Выручка ПАО «Нижнекамскнефтехим» в первом полугодии 2021-го выросла на 73% до рекордных 121,5 млрд рублей. Помогли дорожающие пластики и котировки каучука, выросшие после «ковидного» обвала. При этом курсовые разницы в пику прошлому году сыграли в пользу НКНХ. В то же время эксперты отмечают, что проблемы мирового автопрома снижают потребности производителей шин в сырье, что может отразиться на показателях предприятия в следующих кварталах. Отчетность группы по международным стандартам изучал «БИЗНЕС Online».
Выручка группы ПАО «Нижнекамскнефтехим» в первом полугодии 2021 года выросла на 73% до рекордных 121,5 млрд рублей
Внутреннее потребление перевесило экспорт
Выручка группы ПАО «Нижнекамскнефтехим» в первом полугодии 2021 года выросла на 73% до рекордных 121,5 млрд рублей, следует из консолидированной отчетности группы по МСФО.
Бо́льшая часть выручки НКНХ, 57%, приходится на внутрироссийские продажи: здесь реализовано продукции на 69,2 млрд рублей. От экспортных продаж группа выручила 43%, или 52,3 млрд рублей. Разительное отличие от I квартала, когда российское и зарубежное направления принесли почти одинаковые деньги — 35,6 млрд и 34,6 млрд рублей.
Напомним, что «Нижнекамскнефтехим» — крупнейший производитель синтетических каучуков (СКИ) в РФ, а также ведущий российский производитель стирольных пластиков и сополимеров. Доля предприятия на мировом рынке СКИ, по оценкам группы, сегодня составляет 36,5%. «Нижнекамскнефтехим» ожидает, что 37% выручки компании в текущем году придется на продажи каучуков, 36% — пластиков, 27% — прочей нефтехимической продукции.
В целом с января по июнь 2021 года предприятие выпустило 336,4 тыс. т каучуков и 357,4 тыс. т пластиков (всего было произведено 1,35 млн т товарной продукции — на 14% больше, чем в первом полугодии 2020-го). Группа ждет, что ее продажи каучуков в текущем году на 16,7% превысят прошлогодний показатель, составив 686 тыс. тонн. В то же время НКНХ прогнозирует снижение продаж пластиков на 3% до 714 тыс. тонн. Одной из главных причин является сокращение продаж полипропилена на 8,7% на фоне высокой базы 2020 года. А вот реализация прочих пластиков уменьшится непринципиально: полиэтилена — на 0,9%, полистирола и АБС-пластиков — на 0,3%.
«Очевидной причиной роста выручки НКНХ в I полугодии 2021-го стал рост цен на продукцию предприятия. Средние цены на каучук в этот период оказались более чем в 1,5 раза выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Каучук — это не единственный продукт НКНХ. В январе–июне выручка компании было примерно поровну распределена между направлениями: треть пришлась на синтетические каучуки, около 37 процентов — на пластики и примерно 29 процентов — на прочую продукцию. Средние цены на пластики выросли примерно так же», — говорит Алексей Калачев, аналитик ФГ «Финам».
При этом «Нижнекамскнефтехим» ожидает, что по итогам года 37% выручки компании придется на продажи каучуков, 36% — пластиков, 27% — прочую нефтехимическую продукцию.
Ценовая ситуация на российском рынке пластиков в первом полугодии и впрямь благоприятствовала НКНХ. Среднее значение индекса ППИ-СТ, отражающего цены на крупнотоннажные пластики, выросло на 12%: со 147 тыс. рублей за тонну в январе–июне 2020 года до 165 тыс. рублей за тонну в январе–июне 2021-го. Индекс ППИ-СТ включает в себя динамику изменения цен стандартных (крупнотоннажных, базовых) полимеров в РФ и индексы цен на полиэтилен низкой и высокой плотности, линейный полиэтилен низкой плотности, полипропилен, полистирол и др.
Среднее значение индекса ППИ-СТ, отражающего цены на крупнотоннажные пластики, выросло на 12%: со 147 тыс. рублей за тонну в январе–июне 2020 года до 165 тыс. рублей за тонну в январе–июне 2021-го
«Цены на пластики удерживаются на высоком уровне и возобновляют рост»
Какие тенденции на мировых рынках актуальны сегодня? «Цены на пластики удерживаются на высоком уровне и возобновляют рост», — отмечает Калачев. С каучуком же ситуация неоднозначная. В целом спрос на натуральный каучук в текущем году увеличится на 5,8% благодаря росту мировой экономики и «огромному пакету мер стимулирования» в США, прогнозирует ассоциация стран – производителей натурального каучука (ANRPC). Федрезерв, вопреки ожиданиям многих экспертов, не начал ужесточать свою политику, и другие центробанки мира берут с него пример. Ключевую ставку пока решил повысить лишь российский ЦБ, что тоже было ожидаемо — Эльвира Набиуллина заранее предупреждала, что такие шаги будут сделаны. Разворот монетарной политики состоялся в марте 2021-го: после почти полутора лет смягчения ключевую ставку в несколько приемов подняли с 4% до 6,75%. Последний раз совет директоров Банка России решил повысить ключевую ставку 10 сентября на 25 б. п. Регулятор также предупредил, что ставка может снова быть увеличена на ближайших заседаниях «при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом» (к слову, по прогнозу ЦБ РФ, годовая инфляция начнет замедляться в IV квартале 2021 года).
