Создать полностью замкнутый цикл жизнеобеспечения в масштабах экономики на данном этапе пока невозможно, уверен депутат Госсовета РТ, блогер Николай Атласов. Тем не менее именно такие задачи поставил перед правительством президент Татарстана Рустам Минниханов в своем ежегодном послании. О том, в чем сложности перехода к циркулярной экономике, о необоснованных аппетитах регоператоров и проблеме мусоросжигательных заводов читайте в новом выпуске блога Атласова.
Николай Атласов: «Циркулярная экономика основана на идее технологического круговорота, когда сырье в процессе переделов превращается в продукт, который после использования переходит в категорию отходов, но не захоранивается, а вовлекается в дальнейший технологический передел, превращаясь во вторичное сырье и затем в новый продукт»
Что такое циркулярная экономика?
Если упрощать, то в первую очередь, когда мы говорим о циркулярной экономике, речь идет о создании экономической модели, предполагающей рациональное использование ресурсов, прежде всего природных. Циркулярная экономика основана на идее технологического круговорота, когда сырье в процессе переделов превращается в продукт, который после использования переходит в категорию отходов, но не захоранивается, а вовлекается в дальнейший технологический передел, превращаясь во вторичное сырье и затем в новый продукт. В идеале такая модель должна стремиться к замкнутому циклу жизнеобеспечения, который, к примеру, пытаются создать при планировании длительных полетов в космос. Правда, в этом случае речь все-таки идет о малочисленных коллективах и ограниченном спектре их потребностей. Но вот создать полностью замкнутый цикл жизнеобеспечения в масштабах экономики на данном этапе пока невозможно по многим причинам.
Например, есть фактор растущего населения (нынешние потери от коронавируса, надеемся, временное явление), которое необходимо обеспечивать дополнительными ресурсами. Есть проблема технологического характера, требующая решения, — бо́льшая часть отходов по своим технологическим и потребительским свойствам хуже первичного сырья, поэтому при производстве высококачественных продуктов потребность в первичным сырье сохраняется, что пока не позволяет обеспечить полностью замкнутый цикл производства. Есть и экономическая проблема, также требующая решения, — первичное сырье при масштабном производстве, как правило, дешевле вторичного, поэтому его использование в условиях традиционного рыночного ценообразования менее рентабельно. Есть и социальная проблема, касающаяся неравномерного потребления, при которой в одной части мира (или же на уровне высших слоев общества) уровень потребления многократно превосходит реальные потребности человека, плодя тем самым огромные объемы отходов, в другой части мира (или же в низших социальных слоях) наблюдается дефицит в удовлетворении элементарных потребностей человека. Тем не менее эти и другие нерешенные проблемы не должны отталкивать от движения в сторону циркулярной экономики, потому что альтернативой ей является загубленная отходами планета.
«В циркулярной экономике важнейшую роль играет отрасль переработки отходов. Именно она обеспечивает круговорот ресурсов, превращая отходы в сырье и новый продукт»
Круговорот ресурсов
Отталкиваясь от сказанного выше, мы приходим к пониманию того, что в циркулярной экономике важнейшую роль играет отрасль переработки отходов. Именно она обеспечивает круговорот ресурсов, превращая отходы в сырье и новый продукт. Именно эта отрасль становится настоящей преградой для захоронения отходов в земле. При таком понимании очевидно, что для обеспечения развития Татарстана на принципах циркулярной экономики необходимо пересмотреть многие подходы. В первую очередь кардинально пересмотреть ту модель, которая функционирует в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В последнее время эта тема приобрела в нашей республике скандальный характер. Складывается ощущение, что власть пока не готова как-то принципиально разрешать конфликт предпринимателей с региональными операторами, которые необоснованно завышают платежи, опираясь на нормативы накопления ТКО. Вся дискуссия проходит на уровне негосударственных структур (ТПП) без явной перспективы заключения компромисса. Хотя очевидно, что требования предпринимателей справедливы, причем не только с точки зрения экономической обоснованности (очевидно, что нельзя брать плату за неоказанную услугу по вывозу несуществующих объемов отходов).
