«Очень много людей купили жилье, а ведь с ним нужно что-то делать — жить, сдавать или перепродать, подняв цену за счет ремонта», — говорит о растущем рынке гендиректор компании по ремонту Семен Макарчиков. Будучи юристом, к 30 годам он занялся другим бизнесом, позвав в команду мастеров от Таджикистана до Сербии. О том, почему люди не стремятся сами обустраивать свои санузлы и кухни и как меняется менталитет сантехников, плиточников и гипсокартонщиков, Макарчиков рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Семен Макарчиков: «У меня к финансам консервативный подход: лучше подождать, накопить, рассчитать свои возможности, пройтись с ремонтниками по бюджету максимально точно и постараться в него уложиться»
Отголоски подорожания стройматериалов: заказчики перекраивают бюджеты
— Семен, начнем с актуального — последние полгода рынок будоражат цены на стройматериалы. Перечислять не будем — подорожало все! Как это отразилось на работе отделочников? Клиенты, наверное, разбегаются, откладывают ремонт, копят?
— Цены на стройматериалы росли последний год. Я считаю, это связано со спекуляцией на рынке металла, цветного и черного, а также дерева. Подорожало все практически вдвое. Начиная с материалов, которыми мы делаем ремонт, заканчивая инструментами. Все это отголоски повышения стоимости сырья. Начали дорожать и привозные позиции — мы заказываем достаточно большое количество лент, пленок, малярного материала, напольных покрытий, всяческих расходников, которые тоже начинают дорожать.
Возможно, это происходит из-за того, что производители давно хотели поднять расценки, а сейчас у них есть такая возможность — ведь рынок в целом на подъеме. Конечно же, это негативно сказывается на затратах заказчиков. Потому что если человек планировал ремонт и закладывал под него определенный бюджет в 2020 году, перед пандемией, то теперь некоторые досуха выжали кошелек, а результата еще нет. И, как следствие, либо люди просто останавливают свой ремонт, либо не реализуют все задумки, которые они хотели реализовать. Не покупают мебель, например, оставляя это на потом. Исходя из нашего опыта, большинство делает ремонт в своем жилье в кредит — привлекая кредитные карты либо используя потребительский кредит, рассрочку с мастерами.
Все чаще обращаются люди, которые просят сделать ремонт в кредит или рассрочку. Ранее у нас была такая программа, но сейчас, к сожалению, ее нет. В конечном итоге она оказывается невыгодна заказчику из-за суммы переплаты. Поэтому у меня к финансам консервативный подход: лучше подождать, накопить, рассчитать свои возможности, пройтись с ремонтниками по бюджету максимально точно и постараться в него уложиться.
— Стоимость работ также выросла?
— Мы зашли на рынок в 2018 году, и с тех пор цены на работы выросли в 2 раза. Это связано со все меньшим количеством профессионалов на рынке. Люди поднимают свои доходы, не желая работать за, условно, 20 тысяч рублей в месяц. Есть вполне понятные амбиции зарабатывать 80–100 тысяч. Ну и многое, конечно, зависит от сложности тех задач, которые ставит заказчик.
— Наверняка люди стали экономить на ремонте — покупать материалы дешевле, заменять их на недорогие.
— На данный момент мы работаем в том сегменте, который имеет финансы для реализации своих задумок. Например, повышение стоимости на паркет или металл в процессе ремонта не влияет на то, что человек полностью пересматривает свой бюджет. Он понимает, что цену нужно увеличить, и ищет возможности.
Действительно, рынок ремонтов — серый. Частники обычно работают только за нал, редко оформляются как ИП или самозанятые. Отмечу, что выбор формы расчетов зависит от сторон — заказчика и подрядчика. Кто хочет подешевле и без гарантий, работает за нал. Кто готов доплатить, но все финансы показывать открыто, иметь договоры и акты и в случае чего обратиться за разрешением спора в суд — предпочтет безнал.
— Из-за подорожания стройматерилов строители понесли убытки по заключенным ранее договорам. Как у вас? Вы пересматриваете договоры?
— Например, в сфере строительства домов под ключ практикуется составление сметы по работе с материалами. Те контракты, которые были заключены до повышения цен на дерево и металл, действительно привели исполнителей к снижению рентабельности, а кого-то и в убыток. Но в ремонте все устроено немного по-другому: здесь заведено считать смету, так скажем, по работам. А черновой и чистовой материал считается по факту. Это связано с тем, что 100 процентов ремонтов в процессе претерпевает изменения по типам материалов. Меняется тип плитки, ламината, плинтусов, освещения, мебели. Поэтому на этапе согласования сметы мы укрупненно можем посчитать материал для составления бюджета.
— Какова политика по закупке материалов — это должен делать сам владелец или можно избавиться от этой головной боли?
