривает предоставление субсидий на финансирование затрат на создание зарядной инфраструктуры в пилотных регионах. Пока называется цифра в 60 процентов от стоимости зарядных станций, и 30 процентов будет субсидироваться от стоимости присоединения. Татарстан попал в число пилотных регионов, причем с самым значительным количеством зарядных станций, которые планируется установить, — 220 станций на 150 киловатт», — сообщил он. Критерии отбора пока находятся на утверждении федеральных властей.
«Колонна из 10 машин 10 часов будет заряжаться»
В Татарстане работает некоммерческая организация по развитию инфраструктуры электроавтомобилей «Рестарт», которую представляет Рустем Галимзянов. Он также является заместителем главного инженера в АО «Сетевая компания». Организация занимается популяризацией электротранспорта и созданием клубов электромобилистов.
«Приступив к изучению развития электрического транспорта в нашем регионе, мы столкнулись с устойчивой идеей о том, что владение электромобилем — это боль. Говорят, чтобы понять своего коллегу или оппонента, нужно пройти путь в его мокасинах. Я лично продал свой большой внедорожник и пересел на электромобиль. Это было в феврале прошлого года», — начал свой доклад Галимзянов. Только после проезда в минус 25 градусов из Москвы в Казань «его глаза открылись полностью» и он понял, что такое электромобиль.
Глава «Рестарта» привел цифры, показывающие динамику развития движения в Татарстане. Так, по его информации, в республике сейчас используется более 100 электрокаров. Насчитывается 13 быстрых электрозарядных станций (по данным на 25 декабря прошлого года, их было всего 6) и 25 медленных (в 2020-м — 11). Устройство медленных станций начала как раз Сетевая компания, и при выполнении их программы стоимостью 35 млн рублей число таких ЭЗС к концу года увеличится до 32. Пока основные игроки на этом рынке — «Татнефть», NSP и ООО «Промэнерго».
Говоря о местоположении станций, Галимзянов отметил, что они, как правило, находятся внутри городов, а вот на трассах их действительно не хватает. И при строительстве 220 ЭЗС по госпрограмме акцент нужно делать именно там, уверен он.
«Когда мы организовываем автопробеги электромобилистов, то не можем себе позволить переместиться из одного города в другой. Даже если одна зарядная станция где-то на трассе установлена, колонна из 10 машин 10 часов будет заряжаться, несмотря на наличие быстрой зарядной станции», — пожаловался докладчик.
В чем основная боль электромобилистов, которые живут в многоквартирных домах? По словам главы «Рестарта», они не могут вывести себе розетку во двор из-за отсутствия правоустанавливающих документов. «Мы очень элегантно обошли 861-е постановление, если так можно выразиться, — совместно с Сетевой компанией заключили договор аренды участка вертикальной поверхности опоры и с этим договором обратились за техприсоединением. Счастливый владелец электромобиля получил себе точку», — описал один из кейсов Галимзянов.
Одно из озвученных им предложений — включить затраты на монтаж зарядных станций в республиканскую программу «Наш двор». При содействии УК Московского района такой пример уже есть на улицах Волгоградской и Декабристов в Казани.
В республике сейчас используется более 100 электрокаров. Насчитывается 13 быстрых электрозарядных станций (по данным на 25 декабря прошлого года, их было всего 6) и 25 медленных (в 2020-м — 11)
«Они просто не знают об основных проблемах владельцев электротранспорта»
Затем «болью» владельцев электрокаров поделился исполнительный директор московской «Ситроникс Электро» Андрей Гурленов. Проблемы начинаются с момента оформления заказа. «Я когда-нибудь напишу мемуары на эту тему. Большинство владельцев автомобилей с двигателем внутреннего сгорания не боятся того, что просто негде зарядиться. Они просто не знают об основных проблемах владельцев электротранспорта. Когда ты ввозишь в Россию Tesla или китайский автомобиль, это машина, которая априори не имеет сертификата безопасности транспортного средства, тревожной кнопки ГЛОНАСС, и это отдельная история», — посетовал он.
Другой момент в том, что с 1 января следующего года возвращается таможенная пошлина в 15% на ввоз электромобилей. По мнению Гурленова, ее надо отменить, пока отечественный автопром не выйдет на тот объем, когда с помощью пошлин нужно будет защищать интересы российских производителей. Кроме того, для электролюбителей действует ввозной НДС в 20%, который они вынуждены обходить через поставки в Беларусь, Армению и другие страны ЕАЭС.
