На третий день действия QR-кодов в общественном транспорте Татарстана наше издание решило выяснить, как обстоят дела с проверкой цифровых пропусков в автобусах Казани. Корреспондент «БИЗНЕС Online» больше трех часов помогал кондуктору автобуса и на себе испытал все трудности — от неработающих «служебных» смартфонов до споров с QR-зайцами. После бурного первого дня «куаризации» обстановка несколько устаканилась, но и серьезных проверок, судя по всему, стало намного меньше. О том, как казанцы объясняют отсутствие кода, умоляют их не высаживать и почему кондукторы закрывают глаза на «бескодников», — в нашем материале.
Наш корреспондент поработал кондуктором в час пик
Для реальной проверки в автобусе нужно два, а лучше три кондуктора
7 часов утра, остановка «Речной техникум». Кондуктор Елена, которая работает на одном из городских маршрутов и любезно согласилась поучаствовать в нашем эксперименте, встречает с улыбкой и протягивает ярко-зеленую жилетку. Времени на раскачку нет: экипируюсь (половина автобуса с интересом наблюдает за процессом), беру телефон для проверки кодов, собираюсь с духом и обхожу пассажиров с заранее заготовленной фразой: «Доброе утро! Пожалуйста, покажите ваш QR-код». Кажется, она поможет избежать неприятностей.
Автобус полный, и поначалу вообще сложно понять, кто только что зашел, а кто выходит. Инструктажа от Елены ждать не приходится: у нее самой забот полно, нужно каждого обилетить. Да и что тут объяснять: подошел, спросил QR-код и документ, удостоверяющий личность, и так дальше. Практически сразу понимаю, что в час пик отсканировать у всех коды и обилетить одному нереально: если проверять тщательно, а не для галочки, здесь нужны два кондуктора, а лучше три — на все входы.
Пассажиры дают понять, что новые правила им не по душе, но, если попросить, сертификаты о вакцинации все-таки показывают. Есть и те, кто заранее готовит цифровые пропуска, — это несколько облегчает работу. У кого-то коды просто на экране смартфона, другие (преимущественно пенсионеры) возят с собой распечатанный сертификат в файле, третьи вырезали себе черно-белый квадрат и приклеили к транспортной карте — а что, удобно. Правда, не для проверяющего, если у него в руках только «служебный» ZTE. Такие смартфоны перед 22 ноября выдали всем кондукторам в республике. Если код с экрана телефона они еще как-то считывают, то распечатанные коды, упакованные в прозрачные пакеты, китайский бюджетный смартфон почти не определяет. Мешают блики и тряска во время движения, которая не дает камере сфокусироваться. Попытки зафиксировать бумажку в руке, взять телефон по-другому, присесть самому успеха не приносят. Через 5 минут достаю из кармана iPhone, чтобы не мучить себя и людей. Елена уже позже призналась, что специально скачала считыватель QR-кодов на личный смартфон — найти общий язык с «китайцем» ей также не удалось.
На передней площадке спрашиваю код у мужчины лет 30. Тот протягивает бумажку с синей печатью — справку о вакцинации первым компонентом. Объясняю, что с таким документом в автобус нельзя.
— А что мне делать, мне же как-то надо на работу ехать! — парирует пассажир.
В итоге я ограничиваюсь предупреждением.
«Служебный» ZTE код с экрана телефона еще как-то считывает, но распечатанные коды, упакованные в прозрачные пакеты, китайский бюджетный смартфон почти не определяет
«Отстаньте от него, что пристали? Если что-то не устраивает, идите в суд!»
«Говорят, в пятницу будет митинг в Казани против этих кодов», — осторожно говорит соседке пенсионерка, заметив меня. Интересуюсь, где именно собираются противники, но в ответ — молчание. Отдельная история с иностранцами, многие из которых не могут показать код, а другие показывают сертификат о прививке, сделанной на родине. Один из мужчин открыл на телефоне код, который ведет на страницу для скачивания приложения «Путешествую без COVID-19»: то ли надеется, что удастся обхитрить, то ли действительно не знает, что от него требуют.
«Тупизм сделали, честно говоря! — протягивает распечатанный код пожилой мужчина в потрепанной дубленке. — Чушь собачью придумали, люди сейчас как товар. Правильно люди пишут, QR-код придумали для пометки товара. Потому что люди сейчас как товар себя ведут!»
На подъезде к «Ак Барс Арене» спрашиваю код у женщины в красной куртке. Та объясняет, что у нее есть действующая транспортная карта, а значит, и сертификат о вакцинации. Но ведь блокируют карты только у граждан старше 60 лет. Прошу все-таки предъявить QR-код, и тут за женщину решает заступиться соседка, наблюдавшая за происходящим:
— Какое вы имеете право требовать этот код, документы?! Вы свое удостоверение показали? На каком основании вы проверяете?
— Женщина, отстаньте от него, что вы пристали? Закон принят, все! Человек делает свою работу. Не устраивайте здесь скандал, — неожиданно вступается за меня мужчина сзади.
— Да что вы говорите?! А вы почему вмешиваетесь, я вообще-то к молодому человеку обращаюсь! — не сдается дама.
— Вот такие, как вы, пачками дохнут, не передохнут! — срывается мужчина. — Моя жена три месяца уже работает в больнице, почему она должна таких, как вы, вытаскивать? Если вас что-то не устраивает, идите в суд!