— Год назад мы предложили такую услугу — снабжение, она стоит 10 процентов от стоимости материала, который мы закупаем. Заказчик снимает с себя всю головную боль на тему закупок, комплектации, целостности, приемки, обмена и работы с поставщиками. Мы берем на себя эти задачи, ищем максимально низкие цены на стройматериалы — они же зависят от объемов, а мы как раз их обеспечиваем. В общем, каждый решает сам, какой вариант использовать. Многое зависит еще от того, какой ремонт выполняется. Если мы говорим про масс-маркет, наверное, затраты получатся такие же: на рядовые и востребованные позиции ретейл держит политику низкой цены. А если надо что-то посерьезнее — например комплект электрооборудования, который нужно искать, с нашим подходом получается даже дешевле. Ну и с торговыми сетями у нас есть свои взаимоотношения: например по бесплатным услугам на доставку, разгрузку или погрузку, хранение купленных материалов на более длительный срок.
— Есть ли сейчас дефицит стройматериалов — с учетом того, что все ринулись строить и делать ремонты?
— Мне нравится активность казанского рынка поставщиков, потому что везут все что хочешь! Есть зачастую какой-то элемент непрофессионализма, из-за которого мы не можем что-то в срок получить, но это скорее единичные случаи. Есть заказные позиции, такие как малярные ленты из Америки. Мы работаем механизированно, используем их на каждом объекте, и в какой-то момент на несколько месяцев они вообще пропали из продажи!
— Отечественной замены им нет?
— Есть аналоги, которые мы стараемся не использовать: это вопрос качества.
— Исходя из опыта, каким материалам отделочники отдают предпочтение — отечественным или импортным?
— Есть марки иностранных компаний, которые производят материалы по лицензии в России, и нам они нравятся. Мы уже понимаем, где лучше гипсокартон, штукатурные или грунтовочные смеси, а где лучше закупать металлические профили, трубы, кабельную продукцию, щитовое оборудование и прочие материалы. Так как оборот большой, мы заказываем с одного завода сразу фуру штукатурки, например, и можем разместить у себя на складе.
— Какие у вас ежемесячные объемы закупок?
— Заказчики делегируют нам достаточно большой объем закупок. В среднем выходит на 5–8 миллионов рублей в месяц.
— Где это все хранится?
— Мы почти не имеем остатков — все хранится на складах поставщиков, если это нужно. Ассортимент в Казани большой, и все можно приобрести под конкретный заказ. Если это фура штукатурки, то мы ее приобретаем и сразу распределяем на объекты, находящиеся в работе. Если товары поменьше габаритами, например радиаторы, для этого у нас есть теплый склад в 200 квадратных метров в черте города, который мы арендуем. Сюда мы можем привезти материал и потом развезти по объектам.
«Вообще, профессионалами не рождаются, ими становятся. И неважно, откуда человек, имеет значение его подход к делу и настойчивость»
Мифы о мигрантах в малом бизнесе: «Привезти иностранцев на работу законно практически невозможно»
— Головная боль для стройотрасли — кадры, какова ситуация с отделочниками?
— На нашем рынке всегда есть и будет кадровый голод. Даже Путин говорит, что всеми как-то можно управлять и контролировать, кроме строителей! Раньше в системе среднеспециального образования были распространены колледжи по техническим специальностям — электрики, сантехники, и туда ребята шли за довольно быстрыми деньгами. Можно было окончить школу, проучиться год-два и уже работать, быть специалистом, мастером, наладчиком. А в какой-то момент в этой сфере произошел отток: меньше народу стало идти в «сучки» и колледжи, больше людей пошли в вузы.
Да, стройкой молодежь занимается. Но складывается ощущение, что в сферу ремонта идет меньше народу: может, кому-то это кажется каким-то несерьезным делом? Я понял, что если мы придем на рынок и организуем команду из хороших, а зачастую дорогих мастеров с рынка, которые уважают себя, свой труд, знают технологии работы, а еще лучше — с профессиональным образованием, то у нас будет классное преимущество перед конкурентами и мы сможем оказывать классную услугу. Так и произошло. У нас сейчас нет новичков. Все ребята с хорошим опытом, от 5–10 лет в профессии. Если это электрик уровня мастера-технолога, он с высшим электротехническим образованием или со специализированным колледжем. Привлекаем и студентов, они набираются опыта. Сейчас в учебных заведениях не самое последнее оборудование, а на рынке есть куча мастер-классов, которые предлагают поставщики по работе со своей продукцией. Они показывают тренды, это позволяет быстро понять, что происходит на рынке, выбрать для себя направление. Так что те ребята, что хотят повышать квалификацию, стали и больше зарабатывать.
— Когда вы пришли на рынок ремонта, с какой проблемой сразу столкнулись?
— Я увидел, что неразбериха полная! Молодежи, кто делает себе жилье, нужен сервис — так как они, в отличие от более старшего поколения, мало разбираются в тонкостях ремонта. Нормальные команды ремонтников зачастую загружены на годы вперед. И как понять, качественные ли подрядчики, неясно! Непонятно, как нанимать мастеров, как их стыковать с дизайнерами, а главное — как вести учет и контролировать! Да что далеко ходить — до сих пор большинство прорабов ведут учет на клочке бумажки.
