Все руководители регионов должны называться главами, зато смогут выбираться неограниченное число раз — таковы главные положения законопроекта, внесенного накануне в Госдуму от представителей «Единой России». Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что вопрос с наименованием — это лишь дымовая завеса, главные бенефициары нововведений — Сергей Собянин, Андрей Воробьев и прочие губернаторы-тяжеловесы, которые нужны, чтобы обеспечить стабильность в процессе транзита власти в 2024 году.
В федеральную повестку ворвалась законодательная инициатива от Андрея Клишаса (справа) и Павла Крашенинникова (слева) – все руководители регионов должны называться главами, зато смогут выбираться неограниченное число раз
В соответствии с Конституцией: Татарстан лишат «президента», а главам регионов позволят править вечно
Сегодня, за 10 дней до первого заседания нового состава депутатов Госдумы РФ, в федеральную повестку вброшена законодательная инициатива от главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса и депутата Госдумы РФ Павла Крашенинникова. Парламентарии заложили в законопроекте «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» ряд перемен для региональных властей.
Накануне документ был внесен в российский парламент, но пока в открытом доступе не опубликован. Как сообщается на сайте Госдумы, документ направлен на развитие конституционных положений о единой системе публичной власти и совершенствовании ее организации в российских субъектах. Речь идет о приведении законодательства в соответствие с принятыми в прошлом году поправками к Конституции: они касаются создания единой системы публичной власти.
Что предлагают Клишас и Крашенинников:
- ввести единообразие в наименовании должности высшего должностного лица региона. Предлагается именовать его в таком порядке: «„глава“ с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ»;
- снять ограничения по количеству сроков для глав регионов;
- установить единый срок полномочий для всех глав субъектов — пять лет;
- расширить арсенал мер воздействия на глав регионов — выговор и временное отстранение от исполнения обязанностей по решению главы государства;
- упростить процедуру досрочной отставки глав в связи с утратой доверия президента; сейчас сделать это можно только в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов — в новой редакции таких ограничений нет;
- запретить досрочно ушедшему в отставку главе региона занимать этот пост в следующие пять лет;
- установить срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта РФ — пять лет, при этом региональных депутатов тоже можно будет освобождать от должности и выносить им предупреждения;
- дать федеральным органам исполнительной власти право участвовать в формировании региональных органов в таких сферах, как образование, здравоохранение, а также жилищном и строительном надзоре; это участие будет осуществляться «в порядке и случаях», предусмотренных федеральным законодательством;
- унифицировать процедуру внесения субъектами законопроектов в Думу, при этом уменьшится срок рассылки в регионы законопроектов Госдумы до 15 дней вместо 30, а региональные законы должны будут вступать в силу по прошествии 10 дней после их официальной публикации.
Предполагается, что основная часть документа вступит в силу с 1 июня 2022 года, отдельные положения могут заработать с 1 января 2023 года.
Инициативу Клишаса – Крашенинникова сегодня прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который уточнил, что глава государства Владимир Путин хоть и сторонник сменяемости власти, но «все хорошо в меру», цитирует Пескова «Ъ FM». «В Кремле считают, что должность президента в России должна быть одна. Но вместе с тем существует специфика некоторых регионов, в том числе упомянутого [Татарстана]. Президент с пониманием относится к такой специфике. Однако, с другой стороны, будущее покажет, насколько все-таки возможна перспектива того, чтобы это было все приведено к единому знаменателю», — пояснил пресс-секретарь.
В конце 2014 года стало известно, что Рустаму Минниханову и Рустэму Хамитову сделают исключение и позволят еще год не переименовываться в глав республик. Законодатель пошел на уступки, чтобы дать президенту РТ провести выборы в привычном статусе
Споры вокруг президентской должности
Вопрос переименования глав регионов поднимался уже неоднократно. Первым его затронул Дмитрий Медведев. 29 декабря 2010 года он еще в должности президента России подписал закон, запрещающий называть глав субъектов федерации президентами. Однако документ разрешал регионам самим выбирать название для руководителя в соответствии со своими историческими традициями. В конце 2014 года стало известно, что президентам Татарстана Рустаму Минниханову и Башкортостана Рустэму Хамитову сделают исключение и позволят еще год не переименовываться в глав республик. Законодатель пошел на уступки, чтобы дать президенту РТ провести выборы в привычном статусе.
