Такого события ждали 7 лет — с тех пор как президент России Владимир Путин принял решение о возобновлении строительства Ту-160. За это время некоторые даже потеряли веру в то, что подобное вообще произойдет, — настолько сложна ситуация в отрасли и, в частности, на Казанском авиазаводе. Тем не менее вчера машина отправилась в первый полет. Он длился всего 30 минут, но, как полагает корреспондент «БИЗНЕС Online», несомненно, принципиально важен и для авиастроения в целом, и для нашего предприятия.
Красивое совпадение
Первый построенный с нуля Ту-160М, по нашим данным, намеревались поднять до конца 2021 года. Сначала метили на 18 декабря — день 40-летия первого полета Ту-160, потом — на 30-е. В этот день машина сделала первую пробежку, но полет по каким-то причинам отложили. Вчера сначала тоже была пробежка, в ходе которой оценили работу всех систем, а потом, около 14:00, самолет оторвался от взлетной полосы — ОАК уже распространила несколько фото события и видео, снятое почти с точки отрыва. Полет продолжался 30 минут и проходил на высоте 600 м, шасси не убирали.
Полет состоялся во время переговоров в Брюсселе между Россией и НАТО (первых за последние 2,5 года и прошедших в условиях достаточно напряженной международной обстановки), а также сразу после встречи делегаций России и США в Женеве. Но эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов призывает не увязывать эти события. «Вряд ли полет увязывали с переговорами, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Что принципиально меняет один самолет? Вот если бы с него запустили некую сверхновую ракету, это было бы сигналом… И потом, существовал большой риск неполадок — и это было бы не в пользу России. Да и все, что мы хотели сказать — сказали, и усиливать свои позиции некими телодвижениями резона нет. Скорее всего, мы видим обычное исполнение контрактных обязательств и красивое совпадение… А вообще, новость хорошая. Надеюсь, со сдачей этого самолета не будут долго тянуть, но все равно, думаю, пройдет не меньше года. Поэтому, мне кажется, о неких победах говорить рано — это можно будет сделать, только когда самолет передадут заказчику».
На кадрах обращает на себя внимание то, что весь самолет — цвета голого дюраля, а закрылки — снежно-белые. Скорее всего, их взяли с одного из летающих Ту. Почему? В советской кооперации по Ту-160 участвовало 700 предприятий. Сегодня всю эту цепочку пришлось восстановить, хотя, конечно, не в прежнем виде, и, как полагают источники «БИЗНЕС Online», ряд комплектующих воспроизвести не успели — их пришлось взять со строевых ракетоносцев. Так уже было, когда в 2018 году поднимали хранившийся на заводе с начала 90-х задел Ту-160: двигатели, шасси, киль и часть БРЭО взяли с других самолетов, а когда президент России Владимир Путин уехал, свинтили все обратно. Судя по бродящим по сети фото, сегодня эта машина так и стоит на летном поле без киля, двигателей и на шасси от самолета другого типа (скорее всего, Ил-62).
«Мы не знаем, в какой комплектации взлетел самолет, — констатирует Фролов. — Мог взлететь и „голым“. И в советские-то времена с некоторыми вещами типа бортового комплекса обороны были проблемы, а сейчас вообще ничего не ясно». Тем не менее, насколько можно понять, перед нами не прототип, не опытная машина, а самолет, изготовленный по серийной документации. И, по известной информации, уже строится еще минимум два Ту-160М.
На кадрах обращает на себя внимание то, что весь самолет — цвета голого дюраля, а закрылки — снежно-белые. Скорее всего, их взяли с одного из летающих Ту
Пролог к новому ракетоносцу
Что в Ту-160М нового? Прежде всего отметим то, что в 2017 году на Казанском авиазаводе — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) — восстановили технологии вакуумного отжига, сварки и сборки узлов из титановых сплавов (речь об оборудовании для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины). Без этого было бы невозможно сделать «хребет» машины — титановую балку центроплана. По нашим данным, строительство взлетевшего вчера самолета началось в 2018 году… У новорожденного новые все двигатели. Это НК-32, производство которых в обличье НК-32-02 восстановили в Самаре. Это впервые: предположительно, у прототипа Ту-160М (доведенного до такого формата строевой машины, поднята 2 февраля 2020 года) новыми были не все из четырех двигателей. О том, насколько сложно идет дело, говорит хотя бы тот факт, что в августе военные заключили контракт на поставку до 2024-го всего 8 таких движков… Вероятнее всего, на машине установлено и совершенно новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).