— Рынок еще совсем недавно совсем не был развит — раньше ведь сами строили, сами обои клеили…
— Возможно! И с этим тоже связано желание клиентов отдать это на откуп профессионалам. Сейчас у молодежи спроси, что такое «ротбанд», так они подумают, что это какая-то музыкальная группа! А это тип штукатурки. Сейчас у молодежи все меньше времени и все больше финансовых возможностей, а главное, желания сделать для себя все красиво. Они привлекают дизайнера и делают интерьер. Поэтому сейчас и дизайнеров на рынке становится больше.
— Какая средняя зарплата у ваших специалистов и от чего она зависит?
— В расчет идет не только официальная часть, а бонусы, например, которые они получают от закупки материала или сторонних работ, которые делают напрямую. Они могут взять внешний заказ — мы только за.
Есть вполне понятные амбиции у людей: они хотят прилично зарабатывать. Если мастер имеет несколько помощников, собрал у себя инструменты на пару миллионов рублей, у него уровень мастера-технолога и заработок от 150 тысяч рублей в месяц. Если специалист уровня мастера, без команды, то зарплата будет в пределах 100 тысяч рублей. Помощники и подсобные рабочие получают от 2 тысяч рублей в день.
Человек уровня мастера-технолога, который в своей профессии является топом, может зарабатывать от 150 тысяч рублей в месяц. Так же и сантехник, у которого в подчинении есть несколько ребят. Или специалист по монтажу натяжных потолков, который знает все новинки, ездит на семинары и у которого есть в команде несколько помощников. То же самое с малярами. Если мастер имеет несколько помощников, собрал у себя инструменты на пару миллионов рублей, он имеет хороший заработок. Это везде так — и у электриков, и у монтажников кондиционеров, и у специалистов по гипсокартону.
Если специалист уровня мастера, то зарплата будет в пределах 100 тысяч рублей: это специалисты по укладке керамогранита, например. Помощники и подсобные рабочие получают от 2 тысяч рублей в день. При постоянной загрузке заработок у них от 40 тысяч до 60 тысяч рублей в месяц — на эти позиции идут в основном студенты или ребята, которые только начинают работать в сфере отделки.
— А как обстоит дело с иностранцами?
— Для начала скажу, откуда в Россию приезжают работать: это Таджикистан, Узбекистан, Беларусь, Украина. С теми, с кем приходилось работать нам, я заметил некую профилизацию по видам работ. Например, ребята с Украины довольно хорошо работают с инженерными коммуникациями, сантехникой, камнем. Из Средней Азии, Армении много мастеров-универсалов, котируются маляры, работающие вручную. Или, например, у нас в команде сейчас трудятся несколько мастеров- сербов. Они специалисты по «сухому» строительству, имеют более чем 15-летний опыт работы в Германии и Франции — настоящие профессионалы-гипсокартонщики. Честно — не знаю, с чем связано такое распределение. У нас был опыт работы с мигрантами, мы делали ресторан в соседнем районе республики — оформили на всех патенты, сделали правильно все документы. Тогда нам нужно было быстро выполнить большой объект в 80 километрах от Казани, и казанские спецы не хотели переезжать на три месяца. А мастерам-приезжим предложение понравилось. Мы обеспечили их хорошими комнатами в местном общежитии, трехразовым питанием, хорошим оборудованием. По окончании проекта ребята уехали на родину, а вот вернуться уже не смогли из-за коронавируса и закрытия границ.
Иногда нанимаем команду субподрядчиков на вынос и вывоз мусора. Как правило, они работают по фиксированной ставке за 1,5–2 тысячи рублей в день. Но на этом рынке очень большая текучка, и каждый раз мы проводим на объектах инструктажи даже по таким понятным вроде вещам, «как правильно спускать мусор»!
А вообще, профессионалами не рождаются, ими становятся. И неважно, откуда человек, имеет значение его подход к делу и настойчивость.
Недавно у нас получили гражданство РФ два мастера из Таджикистана — очень аккуратные ребята. Отличный пример! Приехали, нашли себя в профессии, обжились, обустроились, купили жилье, завели семьи. Посещают мастер-классы, обновляют инструмент, всегда аккуратно выглядят. Но на этом опыт работы с приезжими у нас заканчивается. Это большой риск, на который мы идти не готовы. По моим наблюдениям, в Казани не стремятся нанимать мигрантов: сложности и в плане документов, и в разнице менталитета. Система мотивации отличается, языковой барьер, образованность и так далее.
— А дорого привезти рабочих из-за границы?
— Для такой команды, как наша, привезти иностранцев на работу законно практически невозможно, потому мы не практикуем это дело. Потому что если и привозить, то это целесообразно на большую стройку, где огромная текучка и объемы, где месяц траншею, например, надо копать или фасады вешать. Ремонт же — дело деликатное, быстрое и профессиональное. Проще найти кадры подороже, нежели привлекать мигрантов, обучать их и контролировать результат.