Однако в 2015 году вопрос института президентства снова был поднят, и на этот раз ответ на него дал сам Путин. В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», заданный на пресс-конференции, глава государства не стал настаивать на переименовании: «По поводу президента Татарстана. Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»
Владимир Путин: «Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»
Теперь же законопроект с прежними тезисами вновь попал в Госдуму. Хотя точку в затянувшемся споре как будто ставит п. 6. ст. 18 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Поправки в закон, как уже было упомянуто, внесены при Медведеве, и документ позволяет регионам решать, как именовать главу региона, но запрещает использовать слово «президент»: «Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации».
Конституция РФ, к которой апеллируют Клишас и Крашенинников, вопрос именования высшего должностного лица субъекта не затрагивает. Зато в ст. 89 Основного Закона Татарстана глава региона называется не иначе, как «Президент Республики Татарстан, глава государства, высшее должностное лицо Республики Татарстан».
В казанском Кремле корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что пока не ознакомились с текстом законопроекта. «Сложно судить, не зная содержания. Как будет возможность ознакомиться — дадим знать», — пообещала руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова.
Главные интересанты законопроекта — мэр Москвы Сергей Собянин (справа) и губернатор Московской области Андрей Воробьев (слева)
«Москва дает понять, что региональная власть — это больше не федеративная единица, а винтик в системе»
Руководитель политической экспертной группы Константин Калачев считает, что главное в законопроекте — это не вопрос наименования должности первого лица Татарстана, а снятие предельного числа сроков для руководителей регионов, а главные интересанты законопроекта — мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Напомним, Госдума ввела ограничение по срокам для губернаторов в июне 2015 года. Тогда нижняя палата парламента установила, что высшее должностное лицо субъекта РФ выбирается на срок не более пяти лет и не может занимать свой пост более двух сроков подряд независимо от того, избирается оно гражданами РФ или депутатами Законодательного Собрания региона. Нововведение улучшит отношение граждан к власти, говорил на тот момент вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев и обращал внимание на то, что многие главы регионов «засиделись на своих местах». Действительно, благодаря последним поправкам в третий раз подряд сможет избираться Собянин. После предыдущего избрания в сентябре 2018 года мэр отмечал, что текущий, второй, срок будет для него последним. Похожая ситуация у главы Подмосковья Воробьева, который избрался в 2013 году, а спустя пять лет был переизбран на второй срок. Только что избрался на казавшийся последним срок и глава Чечни Рамзан Кадыров, а у президента РТ Рустама Минниханова таковой стартовал в 2020 году. Теперь «проблему-2025» можно считать решенной и для него.
«Собянин как глава Москвы очень нужен, он будет обеспечивать результаты президентских выборов, как и Воробьев, а мест для них в федеральной системе, соответствующих масштабу и калибру их личности, нет, — объяснил собеседник издания. — Поэтому и внесен этот законопроект, которые позволит им поработать [в статусе глав субъектов] побольше».
В случае с Татарстаном произошел обмен, считает Калачев. «Минниханов отказывается от наименования своей должности, наступает конец его „президентства“, но при этом он сможет остаться на следующий срок, — добавил он. — Эта негласная договоренность. Элите республики был дан сигнал — не возмущайтесь, живите спокойно, не надо переживать, после Рустама Нургалиевича главой республики будет Рустам Нургалиевич».
Остальные поправки, по мнению Калачева, большого значения не имеют. «У президента РФ и так были возможности снимать губернаторов, это лишний повод напомнить, кто в доме хозяин, упростить какие-то процедуры. Все остальные поправки нужны, чтобы разбавить разрешения губернаторов избираться на новые сроки, — говорит политолог. — Это и намек технократам последнего призыва, тому же новому губернатору Нижегородской области Глебу Никитину и другим, кто надеется потом уйти в правительство: особо вас никто не ждет, придется задержаться в регионе на два срока, а то и на три. Система качнулась в обратную сторону. Помните, как нас убеждали, что хорошо ограничивать губернаторов двумя сроками, чтобы не давать им стареть в должности, проводить ротацию как главное условие борьбы с коррупцией. Но теперь те, кто справился с организацией выборов в Госдуму, будут отвечать и за президентские выборы».
Последние поправки в законодательство — это подготовка к транзиту власти в 2024 году, уверен гендиректор центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. По его словам, непонятно только, какой вариант будет выбран: передача власти от Путина к другому человеку или «от Путина к Путину». Но при обоих нужна гарантированная стабильность системы, а потому снимается запрет избираться на более чем два срока подряд.
Гращенков напомнил, что в свое время вокруг того, как называть главу региона, был «большой конфликт». «Например, Рамзан Кадыров (на фото) демонстративно сказал, что он всего лишь глава республики и никакой не президент, а президент у нас один — Путин. А для Татарстана важно подчеркивать свой федеративный статус»
Гращенков напоминает, что в свое время вокруг того, как называть главу региона, был «большой конфликт». «Например, Рамзан Кадыров демонстративно сказал, что он всего лишь глава республики и никакой не президент, а президент у нас один — Путин. А для Татарстана важно подчеркивать свой федеративный статус», — отмечает эксперт.