Конфликт с предпринимателями обнажает явную проблему отсутствия в Татарстане реальных условий для движения в сторону циркулярной экономики. Иначе говоря, пока мы слышим лишь позитивную риторику о намерениях, но не видим конкретных дел. Потому что одним из первых очевидных практических решений в направлении развития циркулярной экономики должен стать пересмотр подходов регоператора к своим клиентам. Правительству Татарстана необходимо принять меры по отказу от нормативов накопления ТКО и переходу на расчеты по фактическому объему образования отходов. Это не только обеспечит справедливость по отношению к предпринимателям и бюджетным организациям, но также позволит понять, сколько в реальности у нас образуется ТКО.
«Если говорить о более принципиальных и системных решениях в сфере обращения с отходами — надо отказаться от полигонной модели в сторону перерабатывающей»
Необоснованные аппетиты регоператоров
Переход к расчету по факту должен сопровождаться развитием раздельного сбора отходов, как это и предполагается нормативными актами правительства РФ. Аргументы чиновников о том, что, мол, отсутствует методика расчетов по факту, нельзя принимать всерьез. В конце концов чиновники для того и существуют, чтобы заниматься разработкой такой методики, привлекая при необходимости специалистов со стороны.
Также следует ограничить необоснованные аппетиты регоператоров, претендующих не только на ТКО, но и на вторресурсы, например картонную упаковку, образуемую в торговых сетях. ТКО — это то, что попало в контейнер на мусорной площадке. А вторресурсы — собственность торговых сетей, которой они вправе распоряжаться по своему усмотрению. Очевидно же, что та же картонная упаковка, попадая в руки регоператоров, тут же превращается в непригодную субстанцию, которой место только на свалке. Торговые же сети, продавая свои вторресурсы, обеспечивают сырьем перерабатывающие предприятия.
Если говорить о более принципиальных и системных решениях в сфере обращения с отходами — надо отказаться от полигонной модели в сторону перерабатывающей. Среди прочего это означает необходимость пересмотра территориальной схемы обращения с отходами, в которой фактически отсутствует отрасль переработки отходов. Еще одно полезное решение — передача полномочий в регулировании сферы обращения с отходами из минстроя РТ в ведение минэкологии РТ. Просто потому, что логика «строителей» далека от понимания потребностей переработчиков отходов. И это, кстати, одна из причин, почему в Татарстане до сих пор действует архаичная модель обращения с отходами, основанная на полигонном захоронении. Также необходимо принять решения, направленные на развитие масштабного заготовительного сектора, который способен обеспечить сырьем перерабатывающий сектор.
Отдельно стоит обозначить проблему мусоросжигательного завода, который с некоторых пор рассматривается как панацея от всех бед в сфере ТКО. Мол, бытует мнение, что, когда появится МСЗ, исчезнут полигоны. Я уже неоднократно писал ранее, что циркулярная экономика опирается на четкую систему приоритетов в использовании технологий в сфере переработки отходов. Согласно данной иерархии, самыми важными признаются технологии, позволяющие сократить образование отходов. Следующей по значимости признается переработка отходов, в том числе рециклинг. И только на третьем месте стоит мусоросжигание (энергетическая утилизация). В Татарстане дело поставлено таким образом, что мусоросжигание стало рассматриваться как самая приоритетная технология, хотя эта технология с существенными рисками экологического характера. При этом МСЗ порождает и другие проблемы, связанные с прямыми потерями бюджета республики. Планируется освободить МСЗ от уплаты налога на имущество на 15 лет, в результате чего доходная часть татарстанского бюджета потеряет ориентировочно 2,4 млрд рублей. Излишне говорить, что если бы такую льготу предоставили настоящим переработчикам отходов, в Татарстане появились бы новые производства, которые смогли бы обеспечить реальное продвижение республики в развитии циркулярной экономики.
Депутат Государственного Совета РТ
Николай Атласов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.