«Все больше людей стало обращаться к дизайнерам. А для нас это еще дополнительный поток заказов: ремонт по дизайн-проекту как раз наша специфика, так что это наша аудитория»
«Самообразование на нашем рынке намного важнее»
— Весь год, да, пожалуй, уже и все полтора, Казань переживает какой-то квартирный бум. Люди покупают-продают квартиры. С января по август из рук в руки только в столице РТ перешло 19 тысяч объектов на вторичке. Это ведь на 75 процентов больше, чем в прошлом году! По новостройкам тоже плюс, хотя и небольшой — больше 12 тысяч сделок с квартирами по Татарстану. Наверняка ремонтники тоже на подъеме — ощущаете на себе?
— Действительно, это так. Жилье купили многие, а ведь с ним нужно что-то делать — сдавать, или жить в нем, или перепродавать. Например, стало больше людей, которые за счет добавленной стоимости сделанным ремонтом начали на этом зарабатывать деньги. Можно было купить хороший объект недвижимости за 10 миллионов рублей, еще 7–8 вложить в хороший ремонт — и продать его за 25 миллионов. Рынок вырос бешено!
Я думаю, это одно из последствий пандемии. Люди, которые планировали заграничные покупки или поездки, эти бюджеты начали оставлять здесь. Либо тратят на внутренний туризм, либо на покупку квартиры, дома или ремонт жилья. Фактически наши услуги закрывают базовую потребность в пирамиде Маслоу: безопасное и уютное жилище! Только за прошлый год мы выполнили ремонты более чем на 50 объектах с общим оборотом более 55 миллионов рублей, это около 6,5 тысячи квадратных метров. Тут и жилье, и коммерция, и даже общестроительные работы.
Все больше людей стало обращаться к дизайнерам. А для нас это еще дополнительный поток заказов: ремонт по дизайн-проекту как раз наша специфика, так что это наша аудитория. Ну а когда начался рост цен на стройматериалы, люди спохватились, понимая, что дальше все будет еще дорожать.
— Как вы оцениваете рынок услуг в Казани — много ли стало компаний по ремонту?
— С кем мы общались 2–3 года назад, на плаву остались все те же. Не скажу, что появился кто-то новенький, кто может забрать какой-то большой кусок пирога. Это небыстрое дело, сложное — сформировать хорошую команду по ремонту. Да, людей, делающих ремонты, стало больше на рынке. Но количество профессионалов не выросло. Все равно у нас нет хороших колледжей, которые выдают, условно, 500 хороших плиточников в год. В отрасли происходит внутреннее взращивание кадров: от помощника до мастера, от мастера до мастера-технолога.
— К вам приходят работать из колледжей?
— В Казани есть несколько среднеспециальных заведений, которые готовят специалистов по отделочной части, например штукатуров-маляров, по работе с плиткой или керамогранитом, но все равно это капля в море. В основном это люди с базовым техническим образованием, например электрики, которые работали 10 лет и у них самообразование. Вообще, самообразование на нашем рынке намного важнее. Человек когда-то начал сам ремонт себе делать, ему понравилось, и он подумал: «А дай-ка я буду клеить обои другим». И он видит, что раньше зарабатывал одну сумму, а теперь — другую.
— Почему так происходит?
— У нас рынок разрозненный. Если человек окончил курс по работе с плиткой, на большую стройку он вряд ли пойдет, а даст объявление на Avito и будет развиваться сам по себе. И в какой-то момент ему это надоест, он выгорит, так как не увидит шагов в дальнейшем развитии себя как мастера, так как он не в команде, и он пойдет в фирму каким-нибудь менеджером, чтобы получать поменьше, но сидеть в кресле. Очень редко случается, что человек окончил училище и пришел к нам. Почему-то все сначала стараются поработать самостоятельно.
— Шабашники — это вообще отдельная каста. Какую долю рынка они занимают, на ваш взгляд? Перетягивают ли клиентов? Кажется, что у частников заказать ремонт дешевле — и скидку сделает, и договориться можно, и быстрее работать начнет.
— Приведу пример с автосервисом. Есть крупные компании, в которые вы обращаетесь, и вам делают все — с гарантией в одно окно — и доводят до результата. А есть 15 мини-сервисов, куда вы будете ездить, тратить свое время, договариваться, что-то покупать, и гарантии не будет никакой — один на другого станет показывать. В конечном итоге стоимость работ в списке будет выше, потому что человек потратил время. То же самое в отделке: просто поклеить обои и постелить ламинат — на эти работы можно найти любого специалиста. Если мы говорим о чем-то сложном, где нужно сводить элементы проекта в одну картину, заказчик потратит очень много сил и энергии и денег в конечном итоге. Частник не возьмет мой заказ. Как может мастер по укладке плитке взять коттедж в 300 «квадратов», который нужно делать с отоплением, обоями, каминами? У него нет такой компетенции. Может взять другая фирма, но тогда я буду очень счастлив. Пока мы живем в очень низкой конкуренции. В Казани с десяток действительно слаженных заметных компаний. И среди нас заказчики выбирают тех, с кем комфортно. То есть борьбы за заказы нет.