В целом можно выделить следующие предложения участников отрасли:
- перевести не менее 10% автопарка госучреждений на электротранспорт;
- внедрять спецтехнику (уборочную и иную) на электродвигателях;
- применять общественный транспорт на электродвигателях по опыту Москвы;
- упростить систему выдачи регистрационных номеров;
- ввести штрафы за парковку в неположенном месте на местах для зарядки электротранспорта;
- обеспечить сопровождение администрациями муниципалитетов размещения и технологического присоединения станций;
- улучшить условия кредитования приобретения электромобилей.
Проблему с присоединением зарядных станций также поднял директор ООО «Электрифлай» (Иннополис) Ленар Кашапов. Компания предоставляет готовые решения по управлению зарядной инфраструктурой для электромобилей.
«Приходим в жилой дом — там два человека купили Tesla, хотят зарядку поставить. Приходим к инженеру, а он говорит, что мощностей нет. И так происходит из раза в раз. Нужно сделать норматив, который обяжет строителей новых парковочных пространств сразу предусматривать в проекте техническое присоединение. Когда там появится зарядная станция, кто ее построит — это уже второе. Чтобы потом не копать, не делать новый проект, не прокладывать кабель, асфальт не вскрывать. Необходимо на федеральном уровне закрепить данный норматив», — предложил он.
На эту инициативу резко отреагировал присутствовавший в зале представитель «Татэнерго». «Государство обяжет — сделаем. Но нужно понимать, что те две Tesla, которые хотят заряжаться, за счет чего они будут это делать? Это же увеличение костов для девелопера, повышение стоимости квадратного метра. Готовы ли оставшиеся 99 или 90 процентов людей, которые ездят на ДВС, платить за увеличение цены „квадрата“, чтобы два собственника Tesla могли заряжать свой транспорт?» — вопрошал молодой человек.
На этот вопрос «за всю Россию» ответил Артиков. Он подчеркнул, что такие вещи нельзя вырывать из контекста. «Речь идет о развитии инфраструктуры, а она должна развиваться комплексно и по годам. В зависимости от увеличения автотранспорта необходимо пропорционально увеличивать и заправки», — сказал он.
«Большинство владельцев автомобилей с двигателем внутреннего сгорания боятся того, что просто негде зарядиться. Они просто не знают об основных проблемах владельцев электротранспорта»
Абдульзянов сконструирует мобильные станции для электрокаров
О масштабном проекте по производству мобильных зарядных станций рассказал депутат Госсовета РТ, председатель совета директоров ООО «ПО „Зарница“» Артур Абдульзянов. На эти цели компания выиграла грант у правительства России в размере 245 млн рублей, а общая стоимость проекта — 500 млн рублей. Проект готовится в кооперации с КГЭУ, серийное производство намечено в 2024 году, сейчас идут исследовательские работы.
«И мы понимаем ту опасность, что, развивая три года эту идею, станции могут меняться, и мы создадим продукт, который не будет востребован. НИОКР будет корректироваться», — уточнил он.
Речь идет о модульных перевозимых контейнерах со встроенными накопителями электроэнергии на шасси «КАМАЗа». Скорость зарядки батарей электротранспорта составит до 20 минут. «Использование ISO-контейнеров позволяет доставлять аккумуляторную систему хранения энергии на большие расстояния и обеспечивает высоконадежное техническое помещение. Стандартное контейнерное решение может быть адаптировано к конкретным требованиям: экстремальные внешние условия окружающей среды, высокий уровень изоляции контейнера, резервирование системы охлаждения, защита от соленых сред и так далее», — говорится в презентации проекта.
«Мы понимаем, что это нужно делать, иначе отстанем настолько, что будет не догнать. Обидно, что мы все догоняем, строим станции по образу и подобию европейских и китайских, — продолжил депутат. — У нас принцип другой. Мы считаем, что необходимо находиться на шаг впереди и технологии должны быть беспроводными».
В этот же день участники и гости заседания открыли на парковке вуза новую зарядную станцию компании «Промэнерго». Технические характеристики новой станции позволяют одновременно заряжать до трех электромобилей с разными типами разъемов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 179
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.