Но в целом люди постепенно привыкают жить в новых реалиях, откровенных возмущений практически нет. А ведь прошло всего-то два дня в новых условиях. «Еще не наигрались с этими кодами?» — пошутила одна из пассажирок. Многие искренне удивлялись, когда я просил помимо кода показать удостоверяющий личность документ. Одна женщина даже обиделась: «Ну я уж не такой человек, чтобы обманывать! Первый, кто у меня паспорт проверяет». Девушка с ребенком сначала пыталась убедить меня, что должна показать только сертификат о вакцинации, а затем стала судорожно искать в галерее телефона фото с паспортом. «Не заставляйте меня нервничать с утра! Прямо с утра надо мозг выносить! Никогда раньше не проверяли», — пожаловалась моя собеседница.
По словам кондуктора, пассажиров на маршруте в первые два дня «куаризации» сильно меньше, чем обычно. А ведь от этого зависит в том числе зарплата сотрудников ПАТП, которая и без того далеко не самая высокая
«Я же человек, а не свинья, как могу выгнать?»
Жительница Армении показывала справку об антителах из частной клиники («даже в самолет с ней пускают») и предлагала отсканировать код с рекламой медучреждения. В пути встречаем еще несколько человек со справками о первой прививке. Мужчина, отчаявшись, выходит сразу (было даже как-то неудобно), другие умоляют не высаживать их. «Вы уж простите меня, пожалуйста, это я только сегодня вышла. Быстрее бы вторая [прививка], жду не дождусь! До 29 ноября буду сидеть дома как крыса!» — обещает женщина. Моя коллега Елена смотрит на меня так, будто я решаю, оставить пассажирку в салоне или высадить. В итоге «разрешаю» остаться.
За время эксперимента впервые удалось увидеть сертификат переболевшего (который почему-то был загружен на «облачный» сервис Google) и код о медицинском отводе от вакцинации.
За два дня работы в новом режиме Елена наслушалась всякого, в том числе и нецензурной брани в свой адрес. Пока едем, женщина переписывается в чате в WhatsApp с другими кондукторами того же маршрута. «Вот, на женщину напали с кулаками за просьбу показать код», — показывает коллега сообщение из мессенджера.
По словам кондуктора, пассажиров на маршруте в первые два дня «куаризации» сильно меньше, чем обычно. А ведь от этого зависит в том числе зарплата сотрудников ПАТП, которая и без того далеко не самая высокая. За дополнительную нагрузку Елене и коллегам пообещали доплатить, но сколько составит премия и когда ее начислят, женщина не знает. Только надеется.
Моя собеседница не спорит с тем, что некоторые кондукторы уже плюнули на реальную проверку кодов: либо не смотрят вообще, либо им хватает заверения на словах («да, есть») или любой картинки. Но при этом коллег в обиду не дает. «Ну вы же сами видите, это просто нереально! Обилетить-то не всегда успеваешь, иногда терминал не работает, так нужно еще и коды эти проверять», — жалуется Елена. В то, что система QR-кодов в транспорте поможет победить коронавирус, женщина не верит, но и альтернативу назвать затрудняется.
За три с половиной часа отсканировал около 150 кодов, пожалуй, еще 50 человек остались без проверки. Надеюсь, что у всех были сертификаты
«Я сделал, брат! Две прививки сделал, обещали, что QR-код придет, но не приходит!»
Молодой человек, завидев меня, направляется к выходу. «И сколько тебе платят за это?» — снисходительно интересуется он.
— Нисколько, я доброволец, — отвечаю ему.
— Пф-ф… — усмехается пассажир и покидает салон.
«Я сделал, брат! Две прививки сделал, обещали, что QR-код придет, но не приходит!» — возмущался мужчина лет 50 в спортивной куртке и тряс в руках справкой о вакцинации двумя компонентами. В бумаге говорилось, что второй укол сделан еще 19 ноября. «Вот еду сейчас разбираться, хряпнул немного, конечно. Я в чем виноват? Почему справка не подходит?» — поинтересовался он.
— Видимо, чтобы не подделывали, — предположил я, но лучше бы промолчал.
— Ты меня сейчас в мошенничестве обвиняешь, что ли? — нахмурился пассажир автобуса. Благо назревавший было конфликт помогла уладить его соседка.
«Прививка — это вообще отрава!» — заявляет мне пассажирка, которая, по ее собственному признанию, уже давно работает в РКБ. Женщина сделала прививку только потому, что «на работу без нее не пускают». Главное, по ее словам, — это укреплять иммунитет, больше гулять и «делать очищение», тогда и никакие прививки не нужны будут.
***
Каковы итоги поездки? За три с половиной часа отсканировал около 150 кодов, пожалуй, еще 50 человек остались без проверки. Надеюсь, что у всех были сертификаты. Стоит учесть, что обилечивать пассажиров (слава богу) не пришлось, а работал я с личным смартфоном, который серьезно облегчил задание.
Как справляются другие кондукторы, у которых помощников и дорогих мобильных нет? Вызывают ли полицию, если «бескодник» отказывается выйти? Спрашивают ли документы, подтверждающие личность? За время дежурства не увидел ни одной бригады контролеров, которые помогают проверять коды на остановке. Может, в тот день они работали на других маршрутах. Елена призналась, что проверяющих на остановках видела только однажды — в первый день работы QR-кодов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 567
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.