— Есть такое мнение, что рынок ремонта — серый: в штате пара человек, а остальных нанимают по мере необходимости. Как вы считаете, ваша сфера в серой зоне?
— Действительно, этот рынок серый. Частники работают только за нал. Редко оформляются как ИП или самозанятые. Для потребителя это не всегда плюс, так как за налоги, оплачиваемые с работ, не все готовы доплатить. Фирмы уже имеют организационно-правовые формы — ООО или ИП, но также не все проводят через кассу. Например, не все могут покупать дерево по безналу из-за ЕГАИС или цена ряда материалов за наличку на базах будет дешевле. Поэтому в нашем бизнесе так или иначе есть наличный расчет.
Отмечу, это выбор сторон — заказчика и подрядчика. Кто хочет подешевле и без гарантий — работает за нал. Кто готов доплатить, но все финансы показывать открыто, иметь договоры и акты и в случае чего обратиться за разрешением спора в суд, — предпочтет безнал.
Что касается нас, мы с самого начала открыли ООО и завели счет, работаем только по договорам, чтобы можно было оплатить все картами и официально.
«Когда мы начали делать свои соцсети, то сделали акцент на процессе: важно было показать не просто готовый результат, а чтобы процесс был увлекательным, интересным и красивым. Показать и то, с какими людьми будет встречаться заказчик»
«Мастера начали за собой присматривать, уже плохую рубашку не наденешь, когда нужно вести прямой эфир!»
— Вы чувствуете, что образ рабочих профессий в целом начал меняться?
— Ну представьте себе образ российского маляра или плиточника. Сразу в первую очередь возникает ассоциативный ряд, что он в пыли, грязи, краске. И представьте образ американского: вы, наверное, вообразили, что это брутальный мужчина в комбинезоне с крутым инструментом? Картина у нас сейчас действительно поменялась. Мастера стараются, чтобы на объектах было чисто, имелась специальная рабочая форма и, если придет заказчик или дизайнер, был временный шкаф для чистой одежды, рабочий стол и стулья, чтобы можно было пройтись по чертежам. Иногда даже кофе угостят с печеньем.
Мастера начали за собой присматривать: уже плохую рубашку не наденешь, когда нужно вести прямой эфир! И бардак на объекте будет плохо смотреться в кадре. Сейчас все больше ребят, которые стараются показать свою работу вживую — и соцсети меняют образ самого мастера, ему важны и результат, и красота процесса.
— Соцсети помогают продвигать услуги?
— В середине прошлого десятилетия, когда был расцвет SEO-оптимизации сайтов и все услуги максимально рекламировались через сайты, был тренд сделать просто красивую картинку и ее продавать. Можно было наворовать с интернета изображений и сказать: «Смотрите, это наш сайт, мы делаем то и то». Когда мы начали делать свои соцсети, то сделали акцент на процессе: важно было показать не просто готовый результат, а чтобы процесс был увлекательным, интересным и красивым. Показать и то, с какими людьми будет встречаться заказчик.
— Как вообще пришла идея выкладывать все в интернет?
— В российском строительном медиаполе есть свои герои — Сергей Гапченко, Иван Кувшинов, Рувим Бойко, Алексей Земсков, Сергей Кодолов: это профессионалы своего дела и они транслируют это в массы. Мы увидели, что строитель не грязный парень, а рукастый умный мужик, зарабатывающий деньги! Мы начали видеть этот образ и потихоньку к нему идти.
— Вы сами даете задание мастерам снимать себя или инициатива больше от них исходит?
— Что касается контента — это задача человека, который продвигает команду, в данном случае эту роль занимаю я. Мастера могут сделать фотоотчет, а мы можем снять ролики с дизайнером.
— Сколько денег вы вкладываете в продвижение?
— Очень незначительные суммы. Если раньше, чтобы сделать хороший контент, нужно была профессиональная камера, то сейчас это можно сделать на телефон. И вообще, вызывающие ролики или телевизионный формат уже провоцируют отторжение, людям интересно больше лайва с объекта и харизмы. Вот, например, есть в Казани Александр Попов — он монтирует вентиляцию. У него более 50 тысяч подписчиков, и его ролик так развирусился, что его Малахов позвал. И наши шуточные видео могут набирать по 50 тысяч просмотров.
— Какая часть из всех заказов приходит к вам через соцсети?
— Я думаю, что 100 процентов всех заказов так или иначе связано с соцсетями. Например, вы захотели сделать ремонт. Дело очень серьезное, и на это нужны деньги. Вы начинаете искать нормальных ребят и смотрите отзывы в интернете. Соцсеть может допродать нас еще до самих работ. 70–80 процентов звонков к нам приходит через «Инстаграм», остальные 30 так или иначе следят за нами в соцсетях и потом обращаются.