Политика ЦБ, безусловно, приведет к снижению внутрироссийских цен в ряде отраслей экономики. Однако нефтехимики, как и нефтяники, ориентируются прежде всего на цены мировые. А мировые цены на натуральный каучук сильно просели в 2020 году: после того как в разных странах стартовали локдауны, котировки сырья начали стремительно падать (вспомним историю с падением нефтяных цен), и к апрелю 2020-го каучук подешевел до рекордно низкого уровня около $1,1 за килограмм. Однако затем весы качнулись обратно, и спустя год, в марте 2021-го, каучук на мировом рынке стоил уже $2 за килограмм, установив максимум с 2017 года. Эксперты полагают, что к 2025-му натуральный каучук может подорожать до $5 за килограмм.
Пока же вслед за взлетом каучуковых цен последовал отскок. Как раз во втором полугодии ANRPC скорректировала свой февральский прогноз относительно спроса и предложения на каучук в 2021 году до 13,793 млн тонн. Причины — подъем заболеваемости COVID-19 в Европе и обстановка в Таиланде и Шри-Ланке, где сбор каучука уменьшился из-за наводнений и болезней деревьев-каучуконосов. В какое-то время дистрибьюторы даже заговорили о возможном дефиците сырья из-за этого. И хотя в абсолютном выражении снижение прогноза всего лишь на 9 тыс. т не кажется существенным, ассоциация производителей дала понять, что период повышения цен окончен.
А затем в глобальную конъюнктуру вмешался еще один фактор, связанный с едва ли не главным потребителем натурального и синтетического каучука — автомобильной промышленностью. Пандемия коронавируса своими локаутами разорвала ряд производственных цепочек, а когда паника схлынула, оказалось, что быстро восстановить некоторые связи не получится. В результате мировой автопром уже несколько месяцев работает на пониженных оборотах из-за дефицита чипов, применяемых в производстве легковых машин и грузовиков. Это самым прямым образом сказалось на цене шин и сырья для их производства. «К настоящему времени цены на каучук снижаются примерно на 20 процентов, чему способствуют проблемы в автомобильной промышленности, испытывающей нехватку комплектующих», — резюмирует Калачев.
Себестоимость производства по итогам полугодия выросла в 1,5 раза до 83,2 млрд рублей, а три четверти издержек предприятия приходится на закупку сырья и расходников
Чистая прибыль выросла в 6 раз: помогли курсовые разницы
Вернемся к отчетности «Нижнекамскнефтехима». Себестоимость его производства по итогам полугодия выросла в 1,5 раза до 83,2 млрд рублей, а три четверти издержек предприятия приходится на закупку сырья и расходников. К слову, основным сырьем для НКНХ выступает прямогонный бензин, а бо́льшую часть в поставках сырья пока что занимает бывший «родственник» — нефтеперерабатывающая компания «ТАИФ-НК».
«При росте выручки год к году на 73,1 процента до 121,5 миллиарда рублей себестоимость возросла заметно меньше — только на 54,6 процента до 83,2 миллиарда рублей (более всего, в 2,2 раза, или до 61 миллиарда рублей, выросла стоимость сырья). Благодаря этому валовая прибыль увеличилась в 2,34 раза до 38,3 миллиарда рублей», — отмечает Калачев.
Операционная прибыль НКНХ и вовсе выросла втрое до 30 млрд рублей. Прочие же доходы, согласно опубликованному бухгалтерскому балансу, перевесили прочие расходы — 14 млрд против 12 млрд рублей. Год назад ситуация была обратная — 11 млрд доходов против 17 млрд расходов. Немалую роль в этом сыграли курсовые разницы, которые стали ахиллесовой пятой целого ряда татарстанских предприятий. Однако «Нижнекамскнефтехим» в первом полугодии вышел в плюс, заработав на курсовых разницах 4 млрд рублей. «Дополнительный вклад в рост чистой прибыли принесла валютная переоценка: благодаря укреплению курса рубля вместо убытка от курсовых разниц в размере 4,5 миллиарда рублей годом ранее в 2021-м НКНХ получил прибыль в размере 4 миллиардов рублей, в основном из-за переоценки валютных кредитов. Все это позволило показать рост чистой прибыли в 6 раз, с 4,6 миллиарда до 27,6 миллиарда рублей», — говорит аналитик «Финама».
Напомним, что внушительные валютные займы НКНХ привлек от организованного Deutsche Bank AG консорциума банков для реализации мегапроекта олефинового комплекса (ЭП-600) со сроком погашения до 2033-го, и от Альфа-Банка со сроком погашения до 2026-го. При этом на валютной переоценке активов и долгов «Нижнекамскнефтехим» по итогам 2020 года получил отрицательное сальдо в 16,5 млрд рублей. Чистая курсовая разница в консолидированной отчетности была оценена в минус 11,8 млрд рублей.
Что касается сделки по слиянию ТАИФа с СИБУРом, о закрытии которой было объявлено 4 октября, то ее завершение никак не повлияет на финансовые показатели обеих компаний, по крайней мере в текущем и следующем году, считает Калачев. «В ближайшее время в их работе ничего не изменится. Даже если СИБУР решит затеять структурную перестройку этих предприятий, на подготовку изменений потребуется время», — говорит аналитик «Финама».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.