Он обращает внимание на еще одну деталь: вероятно, вместе с термином «президент» канет в лету также слово «губернатор». «В итоге получается безликое „глава региона“, звучит как глава муниципалитета. Это такая унификация: Москва дает понять, что региональная власть — это больше не федеративная единица, а винтик в системе. Считается, что регионы должны управляться по единым лекалам, самостоятельность должна быть только в незначительных решениях», — объясняет собеседник. По его словам, попытка унифицировать власть в регионах идет параллельно с трендом на ослабление региональной идентичности.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает инициативу по срокам для губернаторов неоднозначной. С одной стороны, это хорошо, потому что, если человек долго сидит на одном месте, глаз замыливается, отмечает эксперт. «С другой стороны, является ли ограничение эффективной защитой от этого? Ведь новый человек либо не будет новым и выступит человеком из команды старого, либо мы покупаем кота в мешке», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».
«В случае с наименованием логика федералов очень проста — в стране один президент и давайте не будем путать. Правы они или нет — вопрос открытый», — указал Журавлев. По его мнению, то, останется ли в Татарстане должность президента, зависит от позиции Минниханова и татарстанских элит. «Президента РФ этот вопрос волнует в меньшей степени», — добавил спикер.
Айрат Фаррахов не смог сказать, будет он голосовать за или против законопроекта, однако решение снять ограничение по срокам поддерживает
«В стране с экономикой швах, в политике — тоже. И сейчас заниматься губернаторами или главами…»
Депутат Госдумы РТ VIII созыва Айрат Фаррахов не смог сказать, будет он голосовать за или против законопроекта. «Нужно посмотреть документ и все детали, которые там прописаны. При этом хочу напомнить, что татарстанцы голосовали на выборах [в 2020 году] за должность президента республики», — сказал депутат. Решение снять ограничение по срокам Фаррахов поддерживает. «Если руководитель региона популярен, реально добивается результатов, такой запрет ограничивает возможности субъекта. Тем более что в законе есть балансирующий момент, когда президент России может приостановить работу губернатора», — подчеркнул Фаррахов и привел в пример Германию, где канцлер Ангела Меркель работала на посту четыре срока подряд и «это ни у кого не вызывало возмущений».
Рафаэль Хакимов: «Я рад, что Минниханов у нас работает и он может и дольше быть, — заметил собеседник издания. — Пока он дееспособен, пусть трудится. Он же на месте не сидит. Он активен. Так что местная власть пусть и решает, сколько ему работать»
«Не хочу грубить, но, похоже, нечем им заняться, — прокомментировал инициативу Клишаса – Крашенинникова вице-президент Академии наук РТ Рафаэль Хакимов. — В стране с экономикой швах, в политике — тоже. И сейчас заниматься губернаторами или главами… Пусть кто как хочет, так и называется! Есть же местные парламенты, у них есть какие-то права. Пусть глава региона называется так, как решит этот парламент! Какая разница?!»
Хакимов согласился с отменой двух сроков для глав субъектов. «Я рад, что Минниханов у нас работает и он может и дольше быть, — заметил собеседник издания. — Пока он дееспособен, пусть работает. Он же на месте не сидит. Он активен. Так что местная власть пусть и решает, сколько ему работать».
«Действующее законодательство, по которому все остальные президенты республик уже стали главами республик, запрещает использование слов и словосочетаний, составляющих наименование должности президента Российской Федерации, — сообщил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ управляющий партнер юридической фирмы „Ялилов и Партнеры“ Айнур Ялилов. — То есть закон запрещает руководителю республики называться президентом, но не говорит, кем же ему именоваться. Этот вопрос был тогда отдан на откуп республикам. Сейчас же предлагается императивно установить наименование руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Мнения республик в этом случае, по всей видимости, учитываться не будут.
Вместе с тем конституционность и действующих, и предлагаемых положений вызывает обоснованное сомнение».
Ялилов ссылается на ч. 1 ст. 77 Конституции, в соответствии с которой «система органов государственной власти республик устанавливается ею самостоятельно». «И подобное произвольное вмешательство органов федеральной власти в такие аспекты в федеративном государстве не обосновано, — говорит юрист. — При этом конкретно данное вмешательство не продиктовано ни разграничением полномочий, ни экономическими или юридическими соображениями. То есть мотивы сугубо символические».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 917
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.