«Есть два типа ремонта — легкий косметический, когда нужно просто кинуть ламинат и сделать белые стены. А если мы говорим об интерьере — это уже проработанный дизайн»
«Направления дизайна квартиры продиктовано сугубо бюджетом людей»
— Стоимость жилья выросла, рынок перегрет, и, чтобы увеличить доходность бизнеса, застройщики начали сдавать жилье под ключ — с ремонтом, мебелью и даже бытовой техникой. Вы ощущаете, что эта ниша для вас уходит, или вы так же работаете с застройщиками?
— Все, что сдается с ремонтом, — это базовый сегмент жилья, социального или самого простого формата. Если человек хочет сделать что-то под себя, он не будет въезжать в готовый ремонт. Нас туда не привлекают, поскольку это другой формат. Застройщикам необходимы дешевые кадры в большом количестве, потому что работа типовая — с одной и той же штукатуркой, плиткой и там просто другой порядок цен. К нам обращались с предложением сделать ремонт до 8 тысяч рублей за квадратный метр под ключ — с работой и материалами, «инженеркой», сантехникой и светом, потолками. Мы просто не заинтересованы были в развитии этого направления и отказались. Если мы получим такой заказ, в данном случае нам надо организовать всех в штат, делать закупки с НДС и у нас из той суммы, которая будет согласована, останется еще меньше денег, и это будет минимальная прибыль на объеме. Это совершенно другой бизнес — на кадрах.
— Какие сейчас тренды в интерьере? Посмотришь фотографии в интернете — все однотипное: в бежевых и серых тонах, дерево и металл…
— Направления дизайна квартир продиктованы сугубо бюджетом людей. Есть два типа ремонта — легкий косметический, когда нужно просто кинуть ламинат и сделать белые стены. А если мы говорим про интерьер — это уже проработанный дизайн. Появился усовершенствованный стиль лофт, куда пришли конструкции из металла, отшлифованный бетон, дорогие нарезанные кирпичи, или классический стиль, когда много лепнины в объекте, плинтусы в четыре уровня. Какого-то одного четкого направления в дизайне я не вижу в Казани. Есть разные. Например, хюгге — скандинавский простой стиль: светлое дерево, стены, мебель типа IKEA. Недавно мы закончили объект в одном ЖК. Там была такая вроде бы нелепая колонна в центре комнаты, но дизайнеры обыграли ее красиво и сделали биокамин, это стало изюминкой интерьера.
Казанцы платят за дизайн меньше, чем москвичи, хотя сложность работы и тут, и там одинаковая. Поэтому наших дизайнеров все чаще приглашают в столицу поработать. Этот рынок развивается и растет. Порог входа в дизайнерское дело сейчас очень низкий. Девушка или юноша могут пройти курсы за полгода и уже работать в профессии.
— Какая рентабельность у ремонтного бизнеса?
— Этот бизнес однозначно рентабельный. Но есть такая болезнь рынка — прорабы пытаются очень много себе забрать, например половину бюджета с объекта, но поставить неопытных, более дешевых специалистов. Мне изначально показалось это неприемлемым. Мы поняли, что, если бегунок сдвинуть на 15–20 процентов прибыльности с объекта, а 80 процентов оставлять классному мастеру, это будет честнее. Рентабельность ремонтного бизнеса — 15–20 процентов при наценке порядка 30 процентов.
В чем еще особенность? Мы начали внедрять конвейерность и поняли, что бизнес можно построить, только если мы создадим «завод по производству ремонтов». Так как мы работаем на территории заказчика, то разделили все процессы на 13 этапов. Стараемся максимально исключать человеческий фактор. Сделали автоматизированный демонтаж, есть бригада, которая только этим занимается. Имеется бригада электриков в 5–6 человек, которые за два дня могу сделать объект. После них заходят штукатуры, которые завозят станцию и механизированно делают идеальные стены. Потом заходят сантехники, затем начинается сухая стяжка пола, маляры… Дальше приходит ручной полуавтоматизированный труд. У плиточников, например, есть станок по резке керамогранита. Если раньше его резали болгаркой, то сейчас мастер стоит, пьет чай, нажимает кнопочку, а прибор идеально режет сам.
— Сколько у вас сейчас заказов?
— В моменте у нас 32 объекта. Начиная с тех, что попроще, например квартир под сдачу с проектом, заканчивая большими коттеджами.
Когда мы начинали в 2017–2018 годах, средняя цена «квадрата» по работе была порядка 5–7 тысяч рублей. Сейчас она стартует от 12–13 тысяч. Если говорить об интерьере, хорошие стоят от 20 тысяч рублей за «квадрат». Готовый ремонт объекта недвижимости может стоить столько же, как и сам объект. Но вообще, все зависит от фантазии заказчика.
Например, если человеку нужен минимальный ремонт, то бюджет от 10 тысяч рублей за «квадрат» — за материалы и работу: простой ламинат, плитка, обои, минимальное вмешательство в инженерные сети. Например, при покупке квартиры в 50 «квадратов», чтобы заехать и жить, минимальный бюджет будет около 500 тысяч рублей. 25–30 процентов из них — на работы, еще столько же на черновой материал — клей, стяжку, провода, трубы, и остальное — чистовой материал. Ну или возьмите квартиру в 150 квадратных метров, вы заплатили 15 миллионов рублей. Конечно, заказываете дизайн-проект, хорошую мебель, технику, ремонт — это может стоить еще миллионов 10.