О системе управления вооружением речи, скорее всего, пока не идет. Но стоит напомнить, что главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.
Создание флота Ту-160М делится на две подзадачи: модернизацию имеющихся 15–16 «Белых лебедей» и строительство новых (контракт до 2027 года заключен на 10 ракетоносцев). Но, несмотря на масштабность проекта, Ту-160М все же видится переходным этапом, пробой сил для строительства в Казани же ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации), который должен заменить и Ту-160, и Ту-95, и Ту-22М3. Ранее источники «БИЗНЕС Online» утверждали, что отдельно на Ту-160М средства не выделяют — только с перспективой производства ПАК ДА. Он будет в 2 раза дешевле Ту-160М: дальнобойность ракет позволит не заходить в зону ПВО противника, т. е. делает ненужным сверхзвуковой режим, поэтому двигателей будет не четыре, а два, отпадет надобность в сверхдорогих титановых балках. Только вот для его создания нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? При помощи работы над Ту-160М.
Предположительно, планер первого ПАК ДА уже изготавливается в Казани, двигатели (на основе НК-32-02) «Кузнецов» уже должен был начать испытывать, БРЭО тоже на подходе (уверяют, что у него одна база с оборудованием Ту-160М). Т. е. все материальные и нематериальные вложения в Ту-160М должны стать основой для создания нового ракетоносца. Мелькала информация, что предварительные испытания назначены на апрель 2023 года, государственные — на февраль 2026-го, а в серию самолет пойдет в 2027-м.
Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью (на фото Х-101 под крылом Ту-95МСМ)
Новая эпоха КАЗа?
Подо все это потребуется героическими усилиями все-таки завершить модернизацию КАЗа — по имеющейся информации, ее кровь из носу должны закончить в 2022 году. Крайним из объектов станет новый цех агрегатной и окончательной сборки.
Кроме того, перед КАЗом с «Туполевым» стоит еще ряд важнейших задач. Прежде всего это модернизация дальнего бомбардировщика Ту-22М3 до варианта Ту-22М3М. В конце 2018 года первый полет совершила первая машина, а как ранее сообщалось, до стандарта Ту-22М3М должно быть доведено 30 самолетов. Ожидалось, что соответствующий контракт заключат до конца 2020-го, но его пока нет. Не исключено, что это зависит от того, как пойдет достройка двух планеров Ту-22М3, стоящих на КАЗе с начала 1990-х.
Также остается «стандартная» для КАЗа задача по строительству специальных Ту-214 — для правительственного авиаотряда, военных и силовиков. Напомним, что предстоит перепрофилировать два Ту-214ОН, оставшихся не у дел, после того как Россия вслед за США вышла из договора по открытому небу. По всей видимости, эти легальные разведчики превратят в полноценные разведывательные самолеты по типу Ту-214Р. Возможно, все-таки пойдет и тема противолодочного Ту-214, аналогичного американскому комплексу P-8 Poseidon.
Еще КАЗу надо завершить программу по организации в Казани полного цикла испытаний самолетов. И только совсем уж специфические испытательные полеты по-прежнему будут проводить в Жуковском (аэродром Раменское Летно-испытательного института им. Громова — ЛИИ), в летно-испытательном центре минобороны и на аэродромах дальней авиации.
Первый полет новой машины — прекрасное психологическое подспорье для всех этих важных дел. Но справедливым ли будет сказать, что в жизни КАЗа наступает новая эпоха? «Не то слово! — отреагировал на наш вопрос советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Хотя по проекту много вопросов, и их решение зависит не только от завода».
Остается добавить, что вчерашний полет — несомненный праздник не только для «Туполева» (в том числе его новоиспеченного председателя совета директоров Рустама Минниханова), КАЗа, но и для всей Казани, издавна претендующей на титул авиационного города.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 285
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.