Несмотря на обещания властей бороться с бедностью, в России все по-прежнему: богатые богатеют, бедные беднеют. А от выданных нашей стране МВФ на восстановление после пандемии ковида $18 млрд россиянам не досталось ни доллара — деньги сразу были направлены в резервы. Главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев прогнозирует на ближайшие 9 лет экономический рост в мире. В этом случае России гарантируются высокие доходы, и это основание для граждан требовать своей доли, тем более перед выборами в Думу.
Иван Грачев: «Продолжают падать реальные доходы российских граждан или как минимум не растут, что неудивительно в стране, где вся власть принадлежит бюрократии»
Растет, невзирая ни на какой ковид, состояние богатейшей части российских граждан
Начну со значимой новости — в минувший понедельник Россия получила от международного валютного фонда $18 миллиардов. Эти деньги выделены в рамках вступившего в силу распределения специальных прав заимствования среди стран – участниц фонда. Ожидается, что эти миллиарды помогут странам восстановиться после пандемии.
Казалось бы, можно ожидать солидной помощи и гражданам, и предпринимателям нашей страны, действительно сильно пострадавших от пандемии и, пожалуй, еще больше — от локдаунов. При этом напомню, за время эпидемии фонд национального благосостояния РФ вырос, на 1 сентября в нем 13 757,05 млрд рублей ($190,51 млрд). Одновременно растет, невзирая ни на какой ковид, состояние богатейшей части российских граждан. Одновременно продолжают падать реальные доходы российских граждан или как минимум не растут, что неудивительно в стране, где вся власть принадлежит бюрократии.
Вообще говоря, все соответствует прогнозам, которые я публиковал в своих блогах в «БИЗНЕС Online». Понятно, почему перед выборами срочно начали раздавать деньги пенсионерам, как самой голосующей части населения. Факт раздачи им по 10 тыс. для меня — признание властью, что дела у пенсионеров плохи. Говорить об этом могу спокойно, поскольку в выборах не участвую. Хотя некоторые мои читатели с подозрением считали, что все блоги Грачева в «БИЗНЕС Online» появились по той причине, что он собирается идти на выборы в Думу. Но это не так. Я не поэтому пишу блоги, а потому что обещал своей команде, а команда мне нравится, как нравится и деловая газета «БИЗНЕС Online». И еще — мои блоги помогают мне и в науке. Во-первых, тем, что они выходят регулярно, каждую неделю, и это дисциплинирует. А во-вторых, в отпуске я не мог делать расчеты, хорошего компьютера не было, поэтому старые расчеты из электронной газеты использовал в научных статьях. В этом смысле отпуск у меня прошел в хорошей работе, прошел абсолютно нормально, в полном соответствии с прогнозом. Напомню, когда я оценивал, что, несмотря на небольшую третью волну в Москве, в среднем все будет нормально до осени и осенью. По факту и в Москве, и на море у меня все лето прошло фактически в обычном режиме. Ну раза два за все время маску надевал, но в целом ничего не мешало.
Можно взглянуть на сегодняшние цифры — моя оценка, что стоимость доллара составит 75 рублей плюс-минус 5. Она оправдывается. С огромным запасом
На этой неделе были выданы странные апокалиптические сценарии
Следующий прогноз был, который и в моей жизни, и в жизни любого россиянина имеет немалое значение, — это прогноз по рублю и доллару. Можно взглянуть на сегодняшние цифры — моя оценка, что стоимость доллара составит 75 рублей плюс-минус 5. Она оправдывается, причем с огромным запасом.
Сбывается и прогноз по цене на нефть, которая, собственно, и определяет цену рубля. Мой прогноз был — чуть выше полочки $60–70 за бочку. Так оно и есть: сегодня цена барреля — $73, чуть-чуть выше полочки, которая на самом деле задается сланцевой нефтью. И на ближайшее время оснований думать, что цифра поменяется, тоже ни малейших. Потому что идет опять-таки в полном соответствии с прогнозом рост мировой экономики. Летом Всемирный банк увеличил темпы, предполагаемые на 2021 год, — порядка 6% роста для мира, 6,8% — для Соединенных Штатов, больше 7% для Индии и Китая. Для России — в 1,5 раза меньше среднемировых 3,7%.
Напомню, в марте 2020 года, в разгар пандемии, большинство экономистов предрекали: с экономикой будет хуже великой депрессии. Я тогда на страницах «БИЗНЕС Online» написал, что кризис родился недоношенным и скоро умрет, что он будет мощным и коротким, мои оценки тогда — порядка года. Ровно в соответствии с этим прогнозом минувшим летом премьер РФ Михаил Мишустин заявил, что докризисный уровень в России достигнут. Ну а мир еще раньше достиг докризисного уровня и растет в очень хорошем темпе. Отсюда, собственно, и повышение цен на нефть, которое прямо зависит от роста мировой экономики.
Поэтому для меня стали удивительными выданные на этой неделе апокалиптические сценарии. Впрочем, еще летом спецпредставитель главы государства по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс говорил о том, что будет энергетический переворот и, соответственно, полный переворот в глобальной элите. Пугал, что Россия останется на обочине мира. Потом глава Сбербанка Герман Греф заявил, что упадет полностью спрос на нефть, на три четверти, к 2035 году, на газ — в 2 раза, на уголь — на 90%. Эти высказывания, пожалуй, и не слишком сильно меня удивили. Свои прогнозы дал и Леонид Михельсон, предправления российской газовой компании ПАО «Новатэк», председатель совета директоров и крупнейший акционер нефтехимического холдинга «СИБУР», теперь хорошо известного татарстанцам после присоединения ТАИФа (Михельсона я неплохо помню еще по правительственной комиссии по энергетике). Он заявил, что, может, к 2030–2035 году спрос на газ совсем кончится и надо форсированно его добывать и продавать сегодня.