— Извечный вопрос: стоит ли вкладываться в ремонт перед продажей квартиры, что посоветуете?
— Как раз сейчас выгодно делать легкий косметический ремонт и решать серьезные проблемы, например с протечками. Небольшим бюджетом это можно починить, и стоимость объекта сразу повысится. Тем более что цены на новостройки выросли и вторичка подтягивается. Рынок похож на автомобильный — если убрать какой-то серьезный дефект, можно не делать дисконт, а продавать по рыночной цене.
— У вас каких заказов больше — в новостройках, на вторичке или в коттеджах?
— 90 процентов работ — это новое жилье. Наш основной профиль — капитальный ремонт жилья, офисов, ресторанов. За косметический беремся редко.
— Может, косметический ремонт не такой прибыльный?
— Как ни странно, «косметика» намного прибыльнее, чем капремонт, — за счет скорости и использования универсальных специалистов, которые могут и обои поклеить, и плитку выложить. Но такие работы довольно трудно масштабировать, в Казани я не знаю таких крупных компаний. В Москве — да, я знаю ребят, которые делают до тысячи объектов в моменте. Они работают путем бригадного подряда, у них свой кол-центр. Но следующим вопросом встает качество объектов и как за ним уследить.
— Сколько по времени длится ремонт?
— «Косметику» можно сделать за полмесяца, а капремонт и создание интерьера — из расчета 10–20 квадратных метров в месяц в квартире, то есть от трех месяцев. Коттедж намного быстрее делать и приятнее: нет режима рабочего дня, можно начать в 8 утра, нет выходных дней и можно организовывать доставку, не париться с хранением материала. Коттедж в 250 квадратных метров можно сделать за полгода, от 10 тысяч рублей за «квадрат».
«Мне нужен готовый профессионал, который знает, что делает, берет оборудование и отвечает за него головой»
Накопления в 400 тыс., первый офис и свой кол-центр
— Расскажите о себе, как вы пришли в этот бизнес. Вы же юрист по образованию.
— Я родился в Казани в семье учителей и врачей. К моменту выбора образования подошел таким образом, что мне нужно было классическое базовое высшее образование. Из всех вариантов больше всего мне подходила юриспруденция, как раз в КГУ открылась кафедра предпринимательского права. Я был средним троечником-ударником в школе. Уже в университете думал, где бы мне поработать и постажироваться. Так получилось, что я устроился в топовую на тот момент фирму «Стройкапиталконсалтинг» стажером — специфика работы была в защите интересов строительной компании. Со второго курса мне уже была близка стройка. Окончив пятый курс и пройдя год стажировки в Санкт-Петербурге, вернулся в эту же компанию практиком сделок с недвижимостью как полноценный юрист. Работал также помощником в «Ак барс Девелопменте». Также более двух лет я проработал в девелоперской компании «Унистрой», где руководил проектами. Безмерно благодарен руководству и коллективу — для меня это время было максимально ценным рабочим опытом.
— Интересный поворот: из юридической сферы — в строительную. И как вы пришли к тому, что нужно создавать что-то свое?
— В 2017 году в рамках очередного проекта в стройке я нашел ребят в Москве, которые занимались созданием приложений для отделочников. Это был облачный кол-центр, через который можно было подключиться к мастеру или прорабу, и через него бы тебе падали заявки по ремонту. Меня это заинтересовало, я оставил работу в «Унистрое» и уехал в Москву смотреть, как они делают отделочное дело. Получилось так, что я с ходу увидел, как занимаются отделкой по всей России и кто на каком уровне. Пообщавшись с сотнями мастеров и изучив всю систему, я понял, что ждал этого всю жизнь: видимо, хотелось мне что-то подремонтировать, что-то сделать! Это так откликнулось внутри, что я выкупил у федеральной компании казанскую часть и понял, что хочу настроить это правильно. В Казани было несколько прорабов, которые работали по этой системе, к тому же по стройкам у меня имелся ряд знакомых, у жены отец в своем время был связан со строительной компанией, так что у меня было у кого спросить совета.
— У вас были хоть какие-то познания в стройке, плитку умели укладывать?
— Нет, я никогда не был мастером. А для проверки качества укладки плитки у нас есть служба технического надзора.
— Как вы собирали команду?
— У меня есть близкий друг, одноклассник с математическим образованием, и я предложил ему поработать вместе. Мы договорились, что мы не со стройки, мы головой должны работать — он должен вести учет, а я взял на себя работу с кадрами. Конечно, сомнения были, но — да, мы не знаем марки штукатурки, но работу мы построить можем! Потом я познакомился с одним из лучших проектировщиков в Казани, к нам присоединились еще два одноклассника. Вообще, мы стараемся работать только с теми людьми, в которых уверены, либо с людьми, которые ведут себя профессионально.
