Вслед за КФУ, объявившим о масштабном проекте по оцифровке рукописей, о своей работе решил рассказать центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова. На дне открытых дверей журналистам показали редкие экземпляры книг, работу по оцифровке и транслитерации рукописей. Технически центр хорошо оснащен, но остро стоит кадровый вопрос: последние специалисты были выпущены во время национального подъема 90-х годов, и их пересчитать можно по пальцам одной руки.
-
По случаю 30-летнего юбилея АН РТ центр изучения рукописей и музыкального наследия провел день открытых дверей. В центре хранится более 50 тыс. единиц хранения, из них самая ценная часть — около 10 тыс. рукописей.
-
Экскурсию по центру провел директор Ильгам Гумеров. Он ознакомил журналистов с наиболее интересными экземплярами. Среди них не только рукописи, но и книги, письма, афиши, музыкальные пластинки и даже засушенный еще в XIX веке гербарий.
-
В центре хранится крупнейшая в России коллекция рукописных Коранов, здесь их около 200. Среди них карманные варианты, содержащие лишь отдельные джузы священной книги. Самая старая рукопись, хранящаяся в центре, относится к XIII веку.
-
На одном из экземпляров имеется интересная приписка: ее автор пишет, что в субботу 3 сентября 1890 года Казань «ушла на самоизоляцию» из-за того, что от эпидемии умерли много людей. «Открылся» город только через два месяца, 8 ноября.
-
На фото — черновик письма Мусы Джалиля Сталину. «Бо́льшая часть писателей Татарии живет в чрезвычайно скверных жилищных условиях, получает очень низкий гонорар», — жалуется поэт. Далее он перечисляет фамилии тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, не забыв упомянуть и себя в третьем лице.
Всего в центре хранится 215 личных фондов писателей и ученых, таких как Шигабутдин Марджани, Мажит Гафури, Галимджан Ибрагимов и другие.
-
На первый взгляд здесь изображено генеалогическое древо, но, как пояснил Гумеров, это «силсила» — цепочка передачи исламских знаний от учителя к ученику. В отличие от шежере она отображает не кровные, а духовные связи. Восходит такая силсила, как и полагается, к самому пророку Мухаммаду.
-
Если пластинки с русской и зарубежной музыкой в конце XIX века изготавливались на фабриках, то татарские производились кустарно. На фото — музыкальная шкатулка «Мира» с одной из таких пластинок начала XX века. За ней — афиша начала 1926 года.
-
Хранилище центра, где рукописи хранятся постоянно. Специалисты следят за соблюдением необходимого режима: температура воздуха, свет и прочее. На вопрос, хватает ли места, Гумеров отвечает, что места никогда не хватает, но пока жаловаться не приходится.
-
Директор центра особо отметил, что материалы не лежат здесь мертвым грузом, а оцифровываются и выкладываются на сайте. Это позволяет ознакомить с ними более широкий круг специалистов и любителей. На фото — планетарный сканер, закупленный для оцифровки рукописей и книг по государственной программе.
-
Особая гордость института — разработанная здесь программа транслитерации старотатарского текста в кириллический. Сначала отсканированное изображение переводится в текстовый формат. Буквы все еще арабские, но его уже можно редактировать. Следующим нажатием текст переводится в кириллический.
-
Этой программой на сайте центра может воспользоваться любой желающий. Правда, качество транслитерации пока не идеально. В начале XX века не было единого стандарта передачи татарских гласных арабскими буквами, что усложняет алгоритмизацию процесса. Тем не менее программа «обучается», и центр планирует довести качество транслитерации до 90% с нынешних 75% — для это нужно «скормить» машине побольше таких текстов.
-
Благодаря государственной поддержке и принятым республикой программам по сохранению идентичности и татарского языка центр обеспечен и зданием, и техникой, и возможностью совершать экспедиции, отметил директор института Ким Миннуллин. На фото — сборник татарской эпиграфики, собранный в результате одной из таких экспедиций в Башкортостане.
-
Но есть и проблемы: по словам директора, необходимых для работы центра специалистов можно пересчитать на пальцах одной руки. Последние такие специалисты были подготовлены на волне национального подъема в 90-е годы, посетовал Миннуллин. Сейчас в центре заняты 13 человек, из них 10 — научные сотрудники, еще трое — вспомогательный персонал.
-
Другая проблема — отсутствие средств на закупку рукописей. Такая статья просто не предусмотрена. Ни одна вещь, хранящаяся в центре, не была куплена, рассказал Миннуллин. Это не может не приводить к потерям. Например, центр мог получить наследие советского востоковеда Эмира Наджипа, но собственник поставил вопрос о денежной компенсации. «Давно назрела необходимость минкульту и правительству решить данный вопрос с правовой точки зрения, потому что сейчас нет механизма, позволяющего нам покупать рукописи», — сказал директор центра.
-
Почтивший день открытых дверей своим присутствием депутат Госсовета РТ драматург Ркаил Зайдулла сообщил, что поднимал этот вопрос, но «среди депутатов немного тех, кто понимает такие вещи». «Но вода камень точит», — оптимистично заключил председатель союза писателей РТ.
-
Бывший заведующий кафедрой татарской литературы КФУ профессор Хатип Миннегулов — один из тех, кто передал центру свою коллекцию рукописей и книг. На этот шаг его толкнула недавно перенесенная болезнь. «В больнице я задумался: если со мной что-то случится, то эти книги могут просто пропасть. Приехал домой и первым делом все собрал. Как сказано кем-то, „что отдашь — твое, что скроешь — потеряно навеки“», — сказал профессор.
-
Миннегулов также вспомнил, как в 1977 году посещал Матенадаран — Институт древних рукописей в Ереване, от которого у ученого перехватило дух. «Руководство должно уделять больше внимания зарплатам и условиям работы, иначе центр не привлечет специалистов. А в будущем нам нужно большое отдельное здание для письменного наследия, как Матенадаран у армян, надо держать это перед глазами», — в заключение напутствовал молодых коллег аксакал-гуманитарий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.