Позиция Чубайса понятна — поскольку он проел деньги в «Роснано» и ушел на другую должность, ему надо ее как-то гиперболизировать, чтобы опять получать приличные деньги. Позиция Михельсона, тоже, если поразмыслить, понятна — ему требуется госпомощь на форсированное расширение добычи на Гыданском полуострове за Северным полярным кругом в очень тяжелых условиях, газа и его сжижение. Позиция Грефа, мне кажется, в основном связана с тем, что ему нравится фраза «Каменный век закончился раньше, чем кончились камни». Она, видно, на него произвела огромное впечатление. Ну и заодно ему, конечно, надо оправдывать, что из Сбербанка он делает какую-то экологическую платформу, полагая, что для него тоже данный энергетический переход важен, поскольку нужно оправдать свою деятельность.
Думаю, никакого энергетического перехода не случится. Давшие апокалиптические предсказания базируются на прогнозе международного энергетического агентства. Это хорошая организация, с приличными прогнозами, но здесь надо учитывать крайний их вариант, когда все «хотелки» политиков будут реализованы до 2050 года. По факту же нормальный, средний прогноз международного энергетического агентства такой: на газ спрос вырастет, на нефть чуть-чуть упадет, но при этом цены тоже на нее будут расти, поскольку одновременно кончаются дешевые месторождения. На уголь — слегка упадет и потребление и, возможно, цены.
Даже солнечные панели, которые в 10 раз дороже, чем угольная тепловая генерация, эффективнее, чем равнинные гидроэлектростанции
Никакой энергетической революции не случится
И ничего подобного энергетической революции не произойдет, я в этом совершенно уверен, базируясь прежде всего на уже упомянутом в «БИЗНЕС Online» докладе Сергея Капицы. У него был доклад в Академии наук и публичный — о том, что все источники с малым вектором Умова – Пойнтинга (вектор плотности потока энергии) никогда не будут основой промышленной энергетики. Их дешево не сконцентрируешь. Я об этом писал, но важно напомнить еще раз, поскольку дискуссия опять обостряется.
Что характерно, один мой ученик — любитель солнечной и ветровой энергетики, который со мной часто спорил на эту тему, — решил проверить выводы Капицы о том, что равнинные гидростанции, типа станций на Волге, неэкономичны, опять-таки из-за низкого исходного вектора Умова – Пойнтинга. И мой ученик (а сейчас он самостоятельный ученый) провел расчет для одного из Волжских водохранилищ — что было бы, если не делать гидростанцию, не разливать воду, а разместить на данной территории разлива солнечные панели. И получил результат — это было бы гораздо экономичнее. Поскольку он считает хорошо, я не проверял. Думаю, так оно и есть — даже солнечные панели, которые в 10 раз дороже, чем угольная тепловая генерация, эффективнее, чем равнинные гидроэлектростанции.
Споры о таких прогнозах идут не первый год. Мы спорили на эту тему еще с Владимиром Миловым, замминистра энергетики России в 2002 году. Он утверждал: идет сланцевая революция, мы проспали, через два года наш газ на фиг никому в Европе будет не нужен! А я ему возражал, говорил о том самом векторе Умова – Пойнтинга, о том, что сланцевый газ очень дорог, что никакой сланцевой революции нет и не будет, это просто дорогие проекты возникли при большой цене на газ. Так что никуда спрос на наш газ не денется. Во-первых, Китай потребует примерно 100 млрд кубометров. Во-вторых, в Европе спрос на газ вырастет.
И вот факты на сегодня: никакой сланцевой революции нет, спрос в Европе на газ бешеный, он растет, стоит газ сейчас $600–650 за 1 тыс. кубометров. «Северный поток – 2» достроили — кстати, это я тоже в «БИЗНЕС Online» прогнозировал.
Думаю, важным было заявление Вагита Алекперова о том, что, если, действительно, на $179 млрд упадет экспорт нефти в России в ближайшие годы, мы окажемся в тяжелейшем положении. Он предполагает, что цена на нефть может достичь и $100 за баррель, но этого не нужно, потому что очень хорошая и комфортная и для потребителей, и для производителей цена на нефть — порядка $75 за бочку, и что так оно и будет, поскольку ОПЕК+ навсегда.
Считаю, это очень важная констатация, поскольку споры о том, нужны ли соглашения в части регулирования цены на нефть, а в будущем и цены на газ, тоже, на мой взгляд, очень важны. Заканчиваются они тем, что нефть уже регулируется в значительной степени, а будет регулироваться и газ, я в этом абсолютно уверен. Это в принципе означает, что на ближайшие лет 9, когда мир будет переживать стадию экономического роста, России гарантируются высокие доходы, возможность для экономического роста. И это основание для граждан требовать своей доли. Перед выборами эта штука очень существенная, даже пенсионеры чего-то добиваются. Ну да, не может правительство обеспечить должного экономического роста выше среднемирового, но это вовсе не основание для того, чтобы прижимать граждан и снижать их доходы. Рост будет, денег в стране полным-полно, в том числе и в резервах, «на кассе», и граждане вправе требовать свою долю. Что я им и советую.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.