— Какие были изначальные вложения?
— У меня были личные деньги, около 400 тысяч рублей, на которые я купил казанскую часть федеральной компании, которая имела сайты по России, и кол-центр, куда люди из Казани звонили и им предоставляли мастера. Я выкупил кол-центр, сайты, названия, арендовал помещение на первое время. Тогда это был бизнес, войти в который можно практически без денег!
— А как же оборудование для команды?
— Основная мысль была такая, что мастер, который пришел ко мне без всего — без шуруповерта и молотка, — это не тот уровень человека, который мне нужен. Мне нужен готовый профессионал, который знает, что делает, берет оборудование и отвечает за него головой. Сейчас, когда у нас есть возможности для развития, мы можем мастеру усовершенствовать имеющееся оборудование — и он его со временем выкупит. Поэтому мы и заняли свою нишу, что взяли готовые и укомплектованные кадры и с ними работали, не было времени на обучение, и опыта у нас не имелось. Нам сразу нужен был топовый электрик, который мог бы взять на себя проектные работы, или топовый сантехник либо маляр.
— Сейчас часто ли покупаете оборудование?
— На балансе компании есть общее оборудование. Если мы что-то покупаем под мастера, то приобретаем ему в беспроцентную рассрочку, и он со временем это выкупает, оно у него и остается. По-другому это не работает! Если человек не несет ответственность за станок, который стоит 300 тысяч, он его быстро испортит.
— Мастера не против?
— Нет, они все звезды. Это люди, которые накапливают свое имущество с помощью нас. Представляете, человеку трудно сразу купить станок за сотни тысяч. А так я понимаю, что мастер будет работать со мной на хорошем оборудовании. Это может быть, например, штукатурная или шпаклевочная станция.
«Гражданский кодекс трактует предпринимательство как деятельность, связанную с получением прибыли. Но прибыль — лишь один из аспектов, нужно нести какую-то пользу»
Семейное дело и позитивная аура ремонтников
— Когда вы создавали компанию, вам было 26 лет. Не страшно было прогореть?
— Я видел, как работает рынок, и, как юристу, конечно, было страшно — это личная ответственность, любой мастер непроверенный может подвести, поставщик убежать с деньгами… Но мы ребята позитивные и стараемся вокруг себя создавать позитивную ауру. Мы настроили такую форму оплаты, что у нас нет авансирования по мастерам, чтобы у них всегда была заинтересованность.
— Стройка и ремонт — достаточно напряженные вещи, как вы отдыхаете?
— В свободное от работы время я сплю. Но вообще, начали коллективом увлекаться спортом, по выходным стараюсь проводить время с семьей. Однако я увлечен работой, она мне нравится в формате работы и хобби. Бывает, и в субботу работаем.
— Как к этому супруга относится? Не ревнует к работе?
— У меня потрясающая жена, с которой мы познакомились также на стройке. Она раньше работала судебным приставом-исполнителем, и моя задача как юриста была отстоять спор по компании, в которой я работал, а ее — сделать процессуальные действия. Увидев 25-летнюю красавицу в форме, я понял, что она должна быть со мной всю жизнь. Через несколько месяцев мы поженились, сейчас у нас двое прекрасных дочек. Жену и все свое окружение я постарался притащить в сферу отделки. Она во время декретного отпуска окончила курсы по дизайну интерьеров, и теперь мы работаем в тандеме. Она может ко мне обратиться по техническим вопросам, например. Для дизайнеров вообще важно работать с кем-то в сцепке, с прорабами, которые все объяснят, какую краску лучше выбрать или материал.
— В заключение наш традиционный вопрос — три секрета успешного бизнеса в вашей отрасли.
— Нужно слушать интуицию, но проверять контрагентов, каким бы человек ни был. Я всегда проверяю людей, это один из залогов успешного бизнеса. Вообще, Гражданский кодекс трактует предпринимательство как деятельность, связанную с получением прибыли. Но прибыль — лишь один из аспектов, нужно нести какую-то пользу, это второй секрет. И третье — развивать людей вокруг себя.
Визитная карточка компании:
ООО «Ремонт 16»
Направление деятельности: производство прочих отделочных и завершающих работ.
Год основания: 2017.
Визитная карточка руководителя:
Макарчиков Семен Олегович, учредитель и генеральный директор ООО «Ремонт 16».
Родился в Казани 15 февраля 1991 года.
Образование:
Высшее, юридический факультет КГУ (2007–2012).
Карьера:
2012–2014 — юрист практики сделок с недвижимостью ООО «СтройКапиталКонсталтинг».
2015–2017 — руководитель отдела венчурных проектов ООО УК «Унистрой».
С 2017 года по настоящее время — генеральный директор и учредитель ООО «Ремонт 16».
Женат, двое детей.
Привлеченные сотрудники: 50 человек.
Совокупный оборот за 2020 год: более 55 млн рублей.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.